"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Хасанова Гульнара Раисовна

Для того чтобы на высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигать стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, сам учитель осознает необходимость развивать профессиональную компетентность т.е. развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Посредством самообразования совершенствовать формы обучения, обеспечивающие потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. 

Методическая проблема, над которой работает учитель:

Распространение и внедрение инновационного педагогического опыта учителя Хасановой Г.Р. по использованию технологии совместного обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Срок реализации проблемы – 5 лет (до 2021 г.)

Приоритетное направление: Обновление содержания и технологий образования в рамках введения новых образовательных стандартов в школе второй ступени

Содержание инновационной деятельности:

1.     овладение основами технологии совместного обучения;

2.     корректировка учебных программ с учётом включения в них элементов технологии совместного обучения;

3.     разработка примерных критериев, показателей сформированности универсальных учебных действий при использовании технологии совместного обучения;

4.     подбор и апробация инструментария для оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся школы второй ступени.

 Цели:

1.       применение образовательных технологий для повышения качества содержания и эффективности проектной деятельности в инновационной среде образовательного учреждения;

2.     постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой;

  1. использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования;
  2. развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений;
  3. ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении английского языка;
  4. формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Задачи:

  1. продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание английского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания английского языка.
  2. изучение психологических и возрастных особенностей школьников.
  3. проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми.
  4. создание условий:

1.      для проявления творческих способностей, учащихся на уроках,

2.      для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

5. разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ,

      6. разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.

 

Источники самообразования:

специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Направления по  распространению и внедрению опыта работы над методической темой:

 

Уровень

Цель

1

Подготовительный.

Самообразование, самоанализ, самооценка опыта работы:

1.     Самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной профессиональной подготовки педагога: постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм обучения; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др.

2.     Самоанализ и самооценка деятельности свидетельствуют об уровне сформированности основных педагогических, методических умений и нравственно-эстетических качеств: выступления на заседаниях кафедры, научно-методического совета, педагогического совета и конференциях, при подготовке творческих отчетов и, что самое главное, при составлении описания собственного опыта.

3.     Создание Web-страницы, в которой будут отражаться в целостном описание опыта педагога, а также результаты этой инновационной работы.

2

Внедрение в практику.

1.     Практическая реализация разработанных и спланированных методов, приемов, методик и т.д.

2.     Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

3.     Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

4.     Повышение квалификации (организационно-деятельностные игры, мастер-классы, дни педагогического мастерства, «круглые столы», и т.д.).

5.     Изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы.

6.     Диагностика эффективности используемых технологий.

7.     Обобщение и трансляция инновационного педагогического опыта в рамках заседаний кафедры английского языка и образовательного учреждения.

8.     Учитель-наставник молодых специалистов: изучение и оценка педагогической деятельности молодых специалистов для поддержания и дальнейшего развитию их педагогической компетенции.

9.     Распространению актуального профессионального опыта среди членов педагогического коллектива. повышению качества профессионального образования.

10.           Участие в установочных семинарах, вебинарах, профессиональных конкурсах.

11.           Участие в реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки: проведение практических занятий, открытых уроков.

3

Обобщение и оценка результатов.

1.     открытые уроки и мероприятия;

2.     оформление материалов по наработанным педагогами теме;

3.     само обобщение опыта и его оформление;

4.     индивидуальная работа (стажировки, школы ППО, тематические консультации и др.);

5.     выпуск методических статей, методических сборников, методических рекомендаций и т.д.).

6.     анализ работы над  научно-методической  темой, (участие в педсоветах,  научно-практических конференциях, метод советах, заседаниях МО учителей-предметников, классных руководителей);

4

Анализ и прогнозирование.

1.     Самооценка уровня профессионального мастерства;

2.     Сбор и накопление материалов из опыта работы (картотека педагогической и методической литературы, образцы планов самообразования и конспектов уроков, разработки открытых мероприятий). Собранный материал является содержанием методического кабинета.

3.     Определение перспектив дальнейшего развития и совершенствования опыта работы.

5

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

6

Информационно- коммуникативные технологии

1.     Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.     Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе.

 

7

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

8

Психологическое

Ознакомиться с новыми  формами мониторинга в образовательном процессе.

 

            

   Ожидаемые результаты:

1.     креативный уровень компетентности учителя, т.е. владение технологией совместного обучения на креативном уровне;

  1. повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  2. разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок; разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

4.     доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта;

5.     сформированные универсальные учебные действия у учащихся школы второй ступени (согласно ФГОС);

  1. повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.

                    

Научно-методическая и практическая ценность ожидаемых результатов:

1.       методические рекомендации по использованию технологии совместного обучения в школе второй ступени на уроках английского языка.

