Мои уроки


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

8 класс

Тема

Строение и работа сердца

Цель

Задачи

Добиться усвоения знаний о строении и работе сердца.

Сформировать представление о сердечном цикле, автоматизме сердца.

Раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции в работе сердца.

Продолжить формирование научного мировоззрения.

Продолжить формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами в сети Интернет, с УИОД LabQuest Vernier и цифровыми датчиками. 

Формировать умения работать в группе с дидактическим материалом и муляжами.

Развивать навыки самостоятельной работы.

Развивать  умения самоконтроля и самооценки.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Основное содержание темы, термины, понятия

Строение сердца, работа сердца, регуляция работы сердца.

Перикард, миокард, предсердия, желудочки, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, систола, диастола, нервная регуляция, гуморальная регуляция.

Планируемый результат

Личностные умения

  • сформированность познавательных интересов, направленных на изучение строения и работы сердца;
  • сформированность интеллектуальных умений (анализировать, строить рассуждения, сравнивать);
  • проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные умения

Познавательные:

  • умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные;
  • преобразовать информацию из одной формы в другую;
  • овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать;

Регулятивные:

  • умение выполнять учебные действия в соответствии с планом;
  • умение соотносить учебные действия с известными правилами.

Коммуникативые:

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;

умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные умения

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • различие на рисунках, муляжах особенностей строения сердца;
  • выявление взаимосвязей между строение сердца и выполняемыми функциями;
  • приведение причин неутомимости и высокой работоспособности сердца;
  • выявление взаимосвязей между внешними факторами и процессами, происходящими в организме;
  • овладение методами наблюдения и описания биологических процессов;
  • овладение методами постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с оборудованием и инструментами.

В сфере физической деятельности:

освоение приемов проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Физика

Медицина

Ресурсы

Мультимедийный проектор

Компьютер с выходом в интернет (на группу)

Устройство измерения  и обработки данных  LabQuest Vernier(на группу)

Датчик ЭКГ(на группу)

Модель сердца разборная (на группу)

Модель торс человека

Рисунок сердца человека разрезанный - Приложение 1(на группу)

Инструктивные листы   Приложение 2 (на группу)

 Презентация

Ссылки на интернет-ресурсы Приложение 3 – на рабочем столе компьютера для каждой команды

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/443dc99f-3a82-4996-be50-0f4572c68ecd/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=pupil&class=50&subject=29 – строение сосудов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dfdddc75-1932-4892-b36e-3714471aa3cc/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=pupil&class=50&subject=29 – фазы сердечной деятельности

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000085e-1000-4ddd-cc6f-1800475d60a3/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – эндокринная регуляция

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000085d-1000-4ddd-ecd0-1400475d60a3/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – нервная регуляция

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005d0-1000-4ddd-36cd-0c0046bc5027/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – интерактив строение сердца

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000861-1000-4ddd-1276-1e00475d60a3/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – тест работа сердца

Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.

За правильно выполненные задания получают части рисунка сердца. К концу урока группа должна собрать целое сердце, на обратной стороне которого написан вопрос для рефлексии.

Формы работы:

Фронтальная - Ф

Групповая - Г

Парная - П

Индивидуальная - И

Технология изучения темы

 I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)  

Цели деятельности:

  • активизировать имеющиеся знания о строении сосудов и кругах кровообращения
  • мотивировать учащихся к изучению темы

Учебные задания

(З) на знание

(П) на понимание

(У) на умения

(МРсИ)  методы работы с информацией 

Слайд 1

Добрый день, сегодня урок мы проведем в лабораториях кардиологического центра, но прежде чем попасть туда вы должны показать свои знания по предыдущей теме «Круги кровообращения» и «Строение сосудов».

(За правильные ответы ребята получают части рисунка сердца, предварительно разрезанного)

Задание 1 (З/Г) Работа в тестовом режиме  по ссылке

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/443dc99f-3a82-4996-be50-0f4572c68ecd/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=pupil&class=50&subject=29 – строение сосудов.

Задание 2 (З/И) По рисунку рассказать о большом и малом кругах кровообращения.

Слайд 2

Ситуативное задание

Слайд 3

Оно неутомимо бьется день и ночь, всю жизнь... За сутки сердце сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более 7 тыс. л крови, что равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м.

Чем же объясняется такая высокая работоспособность сердца?

Итак, я вас приглашаю в лаборатории кардиологического центра, где вам предстоит познакомиться с особенностями строения и работой сердца.

