О себе

Шәрипова Гүзәлия Әсхат кызы

Карта результативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_rezultativnosti_sharipova_g.a.docx90.64 КБ
Microsoft Office document icon shurle_bishtre.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Карта результативности профессиональной

деятельности педагогического работника Республики Татарстан

  1. Личные данные

1.1.

Фамилия

Шарипова

1.2.

Имя

Гузалия

1.3.

Отчество

Асхатовна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель родного (татарского) языка и литературы

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан,   с 1984 года

1.6.

Населенный пункт (город, район)

город Нижнекамск,

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

1.7.

Стаж (педагогический)

38 лет

1.8.

Стаж (по специальности)

27 лет

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа) 

высшее профессиональное образование,

1984 г., Нижнекамское педагогическое училище по специальности «Педагогика и методика начального обучения», учитель начальных классов;

1994 г., Набережночелнинский государственный педагогический институт, по специальности «Педагогика и методика начального обучения» учитель начальных классов, Диплом ЭВ№252165, выдан 07.07.1994г.;

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

      ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» «Институт дополнительного профессионального образования» «Педагогические технологии как средство развития образовательных компетенций у учителей татарского языка и литературы как родного в условиях реализации системно-деятельного подхода», 96часов, удостоверение о повышении квалификации №160400005751,  рег. № НГПУ 000156_БО, выдан 31.01.2017г.;

       ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», 72 часа,  удостоверение о повышении квалификации КФУ УПК№073448 выдан 24.11.2017г.  

     «Реализация адаптированных программ в условиях инклюзивного образования» (ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Е.Тимирясова» «Институт дополнительного профессионального образования»), диплом о профессиональной переподготовке

КИУ_000000004391 от 05.02.2020 г.;

     Институт развития образования, г. Казань по программе «Татарский язык и литература», 1200 часов, регистрационный номер диплома ПП-I№180629 от 05.04.2008 г.;

     Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясева по программе дополнительного профессионального образования «Реализация адаптированных программ в условиях инклюзивного образования», 208 часов,  регистрационный номер диплома ДП-208-2020-Н от 05.02.2020 г.;

     Институт экономики, управления и права, г. Казань, по программе «Менеджмент в образовании», 612 часов, регистрационный номер диплома 2101/2015-Н, дата выдачи 22.04.2015 г.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая квалификационная категория.

Дата присвоения:  11 декабря 2017 г.

Дата окончания:  11 декабря 2022 г. 

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) 

    Почётная грамота Министерства образования и науки  Республики Татарстан  (2012 год);

    Почётная грамота профсоюза  работников образования и науки РФ (2014 год);

     Почётная грамота  главы администрации Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (2002 год);

     Почётная грамота  МБОУ «СОШ №7» НМР РТ (2002 г., 2009 г., 2012 г., 2017г.).

  1. Сведения  о профессиональном  рейтинге и достижениях  за последние 5 лет

2.2. Руководство проблемными группами, временными творческими коллективами (или участие  в проблемных группах, временных творческих коллективах)

Название (предмет), цели создания проблемной группы, творческого коллектива

Уровень (образовательное учреждение, район, город)

Сроки руководства (участия)

Член творческой группы по оказанию методической помощи педагогам в подготовке к профессиональным конкурсам

образовательное учреждение

2018-2022 гг.

Член  муниципальной творческой группы учителей татарского языка и литературы по разработке содержания основной образовательной программы НОО, ООО

муниципальный

2018 г.

Член творческой группы по апробации муниципального проекта «От молодого специалиста до наставничества»

муниципальный

2018 г.,

2019 г.

Член творческой группы по проверке олимпиадных работ по татарскому языку и литературы

муниципальный

2017-2022 гг.

Член  творческого коллектива учителей Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по гуманной педагогике

муниципальный

2022 г.

Тьюторское сопровождение учителей татарского языка и литературы  по методике преподавания учебного предмета «Татарский язык» в начальной школе (по авторской системе В.Н. Мещеряковой)

республиканский

2018-2019 гг.

Член творческой группы по подготовке материалов на Всероссийский конкурс «Лучший учитель татарского языка и литературы»

республиканский

2021 г.

Участник по созданию электронного банка методических материалов по учебным предметам «Родной (татарский) язык» и «Родная (татарская) литература)

республиканский

2021 г.

2.3. Участие в экспертных комиссиях, экспертных советах

Наименование  и функции комиссии, наименование  учреждения, при которой создана комиссия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республика)

Сроки участия

Член школьной экспертной комиссии по проверке олимпиадных работ по татарскому языку и литературе, родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы

образовательное учреждение

2018-2022 гг.

Член экспертной комиссии школьных отборочных туров конкурсов, олимпиад, проектных и исследовательских работ обучающихся.

образовательное учреждение

2018-2022 гг.

Комиссия по проверке  изучения состояния преподавания татарского языка и литературы,

управление образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

муниципальный

2018-2022 гг.

Профессиональный педагогический конкурс «Учитель года – 2019»,

управление образования НМР РТ

муниципальный

2019 г.

Конкурс чтецов «Яттан сөйлә Тукай шигырьләрен, шушы булыр иң зур бүләгең»,

управление культуры НМР РТ

муниципальный

2021 г.

Член экспертной комиссии по проверке работ в рамках всемирной образовательной акции «Татарча диктант», управление образования НМР РТ

на базе МБОУ «СОШ №7» НМР РТ

муниципальный

2021 - 2022 гг.

Член творческой группы по проверке олимпиадных работ по татарскому языку и литературы

муниципальный

2018 - 2022 гг.

Творческий конкурс «Я лиру посвятил народу своему…»,

МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ;

региональный

2018 г.

Конкурс ораторского мастерства «SPEAKING CONTEST»,

МБОУ «СОШ№33» НМР РТ;

республиканский

2018 г.

Конкурс ораторского мастерства «SPEAKING CONTEST», МБОУ «СОШ№33» НМР РТ;

республиканский

2019 г.

Научно-практическая конференция «Умники и умницы»,

МБОУ «СОШ№53» г. Набережные Челны

всероссийский

2021 г.