2.       скорректированные рабочие программы с учётом включения в них технологии;

3.       предлагаемые авторские разработки различных уроков, кино-видео материалы по реализации технологии совместного обучения или фрагменты урока;

4.       комплект диагностических методик по оценке сформированности универсальных учебных действий у учащихся школы второй ступени;

5.       разработанные критерии и показатели  сформированности  универсальных учебных действий у учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МБОУ гимназия № 7 Нов-Савиновского района г. Казани РТ

Использование Сингапурской методики преподавания

на уроках английского языка

 в начальной школе

                                                                                   

                                                                                    Выполнено:      

                                                                                    Хасановой Гульнарой Раисовной              

                                                                        Учитель английского языка

2013 г.

                   Мы вступили в новый век, век открытий, свершений и технологий. Профессия учителя требует от нас быть в ногу со временем. Наша первостепенная цель – формирование поколения, конкурентно способных и социально адаптированных учеников, воспитание достойных граждан нашей страны и всего мира. Слаженность и взаимодействие – определяющие характеристики современного рабочего места – способность координировать мнения каждого партнера для достижения единой цели. Мы не знаем, кем станут наши ученики в будущем, но в наших силах подготовить граждан, умеющих работать в команде и быть ответственным не только за свою работу, но и всего коллектива, способных анализировать проблему и принимать правильные решения.

                 Летом 2011 года я прослушала международный курс преподавателей Сингапура «Школьное профессиональное развитие в школах Татарстана» и, вернувшись в школу 1 сентября, я поняла, что нужно меняться – нужно сделать  процесс обучения действенным, отвечающим требованиям современного мира. До прохождения этих курсов я преподавала традиционным методом: учитель в центре, учитель объясняет новый материал, задает вопросы, затем проводит различные виды деятельности на закрепление нововведенного материала,  и в завершении контрольная работа, чтобы проверить, как ученики усвоили новый материал. Я открыла для себя новые методы обучения, направленные на сам процесс обучения, когда создана атмосфера, где учащиеся умеют слушать друг друга и уважать  точку зрения каждого партнера, в котором ученики разных уровней чувствуют себя комфортно, выражая свое собственное мнение. Это, конечно не означает, что я полностью отбросила в сторону традиционную Российскую методику обучения. Нет!  Я интегрировала фундаментальную русскую методику с новой для меня Сингапурской методикой, построив весь процесс обучения на основных принципах совместного обучения  PIES – взаимная зависимость, индивидуальная ответственность, равноправное участие и одновременное взаимодействие, т.е. работать в команде – вместе каждый достигает большего!

                Как же все это работает на практике? Конечно, не все было так идеально, как хотелось бы. Прежде всего, я столкнулась с определенными трудностями в среднем и старшем звене. Учащиеся привыкли к индивидуальным и групповым видам деятельности: они - так называемые, «ленивые мыслители», т.е. привыкли, что учитель объясняет им материал; они учат правило и применяют его на практике, при этом, не желая делиться своими знаниями с партнерами.

                Проще оказалось с учениками младшего звена. Они – как «пластилин», легко поддающиеся различным изменениям. Для примера возьму первый класс, тема « Цвета» и покажу, на примере этой темы, как я применяю на практике принципы совместного обучения, обучаю критически мыслить и развиваю начальные навыки проблемно-ориентированного обучения. На первый взгляд, кажется простая тема, как же можно всему этому научить детей младшего возраста?  И отвечаю, что можно.

                 Для начала познакомлю, как я применяю принцип совместного обучения. Ученикам раздаются карточки с изображением ранее пройденных слов (слон, пчела, бегемот, цветок), окрашенные четырьмя основными цветами: красный, желтый, синий и зеленый. Прошу учеником, у которых рисунки красного цвета, пройти в один угол; затем учеников с синими изображениями – в другой угол; зеленые – в третий угол, и учащиеся с картинками желтого цвета идут в четвертый угол. Тем самим у нас получились четыре угла разных цветов.

           

                    Теперь в каждом углу ученики образуют пары, главное условие, чтобы мальчики образовали пары с девочками. Для начала можно отработать фонетическое произношение цветов, изображенных на карточках. Затем, образовав пары, ученикам необходимо рассказать о своей картинке, используя ранее заученную структуру, например, “Look! A red flower”. Всегда встает вопрос кому начинать отвечать, на обычных уроках начинают активные дети. В данном случае, я предлагаю спонтанный выбор начинающих, например, кто выше или ниже, у кого волосы длиннее или короче и т.д. Итак, дети описывают картинку по очереди, не забывая, благодарить друг друга за ответ. После этого они меняются карточками. И я снова прощу их образовать новую пару по тому же принципу. И снова спонтанный выбор начинающих, описание картинки, используя структуру “Look! A red flower”. После ответа обязательно поблагодарить. На следующем уроке я использую эти же карточки, но образую уже  по другому принципу. Все, например, пчелы идут в один угол, слоны – во второй, бегемоты – в третий и цветы – в четвертый. И снова для начала отрабатывает фонетическое произношение предметов. Затем, используя структуру “Look! A red flower”, дети снова, по очереди, описывают картинку. Благодарят, меняются карточками; снова находят новых партнеров и проделывает тоже самое. Итак, чего мы достигаем данным видом деятельности: во-первых, отработка материала урока;  во-вторых ученики учатся слушать друг друга;  в-третьих, таким видом деятельности мы создаем благоприятную атмосферу для свободного высказывания учеников, снимая тем самым языковой барьер;  но и самое главное процесс обучения становится непринужденным и, даже в какой то степени, веселым, дети двигаются, а не сидят за партами все 45 минут.

