3.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования и воспитания. Проведение открытых уроков

Хольшина Марина Александровна

Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования и воспитания. Проведение открытых уроков

Для преподавателя продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования через совершенствования методов обучения и воспитания через проведения  открытых уроков/занятий – формы организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени  организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все учащиеся овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 
Технологическая карта урока

Тема урока: Главные районы международного туризма.

Цель: в условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании рекреационных ресурсов мира; оценить рекреационные ресурсы мира, выявить их географию.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с понятием «туризм». Определить, какую роль он играет в мировой экономике. Познакомить учащихся с классификацией туризма. Познакомить учащихся с наиболее выдающимися памятниками регионов Средиземноморья.

Развивающая: Умения определять и описывать различные географические объекты, умения работать в группах. Развивать творческие способности учащихся. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером 

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к путешествиям и новому познанию, патриотизм, любовь к родному краю, его достопримечательностям, сформировать эстетическое отношение к природе.

Планируемые результаты обучения:

личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

метапредметные: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

предметные: владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем.

Тип учебного занятия: «Открытие «новых знаний» (урок изучения нового материала).

Продолжительность урока: 90 минут

Форма урока: интегрированный (бинарный) с применением ИКТ. География –Туризм.

План урока

  1. Роль туризма в мировой экономике.
  2. Классификация международного туризма.
  3. Международные туристические макрорегионы.
  4. Путешествие по Средиземноморью.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентации учащихся, выполненные в программе POWER POINT.

Дидактические материалы, опережающие задания, связанные с подготовкой учащимися проектов по культуре Турции, Греции, Италии.

Ход урока

Организационный момент (3 мин.)

Цель: включение студентов в деятельность на личностно-значимом уровне.

Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с другими обучающимися и учителем. Создание положительной мотивации.
Приветствует студентов. Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит обучающихся к общению

Учитель 1. Добрый день уважаемые гости, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы объединили два предмета: географию и туризм.

Актуализация знаний (5 мин.)

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.

Организует фронтальную работу, задает вопросы: Вспомним тему прошлых уроков?

Учитель 2.Тему урока мы вам предлагаем определить самостоятельно. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какая отрасль экономики в настоящее время играет важную роль в таких странах, как Египет, Греция, Сингапур?

Ответ. Важную роль в экономике многих стран мира сегодня играет туризм.

Определение темы урока

Учитель 1. Итак, Тема урока: Главные районы международного туризма. (На экране: тема урока).

Учитель 2. Почему же, изучая данную тему, мы объединили географию и туризм?

Ответ.
 Туризм включает в себя не только географические, природные объекты, но и культурные).

Постановка цели

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Исходя из вышесказанного, определите, пожалуйста, цели урока.
Ответ.

1. Мы должны узнать, что такое туризм.

2. Определить, какую роль он играет в мировой экономике;

3. Познакомиться с наиболее выдающимися памятниками некоторых регионов.

Учитель 1. Вы должны также познакомиться с классификацией туризма по разным критериям; Выделить крупные макрорегионы туризма.

Мотивация (2 мин.)

Учитель 2. Ребята, а зачем нам необходимо знать о туризме так много информации?


Ответ
 Нам это необходимо, для того чтобы правильно выбирать регион, интересный маршрут, знать, какие достопримечательности, в каком регионе или стране можно увидеть.

 

Открытие новых знаний (40 мин.)

Учитель 2. Итак, ребята, мы с вами определили тему и цели урока. А теперь давайте выясним: к какой сфере экономики он относится?

Ответ.
 Туризм относится к сфере услуг.

Учитель 1. Что такое туризм?
Ответ.
 Туризм – одна из форм обмена услугами.

Учитель 1. Так как услуги туристической индустрии платные, то он связан с движением капитала. А это оказывает влияние на платежные балансы стран. В странах, наиболее привлекательных для туристов (Франция, Италия, Испания) баланс положительный, а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие (Германия, Канада) – отрицательный.

Кроме того, роль туризма в мировой экономике определяется числом занятых в ней людей. В туристической отрасли занято около 180 млн. человек. В развитых странах это составляет 5-6 % экономические активного населения, а в развивающихся - до 50% занятых.


На экране: Схема «Занятость населения в туристической отрасли»

Несмотря на то, что услуги туризма довольно дороги, число туристов растет с каждым годом.

Что же заставляет людей путешествовать? Назовите цели туристических поездок?

Ответ.
 Люди путешествуют с целью отдыха, на оздоровления, посещения родственников. Путешествия могут иметь научный, религиозный характер.

