муниципальный этап Всероссийского конкурса педмастерства "Учитель года 2021"

Тапыян Саяна Ивановна

В этом учебном году приняла участие в конкурсе "Учитель года 2021" на школьном уровне, ПРовела открытый урок по географии в 6 классе. Урок прошел на хорошем уровне. По результатам конкурса стала победительницей среди учителей естественных наук и буду участвовать на муниципальном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Мое педагогическое кредо.

         Вся моя жизнь связана со школой. Размышляя о своей работе учителя, я пришла к  мысли, что для меня «учитель» - не профессия, не работа, а призвание.  Еще учась в школе, всегда мечтала быть учителем и я не ошиблась в выборе профессии.

        «Какими качествами должен обладать учитель?» На этот вопрос  я бы ответила так:

    Любить своих учеников, уметь учиться у своих учеников. Оставаться их верным другом. Разделять их радости и огорчения, делить с ними труды и заботы, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку учителя, почувствовать его тепло и любовь в своем сердце.

    Должен хорошо знать свой предмет, чтобы заинтересовать учеников своим предметом и поддерживать их интерес к учебе, научить их  мыслить,  рассуждать,  отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей,  чтобы ученики шли к тебе на урок с удовольствием, с радостью, с чувством познания нового, неизвестного.

    Быть коммуникабельным, уметь убеждать, быть творческим, чтобы разбудить в каждом ребенке талант, его способности, помочь ему раскрыть себя, показать свои возможности,   воспитать человека успешного в жизни.

     Быть трудолюбивым, умеющий учиться новому, способный всегда повышать свой уровень профессионализма и делиться опытом своей работы.

        Когда пришла в школу работать, для меня было не понятно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все просто и легко, особенно по биологии и географии – ведь эти предметы постоянно сопутствуют каждого человека в повседневной жизни. Только спустя годы я поняла, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало основным принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей работе.

       И завершая свои размышления, мне хочется сказать, что учить детей – счастливый дар, который дан не каждому, поэтому УЧИТЕЛЬ -  это не профессия, а призвание.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Температура воздуха.

Класс: 6

Цель урока: узнать, как происходит нагрев воздуха и почему температура неодинакова.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Объяснять значение понятий «амплитуда температур», «средняя температура воздуха»
  2.  Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха, причины изменения суточного хода температур воздуха;
  3. Научить учащихся строить графики хода температур, вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания температуры;

Воспитательные задачи:

  1. Проявлять интерес к новой информации и применять ее в практической деятельности;
  2. Развивать интерес к родному краю;
  3. Продолжить формировать навыки работы в коллективе;

Развивающие задачи:

  1. Формировать умения учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
  2. Отработка умений и навыков по построению графиков;
  1. Развивать память, логическое мышление, математические способности; воспитывать умение наблюдать за изменениями температуры воздуха.

Тип урока: урок – практикум

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Основные понятия урока: термометр, суточная амплитуда, средняя суточная температура.

Наглядный материал, техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, школьный атлас, карта полушарий, термометры, презентация, таблица «Строение атмосферы».

Структура урока и ход урока

Этапы урока

Средства обучения

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

- Здравствуйте ребята! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно.

Приветствуют учителя.

2.

Повторение пройденного материала

Опрос

Ребята, давайте вспомним какую оболочку Земли мы начали изучать?

- Что такое атмосфера?

- Из каких газов состоит атмосфера?

- Какие слои выделяют в атмосфере?

- Как слои атмосферы отличаются по толщине, составу и изменению воздуха и температуры?

- Каково значение атмосферы для нашей планеты?

Игра «Что это за  цифра?»

78% - количество азота в атмосфере

3000м- толщина атмосферы

21% - содержание кислорода в атмосфере

60- на каждый километр подъема температура воздуха понижается на 60

Отвечают

3.

Формулировка темы урока

Беседа, загадка

- Ребята, как вы думаете какой слой атмосферы, представляет для человека большой интерес? Почему?

- Как называется наука изучающая погоду?

- Сегодня мы на уроке изучим один  из самых главных элементов погоды. Но для начала вы должны отгадать загадку.

Она бывает низкой, бывает и высокой,

Нормальною бывает, бывает нулевой,

Ее мы замечаем, и в школе изучаем

И даже измеряем когда болеет кто – то

- Ну кто отгадал?