2.4. Распространение педагогического опыта за период (5 лет), предшествующий аттестации

       2.4.1. Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

        №

Тема, класс (группа, курс)

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и  др.)

Дата

1

«Уртаклык һәм ялгызлык исемнәр»,

3 класс

образовательная организация

Открытый урок в рамках общешкольной методической недели татарского языка и литературы, организованной согласна годового  плана МБОУ «СОШ №7» НМР РТ

2018 г.

2

«Затланышлы фигыльләр.

Боерык фигыль»,

4 класс

образовательная организация

Открытый урок в рамках общешкольной методиченедели татарского языка и литературы организованной согласна годового  плана МБОУ «СОШ №7» НМР РТ

2019 г.

3

 «Хәзерге заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше» (барлык формасы),

5 класс

образовательное учреждение

Открытый урок «Хәзерге заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше», литературы в рамках предметной недели учителей татарского языка и литературы, организованный на базе МБОУ «СОШ №7» НМР РТ

2019 г.

4

Шәриф Хөсәеновның «Әниемнең ак күлмәге» («Әни килде») драмасы буенча,

5 класс

образовательная организация

Открытый урок в рамках общешкольной методиченедели татарского языка и литературы организованной согласна годового  плана МБОУ «СОШ №7» НМР РТ

2020 г.

5

«Сүзтезмә»,

6 класс

образовательная организация

Открытый урок в рамках школьной педагогической мастерской «Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС»

2021 г.

6

«Исем»,

5 класс

муниципальный

Открытый урок для заместителей директоров школ по воспитательной работе, направленное  на расширение знаний по предмету, проведенный на базе МБОУ «СОШ №7»  НМР РТ

2020 г.

7

 «Әйтү максаты буенча җөмлә төрләре»,

5 класс, татарская группа

муниципальный

Открытый урок в рамках семинара для заместителей директоров общеобразовательных учреждений по национальному образованию Нижнекамского муниципального района РТ по теме «Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә яңа информацион технологияләр куллану», проводимого на базе МБОУ «СОШ №7» НМР РТ        

2020 г.

8

«Төбәгем әдипләре»

муниципальный

Открытое мероприятие для учеников и учителей татарского языка и литературы муниципального района, проведенное на базе МБОУ» СОШ №7» НМР РТ

2021 г.

9

«Фатих Кәрим иҗатында фольклор мотивлары», 8 класс

региональный

Открытый урок проведенный на семинаре по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности, сетевого сотрудничества», организованный на базе МБОУ «СОШ№7» НМР РТ

2019 г.

10

«Сүзләрнең туры һәм күчерелмә мәгънәсе», 4 класс

межрегиональный

Открытый урок на семинаре педагогов начального, основного общего образования образовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан, организованного ИРО РТ на базе МБОУ «СОШ №7» НМР РТ

  2019 г.

11

«Сыйфат фигыль»,

3 класс

республиканский

Открытый урок на республиканском семинаре «Технология творческого развития А.З. Рахимовой как фактор создания условий для развития и проявления способностей каждого ученика», организованного ИРО РТ на базе МБОУ «СОШ №7» НМР РТ

2018 г.

12

«-чы,-че сүз ясагыч кушымчалар»,

5 класс

республиканский

Открытый урок в рамках республиканского практико-ориентированного семинара педагогических работников «Современные образовательные технологии-залог обеспечения качества образования»

2020 г.

2.4.2. Проведение,  участие в семинарах

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1

Әдәби әсәрләргә анализ

образовательное учреждение

«Воспитание одаренной личности на уроках татарского языка и литературы», заседание учителей татарского языка и литературы», педагогический совет, организованнный МБОУ  «СОШ №7» НМР РТ

2021 г.

2

Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә уен алымнарын куллану

образовательное учреждение

«Компетентностный подход в обучении предметам гуманитарного цикла как основа реализации стандартов образования», педагогический совет,  организованнный МБОУ  «СОШ №7» НМР РТ

2022 г.

3

Эвристик технология-бертуктаусыз яналык ачу

муниципальный

Мастер-класс в рамках семинара-совещания «Обеспечение преемственности в работе ДОУ, школа, семья в контексте реализации ФГОС на базе МБОУ «СОШ №31» г. Нижнекамска

2019 г.

4

Укыту-тәрбия процессын контрольгә алуның нәтиҗәлелеген күтәрү

муниципальный

«Воспитание поликультурной многоязычной и творческой личности путём расширения единого информационного пространства через внедрение компьютерных пространств и технологий» семинар для учителей татарского языка и литературы на базе МБОУ «Лицей №35» НМР РТ

2021 г.

5

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках

республиканский

Мастер-класс в рамках семинара педагогических работников «Системно-деятельностный подход в обучении как средство повышения качества знаний в рамках ФГОС», организованным ИРО РТ  на базе МБОУ «СОШ №1» г. Нижнекамска

2019 г.

6

Приемы и методы развития мотивации на уроках родного языка

республиканский

Мастер-класс в рамках республиканского практико-ориентированного семинара «Современные образовательные технологии – залог обеспечения качества образования», организованным ИРО РТ на базе МБОУ «Гимназия №2» г. Нижнекамска

2020 г.

7

Эффективные приемы организации внеурочной деятельности по родному языку и литературе

республиканский

«Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества образования» семинар для педагогов, организованный и проведенный КИУ им.

В.Г.Тимирясова (ИЭУП)

2020 г.

8

Коммуникативные технологии обучения татарскому языку как неродному

республиканский

Семинар для учителей татарского языка и литературы, организованный  ИРО РТ на базе ГАОУ ДПО  «Институт развития образования РТ»

2021 г.

9

Рус телле балаларга татар телен укытуның актуаль проблемалары

региональный

Семинар–практикум для учителей родного (татарского) языка и литературы «Актуальные проблемы преподавания родного (татарского) языка и литературы в реализации ФГОС»,  организованный ИРО РТ на базе МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ

2020 г.

10

Сүнә белмәс йолдыз

региональный

«Милләт язмышында Г.Исхакыйның роле» семинар для учителей татарского языка и литературы на базе МБОУ «СОШ №51», г. Набережные Челны

2020 г.

