Конкурс "Воспитатель года 2020"

Глушкова Анастасия Александровна

На этой странице представлен материал по участию в конкурсе "Воспитатель года 2020"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы моделирования как способ развития математических и сенсорных представлений детей

C:\Users\user\Desktop\конкурс 2020\фото\9.jpg

Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

     В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, в наше время не спорит никто. Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств я активно использую на своих занятиях.   В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы, такие как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет мне развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Игры с блоками Дьенеша

C:\Users\user\Desktop\конкурс 2020\фото\2.jpg

Игры с блоками Дьенеша доступно и наглядно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Сначала мы с ребятами рассматриваем карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д. Затем задания с карточками постепенно усложняются.

Помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".

Игры с палочками Кюизенера

C:\Users\User\Desktop\глушкова\0-02-05-48fb013f463fb8f522c26f8d6ec43a5b9c41175dd4f04775683da439a4f0eb95_3f9c60cc.jpg

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Я использую палочки Кюизенера как многофункциональное математическое пособие. Оно позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики - числа, количественные величины, соотношения между ними - представлены в форме, которая максимально доступна малышам. Это помогает научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий.

На начальном этапе занятий я предлагаю ребятам палочки Кюизенера как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут мы с ребятами учимся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Различные игры (метод наложения, работа по образцу, расшифровывание) выводят нашего исследователя на новый уровень развития интеллекта.

Интересная сказка вводит ребенка в мир, в котором обитают разноцветные палочки. Брусочки разной величины и цвета помогают ребенку научиться делить целое на части. Занятия с ними формируют представление о числе на основе счета и измерения. Мои маленькие математики начинают определять величину объектов с использованием условных мерок.

Пособия Дьенеша и Кюизенера можно использоваться как отдельно, так и вместе. 



Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей на занятиях по формированию элементарных математических представлений

C:\Users\User\Desktop\глушкова\0-02-05-8a7ce918218b2607ae7cb9c96e50371b78baff9b859a4cb93084b842071b7a5b_f5755b64.jpg


Физические качества, которые заложены в человеке с рождения, необходимо развивать с раннего детства и на протяжении всей жизни. Движение оказывает положительное влияние на здоровье ребенка, снимает напряжение во время занятий.

Так, для закрепления и повторения математических представлений я обязательно использую использую подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании имеет ряд преимуществ. Игра, в данном случае подвижная, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет мне определить уровень его знаний и представлений.

Подвижная игра одновременно носит познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, я обращаю внимание на степень трудности игровых правил и действий.

 При закреплении математических представлений, подвижные игры классифицируются: количественный счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и классификация предметов. 

Одновременно я стараюсь создавать условия, которые позволяют повысить эффективность обучения и закрепления материала:

-правильный подбор подвижных игр в зависимости от цели и возрастных особенностей,

-знание особенностей организма и проведения подвижных игр;

-использование разнообразных методов и приемов организации и руководства подвижными играми,

-поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности;

В процессе проведения подвижных игр, мои ребятишки отрабатывают устный счет, способность ориентироваться в пространстве, во времени, сравнивать величины, развивают умение различать и называть геометрические фигуры.

Часто использую игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляют представления о количественном счете, о связи между числами (больше или меньше), развивают умение различать и называть геометрические фигуры.

Самыми полюбившимися  стали игры: «Совушка» (ориентировка во времени), «Мы веселые ребята» (количественный счет), «Найди пару», «Цветные фигуры» (величина), «Затейники», «Быстрее по местам», «Хитрая лиса», «Пустое место» (ориентировка в пространстве), «День – ночь», «Веселая неделька», «Продолжи» (ориентировка во времени).

Примеры игр

Подвижная игра «День и Ночь» (ориентировка во времени, части суток)

В середине площадки отмечаются две параллельные линии, вдоль которых выстраиваются спиной друг к другу две команды – «День» и «Ночь». Перед каждой из команд в 10 – 15 метрах находится «дом». Ведущий произносит название команды, и она бежит в свой дом. Задача второй команды – успеть осалить максимальное число соперников.