Учитель 1. Таким образом, мы модем выделить виды туризма по целям: рекреационный, религиозный, научный, деловой, посещение родственников и знакомых, оздоровительный.

Учитель 1. Существует классификация туризма по объектам изучения. Исходя из предложенных на слайде иллюстраций, определите его виды.

На экране: иллюстрации, раскрывающие виды туризма по объектам изучения.

Ответ

  1. горный 
  2. приморский 
  3. морской 
  4. речной 
  5. экологический 
  6. городской 
  7. экстремальный 


Учитель 1. Ребята, как вы думаете, все ли виды транспорта можно использовать втуризме?

Ответ
. Да, все виды транспорта.

Учитель 2. Подумайте, а какой вид транспорта наиболее популярен в туризме?
Ответ.
 Наверное речной и морской.

Учитель 1. Да, действительно, большинство туристов предпочитают морские круизы. Выделяют 4 морских бассейна.

  1. Карибский
  2. Средиземноморский
  3. Азиатско-Тихоокеанский
  4. Бассейн Северного и Балтийского моря


На экране: Страны с наибольшим развитием международного туризма

  1. Европейский
  2. Американский
  3. Азиатско-Тихоокеанский - 92% туристов
  4. Ближневосточный
  5. Африканский
  6. Южноазиатский - 8% туристов


На экране карта-схема «Туристические макрорегионы мира».

Ребята, на развитие туризма оказывает влияние много факторов, начиная с социально-экономических и заканчивая геополитическим положением. Поэтому уровень развития туризма в разных странах различный.

Обратите внимание на показатели. Какие страны являются лидерами по количеству туристов, приезжающих в страны?

Ответ. Франция, Италия, США, Испания.

Учитель 1. Какой стране принадлежит первое место по доходам от туристического бизнеса?


Ответ.США.

Учитель 1. Какие страны развитые или развивающиеся преобладают в двадцатке стран?  

Ответ.
 15 развитых, 15 развивающихся
Учитель 1. Какой же вывод мы можем сделать?

Ответ.
 Международный туризм очень быстро развивается.

Учитель 1. Да это действительно так. По прогнозу ВТО к 2010 году в мире будут путешествовать – 1 млрд. человек. А к 2020 году около 1,6 млрд. человек.

Учитель 2. А теперь, ребята, мы приглашаем вас в путешествие по самому развитому туристическому региону – Европейскому и предлагаем отправиться в морской круиз по Средиземноморью.

На экране: слайд «Путешествие по Средиземноморью»

Как вы думаете, почему мы выбрали именно этот регион?
Ответ
. В этом регионе сосредоточены интересные исторические и культурные памятники Древней Греции, Древнего Рима, Древней Византии.

Учитель 1. Итак, мы, капитаны, приветствуем вас на борту белоснежного лайнера «Мечта». Вас обслуживают: штурман лайнера – Хольшина Марина; а также профессиональные экскурсоводы, которые подготовили интересные проекты, связанные с нашим заочным путешествием.

Учитель 2. В путь! Мы предоставляем слово нашим гидам.

Выступление экскурсоводов сопровождается показом слайдов.

1. Защита проекта

«Путешествие по Турции»

Экскурсовод 1.Ув. господа! Наш лайнер делает остановку в Турции.

Столица – Анкара. Государственный язык – турецкий. Самая высокая точка страны – гора Большой Арарат. Крупные реки – Евфрат и Тигр.

На юге страны климат средиземноморский, на севере – умеренно-теплый.

Растительный и животный мир богат и отличается эндемичностью.

По экономическому развитию относится к развивающимся странам. Наиболее развиты горнодобывающая, металлургическая, нефтяная, текстильная отрасли. Страна полностью обеспечивает себя продуктами питания. В сельском хозяйстве выращивается табак, маслины, цитрусовые. Хорошо развит туристический бизнес. Главные туристические центры – это античные города: Троя, воспетая Гомером, Мира, прославленная великими делами Святого Николая, Памуккале, известный своими солевыми источниками. И, конечно же, Стамбул, бывший Константинополь – столица Древней Византии.

 Прогулка по Стамбулу

Экскурсовод 2. Ув. господа! Добро пожаловать в сердце Древней Византии. Своим сегодняшним названием Стамбул обязан туркам, завоевавшим город в 15в. Но до их прихода город назывался Константинополь. Константинополь был не только столицей могущественной Византии, но и центром христианского мира.