                  Следующим этапом закрепления ранее изученных четырех цветов – это обучение критическому мышлению. В УМК, по которому мы обучаемся,  представлено  задание на развитие критического мышления:

Задание состоит в следующем: ученики должны раскрасить оставшиеся два мяча так, чтобы не было ни одного повторяющегося. Я решила продолжить эту цепочку, раздала детям по четыре пустых мяча, и попросила их продолжить цепочку, при этом очень важно, для выполнения этого задания ученикам  необходимо дать определенное время, чтобы у детей развивалось чувство времени, тем самым они учатся выполнять задания одновременно с одноклассниками. Учащиеся пока работают индивидуально. Анализируя, ученики раскрашивают свои мячи различными способами, так, чтобы не было одинаковых мячей. Затем, ученики работают в командах, выстраивая в один ряд свои мячи по очереди (сначала партнёр № 1, затем партнер № 2, № 3 и № 4 – тем самым у каждого есть возможность участвовать в создании логической цепочки). В завершении, мы сравниваем логические цепочки каждой команды и выявляем победителя – т.е. у кого цепочка длиннее. И на этом этапе обучения критическому мышлению, я использую принцип совместного обучения  PIES – взаимная зависимость, индивидуальная ответственность, равноправное участие и одновременное взаимодействие, т.е. ученики, работая в команде – вместе каждый достигает большего!

                    И последний аспект, с которым я познакомилась на курсах преподавателей Сингапура «Школьное профессиональное развитие в школах Татарстана», - это проблемно ориентированное обучение. Тот же первый класс и та же тема «Цвета». Ученики работают в командах, им предлагается проблема: Вам нужно раскрасить натюрморт – один апельсин, три яблока и два банана на тарелке. Вопрос: «Какие три цвета Вам нужно выбрать, чтобы раскрасить картину в естественных цветах?»

              При выполнении этого задания, я снова прибегаю к принципу совместного обучения. Сначала ученикам дается определенное время, чтобы индивидуально подумать над заданным вопросом. Ученики сидят в командах по четыре, на столе у каждой команды есть карточка с определением номера партнера. Затем у каждого партнера есть 15 секунд, чтобы ответить на вопрос. Тем самым, у каждого ученика в команде, есть равное количество времени и равная возможность  ответить на заданный вопрос. После этого ученики выбирают наилучший ответ и раскрашивают натюрморт. В данном случае процесс поиска решений обеспечивает сотрудничество и взаимодействие. Дети вовлечены в процесс обучения, прибегая к начальным навыкам критического мышления: дети выдвигают гипотезы, оценивают их и доказывают правильность суждения, разукрашивая натюрморт в естественных цветах. В завершении работы, выбирается один ученик, снова схоластично, например, кто самый младший в команде, для того, чтобы описать картину у доски. И снова ученики используют ранее изученную структуру “Look! A green apple!”  В интеграции с предметом ИЗО и связав с ранее полученными знаниями, была создана благоприятная атмосфера для поиска новых знаний и понимания нового аспекта и нахождение различных способов решения проблемы.

               Вы можете спросить,  в чем же роль учителя? Роль учителя очень важна. Во-первых, учителю необходимо правильно направить учеников, верно составив проблему, которая должна быть связана с реальной жизнью. Во-вторых, учитель создает благоприятную атмосферу сотрудничества и взаимодействия  для решения данной проблемы. И последнее, учитель должен объяснить, каким он видит конечный продукт – на данном этапе – это натюрморт, который нужно описать,  т.е. ученики практически применяют полученные знания.

              Подводя итог вышесказанному, это только маленькая доля того, что я использую на своих уроках. И я точно знаю, если я хочу быть учителем-профессионалом, мне нужно быть учителем 21 века! Направляя весь свой опыт и все свои знания в школу, я максимально увеличиваю развитие уникального потенциала каждого ребенка. Я должна любить обучать, а мои ученики должны любить учиться – только при таких условиях, процесс обучения будет истинно верным!  