11

Әдәби түгәрәкләрдә  күпкырлы шәхес тәрбияләү

региональный

«Работа с объектами изобразительного искусства с целью создания малых литературных форм (сочинения, эссе), а также достижения образовательных результатов» семинар для учителей татарского языка и литературы на базе НГПУ г. Набережные  Челны

2020 г.

12

Игровые технологии на уроках родного языка, как способ повышения мотивации к обучению

региональный

Семинар для педагогических работников общеобразовательных организаций  «Индивидуализации обучения в условиях требований современного образовательного пространства», организованный ИРО РТ на базе НГПУ г. Набережные Челны

2022 г.

2.4.3.  Выступления на конференциях

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема конференции,  кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата

1

Татар әдәбияты дәресләрендә проект эшчәнлеге «Төбәгем әдипләре»

республиканский

Научно-практическая конференция для учителей родного языка и литературы «Гамил Афзал укулары», организованной ИРО РТ на базе МБОУ «Гимназия №1» НМР РТ

2018 г.

2

«-чы, -че сүз ясагыч кушымчалар»

республиканский

Круглый стол конкурса методических разработок для учителей родного языка и литературы «Калейдоскоп профессий», организованный ИРО РТ на базе МБОУ «Гимназия № 32»  г. Нижнекамска

2018 г.

3

Эффективные формы методической работы с молодыми и малоопытными педагогами

республиканский

Научно-практическая конференция для методистов управлений  образования исполнительных комитетов муниципальных районов по начальному образованию и руководителей районных методических объединений учителей начальных классов РТ «Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе», морганизованная ИРО РТ на базе МБОУ  «Гимназии № 25» НМР РТ  

2018 г.

4

Тел-бакча, сүз-чәчәк

республиканский

Круглый стол научно-практической конференции для учителей родного языка и литературы «Без тумыштан туган телгә гашыйк, туган җиргә гашыйк күптәннән», организованная  ИРО РТ на базе  МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ

2018 г.

5

Төбәгем әдипләре

республиканский

Круглый стол научно-практической конференции имени М.Н. Морякова для обучающихся общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования организованная  ИРО РТ на базе  МБОУ «Гимназия №1» НМР РТ

2018 г.

6

Укыту – тәрбия процессында туган ягым шәхесләрен өйрәнү

республиканский

Круглый стол чтений для учителей родного языка и литературы Габдуллы Тукая «Без Тукайлы халык» организованный  ИРО РТ на базе  МБОУ «Гимназия №1» НМР РТ

2018 г.

7

Р.Миңнуллинның балалар өчен язылган шигырьләрендә ассоциатив тел сурәтләү чаралары

республиканский

Круглый стол чтений для учителей родного языка и литературы «Ризаэддина Фахреддина» организованный  ИРО РТ на базе  МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ

2019 г.

8

Активные методы обучения как средство развития индивидуальных способностей учащихся на уроках родного языка

республиканский

Научно-практический семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества образования», организованный  ИРО РТ на базе МБОУ «СОШ №36»  НМР РТ

2020 г.

9

Использование элементов русского и татарского фольклора в развитии речи

республиканский

Республиканский практико-ориентированный семинар для учителей родного языка и литературы «Повышение качества общего образования посредством реализации эффективных механизмов преемственности в работе педагогов образовательных структур; детский сад-школа», организованный ИРО РТ на базе МБОУ «СОШ № 33» НМР РТ

2020 г.

10

Использование инновационных технологий на уроках родного языка и литературы

региональный

Заседание педагогов и руководителей школьных научных обществ в форме «Круглого стола» в рамках X региональной научно-практической конференции «Тукай укулары»

2019 г.

11

Наследие Т. Ялчыгуля

региональный

Укучылар һәм укытучыларның Таҗетдин Ялчыгол исемендәге V региональ фәнни-гамәли конференция, управление образования Заинского муниципального района РТ на базе шолы  №2 Заинска

2020 г.

12

Гыйлемнән башка байлык, байлыктан башка гыйлем булмас. Ягъни, гыйлемсез милләт баемас вә алга китмәс, баемаган милләт гыйлем өйрәнә алмас

региональный

Мәшһүр галим һәм язучы Ризаэтдин Фәхретдин исемендәге төбәкара конференция, управление образования Лениногорского муниципального района РТ на базе школы № 3 Лениногорска

2021 г.

13

Татар әдәбияты дәресләрендә проект эшчәнлеге «Төбәгем әдипләре»

всероссийский

Круглый стол научно-практической конференции имени Мулланура Вахитова, организованной МО и Н РТ на базе ИРО РТ

2018 г.

14

Каждый из нас есть то, что он читает; и каждый из нас есть то, как он читает»

всероссийский

Круглый стол научно-практической конференции «Диалог культур в контексте образовательной деятельности» в рамках культурно-образовательного проекта «Диалог культур» организованной МО и Н РТ на базе ИРО РТ

2019 г.

15

Диалог культур

всероссийский

Научно-практическая конференция «Диалог культур»,  организованной Министерством образования и науки РФ на базе ФГБОУ ВО «НГПУ»

2021 г.

16

Рус телле балаларга татар телен укытуның актуаль проблемалары

международный

Круглый стол открытого педагогического форума «Образование: реалии и перспективы», организованной МО и Н РТ на базе ИРО РТ  

2022 г.

 2.4.4. Методические публикации

  №

Тема (название), вид публикации,  количество страниц

Уровень  (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1

Методическая разработка «Төбәгем әдипләре»,

пособие, 63 стр.

муниципальный

ООО ИПЦ «Гузель», РТ, г. Нижнекамск

2018 г.

2

Методическая разработка «Татар теле дәресләрендә Сингапур системасын куллану тәҗрибәсеннән», пособие, 37 стр.        

муниципальный

ООО ИПЦ «Гузель», РТ, г. Нижнекамск

2018 г.

3

 «-чы,-че сүз ясагыч кушымчалар»,

статья, 3 стр.

муниципальный

Журнал «Образование Нижнекамского муниципального района»,  №3

2020 г.

4

Методическая разработка «Сүзтезмә», пособие, 3 стр.

