Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей 6-7 лет с использованием теневого театра»

Еретина Оксана Анатольевна

«Развитие диалогической речи у детей 6-7 лет с использованием теневого театра»

Дошкольный возраст является подготовительным этапом в освоении диалога. Дети подготовительной группы имеют значительные трудности в развитии  диалогической речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы.

  • Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций, что требует особого внимания со стороны родителей и специалистов. Важно предоставить им специальную помощь и поддержку, используя различные методы и техники обучения, чтобы помочь им компенсировать отставание в речевом развитии и достичь оптимального уровня коммуникативных навыков.
  • Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Традиционно связную речь подразделяют на две разновидности (диалог и монолог), каждой из которых присущи свои особенности.
  • Монологическая речь – это организованный развёрнутый вид речи. Она обращена к самому себе или другим, в отличие от диалога, не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающая определённой организованностью и смысловой завершённостью.
  • Диалогическая речь является психологически наиболее простой и естественной формой речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи. Ее развитие  зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Существует множество методов и приёмов для развития диалогической речи, однако сегодня мы хотели бы обсудить интересный и эффективный метод театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность является отличным помощником для детей с речевыми проблемами, уйдя от скучной монотонной работы, к удивительному миру игр и перевоплощений. Театрализованная деятельность не только помогает развивать речь детей, но и сплочает детский коллектив, повышает уверенность и самооценку у детей.

Театрализованная деятельность помогает решить множество задач:

- стимулирует речь, развивает связную (диалогическую и монологическую) речь;

-развивает звуковую культуру речи;

- обогащает словарный запас;

- развивает мышление и воображение;

- развивает мелкую моторику, координацию движений.

Одним из интересных видов театра является театр теней. 

Такой вид театра, в отличие от других, не требует сложных декораций и пышных костюмов. Его основу составляет игра света и тени. Традиционный театр теней основан на использовании плоских фигур, которые располагаются между белым экраном и источником света.

Театр теней очень привлекает детей, в они видят ожившие и говорящие силуэты знакомых и таинственных персонажей. Необычность зрелища переносит их в увлекательный и загадочный мир света и тени, где все волшебно и необыкновенно.

 Дети поддаются сильному эмоциональному воздействию. Создание теневого театра - процесс доступный и интересный, который можно воплотить вместе с вашими детьми.

Участие в теневом театре помогает детям развивать свою речь в нескольких направлениях. Во-первых, они должны понимать и запоминать текст, чтобы правильно произносить слова и фразы во время представления. Во-вторых, они должны быть способны передать эмоции и настроение своих персонажей через свою речь и точностью управления фигурой. Они должны уметь слушать и реагировать на партнеров по сцене, выражать свою точку зрения и сотрудничать с другими участниками для создания совместного представления. Это развивает их способность к коллективной работе и учит их эффективно общаться в группе. 

Предлагаем вам организовать «Теневой театр» прямо дома.

Что нужно для организации домашнего театра теней?
1.Источник света - это может быть простая настольная лампа или любой другой светильник с направленным светом.
2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран.

 Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.
3. Важно определиться с чего вы хотите начать, от этого будет зависеть изготовление декораций и персонажей в представлении или игре.

Для  домашнего театра теней можно сделать настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.
Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.
Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков. 

Рассмотри примеры использования теневого театра для развития диалогической  речи

- Предлагаю Вам игру с теневым театром «Опиши картину» (Вы можете выставить на ширме сюжет: солнышко, дерево, машину, цветы, скамейку, животных и другие разнообразные сюжеты и и попросить ребенка составить сюжет по картинке. Например «Летом в поле летают бабочки»

- Вторая интересная игра называется «Угадай чья тень» (Вы помешаете за ширму любую фигурку персонажа или предмета и просит угадать чья тень. Данная игра будет развивать умение запрашивать информацию (задавать вопросы и отвечать на них)»

- Разыгрывайте  диалог по предложенной ситуации общения (Вы можете поместить за ширму фигурки персонажей из сказки или мультфильма или воспользоваться теневой картинкой и попросить ребенка придумать о чем говорят данные герои, но не забывайте что вы можете самостоятельно управлять диалогом, побуждая ребенка к развёрнутым ответам )

- Также дома Вы можете организовать постановку теневого спектакля (В постановке важно определиться с сюжетом)

Сюжет к теневой постановке имеет множество вариантов.