Предварительный просмотр:

Федеральная базовая площадка для работы по направлению

 «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей

 образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования»

по направлению «Государственно-общественное управление школой в условиях модернизации образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Гимназия №7» г.Казани Ново-Савиновского района

Деловая игра

 «Проблемно-ориентированное обучение

в междисциплинарной интеграции»

В 5 КЛАССЕ

              Афанасьева  Т.А.

учитель 1 категории МБОУ «Гимназия №7»

        Хасанова Г.Р.

                                                             учитель 2 категории МБОУ гимназия № 7

г.Казань

25 сентября 2017г.

Цели: 1. формирование представления о Земле, как части солнечной         системы, путем постановки проблемы;  

              2. развитие самостоятельной поисково-познавательной деятельности, используя различные научные источники знаний.

             3. Развивать: любознательность, умение работать в команде, творческие способности.       

Задачи: 1. Умение применять ранее    полученные знания в новом контексте;

                  2. умение находить факты в предложенной картине;

                  3. умение выдвигать различные гипотезы исходя из фактов;

                  4. исследовать гипотезы, основываясь на научные источники информации;

                 5. умение презентовать полученную информацию;

                 6. развитие способностей оценивать ответов партеров по команде

                 7.  умение выявлять причинно-следственные связи;

                 8. умение применять полученных знаний на другом предмете.

     

  1. Вступление                    

             Мы вступили в новый век, век новых открытий, свершений и технологий. Профессия учителя требует от нас быть в ногу со временем. 3\4 новых профессий требуют работу в команде почти все время. Слаженность и взаимодействие – определяющие характеристики современного рабочего места – способность координировать мнения каждого партнера для достижения единой цели. Мы не знаем, кем станут наши ученики в будущем, но в наших силах сформировать поколение, конкурентно способных и социально адаптированных учеников, воспитание достойных граждан нашей страны и всего мира.

                     В течение месяца мы прослушали международный курс преподавателей Сингапура  «Школьное профессиональное развитие в школах Татарстана» и, вернувшись в школу, мы поняли, что нужно меняться - необходимо сделать процесс обучения более действенным, отвечающий требованиям современного мира.

                   Методы обучения, предложенные Сингапурскими коллегами, направлены на  сам процесс обучения, когда каждый ученик активен, способен выражать свое собственное мнение, развивая свое мышление. Учащиеся умеют слушать своих партнёров и уважать их точку зрения. В основе этого метода лежит   PIES – позитивное взаимодействие, индивидуальная ответственность, равное участи и одновременное взаимодействие, т.е. умение работать в команде – вместе каждый достигает большего!

                     В комплекс сингапурского метода  входит «Проблемное обучение», который кардинальным образом отличается от традиционного метод преподавания, когда учитель – центр всего процесса обучения. Мы – учителя, вводим сами новую тему, проводим различные виды для закрепления нового материала, сами задаем вопросы, требующие заранее подготовленных ответов учеников, оцениваем их  и проводим контрольную работу, чтобы проверить, как ученики усвоили новый материал.

                      Приходя на урок, каждый учитель мечтает, чтобы его ученики умели рассуждать, спорить, соглашаться,  выстраивать логические цепочки. Для скорейшей выработки подобных навыков детей в данную методику на уроках географии погружаем сразу с 6 класса.

                       Посмотрите видеофрагмент и вспомните, что вам уже известно по данной теме.

-  Фрагмент

- Просматривая ролик, каждый думает самостоятельно, теперь поделитесь своими мыслями  в своих командах, придите к единому мнению.

Посмотрим, что вам удалось вспомнить из курса природоведения.

Стол 2 партнер №2

 Стол 3 партнер№4

Кто хочет  добавить?

  Теперь  

-партнер №1 берет лист и сворачивает его дважды

- №2 берет, фломастер очерчивает грани

- №3 делает надписи факты, идеи, вопросы, план. Получилась карта

-  Которую, будет заполнять №4, в ходе нашей работы.

     

     Посмотрите на картинку

  1. Попробуйте написать факты которые вы здесь видите.

    (партнеры, находят факты, обсуждают и записывают их в таблицу).

   время 2 минуты

Посмотрим, какие факты вы выделили

Стол 4 партнер №2

 Стол 1 партнер№4

Кто хочет сказать своё?

Записываем на доску факты.

  1.  Земля планета Солнечной системы.
  2. Освещается Солнцем
  3. Есть атмосфера
  4. Есть гидросфера

2. Теперь мы будем выдвигать идеи, и записывать их во второй колонке. Идея это выдвижение гипотезы.  Они выдвигаются от каждого факта. Здесь важна вариативность. Вопросы должны быть поставлены таким образом, чтобы ответ на них был неоднозначными т.е. иметь несколько вариантов ответов.

 Здесь важна роль учителя как координатора мыслительной деятельности, иначе ребенок может заплутаться в своих  идеях.

  Мы вам даем   5 минут на выдвижение идей.

Посмотрим, какие  идеи вы выделили

Стол 2 партнер №1

Стол 5 партнер№3

Кто хочет сказать своё?