Подвижная игра «День и Ночь» помогает детям дошкольного возраста тренировать координацию движений, реакцию, внимательность. Игра отлично подходит в качестве активного развлечения в детском саду. Родители могут провести игру со своими детьми и их друзьями во время прогулки во дворе и поиграть в подвижные игры. Для игры подходит ровная площадка без предметов, мешающих свободно и безопасно двигаться. В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» — замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим. Особенно детям нравится рисковать стать проигравшим...

 Игра «Совушка» (ориентировка во времени, в пространстве)

Дети становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего:

«День наступает – все оживает!» – малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает – всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

 Подвижная игра «Хитрая лиса» (ориентировка в пространстве)

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Подвижная игра «Мы веселые ребята» (количественный счет)

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

Подвижная игра «Два мороза» (ориентировка во времени, количественный счет, сравнение двух групп)

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

Подвижная игра «Самолеты» (ориентировка в пространстве)

Цель: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние междудруг другом, развивать ориентировку в пространстве.


I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2-3 мин.
II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Пустое место» (ориентировка в пространстве)

Цель. Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным.
Описание: играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: 

Вокруг домика хожу и в окошечки гляжу,

 К одному я подойду и тихонько постучу. 

После слова «Постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в впереди спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становиться водящим, и игра продолжается.

Подвижная игра «Бездомный заяц» ( ориентировка в пространстве, фигуры)

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге

Ход игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут

Подвижная игра «Веселая неделька» (ориентировка во времени.Дни недели)

Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, времени. Закрепить знание дней недели. Развивать память, внимание.

Описание: Воспитатель назначает детей днями недели. Дети разбегаются по залу. По сигналу воспитателя выстраиваются в определенном порядке дней недели.

Подвижная игра «Найди пару» (величина, фигуры)

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, цветов и величины. Развивать внимание, память.
Описание: Детям предлагается выбрать цветные геометрические фигуры из картона, маленького размера. В обручах на полу раскладываются большие геометрические фигуры разных цветов. По сигналу воспитателя дети разбегаются по залу, затем по сигналу, каждый ребенок ищет обруч с аналогичной фигурой, одинаковой по цвету т.е. пару своей фигуре.

Учиться считать, закреплять представления о составе числа и разрядных единицах можно не только сидя за столом, но и в движении.

Подвижные игры с «математической начинкой» можно использовать не только на занятиях по математике, но и на физкультуре, и во время прогулки. 



Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания»

Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется

уметь читать – им требуется уметь играть,

уметь размышлять…

(Ф. Роджерс).

     Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробую ответить на этот вопрос. Я заметила, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Поэтому очень важно в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений уделять внимание  развитию логического мышления посредством дидактических игр и упражнений. Зачастую родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка мыслить. Ребенка необходимо научить решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.  Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Все виды логического мышления неразрывно связанны с речью, в логическом мышлении речь является единственной формой, в которой происходит мышление, так как оно состоит в установлении связи между значениями слов.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм и задачам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Загадки - замечательные образцы устного народного творчества. Загадки, в том числе,  математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Разгадывание загадок - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка - это и еще логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств.

     Включение занимательных задач, загадок и игр-головоломок в занятия по формированию элементарных математических представлений позволяют развивать логическое мышление дошкольников.

Эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста         являются игры-головоломки, такие как: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово  яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино» все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Они расположены по принципу от простого к сложному.

C:\Users\user\Desktop\конкурс 2020\фото\6.jpg

Дети, имеющие в предшкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих,  успешнее адаптируются в школе, а затем, повзрослев,  лучше справляются  с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря логическим играм они ощущают настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и отношений становятся доступными.

Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры и упражнения воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Я провожу логические   игры во время завтрака, на прогулке, в свободное время.

Например:

«Посчитаем»

Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше, вилок или ложек? Сколько чашек? Чего больше, чего меньше?

Пришли в группу после прогулки.  Можно предложить логические задачки:

1. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?

2. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостиков. Сколько белок сидело в дупле?

З. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?

«У кого больше...»

.. .лап — у кошки или попугая

. . .хвостов — у собаки или лягушки?

«Что выше?»

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

«Кого больше?»

Чего в реке больше — рыбы или окуней?

Чего на клумбе больше — цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше — животных или медведей?

Истинно или ложно

В математике есть понятия истинное высказывание и ложное высказывание.

Истинно ли мое высказывание?

Все кошки полосаты. Я такая сильная, что могу поднять слона. Заяц съел на обед волка. На яблоне выросли бананы. На елке сливы не растут.

«Посмотри вокруг»

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

Игры в группе:

Можно между делами вовлекать ребенка в следующие игровые упражнения.

Который по счету?

На полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим?

Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий?

Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?

Игры на состав числа

Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме закреплять знания по этой теме.

Упражнение с орешками.

Возьмите шесть орешков. Зажмите в одной руке два, а в другой четыре. Варианты задания: З и 3, 1 и 5. Покажите ребенку, сколько в одной руке орешков, пусть он сам догадается, сколько в другой. Накройте несколько орешков стаканчиком. Сколько видно? Сколько под стаканчиком?  И т.д.

Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно контролировать ход развития воспитанников, что позволяет подготовить детей к успешному обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Неслучайно судьба распорядилась так, что я закончила педагогический колледж, и стала воспитателем. Всю свою любовь, душевное тепло и ласку вот уже 10 лет  я дарю тем, кто не умеет хитрить и притворяться, чьи мысли чисты и неприхотливы - моим воспитанникам. Чтобы я делала без детских горящих глаз, детского смеха, без ста вопросов «почему»? Не знаю много это или мало. На мой взгляд, мало – нет достаточного опыта.

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. Именно общение с детьми помогло мне посмотреть на мир другими глазами: понять глубже ранимую детскую душу, привить детям простое человеческое: толерантность и эмпатию по отношению к людям. Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, эрудированность.

Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить в тупик любого взрослого. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель.

Кто он -  современный воспитатель?  Воспитатель – это проводник. Проводник из детства во взрослую жизнь. Именно от воспитателя зависит то, каким станет ребенок: смелым или застенчивым, открытым или замкнутым, энергичным или пассивным. Сумеет ли воспитатель раскрыть талант и способности каждого воспитанника, во многом будет зависеть его дальнейшая судьба. Ведь человек не только познаёт окружающий мир, но имеет своё собственное отношение к предметам и явлениям этого мира. Он не бесстрастно воспринимает окружающее, а переживает при этом определённые чувства: что – то его радует, доставляет удовольствие, а другое вызывает огорчение. То есть жизнь человека состоит из противоречий, а от противоречий нельзя уйти, их надо разрешать. В свою очередь я столкнулась с таким противоречием: с одной стороны – современный мир характеризуется огромным потоком необходимой информации, с другой стороны – информации настолько много, что её усвоить и воспринять очень трудно. В век информатизации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум, хорошо устроенный стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный».

Одним из важных направлений моей профессиональной деятельности является формирование элементарных математических представлений через познание окружающего мира. Подобные занятия всегда увлекают детей, раскрывают знания в разных областях,  являются важной частью их интеллектуального и личностного развития.

Занимаясь с моими ребятами, я использую в своей работе принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует их всестороннее развитие, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач стало прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность. Чтобы превратить свои занятия в увлекательный творческий процесс и заинтересовать малышей, я стремлюсь использовать в своей педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности, включать музыку. Активизации внимания безотказно служат стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрация иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создают интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлекает детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие. Экспериментирование предлагает моим пытливым исследователям путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу, измерить объём, длину, ширину, сравнить, обнаружить связи и закономерности. Дети оживляются, начинают принимать активное участие в образовательной деятельности.