республиканский

Журнал «Мәгариф», №5(955), стр.64-66

2019 г.

5

«Методическая разработка профориентационного мероприятия для общеобразовательной организации»,

пособие, 2 стр.

республиканский

Сборник материалов республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мероприятий

2020 г.

6

 «Төбәгем әдипләре» татар әдәбияты дәресләрендә проект эшчәнлеге»,

статья, 2 стр.

всероссийский

Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы национального образования. Учебно-методическое пособие»

2018 г.

 

    2.5. Результаты участия в конкурсах (конкурс в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

Название конкурса

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат

Год участия

1

«Мультимедийный урок – новые образовательные возможности» в номинации «Родной язык и литература»

межрегиональный

сертификат

2018 г.

2

Конкурс методических разработок «Калейдоскоп профессий»

республиканский

призёр

2018 г.

3

Конкурс дидактических разработок «Туган илем – халыкларнын уртак йорты»

республиканский

победитель

2021г.

4

Конкурс методических разработок среди педагогических работников образовательных учреждений РТ к книге «Татарстан: все для фронта, все для победы! 1941-1945»

республиканский

призёр

2021г.

5

Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

всероссийский

свидетельство участника

2019 г.

6

Конкурс методических разработок «Всероссийский фестиваль педагогического творчества»

всероссийский

свидетельство участника

2020 г.

7

Конкурс «Педагогический марафон-2021»

всероссийский

победитель

2021 г.

8

Фестиваль работников образования «Профессиональный успех» в номинации «Методическая разработка»

международный

победитель

2020 г.

    2.6. Участие в грантах в рамках реализации Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 гг. («Наш лучший учитель», «Наш новый учитель», «Учитель-исследователь»),  иных грантах (грант Главы администрации муниципального района и др.)

Наименование гранта, кем учрежден

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат

Год участия

1

«Грант Главы Администрации Нижнекамского муниципального района РТ»,  учреждён Главой Нижнекамского муниципального района РТ

муниципальный

участник

2019 г.

     2.7. Другое (участие в проектах, в том числе по созданию новых образовательных программ, учебников, социально-значимых инициативах, мероприятиях педагогических сообществ, руководство педагогических практикой студентов педагогических учебных заведений и др.)

Вид, тема (название или описание) мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, муниципальный республиканский, федеральный международный уровень)

Год

1

Факультатив для учащихся «Татар теле – энҗе, мәрҗән тулы тел» в системе «Электронное образование в РТ»

образовательное учреждение

2019 г.

2

Участник в работе муниципальной творческой группы учителей татарского языка и литературы по разработке содержания основной образовательной программы НОО, ООО

муниципальный

2018 г.

3

Сотрудничество с Нижнекамским педагогическим колледжем (открытые уроки и внеклассные мероприятия для студентов)

муниципальный

2018-2019 гг.

4

Участие в чтениях Рашита Гарая «Сездэ калыр идем», центральная библиотека НМР РТ

муниципальный

2021г.

5

Участник сообщества для учителей татарского языка и литературы «Туган телем - серле тел» в системе «Электронное образование в РТ»

республиканский

2018 г.

6

Проект «Актуальные проблемы преподавания татарского языка и литературы и деятельности учителя в условиях реализаций ФГОС»

республиканский

2018 г.

7

Участник в работе по созданию электронного банка методических материалов по учебным предметам «Родной (татарский) язык» и «Родная (татарская) литература»

республиканский

2021 г.

8

Участие в открытом республиканском фестивале-конкурсе татарского искусства

 «Моң чишмәсе» (в работе площадки обмена педагогическим опытом «Педагогическая мастерская»), г. Набережные Челны

республиканский

2022 г.

9

Участие в вебинаре «Создание развивающей образовательной среды»

всероссийский

2020 г.

10

Участие во всероссийском семинаре «Дистанционное образование»

всероссийский

2020 г.

Сайт учителя татарского языка http://nsportal.ru /hamizova-vafiya-timershaehovna    

всероссийский

2017-2022 гг.

11

Проект Викимедия татароязычных участников «Татар векипедиясендә мәкаләләр язу буенча  «ТАТАР 4.0» »

международный

2019 г.

2.8. Результаты профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

Вид, тема (название или описание) мероприятия

Уровень (республиканский, федеральный международный уровень)

Год

1

Участие  в работе по инновационной программе «Образовательная среда как основа духовного и физического здоровья учащихся».

образовательная организация

2017-2022 гг.

2

Участие в рамках инновационной деятельности по теме «Модель преемственности психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности школьников начального и среднего звена общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС»

образовательная организация

2017-2022 гг.

3

Участие в конкурсе  «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан»

республиканский

2019 г.

4

Участник Республиканской инновационной площадки ГАОД ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан и работала по теме «Создание унифицированного фонда оценочных средств для оценки результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования по наиболее востребованным на рынке труда новым и перспективным профессиям и специальностям».

Результат инновационной деятельности:  «Унифицированные оценочные средства по общеобразовательной дисциплине», Рег.№375 от 12.03.2019 г.

республиканский

2019 г.

5

Выступление по теме «Эффективные образовательные практики: от методических решений к успешному ученику» в рамках научно-практической конференции «Качество образования: актуальные вопросы, эффективные технологии и инновации» в рамках инновационной деятельности

республиканский

2020 г.

6

Выступление по теме «Эффективные образовательные практики от методических решений к успешному ученику» в рамках научно-практической конференции «Качество образования; актуальные вопросы, эффективные технологии и инновации»

республиканский

2020 г.

7

Участник региональной инновационной площадки негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования» по теме:

«Разработка, апробация и (или) внедрение

новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора», регистрационный номер ФИП 002ИД150, г. Казань

республиканский

2020 г.

8

Участник в реализации инновационных педагогических практик, представлена инновационная авторская методическая разработка: «Современные методы воспитательной работы на уроках русского языка»,Учреждение высшего образования «Университет управления ТИСБИ», Институт непрерывного образования, г. Казань, № СИЖ-2022-0025

республиканский

2022 г.