Записываем на доску идеи.

  1.  Вода источник жизнь ,
  2.  В  атмосфере есть кислород, азот
  3. благоприятные температуры
  4.  если размер Земли изменится

3.   В третью колонку записываем вопросы, которые необходимо исследовать. Исходя из гипотезы мы задаем вопросы, ответы на которые должны иметь научное обоснование т.е. ответы конкретны.

(Каждый вопрос должен носить исследовательский характер.)

 Составляем вопросы , время 2 минут.

Посмотрим, какие  вопросы вы составили

Стол 3 партнер №4

 Стол 2 партнер№3

Кто хочет сказать своё?

Записываем на доску  вопросы

  1. Как на Земле появилась вода? Есть ли вода на других планетах
  2. Сравнить атмосферу земли с другими планетами.
  3. Сравнить температуру на других планетах.
  4. Сравнить массу и размер планет

Записываем факты  время 2 минуты

Посмотрим, какие факты вы выделили

Стол 4 партнер №2

 Стол 1 партнер№4

Кто хочет сказать своё?

Записываем на доску факты.

  1. Жизнь только на Земле.
  2. Земля планета Солнечной системы.

4. Четвертая колонка план действий 

 Традиционно мы задаем  домашнее задание параграф по вопросам.

                В данном случае ученики сами определяют вопрос над которым они будут работать самостоятельно дома используя различные научные источник информации. Эта методика действенна т. к. у детей развивается ответственность перед командой. Потому, что придя на следующий урок, он должен объяснить материал, так чтобы партнеры поняли.

                Итак, дети распределяют вопросы в группе, каждый домой отправляется с индивидуальным заданием. Уходя домой с заданиями, ученикам важно знать по каким критериям будут оценены их ответы. Если мы говорим об устном ответе, то доклад должен быть четок  и доступен другим ученикам, в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, ответ должен быть подтвержден научными данными и наглядностью; если это плакат, то он должен содержать факты или схемы, иллюстрации, которые останутся в памяти. И самое главное, ученик должен быть уверен, что его ответ будет одобрен, а не осужден за неправильность высказывания – любой ответ и его активное участие – верно!

                   Дети уходят, а вы остаетесь здесь чтобы проработать свой вопрос. Мы же Вам предлагаем составить логическую цепочку - отвечая на вопрос, почему Земля уникальная планета можно выстроить логическую цепочку. Она перед вами.

_____

вода

атмосфера

_____

           Только в ней  отсутствуют два звена. За одну минуту вам нужно найти эти звенья.

 Свое решение нам скажет стол 1 партнер №3

     

               Теперь, когда вы так много знаете вам нужно подготовить финальный продукт. Он может быть в единой форме, допустим, все готовят плакат и вывешивают его это наглядно и ёмко, хорошо откладывается в памяти картинка, на него можно клеить стикеры с замечаниями.  

Возможны и другие формы

 -  презентация

- эссе

-доклад

- оригинальная форма

                 

                На данном этапе заканчиваем работу над этой проблемой, но если проблема увлекла ребенка, он может продолжить работу и с результатами выступить на научно-практической конференции и не обязательно на секции географии, это может быть другой учебный предмет.  Вернемся к схеме

 жизнь

вода

атмосфера

 

сила притяжения

           Мы предлагаем связать эту цепочку с другими предметами. У каждой команды есть 2 минуты для нахождения медпредметной связи. Теперь, обойдите все столы и выберите ту связь, которая на Ваш взгляд наиболее удачная. Вернувшись за свои столы, обсудите и придите к единому мнению, дайте объяснение своему выбору.

Стол 2 партнер №1

Стол 5 партнер№3

Кто хочет сказать своё?

         Рефлексия

Сейчас продемонстрируем ёще один прием, который для нас является очень важным. Он позволяет  нам отслеживать, на каком уровне находится ребенок.

 Возьмите лист бумаги из блокнота, подпишите.

 Ответьте на 3 вопроса:

-  Почему на Земле есть жизнь?

- Что вам понравилось?

- Что не совсем понятно?

 Листочки сдать.

Спасибо за работу



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия 7 имени героя РоссииА.В.Козина»

Ново-Савиновского района г. Казани

Методическая разработка

 интегрированного урока по татарскому и английскому языкам

для учащихся 10 класса

по теме

«Почему жители Казани  считают башню Сююмбике

своей национальной святыней?»

                                   Разработала: 

       

      Хасанова Гульнара Раисовна,

      учитель английского языка 1 категории

2016 г.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся;
  2. Закрепление основных понятий базового уровня;
  3. Раскрытие сущность символа Казани – башни Сююмбике;
  4. Контроль и оценка уровня знаний учащихся.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса;
  2. Развитие логического мышления и внимания;
  3. Подведение учащихся к пониманию причины народной любви к Сююмбике ее почитания;
  4. Формирование потребности в приобретении знаний;
  5. Развитие умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника;
  6. способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме.