В своей работе я стремлюсь спланировать день так, чтобы детям некогда было скучать. Мне приходится выступать в разных ролях.  Для детей я и мудрец, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и придет на помощь в трудную минуту. И, конечно, я стараюсь быть для детей другом, который соединяет в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих воспитанников. Да – да именно учиться! Они учат меня дружить, радоваться мелочам. Мы – взрослые все время куда- то спешим, обижаем, не хотим слышать, делаем неправильные выводы, принимаем решения с необратимыми последствиями. Не видим всех мелочей, из которых состоит вся наша жизнь. А они видят, они верят в чудеса, верят в сказки. И искренне верят, что я с ними заодно. Разве я могу их подвести?

Уверена, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель.

Свою профессию я люблю и с удовольствием прихожу на работу, где каждый день дарю детям любовь, внимание и заботу. И чувствую, что дети отвечают мне тем же. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком погрей руки. Так и воспитателю всегда надо помнить не только о теплоте своих рук, но и о  теплоте своей души. Любви к детям не учат, это как дар посланный свыше. Не надо бояться, что твоей любви не хватит на всех детей! Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в детский сад. Я считаю это одним из главных критериев оценки своей профессиональной деятельности!

Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние моей души. Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу счастливого Детства.

Глубоко был прав Ушинский К.Д., который писал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».



Предварительный просмотр:

        «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М. В. Ломоносов).

Математика-это гармония жизни. Она как сердце в груди каждого человека. С малых лет эта чудесная наука входит в нашу жизнь.

Если задуматься всерьез, то мы используем знание математики каждый день. Повсюду мы сталкиваемся с числами – на циферблате часов, на денежных банкнотах, в расписании автобусов и поездов. Нам все время приходится выполнять простые и сложные математические  операции – посчитать, через сколько минут начнется любимый фильм, сколько сдачи должны дать в магазине, когда приедет автобус. Можно сказать, что математика повсюду.

Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Вводя маленьких детей в мир математики, стараюсь показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратить внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль. В таких как «Волк и семеро козлят»«Маша и три медведя» и т. д.

Числа мы найдем и в мире природы: у вех насекомых по 6 ног, а пчелы строят соты в форме правильных шестиугольников. В культуре  слово «солист» означает «певец, музыкант или танцор, который выступает один».

Играя в строительные игры с детьми, мы закрепляем умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет.

Играя с детьми в сюжетно - ролевые игры, я активно внедряю элементы математики. Например ,СРИ «Магазин», «Путешествие на море», «Кафе».

В магазине ребенку понравится самому складывать овощи и фрукты . Например: «Катя, давай купим три лимона. «Рома, нам нужно две морковки: одна большая, а другая маленькая». Предложить найти фрукты (овощи) круглой или овальной формы. Также мы активно закрепляем культурно-гигиенические навыки, при это на забываю про математику. Дети с удовольствием выполняют предложенные мной задания «Посчитай полотенца», «Сколько мыльниц?», «Сколько раковин»? и т.д.» Во время приема пищи детям понравится проводить «математические операции». Детям нравится считать на сколько полных чашек можно разлить пакет кефира (сока).

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.

В дело развития и воспитания собственного ребенка свою лепту вносят и родители. Так, они могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине и т. д.

«Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» утверждала австрийская писательница Мари Эшенбах. 

                За эти годы, я много достигла, но продолжаю учиться снова и снова, моя жизнь это профессиональное развитие  и движение вперёд.

                Я работаю в команде  единомышленников, и позиция нашей команды отражена в основных принципах которые направленны:

  • На создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развитии инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

                Сегодня я вам расскажу мою историю о «Стране Детства», в которой есть замечательный  «Солнечный городок!»

