ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ КФУ

Гимадеева Роза Ракиповна

Тема моей  инновационной работы "Театрализованная деятельность в энокультурной ситуации развития ребенка дошкольного возраста»Каждая образовательная организация, в том числе и дошкольная, ищет свой путь раскрытия и развития личности воспитанников, соответствующий его ресурсам, традициям, потенциалу. В поисках своего пути раскрытия и развития многогранных способностей детей мы как раз пытались отыскать ту грань, на которой каждый ребенок мог бы проявить активность. Этой условной гранью стала театрализованная деятельность.

Мир театра предоставляет поистине неограниченные возможности для  применения детских талантов. Дети не только могут попробовать себя в роли актеров, но и в роли сценаристов, режиссеров, художников, декораторов, костюмеров и т.д. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты, цветы и родительскую похвалу. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет реально развивать личность каждого ребенка на «удовольствии», в ситуации успеха. Это педагогическое кредо нашего коллектива.

 В качестве цели определили развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. Задача педагога заключается в том, чтобы  на каждом возрастном этапе раскрыть природный потенциал каждого воспитанника. Важно в младшем возрасте заинтересовать детей  театрально - игровой деятельностью, показать ее привлекательность и нужность.  В среднем возрасте воспитать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, подвести детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях. В старшем возрасте создать условия для всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрального искусства и развить самостоятельность в создании художественного образа.

Для того чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского театра, который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности. Функции такого «режиссера» в нашем детском саду выполняю я -   педагог по обучению татарскому языку, я  помогаю  воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекаю их к активному участию в работе над театрализованными играми. Функции педагогов не ограничиваются сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами. Большая работа ведётся в  «Театральной мастерской» по пошиву кукол, где мелкие работы по оформлению кукол выполняют сами дети. Они одевают кукол, причёсывают, завязывают им платочки, украшают бусами и т.д. Все эти « задания» определяет главная цель - через все виды деятельности способствовать формированию  в детях творческого начала. 

В образовательную деятельность нашего детского сада включены театрализованные занятия «Веселый сундучок», которые строятся на основе моей авторской методике и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения, образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- ритмические минутки;

- пальчиковые игры;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- театральные этюды;

- коррекционно-развивающие игры;

- разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

- просмотр кукольных спектаклей.

Использование моей  методики  предполагает качественно новый уровень взаимоотношений как между ребенком и взрослым, так и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя,  других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим в спорных ситуациях, находить единомышленников, приносить радость человеческого общения.       

В образовательном процессе в качестве игровой мотивации включаем разнообразные виды театра: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр марионеток, ложек, больших напольных кукол и  другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. При организации НОД продуктивной деятельности педагоги с помощью куклы создают игровую мотивацию детей. Дают от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. НОД познавательного цикла чаще проводятся как показ кукольного спектакля, когда  персонажи рассказывают детям о буквах и цифрах, природных явлениях.  Использование персонажей способствует установлению обратной связи, стимулирует мышление детей, корректирует  реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений. С ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Педагоги  считают куклу помощником в решении многих педагогических задач. Таким образом, театрализованные игры выступают одним из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя, сопереживая и направляя.