Воспитательные:

  1. Воспитание основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
  2. Воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
  3. Воспитание духа соревнования;
  4. Воспитание любви и уважения к красоте духовного мира и накопленному на протяжении тысячелетий наследию татарского народа.

Оборудование : 

  1. интерактивная доска Smart board,
  2. видео “Cleopatra”,
  3. видео «Сююмбике»,
  4. иллюстрации с изображением башни и самой Сююмбике,
  5. иллюстрации с изображением Пейзанской башни в Италии, Эйфелевой башни в Париже и башни Лондона в Англии.  

Раздаточный материал: 

  1. текст «Легенда Сююмбике» на английском языке,
  2. текст «Исторические факты: жизнь Сююмбике» на татарском языке.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка задач урока.  Warm – up

-  Добрый день, дорогие гости и учащиеся 10 класса. Добро пожаловать на наш интегрированный урок татарского и английского языков.

  • Good afternoon, dear guests and students. Welcome to our integrated lesson of two languages – Tatar and English.
  • Во-первых, мы бы хотели представить Вам небольшое видео (отрывок из фильма «Астерикс и Обеликс», без звука, с субтитрами на английском языке, в котором Клеопатра приказывает построить дворец за несколько месяцев).
  • First, we would like you to watch a small video. (Video “Cleopatra” with no sound, with subtitles). Slide 2
  • Узнали ли Вы эту известную историческую личность, не могли бы Вы вспомнить примеры других исторических лиц, которые отдавали приказ построить здание в короткие сроки?
  • What famous person of world history does this video bring to your mind? Please share your ideas in your teams and explain your choice?

(ученикам дается минута обсудить в командах, затем по одному представителю из каждой команды выдвигают предположение, а учитель записывает на доске – варианты ответов даются на английском и татарском языках)

Partners 1 stand up and explain their choice (free answers). Slide 3

Возможные ответы:

Possible answers: 1) Анна Иоанновна (которая приказала построить Ледяной дом, чтобы отметить свадьбу двух шутов) who ordered to build the Icy Palace to celebrate the marriage of two jesters.                        

                    2) Ivan the Terrible who told to raise a fortress to conquer Kazan.

We know it as Svijazhsk. (Иван Грозный велел построить крепость в честь завоевания Казани, нам известна эта крепость как город Свияжск).

                   3) Сююмбике, по указу которой, по легенде, была воздвигнута Башня.

  1. Чтение: работа в командах. Reading: teams

а) Конечно же, сегодня мы вспомним одну из самых таинственных личностей истории Казанского Ханства, Сююмбике. Давайте вспомним известную легенду об этой царице.

- And today, we are going to remember one of the most mysterious Queen of Kazan Khanate, Soyembike. Now, let us see if you know well the legend connected to this outstanding person of Tatar history.

б) У Вас на партах части легенды, Ваше задание – за 1 минуту восстановить эту легенду в правильном порядке.

- You have got ten small papers; your task is to order them to reproduce this legend. Slide 4

     Students have got 1 minute to do this task.

в) Первая команда представляет легенду на английском языке

- Will you tell your version of the Soyembike legend in English?  Slide 5

When Ivan the Terrible conquered Kazan and saw a beautiful khan woman Soyembike. He was so struck by her beauty that he offered her to become his wife.  Soyembike Khanum understood: if she refuses the terrible king, he would kill all her people. And she agreed. But with one indispensable condition: to build in seven days seven storied tower to the sky. Ivan the Terrible accepted this condition. He collected all the most famous Russian artists, and the work started. On the first day was built the first tier, on the second - the second tier and so on. A week later the tower was ready - harmonious, seven storied, up to the sky. And the wedding feast started. Guests feasted, and Kazan citizens  were  sad. They realized that they no longer see Soyembike - good mistress. Soyembike had no choice but to fulfill her promise. She asked the king's permission to climb the tower and say goodbye to the city before departure from Kazan. The king allowed. Soyembike climbed the tower. But looking at her hometown, she realized that she could not leave it forever. She burst into tears and threw herself headfirst. So she died, did not want to fall into the hands of the hated king. Since then, they say, the tower has her name.

      г) Учитель просит другую команду рассказать эту легенду на татарском языке.

- Is there a volunteer to present the Soyembike legend in Tatar?  Slide 5

  1. Говорение: работа в командах. Speaking: teams

Вы знаете, что в основе каждой легенды лежат исторические факты. Кем же была на самом деле Сююмбике, какие факты из её жизни Вы знаете.