                Наш «Солнечный городок»  – благодатная почва где основой является создание социальной ситуации развития, где организация образовательного процесса предполагает, что деятельность всегда субьективна, поскольку её строит сам ребёнок: ставит задачу, ищет способы её решения и достижения цели.

«Солнечный городок» - это особая атмосфера, волшебный мир превращений и неизведанных тайн, в нём можно преодолевать пространство и время.

В моем «Солнечном городке» Я – сказочница, обладательница целого багажа волшебных приёмов -  мимики, жестов, интонации, выразительности, эмоциональности и необычных методик.

В МОЁМ «Солнечном городке» 36 мальчишек и девчонок, моих маленьких лучикОВ, весёлых энергичных, беззаботных, почемучек, со своими характерами и  требованиями, желаньями, победами и неудачами. В нашем городке много задач, но решаем мы их вместе, большой командой объединённой одной идеей продлить радость детства, воспитать всесторонне развитую личность, возрождающую культуру достоинства.

                Мой «Солнечный городок»  возник не случайно, он появился,  когда я была ребёнком. Да, я была большой фантазёркой! И я продолжаю фантазировать и сейчас. В нашем «Солнечном городке» есть много разных улиц, по которым мы с моими лучиками гуляем каждый день. Играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать! Это девиз нашего городка!

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 А вот и первая улочка нашего «Солнечного городка» - это проспект «Фантазёров», по которой мы смело шагаем с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. И жители нашего «Солнечного городка» настоящие юные математики. Согласитесь было бы скучно просто складывать или вычитать, вот тут на помощь к нам приходят фантазии и идеи.

Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Логические блоки Дьенеша являются уникальным по своим возможностям дидактическим материалом. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на…», поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче» и т. д.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

А на улице Радужной – все мои маленькие лучики превращаются в великих творцов, которые могут разукрасить самый непогожий день всеми цветами радуги в добро, тепло и счастье, и подарят его себе и тем, кто рядом. Рисуя, ребята запоминают и повторяют цвета радуги, на лепке – обьемные фигуры, а создавая аппликации закрепляют знания о геометрических фигурах.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Так мы с вами незаметно добрались до сквера Размышлений - здесь можно посидеть и спокойно подумать, решить логическую задачку или головоломку. Это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщения  к духовным ценностям. Здесь мои маленькие лучики познают мир не только умом, но и сердцем, выражают своё собственное отношение к добру и злу.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    А вот и улица Буквоежки  - на этой улице мы с моими лучиками разучиваем новые считалочки, отгадываем загадки, придумываем математические сказки про геометрические фигуры и конечно же при этом играем в разнообразные игры. На занятиях по математике фольклорный материал загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки оказывают влияние на развитие речи, требуют от ребёнка определённого уровня речевого развития.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

(Идем, удивляемся…: улицы прямые, дома стоят красивые, то куб, то параллелепипед попадаются. А на главной площади спортивный праздник: соревнуются геометрические фигуры: кто дальше прыгнет)

 Это площадь Игровая – здесь мои лучики не просто играют в подвижные игры, бегают и прыгают, а учатся ориентироваться в пространстве и времени,  устный счёт, учатся действовать по одному и вместе с другими, развивают быстроту реакции, зрительную и моторную память, устойчивость внимания.

Не надо забывать и о том, что важное место при развитии математических способностей играют пальчиковые игры и физкультминутки.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.

В моём арсенале, педагога как вы наверное уже заметили, есть  волшебный сундучок. В нём бережно хранятся и дружно живут, фантазии, идеи, сюжеты, сказки, волшебные превращали неодушевленные «живые» предметы.

Как любой чемодан или кейс или сумочка, могут поведать о своём хозяине, так и мой чемоданчик может многое рассказать обо мне.

Книги-это то, откуда я черпаю идеи, это методическая литература, и, конечно же, детские сказки и другие произведения.