9

Участие в экспериментальной работе по направлению «Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений», Учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ», Институт непрерывного образования, г. Казань, № СЭЗ-2022-007

республиканский

2022 г.

10

Участник региональной инновационной площадки «Инновационные технологии и образовательные инструменты в условиях внедрения ФГОС», на базе МБОУ «Гимназия №22»НМР РТ, (приказ МО и Н РТ №под-1097/18 от 13.07.2018 г.)

региональный

2018 г.

11

Участник региональной инновационной площадки Набережночелнинского государственного педагогического университета по теме «Разработка и апробация методического конструктора по освоению педагогами профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС и профессиональному стандарту педагога чрез организацию сетевого партнёрства школ», под руководством Чечиной Е.С.

региональный

2018-2022 гг.

12

Участие в работе  экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского по теме «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»

всероссийский

2020 г.

3. Результаты учебно-воспитательной работы за последние  5 лет

  3.4. Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах (для учителей и преподавателей)

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Татарский язык

муниципальный

(очной)

призёр

2018

Диплом

Татарский язык

муниципальный

(очной)

призёр

2019

Диплом

Татарский язык

муниципальный

(очной)

призёр

2021

Диплом

Татарский язык

республиканский

(очной)

призёр

2018

Диплом

Татарский язык

республиканский

(очной)

призёр

2018

Диплом

Татарский язык

межрегиональный

(очной)

призёр

2018

Диплом

  3.5. Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

 Документы

Форум «Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын», МБОУ «Гимназия№1» имени Мусы Джалиля НМР РТ, 2021 г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

муниципальный

призёр

(2 место)

Диплом

Филологическая научно-практическая конференция школьников «Юный филолог», МБОУ «Гимназия №7» г. Бугульма,  апрель 2018 г.

Тел- бакча, сүз-чәчәк (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный »             романында искергән сүзләр)

республиканский

призёр

(2 место)

Диплом

Юношеская научно-исследовательская конференция

«Я- исследователь», МБУ ДО «Центр внешкольной работы» НМР РТ, 27.04.2018 г.

Тел дигән дәрья бар... (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный»           романында искергән сүзләр)

республиканский

призёр

(2 место)

Диплом

Научно-исследовательская конференция имени Ибрагима Халфина, МО РТ, февраль 2018 г.

Абдулла Алиш  әкиятләрендә әхлакый тәрбия

республиканский

призёр

(2 место)

Диплом

Открытая юношеская научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова УОИК НМР НХТИ, МБОУ «Лицей №35» НМР РТ, 17.02.2018 г.

Тел дигән дәрья бар... (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный»              романында искергән сүзләр)

республиканский

призёр

(3 место)

Диплом

Научно-практическая конференция, посвященная 131-ой годовщине со дня рождения Г. Ибрагимова, татарского писателя, ученого, публициста и общественного деятеля, МО и Н РТ, 16.03.2018 г.

Тел- бакча, сүз-чәчәк (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный»               романында искергән сүзләр)

республиканский

призёр

(2 место)

Диплом

Научно-практическая конференция школьников «Молодежь в научном поиске – Яшләр фәнни эзләнүдә», МО и Н РТ, 14.12.2018 г.

Тел дигән дәрья бар... (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный »               романында искергән сүзләр)

республиканский

победитель

(1 место)

Диплом

Научно-практическая конференция учащихся 5-9 классов «Ломоносовские чтения», ФГБОУ ВО НГПУ, 30.03.2019 г.

Абдулла Алиш  әкиятләрендә әхлакый тәрбия

республиканский

призёр

(2 место)

Диплом

Конференция исследовательских работ «Жить, помня о корнях своих…», МБУ ДО «Сдютиэ» НМР РТ, 2019 г.

Тел- бакча, сүз-чәчәк (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный»                романында искергән сүзләр)

республиканский

призёр

(3 место)

Диплом

Конференция исследовательских работ «Жить, помня о корнях своих…», МБУ ДО «Сдютиэ» НМР РТ, 2020 г.

Шәҗәрә-нәселем агачы

республиканский

призёр

(2 место)

Диплом

Научно-практическая конференция «Без- сәләтле буын», УО Муслюмово, 2020 г.

Абдулла Алиш  әкиятләрендә әхлакый тәрбия

республиканский

лауреат

Диплом

Юношеская научно-исследовательская конференция

«Я-исследователь», МБУ ДО «Центр внешкольной работы» НМР РТ, 2021 г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

республиканский

лауреат

Диплом

Научно-практическая конференция школьников «Петровские чтения» МБОУ «Гимназия № 96» г Набережные Челны, 2021 г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

республиканский

призёр

(2 место)

Диплом

Открытая юношеская научно-исследовательская конференция имени С.С.Молодцова, МБОУ «Лицей№35» НМР РТ, 2022 г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

республиканский

призёр

 (3 место)

Диплом

Республиканский научно-исследовательская конференция «Новый интеллект», МБОУ «СОШ №41» г. Набережные Челны, 2021 г.

Шәҗәрә-нәселем агачы

республиканский

призёр

(3 место)

Диплом

Научно-практическая конференция «Мы- будущее XXI века», МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ, 2018 г.

Шәҗәрә-нәселем агачы

региональный

лауреат

Диплом

Научно-практическая конференция «Создание историко-культурного и духовного наследия России», МБОУ «Гимназия№32» НМР РТ, 2021 г.

Шәҗәрә-нәселем агачы

региональный

лауреат

Диплом

Научно-практическая конференция «По следам Алиша», МБОУ «Гимназия №20 им. А. Алиша», г. Казань,  2019 г.

Абдулла Алиш  әкиятләрендә әхлакый тәрбия

межрегиональный

победитель

(1 место)

Диплом

Педагогическое чтения Хади Атласи, МО и Н РТ, 2019 г.

Тел дигән дәрья бар... (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный»                романында искергән сүзләр)

межрегиональный

призёр

(2 место)

Диплом

Научно-практическая конференция, посвященной памяти великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева «Яковлевские чтения», МО и Н РТ, МБОУ «Гимназия-интернат №34» НМР РТ, 2019 г.