  • You know that the historical events lie in the heart of every legend. It’s time you to remember everything you know who Soyembike was and what actually happened to her. Slide 6

Работа в командах: каждый ученик имеет 30 секунд, чтобы вспомнить исторических факт, затем Партнёр 1 берет лист бумаги и пишет свой  факт, затем передаёт партнеру 2, чтобы он написал свой вариант, и так все партнеры должны написать по одному факту. Одно условие факты должны чередоваться: на английском и татарском.

ROUND ROBIN   1) Think and try to remember.

                               2) Student 2 in each team is the first to write a historical fact.

                               3) He/she gives the paper to Student 3, and he\she does the same.

                               4) Then, Student 4th  turns to note down.

                               5) Partner 1 finishes.

                                6) If you have got something to add, do it clockwise, please.

Учащиеся делятся своими вариантами. Из каждой команды встает один  ученик и по очереди они называют свои варианты,  факты не должны повторяться, если в одной из команд нет одного из вариантов, они должны дописать.

STAND UP -  SHARE UP – All partners 4 stand up and take turns to read their facts in English or Tatar languages.

  •  Please, do not repeat the facts. If you have got the same, just tick, if you haven’t got add to your list. Slide 7

At this time, teacher writes down them on the board. Slide 8

  1. Работа с текстом: индивидуально – команда. Текст белән эшләү

В каждой команде текст на татарском языке с пропущенной информацией. Индивидуально, прочтите и заполните пропуски.

-    Сез тарихи фактларны сөйләдегез. Ә хәзер шуларны берләштерик.

-  Сезнең алдыгызда текст, аны тулыландырырга кирәк (текст экранда Һәм парталарда).  Сез саннар урынына сүзләр яки даталар  куярга тиеш. Сезгә ярты минут вакыт  бирелә.

Учитель спрашивает одного из учеников – он читает вставленные пропуски.

Slide 9 - Сез текст белән эшләгәндә Венера Ганиева белән Нариман Сахабиев башкаруында Сөембикә җыры яңгырар.

                 Сөембикә турында ишетмәгән, аның язмышы белән таныш булмаган кеше юктыр. Аның хакында тарихи романнар, җырлар, симфонияләр иҗат ителгән инде. Казан Кремлендә аның исемендәге (1)… калкып тора. Сөембикә манарасы - Казанның гына түгел, бөтен Татар иленең символы ул. Халыкның тарихи хәтерендә бик күп данлы шәхесләр саклана. Шундый шәхесләрнең берсе – Сөембикә ханбикә. Сөембикә кем ул?  

                Ул (2)… нчы  елда туган. Сөембикә – Нугай морзасы (3) …ның кызы. Ул Казанга (4)…нче елда Җангали ханның хатыны булып килә. Тарихчы аның турында: « Сөембикә чиктән тыш матур, сөйкемле һәм бик акыллы кыз була. Нугай кызлары арасында да, Казан һәм Рус йортларында да аңа тиңдәш булырлык кыз юк иде», - дип яза. 1535 елда Җангалине үтерәләр. Шуннан соң Сөембикә Кырымнан килгән (5)… хан белән никахлаша. Аларның Үтәмешгәрәй исемле уллары туа. (6)… елны хан кинәт үлеп китә. 33 яшьлек Сөембикә Казан ханлыгы белән идарә итә башлый.  

                Шул вакытларда Мәскәү белән мөнәсәбәтләр начарлана. Явыз (7)… Сөембикәне улы белән Мәскәүгә озатуларын таләп итә. Сөембикәне Мәскәүгә алып китү өчен, Казанга берничә меңлек рус отряды килеп керә. Ханбикәне озату өчен, Казанның бар халкы Казансу буена җыела. Озакламый көймәләр кузгалып китә. Елганың ике яры өстендә Сөембикәне саклап рус гаскәре атлый. Сөембикә белән бергә аның бөтен байлыгын – алтынын, көмешен, ефәк киемнәрен, зөбәрҗәт ташларын, савыт-сабаларын, берничә зур көймәгә төяп, Мәскәүгә алып китәләр.

                Сөембикәнең соңгы еллары турында мәгълүмат бик аз сакланган. Баласын  аның кулыннан тартып алып, көчләп чукындыралар һәм (8)… исеме бирәләр. Ул озак яшәми, яшьли үлә (20 яшендә). Сөембикә ямьсез (9)…гә хатынлыкка бирелә һәм 1557 елда (10)… шәһерендә вафат була.

                Фаҗигале язмыш… Менә ни өчен халык Сөембикә образын, риваятьләргә, бәетләргә төреп, күңелендә саклый.

Затем, ученикам предлагается прослушать этот текст на татарстком языке, они проверяют себя.

  1. Slide 10 -  Ә хәзер текстны тыңлап китик. Аидиоязмада текст янгырый, сез тынлысыз хэм жавапларны тикшерегез.

      Текстны аудиоязмада тыңлау , тикшерү. (2м.26с)

 Во время аудио записи, один из учеников работает у доски.    