        Ежедневник, в котором всё,  что я запланировала, выступления и встречи, а ещё идеи, которые неожиданно возникают и ждут своего воплощения.        

        

        Флешка-вся жизнь в ладошке! Конспекты образовательной деятельности, презентации к занятиям, музыкальный материал, методические разработки, документы -  протоколы, рабочие программы.

Волшебная палочка- это предмет с помощью которого осуществляются мечты и фантазии, грустный - весёлым, застенчивый - раскрепощённым и целеустремлённым, равнодушный - любознательным, а бездеятельный – активным!

 И вот после прогулки по нашему Солнечному городку, я наполняю рюкзачки моих маленьких лучиков новыми знаниями, умениями и навыками, чтобы потом со спокойным сердцем и душой отправить их в большое путешествие в новый город под названием «Школа».

        Вот так я и живу: утром с удовольствием иду на работу, а вечером – домой, счастливая от того, что день прожит не зря. А дома дела семейные, встречи с моими детьми, друзьями, разговоры о разном и опять же о них, о детях.

        

А вы, хотели бы побывать в нашем «Солнечном Городке????



Предварительный просмотр:

КВЕСТ -ИГРА
«В поисках сокровищ»

Цель: :   обобщение и закрепление математических представлений у детей подготовительного возраста; создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

•Закрепить счёт в пределах 10;

•Повторить знания о геометрических фигурах;

•Закрепить основные цвета спектра, используя мнемоническую фразу «Каждый охотник желает знать»;

•Продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве.

•Закреплять умение в математической игре «Танграмм» составлять фигуру из частей.

-Закрепить умение работать по схеме.

Развивающие:

•Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

•Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе.

•Развивать конструктивные умения в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

•Развивать интерес к поисковой деятельности.

-Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

1.Воспитывать целеустремленность, интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;

2.Воспитывать умение слышать друг друга, работать в коллективе;

3.Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка:

целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Методическое обеспечение:

  • Танграм+схема
  • Конструктор Лего +схема
  • Гимнастические палки + схема
  • Геометрические фигуры
  • Палочки Кюизенера
  • Шоколадные монетки для поощрения.

Содержание: Воспитатель в костюме пирата.

Здравствуйте ребята! Я пиратка по имени Джейн. Я обожаю приключения и поиски сокровища. И мне нужны помощники, поэтому я набираю команду самых отважных, смелых и дружных моряков. А вы именно такие ребята????Поможете мне отыскать эти сокровища??Ко мне в руки попала волшебная карта по которой мы обязательно отыщем эти сокровища. Нужно только обязательно двигаться строго по стрелочкам на карте и выполнять все задания.

-Команда стройся раз-два!!!!

-Теперь мы с вами одна команда и нам нужно разучить девиз нашей команды.

(ноги на ширине плеч, руки за спиной, глубокий вдох носом, на выдохе говорим

Ха-Ха (этом поочередно топаем ногами)

глубокий вдох

Хо-Хо (стучим кулаками но коленям)

глубокий вдох

Ху-ХУ (стучим кулаками по груди)

глубокий вдох

Хей -Хей ( поднимаем руки вверх)

Один за всех и все за одного!!!

(складываем ладошку на ладошку)

-Теперь нашей команде не хватает только отличительного знака! У меня на шее уже есть наш отличительный знак. Сейчас я  раздам его всей моей команде. И мы с вами будем учиться вязать морские узлы. У кого не получится, не переживайте, я обязательно вам помогу.

-Ну вот теперь команда готова отправляться в путешествие. Ребята, а на чём же мы с вами может отправится в путешествие??? Конечно же на корабле. А есть ли у нас с вами корабль? Тогда что же мы можем с вами тогда сделать??? Конечно же построить!

-Но чтобы нам построить корабль для начала нужно создать схему корабля, а для этого мне понадобится два инженера-констуктора. Затем нам нужно будет два макетчика, чтобы сделать макет корабля и остальные будут судостроители.

