Азбука журналистики: путевые заметки.

Скрипка Наталья Васильевна

«Путевые заметки» – жанр художественной публицистики, разновидность очерка. Ведущие типы речи в путевых заметках – повествование или описание, сопровождаемые, как правило, рассуждением. Предметом изображения является уклад жизни, нравы, обычаи. Всё это служит поводом для авторского размышления, обобщения, постановки проблемы]. В зачине путевых заметок обозначено время и место действия, центральная часть строится на чередовании фрагментов, в заключительной части автор может делать соответствующие теме выводы.

 

История появления путевых заметок в России

Путевая заметка также относится к наиболее ранним жанрам журналистики. Так, в период Средневековья и эпоху Возрождения меняются картина мира и представления о географическом пространстве. Данные факторы приводят к расширению «карты» путешествия и появлению нового метода изложения информации о путешествиях – дневникового. Примером такого дневникового метода можно назвать «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (датируются 1466-1472 гг.), где автор в жанре путевых заметок описывает свое путешествие в индийское государство Бахмани. Это было первое «хожение» в русской литературе не религиозной тематики. Путевые заметки Афанасия Никитина рассказывали о политическом строе, торговке, сельском хозяйстве, обычаях и традициях Индии. Также автор рассказал о посещенных им Кавказе, Крыме и Персии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черты

  • Путевые заметки всегда субъективны, потому что мы видим картину путешествия от лица автора (журналиста).
  • Путевые заметки обязательно содержат оценку автора и всегда эмоционально окрашены.
  • Путевая заметка хороша тем, что является открытой формой выражения мысли, то есть автор свободно может излагать материал на любую тему