В безоблачном небе над берегами Босфора парил орёл со змеёй в когтях. Змея извивалась, пытаясь ужалить врага, но орёл камнем упал вниз и раздробил ей голову ударом мощного клюва. Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина, искавшие место для новой столицы. Битву орла со змеёй они восприняли как знак свыше. На месте старой греческой провинции Византий был основан город Константина – Константинополь, который 11 мая 330 года официально провозгласили столицей Римской империи, новым Римом. Вскоре Константинополь стал столицей самой могущественного христианского государства средневековья - великой Византии, которая просуществовала целое тысячелетие.

Ув. господа! Мы направляемся к главной достопримечательности города – древнему константинопольскому храму Святой Софии. Сегодня – это центральная мечеть Стамбула, о чём свидетельствуют 4 башни – минарета, построенные турками – мусульманами вокруг Софийского собора. Храм Святой Софии был гордостью Константинополя. Названный в честь христианской великомученицы Софии, по преданию казнённой во 2в. в Риме вместе с дочерьми Верой, Надеждой, Любовью, он стал главным собором империи. По замыслу императора Юстиниана, Софийский собор должен был воплощать идею величия христианской веры, могущества империи и власти императора. С этой задачей блестяще справились выдающиеся архитекторы Исидор и Анфимий. Они создали новый тип храма – купольную базилику, совершив чудо. Прямоугольное стометровое здание собора – базилику они увенчали грандиозным куполом диаметром в 31, 5 метра. Гигантская полусфера купола поддерживалась пространственным «скелетом» многочисленных арок и сводов, несущим основную нагрузку.

Здесь, в Софийском соборе, находятся удивительные мозаики, созданные выдающимися византийскими мастерами. Техника византийской мозаики уникальна. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой прокладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись под разным наклоном, что позволяло проникающим лучам солнца или свету зажжённой свечи вспыхивать, отражаться золотом, пурпуром синевой. Ув. Господа, перед вами мозаика 11 в. «Император Константин Мономах и Императрица Зоя перед Христом». Император Константин Мономах 9 и его жена Зоя изображены по обе стороны от Христа. Мозаика подчёркивает идею божественности и непогрешимости императорской власти, хотя в реальной жизни всё было далеко не так. Зоя – дочь Константина 8, который не имел сыновей. Чтобы его македонская династия не прервалась, перед смертью он выдаёт свою среднюю дочь, пятидесятилетнюю Зою, за образованного и знатного Романа Аргира. Через несколько лет Зоя, недовольная пренебрежением мужа, велела утопить его в бане и вышла замуж за молодого сына менялы. Новый муж и заказал мозаичистам два портрета – свой и супруги. Но вскоре молодой супруг умирает. Следующий муж постриг Зою в монахини, сослал на Принцевы острова и приказал уничтожить её портрет в храме Святой Софии. Однако народ потребовал возвращения «матушки императрицы». И в 64г. Зоя вновь выходит замуж. Её новым избранником стал богатый константинопольский аристократ Константин Мономах. Вот тогда Зоя и приказала переделать портреты: её изображение было восстановлено, а место прежнего супруга занял новый.

Софийский собор украшают и другие замечательные мозаики, созданные в византийский период с 9 по 12 века. Храм Святой Софии по-прежнему поражает нас своим величием и красотой, оставаясь выдающимся памятником мировой культуры.

Константинополь – Стамбул прощается с вами, ув. господа! До новых встреч! Счастливого пути!

Учитель 2. Наш лайнер пристаёт к берегам Греции.

2. Защита проекта «Путешествие по Греции»

Экскурсовод 3. Ув. господа! Наш лайнер приближается к Греции. Это президентская республика. Столица – Афины. Омывается Средиземным, Эгейским и Ионическим морями. Численность населения около 11 млн. человек. Государственный язык – греческий. Климат - средиземноморский, субтропический, с мягкой зимой и сухим летом. В горах - более прохладный и влажный. Лесов мало, но широко распространены вечнозеленые кустарники. Животный мир беден млекопитающими, много пресмыкающихся и птиц.
Греция – экономически развитая страна. Наиболее развиты пищевая, лёгкая, текстильная, горнодобывающая отрасли. На мировом рынке славится продукцией сельского хозяйства: виноградом, грецкими орехами, маслинами. Туризм является одним из важнейших секторов экономики. Главные туристические центры – это Афины, колыбель греческой культуры, Крит, родина Минотавра, Родос, славящиеся достопримечательностями античной эпохи, а также Фессалиники – родина просветителей Кирилла и Мефодия. 