(каждой команде выдается разборная модель сердца, устройство измерения и обработки  данных, датчик ЭКГ,  инструктивная карточка, ребята надевают белые халаты)

Планируемый результат

Личностный

самоопределение учащихся, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности                          

Предметный

знание особенностей строения кровеносных сосудов, движение крови по кругам кровообращения

Коммуникативный

умение выполнять задания в группе

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

(З) на знание

(П) на понимание

(У) на умения

(МРсИ)  методы работы с информацией

Планируемый результат

Блок А  Положение сердца

  • вооружить обучающихся знаниями о положении сердца в грудной полости
  • научить формулировать вывод по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре, группе

Задание 1 (У/И)  Прочитать текст, рассмотреть рисунок и определить положение сердца в грудной полости. Показать положение сердца на модели – торс человека.

Слайд 4

Слово «сердце» от слова середина. Расположено оно в грудной полости между правым и левым лёгким, и как бы немного смещено в левую сторону от средней линии груди. Вершиной сердце обращено вниз,  вперед и немного влево и доходит до пятого межреберья. Средняя масса сердца взрослого человека 250 г(женщины) - 300 г(мужчины). Но у тренированных к мышечной работе людей размеры сердца больше, чем у нетренированных.

Познавательный

  • умение работать с понятийным аппаратом урока

Регулятивный

  • умение выполнять учебное задание по алгоритму действий

Коммуникативный

  • умения совместно формулировать выводы

Предметный

  • умение на второй (понимание) и третьей (применение) ступенях овладения знаниями применять информацию                 

Блок Б. Строение сердца

  • вооружить обучающихся знаниями о строении сердца
  • научить формулировать вывод по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре, группе

Слайд 5-6

Рассказ учителя

Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называется  околосердечной сумкой – перикард.  Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки.

Стенка сердца имеет три слоя. Эпикард – наружный слой, покрывающий сердце.

Миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей. Эндокард – внутренний эпителиальный слой.

Сердце человека состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Левая и правая половины сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердий поступает в желудочки через отверстия в перегородке между предсердиями и желудочками. Отверстия снабжены клапанами, которые открываются в сторону желудочков. Клапаны образованы смыкающимися створками, поэтому получили название створчатых клапанов. В левой части сердца  клапан  двустворчатый,   в правой – трехстворчатый. От поверхности и краев створок отходят сухожильные нити, которые прикрепляются к мышце желудочков. Сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий.

 У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Они имеют вид кармашков, препятствуют движению крови из артерий в желудочки. Таким образом, клапаны сердца обеспечивают движение крови только в одном направлении: из предсердий в желудочки, а из желудочков – в артерии.

Задание 1 (У/Г) Найдите камеры сердца на модели.

Задание 2 (П/И) Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. Как вы думаете, почему?

Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.

Познавательный

  • умение работать с понятийным аппаратом урока

Регулятивный

  • умение выполнять учебное задание в соответствие с целью

Коммуникативный

  • умение работать в команде, сообща решая познавательнее задачи, способствуя формированию коллектива

Предметный

  • умение объяснять связь строения сердца  с выполняемыми функциями            

Блок В Работа сердца

  • вооружить обучающихся знаниями о работе сердца
  • научить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения сердца и работой, которую оно выполняет
  • познакомить с графическим изображением работы сердца – ЭКГ
  • научить работать с ЦОР

Задание 1 (У, МРсИ) Электрокардиограмма сердца

 

Сейчас я вам предлагаю изучить работу сердца, сняв электрокардиограмму у одного из учащихся в каждой группе. Внимательно следуйте инструкции.

Слайд 7

Любая ЭКГ состоит из зубцов, сегментов и интервалов.

ЗУБЦЫ - это выпуклости и вогнутости на электрокардиограмме, сегменты –отрезок прямой линии между двумя соседними зубцами, интервалы – зубец + сегмент.
На ЭКГ выделяют следующие зубцы:

  • P (сокращение предсердий),
  • Q, R, S (все 3 зубца характеризуют сокращение желудочков),
  • T (расслабление желудочков),
  • U (непостоянный зубец, регистрируется редко).

Работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти  сигналы называются электрокардиограммой. Электрокардиограмма отражает состояние мышцы сердца и служит важнейшим показателем его деятельности. Электрокардиограмм (ЭКГ) – графическая запись электрических потенциалов, сопровождающих работу сердца, на движущейся  бумажной ленте. При помощи ЭКГ можно диагностировать различные заболевания сердца.