(идёт работа по схемам)

-Команда стройся, раз-два!!! Ну что ребята, наш корабль готов. Но чтобы отправится в путешествие нам нужно собрать необходимые вещи. А что это за вещи мы с вами узнаем по загадкам. Когда загадка будет отгадана, нам нужно будет её найти и положить в рундук (это специальный сундук для вещей на корабле). И когда кто-то найдёт загаданный предмет, он должен чётко сказать где он его нашёл и положить в рундук.

-Все вещи собраны и мы готовы отправляться! Команда на корабле стройся раз -два!!! (рассматриваем карту нам нужно плыть)

(проводится физминутка «Яблочко»)

«Остро Радужный»

-Ну вот и первая наша остановка. Этот остров называется «Радужный». Ребята посмотрите, здесь поляна с цветами, но они совсем бесцветные. Я думаю нам нужно помочь вернуть им краски. Но на цветах еще есть цифры, это еще одно задание, вам нужно построиться по порядку. А теперь нам нужно вспомнить все цвета радуги по порядку.(красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

-Теперь мы можем вернуть краски этим прекрасным цветам. На столе лежат их леписточки, нам нужно только правильно их приклеить.

-А теперь давайте украсим эту поляну нашими разноцветными цветами.

-Этому острову мы помогли. Команда стройся, раз-два!!! Давайте посмотрим, куда же нам нужно плыть дальше??? Стелочка ведёт нас на остров «Узнавайка». Команда на корабле стройся, раз-два!!

(физминутка)

Остров «Узнавайка»

-Ребята мы должны узнать, кто здесь живёт. А что бы это отгадать, этот остров приготовил нам очень увлекательную игру. Расскажу вам правила: для начала нам нужно будет разделиться на две команды. Давайте посчитаем сколько вас всего и подумаем как нам можно разделиться, чтоб нас было поровну. Затем последнему игроку команды я показываю карточку, на которой изображена какая то фигура. Вы на нее посмотрели, н о говорить что это за фигура не можете, только можете нарисовать её на спине у впередистоящего  товарища и так по порядку до первого. А первый уже бежит, выбирает фигуру которую ему нарисовали на спине, приклеивает на магнитную доску, а затем становится в конец строя. Понятно задание? Тогда начинаем…

-Молодцы ребята, мы отгадали все фигуры А теперь давайте все вместе, дружно скажем, кто же живёт на этом отсрове??? (геометрические фигуры)

-Ну что же мои дружные помощники, здесь мы тоже справились. Нужно двигаться дальше. Команда на корабле стройся, раз-два! Давайте посмотрим по карте, куда же нам нужно двигаться дальше?

-Четвёртая остановка это «ключ». А как вы думаете для чего нам этот ключ? Конечно же чтобы открыть сундук!! Какие же вы всё таки умные и сообразительные!!!

(гимнастика для глаз)

-Мы прибыли ребята! На столах у вас лежит схема и цветные палочки Кюизенера, которые помогут нам сделать этот ключ для нашего сундука с сокровищами.

-А вот и ключик от сундука с сокровищами!! Давайте же откроем его все вместе.

-Ура!Ура!Ура! Мы с вами нашли сокровища. Давайте быстрее загрузим наш сундук на корабль, чтобы другие пираты не успели до него добраться и отправимся обратно домой.

-Ну ребята, вы такие молодцы, справились со всеми испытаниями. Давайте пока мы с вами плывём обратно домой, посмотрим на карту и вспомним, где мы были и где нам больше всего понравилось??? У меня для вас есть разные смайлики, чтоб вы выбрали и оставили смайлик где вам больше всего понравилось. (все рассказывают и выкладывают смайлики

-Ну вот мы с вами и вернулись в детский сад. Посмотрите нам с берега уже машут наши друзья, давайте им тоже помашем!

-Ребята спасибо вам огромное за увлекательнейшее путешествие!!! Получайте вашу награду!!!