Прогулка по Афинскому Акрополю

Экскурсовод 4. Ув. господа! «Страна героев и богов» приветствует вас! Именно так назвал великую Элладу А.С.Пушкин. Добро пожаловать в Афины – колыбель античного мира! Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя, общественного и культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V веке до н.э. Давайте совершим небольшую прогулку по знаменитому Афинскому Акрополю, где, кажется, “поселились” все олимпийские боги Древней Греции. Он был воздвигнут в честь Афины и её мужа Посейдона-Эрехтея на том месте, где, по преданию, проходил их спор за обладание Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид – девушек, торжественно поддерживающих карниз и заменяющих колонны. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела. Акрополь стал средоточием всех высших святынь афинян, непревзойденным образцом художественного творения древнегреческих мастеров. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник “золотого века” античной культуры до сих пор сохраняет величавость и органическую стройность. Ув. господа! Афины прощаются с вами, но «чудный древний мир святой Греции» навсегда останется в вашем сердце. Счастливого пути!

3. Защита проекта «Путешествие по Италии. Прогулка по Риму».

Экскурсовод 5.
 Ув. господа! На пути нашего следования величественная Италия! Столица страны – Рим. Это президентская республика. Расположена на Аппенинском полуострове и островах Сардиния и Сицилия. Население около 60 млн. человек. Исповедание – католики. Полуостровная и островная часть Италии находится в средиземноморском климате, на севере страны – более холодный. Растительность страны разнообразна: от вечнозеленых лесов и кустарником до альпийских лугов в горах. Диких животных из-за большой распаханности мало, преимущественно в заповедниках. По уровню экономического развития Италия входит в «большую семерку». Ее условно можно разделить на промышленный север и сельскохозяйственный юг. На мировом рынке Италия славится продукцией автомобилестроения, текстильной и обувной промышленности, одежды. Основные сельскохозяйственные культуры: виноград, оливки, фрукты. Италия занимает первое место по выращиванию винограда и маслин. Высоко развита сфера обслуживания, а также индустрия туризма. Италия – один из центров европейского туризма. Ее называют музеем под открытым небом. Главные туристические центры – это Венеция, славящаяся своим муранским стеклом, Парма, известная вкуснейшим сыром «Пармизан», Сиена, город традиционных конных состязаний, Милан, один из самых могущественных городов Средневековья, Падуя, интеллектуальный центр Италии, Пиза, привлекающая к себе внимание туристов знаменитой Пизанской башней. Флоренция, родина Ренессанса. Все эти города хранят выдающиеся памятники культуры Средневековья, Возрождения и других исторических эпох. Рим – самая важная достопримечательность Италии, бывшая столица великой Римской империи. 