Бер укучы интерактив тактада язаршга чыга.

  1. Просмотр видео. Watching a video “Soyembike” - Өзекне табып уку.

Ученикам предлагается посмотреть видео, их задача – соотнести видео с одной из частей текста. Один из учеников читает найденный отрывок.

  • Казан  халкының Сөембикәне улы белән озату турында юлларны табыгыз  һәм укып күрсәтегез. Slide 15

Явыз Иван Сөембикәне улы белән Мәскәүгә озатуларын таләп итә. Сөембикәне Мәскәүгә алып китү өчен, Казанга берничә меңлек рус отряды килеп керә. Ханбикәне озату өчен, Казанның бар халкы Казансу буена җыела. Озакламый көймәләр кузгалып китә. Елганың ике яры өстендә Сөембикәне саклап рус гаскәре атлый. Сөембикә белән бергә аның бөтен байлыгын – алтынын, көмешен, ефәк киемнәрен, зөбәрҗәт ташларын, савыт-сабаларын, берничә зур көймәгә төяп, Мәскәүгә алып китәләр

-Әйе бик дәрес.

Slide 16-  Князь Василий Серебряный был поражен красотой Сююмбике, и в летописи можно встретить такие строки: 

-  The prince Vasily Serebryany was so struck by Soyembike’s beauty, that is why in one of the chronicle you could find the following word): 

«И была та царица Казанская Так прекрасна, умна, рассудительна, Что, подобно ей, не было женщины Среди, жен всех казанских и девушек, Даже в стольной Москве нашей царственной Между жен, дочерей наших княжеских Отыскать нелегко ей соперницы...»

  1.  Анализ картины: команда. Картинаны  анализлау  Slide 18

Перед отъездом в Москву, Царице позволили посетить могилу  покойного супруга и попрощаться с народом. Посмотрите на картину, какие мысли, эмоции наводит эта картина?

- Мәскәүгә китәр алдыннан Сөембикәгә Сафагәрәйнең кабере янына барырга Һәм халкы белән саубуллашырга рөхсәт итәләр. Татар фольклорында Сөембикә бәете  бар.

-  What can you tell about this picture?

Представитель каждой команды описывает картину на татарском или на английском языках.

 Partners 2 describe the picture – two students in Tatar and one in English.

 - Ә хәзер рәсемгә игътибар итегез .Нәрсә күрәсез?

-  Елга буенда халык җыелган. Көймәдә Сөембикә улы белән. Халык үзенең яраткан ханбикәсен Сөембикәне озата. Казан өстендә болытлар куера. Рәссам Казанның киләчәге турында әйтергә тели.

-  Сөеембикә турында берничә капма-каршы бәетләр сакланган. Берсендә, рәсемдә күргәнегезчә, Казансу буенда җыелган халык елап Сөембикәне озата, ә икенче бәеттә Сөембикәнең Явыз Иванга кияүгә чыгарга теләмичә манарадан ташлануын тасвирлый.

8 . Постановка проблемы: команда, индивидуально.  Formulation of the problem: teams, individual – Slide 19

Как Вы думаете, почему же народ, зная истину о жизни Царицы Сююмбике, создал эту легенду? Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте разделимся на три команды – историки, биографы, туристы. Ученики должны ответить попытаться решить эту проблему с разных точек зрения.

  • Укучылар, ничек уйлыйсыз, ни өчен халык, дөресен белеп Сөембикә  турында шундый риваять уйлап чыгарган?
  • Slide 20 -  Бу сорауга җавап табар өчен без өч группага бүленәбез: тарихчылар, биографлар, туристлар.
  • What do you think why the Tatars knowing the truth created that legend?  We have got three groups, you have got 1 minute to think and investigate this problem from different points of view: the first team is the Tatar historians, the second one – biographers, and the last – foreigners.
  • Ответы учащихся на обоих языках.  Slides 21-23 – Student’s free answers.
  1. Домашнее задание: подведение итогов. H/w: teams.

Возможно, однажды, один из Вас сможет раскрыть тайну: почему же эта дозорная башня носит имя одной из таинственной личностей истории Казанского Ханства.

  • Thank you to be very active at our lesson. As we can see it’s a very challenging problem. Maybe one of you one day will be able to reveal why that Tower was built and named in honour of that mysterious queen.  

Домашнее задание: команда 1 – Пейзанская Башня, команда 2 – Эйфелева Башня в Париже, Башня Лондона в Великобритании. Каждая из этих башен имеет свою легенду, сравните её с историческими событиями и ответьте на вопрос: Почему жители этих городов  считают башню своей национальной святыней?

  • We hope you will continue studying the history of our hometown.  But your task for the next lesson is differentiated. Team one, you have to find out a famous legend about the Pizza Tower in Italy and compare it to the historical events. Team 2, your famous tower is the Eiffel Tower in Paris. And team 3, yours is the Tower of London.