Взаимодействие с родителями

Стряхова Ольга Александровна
Современные дошкольные образовательные учреждения нацелены на активное сотрудничество с семьями своих воспитанников. Главная цель диалога заключается в повышении уровня педагогических знаний, умений и навыков, используемых родителями в процессе воспитания детей. Постоянное взаимодействие с ДОУ позволяет избежать трудностей и ошибок в домашнем воспитании и максимально реализовать воспитательный потенциал семьи, понять, что лежит в основе деятельности ребенка-дошкольника. Первое, что требуется воспитателю для информационного взаимодействия с родителем — доброжелательность и открытость. Доверительные отношения могут сложиться только при условии обмена информацией о действиях и состоянии дошкольника. Родителям необходимо участвовать в жизни дошкольного учреждения, и крайне важно донести до них эту мысль. Первое, что требуется воспитателю для информационного взаимодействия с родителем — доброжелательность и открытость. Доверительные отношения могут сложиться только при условии обмена информацией о действиях и состоянии дошкольника. Родителям необходимо участвовать в жизни дошкольного учреждения, и крайне важно донести до них эту мысль.
  1. Система взаимодействия с родителями.
  • В основе системы отношений ДОУ с родительским составом лежит информирование о результатах воспитательной работы в ходе организации родительских собраний. Встречи с родителями направлены и на привлечение их к общественной жизни детского сада. Родителей знакомят с содержанием работы по физическому, психическому и социальному развитию ребенка, уведомляют о планировании спортивных и социокультурных мероприятий, прислушиваясь к их мнению и предложениям. В целях взаимодействия родителей и детского сада организуют Советы родителей. На базе такого объединения обсуждается подготовка к школе, задания для дошкольников.
  1. Принципы взаимодействия ДОУ с родителями.
  • Взаимодействие с родителями — полноправными участниками образовательного процесса — строится на основе определенных философских принципов.
  • Переход от информационного сотрудничества к межличностному общению.
  • Доброжелательность в процессе коммуникации.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, но не наставничество.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями будет иметь высокую эффективность только при наличии: общих целей и интересов;

  1. согласия родителей на участие в жизни ДОУ;
  2. готовности обеих сторон к обсуждению целей и задач воспитания;
  3. возможностей для совместного планирования; обратной связи;
  4. обучающих методик для родителей;
  5. анализа результатов взаимодействия.
  • Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на систематическую работу по популяризации вариативных форм образования детей до школы.
  1. Формы взаимодействия ДОУ и семьи.
  • Взаимодействие ДОУ и родителей оказывает благоприятное влияние не только на образовательный процесс, но и на адаптацию ребенка к новому окружению. В целях повышения интереса родителей к вопросам воспитания детский сад реализует различные виды информирования.
  • Беседа.
  • Одной из наиболее результативных форм общения с родителями является индивидуальная беседа. Диалог о жизни ребенка в детском саду и за его пределами организуют для закрепления положительных отношений с семьей и получения информации о воспитаннике. Беседы практикуются ежедневно.
  • Родительское собрание.
  • Родительское собрание — еще один формат взаимодействия с родителями. Для таких встреч характерно активное включение родителей или законных представителей ребенка в обсуждение текущих задач, обмен точками зрения, совместный поиск решения проблемы родителей и педагогов. Из раза в раз тема собрания может меняться в соответствии с образовательной ситуацией и возрастными особенностями воспитанников. На повестку могут быть вынесены следующие темы: «Адаптационный период», «Роль семьи в развитии речи», «Семейное чтение», «Творчество родителей и детей». Бывает, что активные участники родительских собраний в ДОУ становятся инициаторами организации Родительского совета.
  • Групповые консультации. Отличные результаты показывает общение с родителями в формате групповых консультаций. Ценность такого взаимодействия выражается в предварительной проработке проблемных вопросов, регулярно поступающих от группы родителей, и подготовке специализированного ответа на них.
  • Другие формы взаимодействия.
  • Дошкольный процесс образования предусматривает и такие формы информирования семьи, как круглые столы, консультации, устные журналы. Мероприятия для родителей могут проходить в формате интервью, принимать форму свободного или стандартизированного опроса. Так или иначе, основная цель этих форм коммуникации с родителями — получение ответов на вопросы по теме образовательного процесса или решение отдельных проблем, возникающих в процессе воспитания ребенка. Сотрудничество с родителями в ДОУ организуется и в целях повышения эффективности программ по обеспечению детской безопасности. Помимо информирования на занятиях с непосредственным участием дошкольников, важная информация по антитеррористическим мерам, пожарной и дорожной безопасности, профилактике детского травматизма доводится до сведения родителей.
  • Совместные мероприятия.
  • В целях формирования доверительных отношений с родителями дошкольников в учреждениях могут быть организованы совместные походы в парки, музеи, театры, библиотеки. Практикуются и другие виды совместной деятельности — прогулки по территории ДОУ, уборка территории, высадка деревьев и цветов, оформление подарков и украшений, подготовка праздников. Взаимодействие с родителями осуществляется в процессе ремонта, очистки снега, выполнения других работ по благоустройству прилегающей территории.
  • Родительский уголок, украшение группы.
  • В дошкольных образовательных учреждениях для взаимодействия с родителями используют визуальные каналы распространения информации. К примеру, родительский уголок, включающий в себя сведения о режиме дня, питании, особенностях образовательной программы и другие важные сообщения, связанные с реализацией образовательного процесса. Специалисты заинтересованы в том, чтобы оформление группы в детском саду производилось совместно с родителями, впрочем, как и организация выставок детского творчества. Педагог приобщает семьи к участию в конкурсах, творческому оформлению окон, работ в разных техниках рукоделия. Этот способ не только сближает родителя и ребенка, позволяя родителю чувствовать себя участником образовательной деятельности, сотворчества, но и повышает уровень доверия к педагогу.
  • Папки-передвижки.
  • Для передачи полезной информации по ответственному родительству воспитатели занимаются созданием папок-передвижек и рукописных журналов. В таком формате специалисты могут предоставлять родителям ценный теоретический и практический материал, направленный на расширение их знаний и умений в процессе воспитания детей.