Прогулка по Риму

Экскурсовод 6. Ув. господа! Добро пожаловать в Рим – сердце древней Римской империи! Рим был основан Ромулом и Ремом, братьями близнецами, которых, по легенде вскормила Капитолийская волчица. Мы направляемся в главный исторический центр Древнего Рима. Перед вами Форум Романум – выдающийся памятник архитектуры эпохи Римской республики. Это центральная площадь города , на которой происходили самые главные городские события. Даже её руины свидетельствуют о грандиозности архитектурного ансамбля Форума Романума. С одной стороны к площади примыкал Табуларий – здание городского архива. На площади возвышались огромные по своим размерам главные храмы города. Самым любимым архитектурным элементом римлян стала изобретённая ими арка. Она использовалась и для создания триумфальных памятников, возведённых в честь побед императоров и полководцев. Перед вами Арка Тита, воздвигнутая у входа на римский Форум в эпоху империи в 81г. в память о победе императора Тита над восставшей Иудеей. Ув. господа, мы направляемся к самому грандиозному архитектурному творению эпохи Римской империи – Колизею, от латинского «громадный», построенному в 75 – 90 гг., в эпоху правления династии Флавиев. Отсюда и его название – Флавиев Колизей. Это амфитеатр, имеющий форму эллипса размерами 156 х 198 м и рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Римляне, в отличие от греков, не очень любили театр. Поэтому на арене Колизея, как правило, происходили морские бои, сражения людей с экзотическими животными, иногда ужасающие по своей жестокости представления. Самым любимым развлечением римлян стали гладиаторские бои.
Ув. господа, мы покидаем центр Древнего Рима и направляемся к Пантеону - «храму всех богов», ещё одному уникальному архитектурному памятнику эпохи Римской Империи, Пантеон представляет собой новый тип храма – центрально – купольный. Это самая грандиозная купольная постройка античности. Высота здания – 43,7м, диаметр купола, который представляет собой полусферу с круглым отверстием вверху составляет 43,2 м. Выстроенный Апполодором Дамасским, Пантеон стал храмом, олицетворяющим саму божественную идею всего человечества. Пантеон известен ещё и тем, что в нём находится захоронение выдающёгося итальянского художника Возрождения Рафаэля. Ув. господа, по мнению современных жителей Рима, турист обязательно должен выпить чашечку кофе в кафе у Пантеона.
А сейчас мы отправляемся в современный центр Рима, где находится Собор Св. Петра, самый грандиозный храм христианского мира, шедевр архитектуры Высокого Возрождения. Мы входим на площадь Св. Петра, которая по своим размерам в несколько раз превосходит Красную площадь в Москве. Папа Римский часто читает свои проповеди именно здесь, обращаясь к христианам всего мира со ступеней храма. В соборе хранится одна из главных христианских святынь – мощи святого Петра, по имени которого храм и получил своё название. Здесь же находятся и захоронения римских пап. Собор примыкает к Ватикану – резиденции Папы, и является своеобразной границей Рима и Ватиканской республики. Донато Браманте, гениальный автор проекта храма, воплощает замысел идеального симметричного центрально - купольного здания. Браманте успевает возвести собор только до высоты могучих арок. После смерти мастера в строительстве храма участвовали Рафаэль, Микеланджело., Перуцци . Собор был достроен лишь в 17 в. Внутреннее убранство храма великолепно. Для украшения собора использовался многоцветный апенинский мрамор. Храм украшен замечательными фресками мастеров Возрождения. Одной из главных достопримечательностей собора является гениальное творение Микеланджело - скульптурная композиция «Пьетта», оплакивание Христа. Ув. господа, мы направляемся в музей Ватикана – один из самых выдающихся музеев мира. О сказочном богатстве римских пап ходили легенды. И сегодня мы можем видеть далеко не все сокровища Ватикана. Главная достопримечательность музея – Сикстинская капелла, украшенная фресками гениальных мастеров эпохи Высокого Возрождения Рафаэля и Микеланджело. Перед нами великое произведение Рафаэля «Афинская школа», прославляющая мощь разума. Образы античных философов Платона и Аристотеля соединены здесь с образами выдающихся современников Рафаэля. Портретные черты великого Леонардо да Винчи мы видим в фигуре Платона. Задумавшийся художник – это Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы расписан фресками на библейские темы. Их гениальный создатель - Микеланджело Буонарроти. Над своим творением он работал в тяжелейших условиях 4 года и чуть не потерял зрение. Мастер расписывал потолок часами, при скудном освещении. лёжа на высоких лесах. Одним из самых грандиозных росписей Сикстинской капеллы можно считать фреску Микеланджело «Страшный суд», созданную уже в поздний период творчества. Перед нами предстают потрясающие по своему драматизму картины апокалипсиса, конца света. Мы покидаем Ватикан, в качестве сувенира на память вы можете приобрести монету Ватикана. Ув. господа! Рим не прощается с вами, он говорит вам «До свидания». Вы обязательно вернётесь сюда, если бросите монетку в фонтан де Треви, расположенный в центре.

Учитель 2. Ребята, наше заочное путешествие по Средиземноморью подошло к концу. Посмотрим, что же нового вы узнали?

Учитель 1. Молодцы, ребята, вы были внимательны.

Учитель 2. Чему же еще научило вас наше путешествие?

Ответ.
 Оно научило нас уважению к культурному и историческому наследию человечества, пробудило в нас любовь к красоте, созданной руками человека.

Учитель 1. Да, ребята, это так. А теперь подведем изучение новой темы урока. Какова роль туризма в современном мире?

Ответ.
 

1.Туризм влияет на экономику стран
2.Он способствует развитию и сохранению памятников природы.
3. Туризм способствует активному общению людей.

Учитель 1. Совершенно верно, особенно важно влияние туризма на коммуникативное общение людей всех стран мира.

Учитель 2. Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Мы будем вспоминать о нём долгими зимними вечерами, листая памятный альбом с фотографиями удивительных достопримечательностей. Сейчас у вас есть возможность ещё раз насладиться великолепными произведениями искусства, увиденными нами во время путешествия.

Практическая работа (15 мин.)

Задание:

  1. Обозначить на контурной карте районы приморского туризма

(Центральную Америку, Средиземноморье море (Лазурный Берег-Ривьера), Адриатическое море в Хорватии; Балеарские острова; северо-восточную часть Индийского океана); пляжи Калифорнии, Флориды

курорт Акапулько (Мексика)

южное бразильское побережье (Копакабана)

  1. Объяснить, почему эти районы являются центрами приморского туризма.
  2. Обозначить на контурной карте условными знаками районы круизных маршрутов:
  • Карибский бассейн;
  • Средиземное море;
  • Северное море;
  • Балтийское море;
  • западная часть Океании
  1. Объяснить, почему именно эти районы являются местами круизного туризма
  2. Подпишите на контурной карте центры паломничества
  • Рим (для католиков),
  • Иерусалим (для христиан, иудаистов, мусульман),
  • Мекка, Медина (для мусульман),
  • Ганг (для индуистов),
  • Лумбина (для буддистов),
  • Пекин (для даосистов).
  1. Выделите штриховкой страны, где распространены мировые религии (какие?).

Закрепление (15 мин.)

Цель: закрепить знания

Учитель организует совместную работу с обучающимися с туризмом, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях.

Сегодня, я хочу предложить Вам попробовать себя в роли сотрудников туристической фирмы. Разбиться на группы по следующим направлениям: историческое, спортивное, оздоровительное, спелеологическое. Каждая группа представляет собой туристическую фирму. В ходе групповой работы должны использовать свои географические и культурологические знания по объектам рекреации РХ - изготовить туристический буклет. В конце работы представитель от группы представляет классу свой проект.

Ответы дают устно. Выступления от групп с защитой туристического буклета.

Учитель 2. Своё впечатление о нашем путешествии отразите, пожалуйста, в синквейне. План его составления на экране. Первый ряд делится впечатлениями о Турции, второй – о Греции, третий – о Риме.

План синквейна на партах.

Учитель 1. Проверяет задание.


Ученики читают синквейны. Учителя оценивают лучшие синквейны.

Учитель 1. А теперь давайте оценим работу наших экскурсоводов, туристов и штурмана. Оценивание проектов производим по критериям, которые лежат у вас на партах.

Учащиеся оценивают проекты экскурсоводов. Учителя оценивают работу учащихся на уроке.

Рефлексия (3 мин.)

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.

Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.

Предлагает оценить вклад студентов в достижение поставленных в начале урока целей, активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Задает домашнее задание, комментирует задание (2 мин.)

  1. Стр. 155 учебника
  2. В контурной карте (стр. 12-13)

      выполнить практическую работу

3.   Задание по выбору:

Составление туристического маршрута:

  •  по Самарской области;
  •   по России;
  •   по странам СНГ;
  •   по  странам Зарубежной Европы;
  •   по странам Зарубежной Азии;
  •   по странам Африки;
  •   по странам Северной Америки;
  •   по странам Латинской Америки;
  •   по Австралии и Океании;
  •   кругосветного путешествия

Диагностика

Результативность занятия отслеживается по работе учащихся на уроке.

В классе 28 студентов, присутствовало на уроке28.

Отметку «отлично» получили 6учащихся-экскурсоводов; 4учащихся за подготовку материалов к презентации урока; «отлично» и «хорошо» за выполнение синквейна и дополнения на уроке – 11 учащихся.

Критериями успешности работы являются:

  1. Степень усвоения учащимися основных понятий по теме.
  2. Степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений о туризме, его роли в мировой экономике; о выдающихся произведениях искусства.
  3. Степень умения работать с терминологическим материалом, искусствоведческими источниками.

Результативность отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы на уроке: выполнения ими творческих практических заданий по составлению синквейна, ответов на вопросы учителя, создания компьютерной презентации, защиты проектов.

Критерии оценки проекта

  1. Соответствие содержания проекта теме. Актуальность выбранной темы в рамках данного раздела.
  2. Объём и полнота разработки.
  3. Уровень творчества. Оригинальность раскрытия темы.
  4. Использование литературных источников, цитат, иллюстраций.
  5. Качество оформления презентации. Использование эффектов анимации, звука.
  6. Грамотность речи.
  7. Умение отвечать на вопросы аудитории.


Примеры синквейнов, написанных учащимися

1. Рим. Грандиозный, величественный. Удивляет, восхищает. Рим - уникальный город мира, музей под открытым небом, соединивший в себе культурные традиции античности, Средневековья и Возрождения.

Удивительная по своей красоте архитектура Рима, выдающиеся произведения Рафаэля, Микеланджело вызывают во мне чувство восхищения, преклонение пред человеческим гением.