За время эксперимента мы зафиксировали три сердечных цикла.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 с.

Задание 2 Познакомьтесь с фазами сердечного цикла и заполните таблицу (П/Г)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dfdddc75-1932-4892-b36e-3714471aa3cc/?from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=pupil&class=50&subject=29 – фазы сердечной деятельности

Слайд 8-9

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (с)

Состояние клапанов

Направление движения крови

Сокращение предсердий (систола)

0,1

Створчатые открыты, полулунные закрыты

Предсердие-желудочек

Сокращение желудочков (систола)

0,3

Створчатые закрыты, полулунные открыты

Желудочки - артерии

Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола)

0,4

Створчатые открыты, полулунные закрыты

Вены – предсердие, желудочек

Сердечный цикл  прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение одного сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях.
Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, т.к. клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идет в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце.

Высокая работоспособность сердца обусловлена:

– высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем;
– усиленным снабжением его мышц кровью;
– строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

Слайд 10


Задание 3 (П/И) Посмотрите видео. За счет чего происходит сокращение сердца?

Автоматизм сердца  - способность сердца сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. В сердце человека источником автоматизма служат особые мышечные клетки. Они располагаются в различных его отделах. В здоровом сердце человека главным центром зарождения автоматических импульсов, являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии.  

Познавательный

  • умение работать с понятийным аппаратом урока

Регулятивный

  • умение выполнять учебное задание в соответствие с инструкцией

Коммуникативный

  • умение работать в команде, сообща решая познавательнее задачи, способствуя формированию коллектива

Предметный

  • умение объяснять по рисунку фазы сердечного цикла
  •   умение объяснять причин высокой работоспособности сердца                          

Блок Г Регуляция работы сердца

  • вооружить обучающихся знаниями о регуляции  сердечной деятельности
  • научить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями внешней и внутренней среды и интенсивностью работы сердца

Было бы ошибочно думать, что в целом организме сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Как же регулируется работа сердца? 

Слайд 11

Задание 1 (П/Г) Как осуществляется регуляция работы сердца? За счет чего усиливается работа сердца, за счет чего замедляется?

1 группа знакомится с эндокринной регуляцией

2 группа знакомится с нервной регуляцией

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000085e-1000-4ddd-cc6f-1800475d60a3/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – эндокринная регуляция

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000085d-1000-4ddd-ecd0-1400475d60a3/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – нервная регуляция

Слайд 12-14

     Нервная и гуморальная регуляция позволяют сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Ведь не зря философы и поэты отожествляют сердце с душой человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Горе, радость, волнения отражаются на сердечной деятельности. Деятельность сердца связана с психологическими переживаниями, эмоциями. Старайтесь, чтобы в вашей жизни было как  можно больше положительных  эмоций. Помните, что под воздействием их  люди могут совершать колоссальную работу, поднимать тяжести, пробегать большие расстояния. А отрицательные  эмоции, наоборот, снижают работоспособность сердца и могут привести к нарушению его деятельности.

Познавательный

  • умение работать с понятийным аппаратом урока

Регулятивный

  • умение выполнять учебное задание в соответствие с инструкцией

Коммуникативный

  • умение работать в команде, сообща решая познавательнее задачи, способствуя формированию коллектива

Предметный

  • умение объяснять влияние внешних и внутренних факторов на работу сердца

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

  • стимулировать интерес к выполнению заданий практического характера
  • научить обучающихся ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий
  • планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности

Варианты заданий

Импровизационный вариант

Как изменяется работа сердца при волнении?

Эвристический вариант

Приведите примеры условий, при которых изменилась бы ваша электрокардиограмма сердца.

Планируемый результат

Личностный

  • творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Регулятивный

  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью

Коммуникативный

  • умение адекватно использовать речевые средства для представления результатов                

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель

  • установить степень освоения темы

Варианты заданий

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005d0-1000-4ddd-36cd-0c0046bc5027/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – интерактив строение сердца

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000861-1000-4ddd-1276-1e00475d60a3/?from=000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44&interface=pupil&class=50&subject=29 – тест работа сердца

 

Планируемый результат

Регулятивный

умение выполнять задания в соответствии с целью

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель

Научить школьников:

осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;

верно определять степень усвоения нового материала,

соотносить полученный результат с поставленной целью,

оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Самоанализ

Закончите предложения:

Я выяснил (а), как устроено сердце…..