Тел- бакча, сүз-чәчәк (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный»               романында искергән сүзләр)

межрегиональный

призёр

(3 место)

Диплом

Научно-практическая конференция, посвященной памяти великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева «Яковлевские чтения», МБОУ «Гимназия-интернат №34»  НМР РТ, 2019 г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

межрегиональный

лауреат

Диплом

Научно-исследовательские чтения имени К. Тимбиковой, г. Чистополь, 2021 г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

межрегиональный

призёр

(2 место)

Диплом

Научно- практическая конференция имени Мулланура Вахитова, МБОУ «Гимназия№2 им. М. Вахитова» г. Набережные Челны, 2022 г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

межрегиональный

призёр

(3 место)

Диплом

Научно- практическая конференция имени Мулланура Вахитова, МБОУ «Гимназия №2 им. М. Вахитова» г. Набережные Челны, 2019  г.

Әби-бабамнардан калган уеннар

всероссийский

призёр

(3 место)

Диплом

Научно- практическая конференция «Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения», ФГБОУ ВО «КНИТУ», 2020 г.

Тел- бакча, сүз-чәчәк (М.Хәбибуллинның «Сөембикә ханбикә һәм Иван Грозный»                романында искергән сүзләр)

всероссийский

призёр

(3 место)

Диплом

Форум «Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын», МБОУ «Гимназия№1» имени Мусы Джалиля  НМР РТ, 2022 г.

Абдулла Алиш  әкиятләрендә әхлакый тәрбия

всероссийский

призёр

(2 место)

Диплом

   3.6. Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме  

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

Детский художественный фестиваль народного творчества «Без бергә»

муниципальный

призёр

(2 место)

2020 г.

Диплом

призёра

Конкурс генеалогических исследований «Моя родословная»

муниципальный

призёр

(2 место)

2021 г.

Диплом

призёра

Детский художественный фестиваль народного творчества «Без бергә»

муниципальный

победитель

(1 место)

2021 г.

Диплом

победителя

Конкурс на лучшее чтение поэтических произведений

муниципальный

призёр

(3 место)

2021 г.

Диплом

призёра

Конкурс презентаций и видеороликов «Путеводитель по историческим и культурным местам Республики Татарстан» посвященного году культурного наследия народов России, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией

муниципальный

призёр

(2 место)

2022

Диплом

призёра

Конкурс на премию имени  Разиля Валиева

муниципальный

победитель

2022 г.

Диплом победителя

Творческий фестиваль имени Гамила Афзала

республиканский

призёр

(2 место)

2018 г.

Диплом

призёра

Творческий фестиваль имени Гамила Афзала

республиканский

лауреат

2018 г.

Диплом

лауреата

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Мой Татарстан»

республиканский

победитель

2018 г.

Диплом победителя

Конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», МБУ ДО «Центр внешкольной работы» НМР РТ,2020

республиканский

призёр

(2 место)

2020 г.

Диплом

призёра

Конкурс творческих и проектных работ учащихся «Династии России»

межрегиональный

призёр

(3 место)

2021 г.

Диплом

призёра

Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

всероссийский

лауреат

2020 г.

Диплом

лауреата

 3.7. Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету аттестуемого  педагогического работника (для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, других педагогических работников, ведущих учебные занятия)

Учебный год

Предмет

Качество обучения

(% обучающихся  на «4» и «5» в общей численности обучающихся у аттестуемого  педагогического работника)

Успеваемость (%)

2017-2018

Родной (татарский) язык

78,4%

100,0%

2017-2018

Родная (татарская) литература

79,2%

100,0%

2018-2019

Родной (татарский) язык

79,2%

100,0%

2018-2019

Родная (татарская) литература

80,9%

100,0%

2019-2020

Родной (татарский) язык

80,6%

100,0%

2019-2020

Родная (татарская) литература

84,8%

100,0%

2020-2021

Родной (татарский) язык

83,8%

100,0%

2020-2021

Родная (татарская) литература

86,2%

100,0%

2021-2022

Родной (татарский) язык

88,2%

100,0%

2021-2022

Родная (татарская) литература

92,4%

100,0%

   3.8. Работа за рамками тарифицированных часов (внеклассная работа по предмету и др.)  

Вид деятельности (кружки, секции, мероприятия)

Тема, название

Дата проведения мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результаты (если есть)

Кружок

Туган тел

2018-2022 гг.

образовательное учреждение

Дипломы муниципальных и

республиканских конкурсов

Ана теле проекты

Мин татарча өйрәнәм

2017-2018 гг.

республиканский

сертификаты участников

    3.9. Деятельность классного руководителя, куратора учебной группы, социального педагога по профилактике девиантного поведения детей (Для педагогических работников общеобразовательных учреждений, УНПО, УСПО, социальных педагогов) 

2019-2020

учебный год

2020-2021

учебный год

2021-2022

учебный год

Процент посещаемости занятий обучающимися, воспитанниками (средний показатель за год)

100%

100 %

100 %

Численность обучающихся, воспитанников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних или направленных в специальные образовательные учреждения закрытого типа в связи с совершенными правонарушениями (чел., % от общей численности обучающихся в классе или группе, либо - для социальных педагогов - в образовательном учреждении)

0

0

0

    3.18. Индивидуальные и командные достижения обучающихся на конкурсах, смотрах, соревнованиях, концертах, турнирах и др. мероприятиях по профилю программы дополнительного образования детей, реализуемой аттестуемым педагогическим работником

Вид, название мероприятия

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения

Документы

Детский художественный фестиваль народного творчества «Без бергә»

муниципальный

призёр

(2 место)

2020 г.

Диплом

Детский художественный фестиваль народного творчества «Без бергә»

муниципальный

     победитель

2021 г.

Диплом

Конкурс презентаций и видеороликов «Путеводитель по историческим и культурным местам Республики Татарстан» посвященного году культурного наследия народов России, 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией

муниципальный

призёр

(2 место)

2022 г.

 Диплом

Акция «Читаем детям о войне»

международный

призёры

(2 и 3 места)

2019 г.