2. Мозаика. Удивительная, потрясающая. Поражает, завораживает. Византийская мозаика – неповторимый шедевр средневекового искусства, в котором отразилась оригинальность и гениальность древних мастеров. Произведения византийских мастеров взывают у меня чувство благоговения, чувство сопричастности истории и культуре прошлого.

3. Афинский Акрополь. Ослепительный, великолепный. Потрясает, изумляет. Афинский Акрополь – уникальный памятник мировой культуры, ставший символом целой эпохи – эпохи «героев и богов». Архитектура Афинского Акрополя вызывает во мне чувство восторга и трепета, чувство гармонии мира и человека.

Порядок и содержание работы в группах

1. Определите порядок выступления в группе. При ответе используйте необходимые схемы, рисунки учебника, тематические карты атласа и другую дополнительную информацию.
2. Выслушайте сообщения всех членов группы. Во время устного сообщения следите за тем, чтобы прозвучали ответы, на все поставленные к данной теме вопросы. Время ответа 5-7 минут.
3. Обсудите ответы товарищей. Оцените ответ каждого, используя бальную систему оценки. Бланк учета качества ответа прилагается.

Ведомость оценки ответа в группе

Пункты оценки (max 3 балла) / Фамилии

 

 

 

 

 

1. Владение материалом:

  • свободное владение с опорой на развернутый план
  • владение с опорой на план и текст учебника
  • слабое владение материалом

 

 

 

 

 

2. Владение навыками работы с тематическими картами:

  • свободное чтение карты
  • владеет слабо, допускает неточности
  • испытывает значительные затруднения

 

 

 

 

 

3. Развернутый план:

  • пункты плана сформулированы четко и кратко, раскрывают содержание параграфа
  • пункты плана сформулированы в виде распространенных предложений, не четко
  • работа выполнена в форме тезисного конспекта

 

 

 

 

 

4. Ответы на дополнительные задания к параграфу:

  • задания выполнены полностью и правильно
  • задания выполнены, допущены незначительные недочеты
  • задания выполнены с ошибками

 

 

 

 

 

5. Использование дополнительного материала:

  • соответствовал теме, представлен в краткой форме
  • соответствовал теме, содержание не структурировано
  • материал не соответствовал теме

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» ставится, если ученик набрал 13-15 баллов;
- оценка «хорошо» ставится, если ученик набрал 10-12 баллов;
- оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик набрал 7-9 баллов.



Предварительный просмотр:

                                                       

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС СПО

Автор-составитель

Хольшина М.А.

______ квалификационная категория

Специальность

Туризм

                                  1

Междисциплинарные связи

  1. Предшествующие учебные дисциплины/МДК
  1. Последующие учебные дисциплины/МДК

ОГСЭ.04 Иностранный язык;

- ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  • ОП.02. Организация туристкой индустрии

МДК 03. Предоставление туроператорских услуг

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК.2.1 Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

ПК.2.4 Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК.2.2 Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

ПК.2.5 Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ПК.2.3 Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

ПК.2.6 Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1 Проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут

З1 Основы организации туристической деятельности

У2 Пользоваться оптическими приборами

З2 Правила организации туристских поездок, экскурсий

У3Определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста

Наименование и № раздела

МДК 02. Предоставление услуг по сопровождению туристов  

Раздел 2. Технология и организация сопровождения туристов

 6 часа

Наименование и № темы

Основы организации туристкой поездки

 2  часа

Уровень освоения

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

Формы и методы обучения

Словесные: лекция, беседа. Наглядные: иллюстрации, обычные так и компьютерные. Сообщающее изложение с элементами проблемной ситуации.

Образовательные технологии

Здоровьесберегающая технология обучение в сотрудничестве групповая работа информационно-коммуникационная технология

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Закрепить и обобщить знания о подготовки туристов к туру, поездки.

Закрепить умения структурировать потребности туристской группы или индивидуального тура.

Развивать познавательную способность и туристически грамотно мыслить, т.е. развивать сервисное мышление.

Способствовать формированию уважения к коллегам и оппонентам.

Способствовать формированию профессиональной направленности, личности будущего специалиста и привитие интереса  к дисциплине.

Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения и содействовать воспитанию культуры общения.

Вид занятия

Лекция

Формы организации учебного занятия (выбрать)

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Место проведения учебного занятия

Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации

№ 35 учебной аудитории

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Устные и письменные опросы, анализ практических навыков

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронно-

информационные

Учебно-наглядные пособия: плакаты разделам дисциплины, наличное оборудование отражающеее содержание дисциплины.