Я понял (а), почему сердце обладает высокой работоспособностью, потому, что …..

Самооценка

Закончите предложения:

Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смогла …..

Я недоволен(льна) тем, что сегодня …..

Результат деятельности

Личностный

  • позитивный эмоциональный заряд учащихся, направленный на решение познавательной задачи поддерживался на протяжении всего урока сменой видов деятельности, использованием Интернет-ресурсов

Регулятивный

  • учащиеся обучены способам поиска информации по теме урока из различных источников

Домашнее задание параграф 22

Вопросы и задания стр.114

Творческое задание – составить план эксперимента по изучению работы сердца. Приложение 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа тема: Определение свойств почвы цель: Определить свойства предложенных образцов почвы

Слайд 2

Цвет почвы

Слайд 3

Определение механического состава почвы 1. Песчаная почва состоит исключительно из песчаных зерен, сыпучая. 2. Супесчаная почва при растирании дает ощущение песчаных частиц. 3. Суглинистая почва во влажном состоянии отличается слабой пластичностью. 4. Глинистая почва при растирании дает ощущение тонкого однородного порошка. 5. Щебенчатая почва наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит в изобилии обломки горных пород (размером не более 3 мм).

Слайд 4

Механический состав почвы. Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Они бедны питательными веществами

Слайд 5

Механический состав почвы . Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.

Слайд 6

Механический состав почвы. Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.

Слайд 7

Механический состав почвы. Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.

Слайд 8

Кислотность почвы от 0 до 14 pH выше 7 - щелочные pH = 7 ― нейтральные pH ниже 7 ― кислотные

Слайд 9

Определение кислотности почвы. Для приготовления почвенного раствора поместите в мерный стакан 10 г исследуемой почвы. Добавьте 50 мл дистиллированной воды. Помешивайте раствор в течение 5 мин шпателем. Дайте раствору отстояться 1 мин. Подключите датчик к УИОД. В меню Файл выберите пункт Новый . Если все сделано правильно, датчик определится автоматически, и на экране устройства вы увидите показания датчика. Возьмите стакан. Налейте в него 50 мл дистиллированной воды. Опустите pH-электрод в воду и слегка взболтайте ее вокруг электрода. На экране УИОД вы увидите значение pH для дистиллированной воды (контроль). Запишите это значение pH . Опустите pH-электрод в почвенную суспензию и слегка взболтайте ее вокруг электрода. Определите значение pH для почвенной суспензии. Запишите это значение pH . Используя промывочную колбу, тщательно ополосните pH-электрод.

Слайд 10

кислотность pH= 7, > 7 ( щелочные, нейтральные)

Слайд 11

кислотность pH= 5,5-7 (слабокислая, нейтральная)

Слайд 12

кислотность pH= 5 - 5,5 (умеренная кислотность)

Слайд 13

кислотность pH= 3,5 - 4,5(повышенная кислотность) Для большинства плодовых, ягодных и овощных культур оптимальные значения рН 5,5 — 6,5, то есть почва должна быть от слабокислой до почти нейтральной.

Слайд 14

Определение засоленности почвы Для приготовления почвенного раствора поместите в мерный стакан 10 г исследуемой почвы. Добавьте 50 мл дистиллированной воды. Помешивайте раствор в течение 5 мин шпателем. Дайте раствору отстояться 1 мин. Подключите датчик к УИОД. В меню Файл выберите пункт Новый . Если все сделано правильно, датчик определится автоматически, и на экране устройства вы увидите показания датчика. Возьмите стакан. Налейте в него 50 мл дистиллированной воды. Опустите электрод в воду и слегка взболтайте ее вокруг электрода. На экране УИОД вы увидите значение электропроводности для дистиллированной воды (контроль). Запишите это значение pH . Опустите электрод в почвенную суспензию и слегка взболтайте ее вокруг электрода. Определите значение электропроводности для почвенной суспензии. Запишите это значение. Используя промывочную колбу, тщательно ополосните электрод.

Слайд 15

Структура почвы. Структурные Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями Имеют зернистую или комковатую структуру в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны по механическому составу глинистые и суглинистые кислотность нейтральная

Слайд 16

Структура почвы. Бесструктурные недостаточно разрыхлены состоят из мелких пылевых частиц впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха поэтому они не плодородны кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование); супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование).