Развитие мелкой моторики

Волочек Светлана Олеговна

Подготовка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»

Воспитатель МКДОУ ЦРР детский сад №10 г.Россоши: Волочек Светлана Олеговна

     

  Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

     Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей и педагогов не только старших групп, но и малышей.

     При поступлении ребенка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.

        Физиологи под выражением «мелкая моторика рук» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

      Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.

        В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

     Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

       И так, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения, способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно учитывать  индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности. Главное, что действия приносили детям только положительные эмоции, что и будет подкреплять интерес к играм и упражнениям.

 Решается ряд задач:

-Коррекционно – образовательные задачи:

1) Формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

2) Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

-Коррекционно - развивающие задачи:

1) Развитие артикуляционной и мелкой моторики;

2) Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

3) Развитие тактильной чувствительности рук;

4) Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

5) Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;

-Коррекционно – воспитательные задачи:

1) Создание эмоционального фонда, радости, ожидания праздника;

2) Создание у детей эмоционально – приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом;

3) Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

4) Формирование дружеских взаимоотношений;

5) Формирование умения радоваться, достигая цели.

Варианты занятий для развития мелкой моторики:

Самомассаж кисти и пальцев рук. Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.

Пальчиковая гимнастика.  Она устанавливает тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Учит управлять дыханием, формировать правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихотворного текста.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. v Песочная терапия Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития

Вырезание ножницами. Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания: навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые

Работа с бумагой. Оригами. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.

Шнуровка. 

 v Рисование, раскрашивание.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.

Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке и готовит руку ребенка к обучению письму.

Штриховка.  Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку Дети с интересом занимаются подобным рисованием.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но при регулярном проведении, и использовании разнообразных приемов весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.