Специализированная мебель: доска аудиторная, стойка-кафедра, стол и стул преподавателя, подставка под ТСО, стол и стулья аудиторные, стойка компьютерная.

1. Александрова, А.Ю. Международный туризм; М.: Аспект Пресс - Москва2013. - 470 c.

2. Алексеева Н. П. Туризм / Tourismus; Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет - Москва, 2012. - 336 c.

3. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 192 с.

4. Бутузов А. Г. Этнокультурный туризм; КноРус - Москва, 2013. - 248 c.

5. Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности: учебное пособие / Н. Ю. Веселова. - М. : Дашков и К*, 2014. - 256 с.

1.Кусков, А. С. Туроперейтинг: учебник / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. - М.: Форум, 2013. - 400 с.:

2. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта: учебно-практическое пособие/ О.А. Грачева, Ю.А.Маркова, Л.А Мишина, Ю.В Мишунина. - М.:Дашков и К.,2010.-273с.

3.  Рындач, Марина Алексеевна. Основы туризма: учебное пособие / М. А. Рындач; ред. С. Н. Смоленский. - М. : Дашков и К ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2012. - 204 

4. Соловьев С. С. Безопасный отдых и туризм; Академия - Москва, 2013. - 288 c.

1. http:// www.cfin..ru/management/practice/manag_decision_ 

2. http://katalog.turrjmpot.ru/turizm/c/7.1.1..php

 

  1. http://www/ozpp.ru/zknd/turi

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать по предмету правила организации туристских поездок, экскурсий;

  • требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности;
  • приемы эффективного общения
  • правила проведения инструктажа туристской группы.

Формирования познавательных действий, определяющих умение обучающихся выделять тип заданий и способы их выполнения: основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия и т.д.) в процессе слушания, говорения, выполнения работ.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (инструктаж домашнего задания)

Заполнить паспорт трассы похода.

ПАСПОРТ ТРАССЫ ПОХОДА

Наименование туристского предприятия ______________________

Вид туризма _______________, трасса похода ___________________

__________________________________________________________________

(наименование основных географических пунктов)

Протяженность __________ км, продолжительность __________ сут.

Число туристов в одной группе __________ чел.

 Период работы с ___________ по _____________

Паспорт составлен в 20__ г. в ___________ экз.

План прохождения трассы похода

Участки трассы

Км

Способ передвижения

Технология проведения

Структура учебного занятия

Этапы занятия (мин.)

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Профессиональные компетенции

Знать

Уметь

Практический опыт

1. Организационный момент. Отметка готовности к уроку

Сообщение темы урока

Сообщение целей урока (5мин.)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к проведению занятия

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана занятия

Правила поведения на маршруте

Воспринимать полученную информацию

Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности

2. Подготовка к проведению занятия. Вводный инструктаж. Актуализация темы (5мин.)

Обеспечить обучающихся информацией о порядке проведения занятия

Озвучивает инструктаж перед проведения занятия

Основы организации туристской деятельности правила организации туристских поездок, экскурсий

Анализировать полученную информацию

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

3. Изучение нового материала (50мин.)

Обеспечения восприятия, осмысления и первичного запоминание знаний и способов действий

Транслирование и передача новой информации, координирование групповой деятельности учащихся

Методы и формы заполнения официального документа по подготовки к походу

Проверять документы необходимые для выхода группы на маршрут; уметь объяснять полный спектр походного инвентаря.

ОК 5, ПК 2.3, ПК 2.4.

4. Закрепление полученных знаний. Контроль и оценка занятия. Подведения итогов занятия (15мин.)

Закрепить и проверить усвоение материала: систематизация и обобщение знаний и умений по таким критериям как: виды подготовки туриста к походу: теоретическая техническая, тактическая, требования к руководителю похода. Фиксация результатов деятельности студентов. Беседа и письменная работа в тетрадях.

Организовать коллективную взаимопроверку.

Что усвоено и что подлежит самостоятельному усвоению.

Анализировать результаты своей деятельности и давать им оценку.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

5. Рефлексия учебной деятельности (10 мин.)

Организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотиваций, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и однокурсниками

Побуждает к высказыванию своего мнения, рассказать наиболее значимые моменты занятия

Способы анализа учебной деятельности

Высказывать свое мнение, формулируют конечный результат своей работы

Анализ полученных знаний и умений, оценка личностной удовлетворенности

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5мин.)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Технологический процесс теоретической, тактической и технической подготовки к подходу

Анализ полученных знаний и умений, суметь произвести информацию

ОК 2, ОК 4, ПК 2.1., ПК 2.2.