Дипломы

   3.23. Эффективность использования современных  информационных технологий, мультимедийных средств в  профессиональной  деятельности, образовательной практике

(Для всех категорий педагогических работников)

Какие средства используются

Мультимедийный  проектор, экран, компьютер

Как часто

Ежеурочно

В каких целях

Мотивация обучающихся, актуализация знаний, проведение тестирование, педагогический мониторинг, учебное документирование в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан, электронные презентации методического опыта, обогащение творческой лаборатории за счет электронных учебных программ, презентаций

Подпись аттестуемого работника            ______________                      (Г.А.Шарипова)

     

     Заверяю достоверность сведений в карте результативности профессиональной деятельности

учителя родного (татарского) языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Шариповой Гузалии Асхатовны и подлинность документов, представленных мне аттестуемым работником в подтверждение своих достижений и результатов.

Заключение: уровень квалификации учителя родного (татарского) языка и  литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Шариповой Гузалии Асхатовны соответствует требованиям, предъявляемым к уровню квалификации по должности «Учитель»  высшей  квалификационной категории.

Директор муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

_____________

(Е.А. Базеева)

МП

Дата 05 октября  2022 года

Заместитель начальника управления образования

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

_____________

(А.Р. Рамазанова)

МП

           Дата 05 октября  2022 года



Предварительный просмотр:

“Шүрәле биштәре” кичәсе

“Бәйрәм бүген” җыры яңгырый.  

Алып баручы. Исәнмесез, хәерле көн, килгән кунаклар, укучылар, укытучылар. Буген бездә зур бәйрәм. Сезне күрүебезгә без бик  шатбыз.

Алып баручы. Бүген бездә кунакта:

Мәгариф идарәсеннән  -Исмагилова Резедә Раиф кызы

 “Кама таңнары” әдәби берләшмәсеннән –Нәбиуллина  Рәсимә Харис кызы

“Аксакалллар шурасы “нан-   Ганиев Мансур Корбангали улы

35 нче лицей укычылыры

21нче мәктәп укучылыры

5нче мәктәп укучылары

7нче мәктәп укучылары

Һәм безнең кадерле укытучыларыбыз.

Алып баручы. Габдулла Тукай әйткәнчә: “Халык зур ул, көчле ул, дәртле ул, моңлы ул, әдип ул, шагыйрь ул”

Алып баручы. Әйе, татар халкы хезмәт сөючән. Җырга-моңга оста, шаян күңелле, җор телле, иҗат итәргә сәләтле халык.

Шүрәле. (Шүрәле керә) Тирә-якны карый, күзәтә, балаларны күреп шатлана.

  • Хәзер кети-кети уйнарга иптәш була икән. Бу бик әйбәт. Басыгыз әле, хәзер-хзәзер уен башлана (балаларны кытыклый башлый, балалар качалар)

Алып баручы. Кара әле, син аны безгә кунакка килеп балаларны кыерсыта. Нишлисең син? Балалар, кем соң бу?

Балалар. Бу бит Шүрәле.

Шүрәле. Мин монда күңелле булыр, туйганчы кытыклармын, уйнармын дигән идем. Булмады. (үпкәләп кырыйга китә)

Алып баручы. Тукта, чү, ачуланма, тагын да да күңеллерәк уен бар. Бас әле уртага, без сиңа җыр җырлыйбыз.

(6 В укучылары башкаруында “Кәрия-Зәкәрия”җырлы-биюле  уены).

Алып баручы.                          Шүрәле, Шүрәле

Балаларны күр әле.

Алар бии, алар җырлый

Куллар чабып тор әле.

Шүрәле. Ай-һай, күңелле икән монда. Минем бик авыр биштәрем бар иде бит әле. Кайда калдырдым инде мин аны, берәрегез күрмәдеме? Әнә теге юан агач янында калдырганмын икән, хәзер алып киләм.

Алып баручы. Шүрәле дус, ашыкмый тор әле, безнең бәйрәмебезгә мәртәбәле кунаклар да килгән. Әйдәгез, башта алар белән таныштырып китик.

(Шүрәле капчыгын көч-хәл белән тартып керә)

Алып баручы. Ай-һай, биштәрең авыр күренә. Нәрсәләр тутырдың син анда?

Шүрәле. Ни генә юк анда, хәзер карыйбыз.

Алып баручы. Шүрәленең биштәре нинди серләр саклый икән?

(Әкиятләр сүзен тартып чыгара)

Алып баручы. Халкыбызның авыз иҗатында әкиятләр иң бай һәм мөһим жанрларның берсе булып тора.

  • Балалар, ә сез әкиятләр беләсезме?
  • Телисезме, хәзер татар халкының “Бүләк кемгә” әкиятен 4В сыйныфы укучылары уйнап күрсәтә.

(4В сыйныфы укучылары “Бүләк кемгә” әкиятен сәхнәләштерә.)

Шүрәле. Чын артистлар бит болар, ничек матур уйныйлар. Үзем дә алар белән бергә уйнагандай булдым.

  • Әйдәгез әле, биштәрне тагын актарыйк. Нинди тылсым ята икән анда. (Мәкальләр, әйтемнәр сүзен тартып чыгара)

Алып баручы. Мәкальләр һәм әйтемнәр – тел бизәге. Алар берәүнең сүзен куәтләп, көчәйтеп җибәрү өчен кулланалар. Кыска, җыйнак, үткен мәгънәне белдерәләр. Халыкның осталыгын, тапкырлыгын күрсәтәләр.

Мәкалләр әйтү өчен сүзне Мансур абыйга бирәбез.

Кем эшләми ...... (шул ашамый)

Җиде кат үлчә ....... ( бер кат кис)

Оясында ни күрсә....... (очканында шул булыр)

Тырышкан табар.........(ташка кадак кагар)

Шүрәле. Бу балалар  бигрәк акыллы, үткен телле икән. Туктагыз эле, мин сезгә биштәрдән тагын бер серне ачыйм эле. Бу биремне ничек җиңеп чыгарсыз икән, хәзер карыйбыз инде.

(Бишек һәм халык җырлары сүзен тартып чыгара) . 