- Задействуйте воображение и творчество ребенка, позволив ему самостоятельно придумывать сюжет для представления. Можно предложить ему выбрать главного героя и вместе придумать его приключения и задачи, которые нужно решить.
- Используйте известные сказки или истории, но добавьте к ним свои интересные повороты. Например, расскажите сказку о Золушке, но сделайте так, чтобы принцесса сама освободилась и спасла принца.
- Проведите конкурс среди членов семьи, где каждый предложит свою идею для сюжета теневого спектакля. После выбора победителя вместе с ребенком разработайте и разучите предложенный им сюжет.
- Вдохновляйтесь мультфильмами или книгами, которые нравятся ребенку, и создайте свою уникальную историю. Можно переработать существующий сюжет, добавив новых персонажей или ситуации.
- Обратитесь к истории своей семьи или даже к историческим событиям, чтобы создать интересную историю для представления. Расскажите ребенку о его предках и их приключениях, и вместе разработайте сюжет.

- Используйте готовые аудиозаписи и теневые картинки, прослушивание диалогов в сказке и визуальное подкрепление также благоприятно скажется на развитие диалогическое речи

Также интересным способом будет работа с собственной тенью.

 Создавайте персонажей из рук, для этого можно использовать обучающие карточки (Тень собственными руками).Потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы.
Вот несколько примеров игр, которые можно использовать в методе теневого театра:
1. «Летняя прогулка»
Задание: Дети создают с помощью своих рук или предметов тени, изображающие детей на летней прогулке. Они могут показать, как они играют в футбол, катятся на велосипеде, качаются на качелях и т.д. При этом они могут выдумывать диалоги между собой, используя разнообразные речевые высказывания.
2. «Моя семья»
Задание: Дети создают тени своих рук, изображающие членов их семьи. Они могут показать, как они проводят время вместе - играют вместе, готовят пищу, совершают прогулки и т.д. При этом дети могут создавать диалоги, основанные на их представлениях о роли каждого члена семьи.

Интересным способом будет использование детских стихов в диалогах в комплексе с пальчиковым теневым театром.

Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что эффективность теневого театра - это в первую очередь атмосфера. Зрители и участники очень важны для теневого театра. Можно посадить папу, маму, братьев, сестер, бабушек, дедушек, чтоб они смотрели, как ребенок ставит сказку. Самый лучший вариант - активное участие, игра за какого-то персонажа. Сделайте театр теней семейной традицией. Играйте хотя бы раз в неделю с полностью созданной атмосферой и зрителями, и ребенок получит массу удовольствий. Обратите внимание, что при использовании метода теневого театра важно поддерживать и поощрять диалогическую речь детей, задавая им вопросы, выясняя их мнение, предложения и идеи. Это поможет им развивать свои коммуникативные навыки и воображение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие диалогической речи у детей 6-7 лет с использованием теневого театра»

Дошкольный возраст является подготовительным этапом в освоении диалога. Дети подготовительной группы имеют значительные трудности в развитии  диалогической речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы.

  • Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций, что требует особого внимания со стороны родителей и специалистов. Важно предоставить им специальную помощь и поддержку, используя различные методы и техники обучения, чтобы помочь им компенсировать отставание в речевом развитии и достичь оптимального уровня коммуникативных навыков.
  • Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Традиционно связную речь подразделяют на две разновидности (диалог и монолог), каждой из которых присущи свои особенности.
  • Монологическая речь – это организованный развёрнутый вид речи. Она обращена к самому себе или другим, в отличие от диалога, не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающая определённой организованностью и смысловой завершённостью.
  • Диалогическая речь является психологически наиболее простой и естественной формой речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи. Ее развитие  зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Существует множество методов и приёмов для развития диалогической речи, однако сегодня мы хотели бы обсудить интересный и эффективный метод театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность является отличным помощником для детей с речевыми проблемами, уйдя от скучной монотонной работы, к удивительному миру игр и перевоплощений. Театрализованная деятельность не только помогает развивать речь детей, но и сплочает детский коллектив, повышает уверенность и самооценку у детей.

Театрализованная деятельность помогает решить множество задач:

- стимулирует речь, развивает связную (диалогическую и монологическую) речь;

-развивает звуковую культуру речи;

- обогащает словарный запас;

- развивает мышление и воображение;

- развивает мелкую моторику, координацию движений.

Одним из интересных видов театра является театр теней. 

Такой вид театра, в отличие от других, не требует сложных декораций и пышных костюмов. Его основу составляет игра света и тени. Традиционный театр теней основан на использовании плоских фигур, которые располагаются между белым экраном и источником света.

Театр теней очень привлекает детей, в они видят ожившие и говорящие силуэты знакомых и таинственных персонажей. Необычность зрелища переносит их в увлекательный и загадочный мир света и тени, где все волшебно и необыкновенно.

 Дети поддаются сильному эмоциональному воздействию. Создание теневого театра - процесс доступный и интересный, который можно воплотить вместе с вашими детьми.

Участие в теневом театре помогает детям развивать свою речь в нескольких направлениях. Во-первых, они должны понимать и запоминать текст, чтобы правильно произносить слова и фразы во время представления. Во-вторых, они должны быть способны передать эмоции и настроение своих персонажей через свою речь и точностью управления фигурой. Они должны уметь слушать и реагировать на партнеров по сцене, выражать свою точку зрения и сотрудничать с другими участниками для создания совместного представления. Это развивает их способность к коллективной работе и учит их эффективно общаться в группе. 

Предлагаем вам организовать «Теневой театр» прямо дома.

Что нужно для организации домашнего театра теней?
1.Источник света - это может быть простая настольная лампа или любой другой светильник с направленным светом.
2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран.

 Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.
3. Важно определиться с чего вы хотите начать, от этого будет зависеть изготовление декораций и персонажей в представлении или игре.

Для  домашнего театра теней можно сделать настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.
Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.
Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков. 

Рассмотри примеры использования теневого театра для развития диалогической  речи

- Предлагаю Вам игру с теневым театром «Опиши картину» (Вы можете выставить на ширме сюжет: солнышко, дерево, машину, цветы, скамейку, животных и другие разнообразные сюжеты и и попросить ребенка составить сюжет по картинке. Например «Летом в поле летают бабочки»

- Вторая интересная игра называется «Угадай чья тень» (Вы помешаете за ширму любую фигурку персонажа или предмета и просит угадать чья тень. Данная игра будет развивать умение запрашивать информацию (задавать вопросы и отвечать на них)»

- Разыгрывайте  диалог по предложенной ситуации общения (Вы можете поместить за ширму фигурки персонажей из сказки или мультфильма или воспользоваться теневой картинкой и попросить ребенка придумать о чем говорят данные герои, но не забывайте что вы можете самостоятельно управлять диалогом, побуждая ребенка к развёрнутым ответам )

- Также дома Вы можете организовать постановку теневого спектакля (В постановке важно определиться с сюжетом)

Сюжет к теневой постановке имеет множество вариантов.

- Задействуйте воображение и творчество ребенка, позволив ему самостоятельно придумывать сюжет для представления. Можно предложить ему выбрать главного героя и вместе придумать его приключения и задачи, которые нужно решить.
- Используйте известные сказки или истории, но добавьте к ним свои интересные повороты. Например, расскажите сказку о Золушке, но сделайте так, чтобы принцесса сама освободилась и спасла принца.
- Проведите конкурс среди членов семьи, где каждый предложит свою идею для сюжета теневого спектакля. После выбора победителя вместе с ребенком разработайте и разучите предложенный им сюжет.
- Вдохновляйтесь мультфильмами или книгами, которые нравятся ребенку, и создайте свою уникальную историю. Можно переработать существующий сюжет, добавив новых персонажей или ситуации.
- Обратитесь к истории своей семьи или даже к историческим событиям, чтобы создать интересную историю для представления. Расскажите ребенку о его предках и их приключениях, и вместе разработайте сюжет.

- Используйте готовые аудиозаписи и теневые картинки, прослушивание диалогов в сказке и визуальное подкрепление также благоприятно скажется на развитие диалогическое речи

Также интересным способом будет работа с собственной тенью.

 Создавайте персонажей из рук, для этого можно использовать обучающие карточки (Тень собственными руками).Потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы.
Вот несколько примеров игр, которые можно использовать в методе теневого театра:
1. «Летняя прогулка»
Задание: Дети создают с помощью своих рук или предметов тени, изображающие детей на летней прогулке. Они могут показать, как они играют в футбол, катятся на велосипеде, качаются на качелях и т.д. При этом они могут выдумывать диалоги между собой, используя разнообразные речевые высказывания.
2. «Моя семья»
Задание: Дети создают тени своих рук, изображающие членов их семьи. Они могут показать, как они проводят время вместе - играют вместе, готовят пищу, совершают прогулки и т.д. При этом дети могут создавать диалоги, основанные на их представлениях о роли каждого члена семьи.

Интересным способом будет использование детских стихов в диалогах в комплексе с пальчиковым теневым театром.

Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что эффективность теневого театра - это в первую очередь атмосфера. Зрители и участники очень важны для теневого театра. Можно посадить папу, маму, братьев, сестер, бабушек, дедушек, чтоб они смотрели, как ребенок ставит сказку. Самый лучший вариант - активное участие, игра за какого-то персонажа. Сделайте театр теней семейной традицией. Играйте хотя бы раз в неделю с полностью созданной атмосферой и зрителями, и ребенок получит массу удовольствий. Обратите внимание, что при использовании метода теневого театра важно поддерживать и поощрять диалогическую речь детей, задавая им вопросы, выясняя их мнение, предложения и идеи. Это поможет им развивать свои коммуникативные навыки и воображение.