Алып баручы. Җыр бит ул халыкның иң киң таралган, иң хөрмәтле иҗат җимеше, кеше күңелендәге хисләрнең матур яңгырашы, яктыртылышы. Габдулла Тукай халык җырларын “халык күңеленең көзгесе” дип атаган. 

Татар җыры... Ерак тарихлардан

Алып килә халык хәтерен.

Оялчан ул, инсафлы, ягымлы,

Үзе салмак, үзе әкрен.

Алып баручы. Бу җырларның бер төре булып торган бишек җырлары — кеше күңеленең иң нечкә кыллары. Шуңа да аларның һәркайсыбыз сабый чакның якты истәлеге итеп гомер буе күңел түрендә саклый. Ул җырлар газиз ана, туган ил, туган тел кебек изге төшенчәләр белән бергә йөри. Бишек җырлары ана белән бала икәүдән-икәү генә калган вакытта башкарыла. ана ул мәлдә күңеле белән баланың рухи дөньясына якынаерга, уй-фикерләрен нәниләр кабул итәрлек гади, самими итеп җиткерергә омтыла.

  • Шүрәле дус, бу биремеңә дә безнең җавап әзер.

Без сезнең белән 5Г сыйныфы укучылары башкаруында бишек җырын тыңлап китәрбез.

5Г сыйныфы укучылары башкаруында бишек җыры башкарыла.

4нче А сыйныфы укучысы Шакирянова Әмирә  “Әлли-бәлли бәү” шигырен башкара.

Шүрәле. Монсы да булмады, бу мәктәптәге балалар осталарның остасы икән лә бит. Кызлар белән бергә моңланып та алдым әле.

  • Кая тагын биштәрне актарыйк инде, нинди сер калды икән анда.

(Табышмаклар сүзен тартып чыгара)

Алып баручы. Табышмаклар – зиһен ачкычы. Элек заманнардан ук табышмаклар әйтешү – татар халкының күңел ачу чараларыннан берсе булган. Ә табышмакларга җавапларны бары тик тапкыр һәм зирәк кеешеләр генә таба алган.

Алып баручы.  Шүрәле дус, әйдәле без синең белән балаларны тапкырлыкта һәм зирәклектә тикшереп карыйк.

Шүрәле. Уйныйбызмы, дуслар?

“Бу – мин” уены. Уен болай башкарыла: бер командага табышмаклар язылган карточкалар, шул табышмакларның җаваплары икенче командага таратыла. Бер команда табышмакларны укый, ә икенче командада әлеге табышмакның җавабы язылган укучы торып басып “Бу – мин” дип әйтергә тиеш була.

Табышмаклар (“Бу-мин” уены)

1. Озын идем-киселдем,

Юан идем-ярылдым,

Инде утка тарыдым.  (Утын)

 

2. Башы тауда, аягы диңгездә.(Елга)

3.Кечкенә сары карт,

Кигән туны тугыз кат.(Суган)

1. Мин кечкенә, миңа тимә,

Тисәң, авыртты димә.(Бал корты) 

2.Аягы бар, кулы юк,

Аркасы бар, түше юк.(Урындык)

3.Бәләкәй генә олан,

Биленә каеш буган.(Себерке)

Алып баручы. Карале, Шүрәле, без сиңа үзебезнең купме һөнәрләребезне күрсәттек инде. Э син үзең нәсәләр эшли беләсең?

(“Күрсәт әле” уены)

Курсәт әле, Шүрәле

Суда ничек йөзәләр?

Менә шулай, менә шулай

Шулай суда йөзәләр.

Күрсәт әле Шүрәле

Чәчне ничек тарыйлар?

Менә шулай, менә шулай

Шулай чәчне тарыйлар.

Күрсәт әле, Шүрәле

Ничек утын яралар?

Менә шулай, менә шулай

Шулай утын яралар.

Күрсәт әле, Шүрәле,

Ничек куллар чабалар?

Менә шулай, менә шулай

Шулай куллар чабалар.

Алып баручы. Ай-һай, дускаем, узең дә бик оста икән бит. Әйдә, биштәреңдә тагын нинди селәр калды икән, күз салыйк әле.

Шүрәле. Хәзер-хәзер, биштәр дә бушап килә икән бит инде. Нәрсә генә калды икән анда?

(Татар халык биюе сүзен тартып чыгара)

Алып баручы. Татар биюләре – ул уникаль халык биюе. Бу халыкның бию мәдәнияте бик төрле. Татар биюе халыкның тарихын, үзенчәлеген чагылдыра.

(9В сыйныф укучысы Акмалова Эльвина  татар халык биюен башкара.)

Шүрәле.  Сезнең белән шундый күңелле, рәхәт. Караңгы урманыма кайтасы да килми. Тик берни эшләп булмый, кайтырга кирәк. Ә сез мине тагын шушындый бәйрәмнәргә чакырырсызмы соң?

Алып баручы. Әлбәттә, чакырырбыз. Әмма син үзеңне һәрвакыт яхшы тотарга сүз бирергә тиеш.

Шүрәле. Сүз бирәм.

Алып баручы. Балалар, без Шүрәлегә ышанып калабызмы?

Балалар. Әйе, ышынабыз.

Алып баручы. Туган телебезне, гореф-гадәтләребезне онытмыйча, тагын да күбрәк өйрәнеп, яхшы кешеләр булып үсик дуслар.

Алып баручы. Киләсе очрашуларга кадәр.

Кулланма

Табышмаклар (“Бу-мин” уены)

1. Озын идем-киселдем,

Юан идем-ярылдым,

Инде утка тарыдым.  (Утын)

 

2. Башы тауда, аягы диңгездә.(Елга)

3.Кечкенә сары карт,

Кигән туны тугыз кат.(Суган)

1. Мин кечкенә, миңа тимә,

Тисәң, авыртты димә.(Бал корты) 

2.Аягы бар, кулы юк,

Аркасы бар, түше юк.(Урындык)

3.Бәләкәй генә олан,

Биленә каеш буган.(Себерке)

Кем эшләми ...... (шул ашамый)

Җиде кат үлчә ....... ( бер кат кис)

Оясында ни күрсә....... (очканында шул булыр)

Тырышкан табар.........(ташка кадак кагар)