- Как вы думаете как будет называться тема нашего урока?

-Открываем тетради записываем дату и тему урока.

Отвечают.

Отгадывают загадку.

Называют тему урока.

Записывают тему урока в рабочую тетрадь

4.

Целеполагание

Предлагает попробовать сформулировать цели урока.

Как вы думаете, что нам предстоит узнать о температуре воздуха?

(Узнать, почему температура изменяется, как нагревается воздух)

Отвечают.

Узнать, почему температура изменяется, как нагревается воздух.

5.

Изучение новой темы

Беседа

- Я сегодня  предлагаю вам почувствовать себя метеорологами.

 - А кто такие метеорологи? Чем они занимаются? СЛАЙД 1

- Метеорологи – это научные сотрудники, которые проводят опыты по изучению погоды, сравнивают, анализируют результаты и конечно решают практические задания. И все это вам сегодня предстоит показать на уроке.

- Итак, мы отправляемся на ваше место работы. А куда мы пойдем работать?  (На метеостанцию - СЛАЙД 2.)

Правильно мы пойдем работать на метеостанцию.

-На метеостанции имеется вот такой прибор. СЛАЙД 3

- Кто знает, как называется этот прибор? Для чего он нужен? (термометр- прибор для измерения температуры воздуха)

- Компас был придуман в Китае, а где появился впервые термометр?  (Сообщение учащегося об истории возникновения прибора)

- Запишите название прибора в тетрадку.

- А как надо работать с прибором? Кто знает?

( Сообщение  об устройстве термометра, о правилах пользования прибором)

- А теперь попробуем по рисункам учебника определить температуру воздуха? (работа по рисункам учебника)

- Одно из главных свойств  воздуха – ПРОЗРАЧНОСТЬ.

.- Ребята, докажите, что воздух прозрачный. (Мы видим через него предметы).

-  Воздух он прозрачен как стекло, он пропускает через себя солнечные лучи  и не нагревается. Солнечные лучи нагревают сначала поверхность  суши или воды, а затем тепло от нее передается воздуху.

ЗАПОМНИМ: Воздух нагревается от поверхности суши или воды.

- И ещё очень важно. Ребята,  вы когда – нибудь держали руку над разогретой сковородой-

-  или свечой? Что происходило, если руку то приближать, то отдалять от огня? (ЧЕМ БЛИЖЕ К ОГНЮ, ТЕМ ТЕПЛЕЕ, ТЕМ ВЫШЕ ПОДНИМАЕМ РУКУ ТЕМ ХОЛОДНЕЕ)

- Вот вы и определили важную закономерность в изменении температуры воздуха: ТЕМ ДАЛЬШЕ ОТ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ТЕМ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА ПОНИЖАЕТСЯ. Вот почему на вершинах гор имеются ледники. СЛАЙД 4.

Слушают объяснение учителя.

Выступают  сообщениями.

Работают по рисункам учебника, определяют температуру воздуха.

5.

Физминутка для глаз

Выполняют упражнения.

6

Продолжение изучения новой темы

Беседа, раздаточный материал.

Работа с рисунками учебника.

- У вас на столах лежат карточки. Давайте проанализируем данные таблицы. Как изменилась температура?

- Почему?

- Что происходит Солнцем в течение дня? (Оно движется по небосклону)

- Как падают лучи на земную поверхность?  (Неодинаково, под разным углом)

- Какая площадка нагрета больше? Какая площадка получает меньше тепла? (Та площадка, где лучи светят под прямым углом получает больше тепла, чем  на площадке, где лучи падают под меньшим углом)

- Сделайте, пожалуйста вывод: от чего зависит изменение температуры воздуха? (Температура воздуха изменяется в течение дня и зависит от высоты Солнца. Чем выше Солнце – тем меньше площадь освещения – тем сильнее нагревается поверхность и наоборот)

- А почему на полюсах холодно? (На полюсах угол падения лучей меньше, поэтому поверхность меньше получает тепла).

Отвечают. Работают с раздаточным материалом.

Беседа, раздаточный материал

-Мы выяснили, что температура воздуха в течение дня изменяется, а как наглядно можно увидеть этот ход? Сейчас  мы с вами попробуем себя в роли метеорологов. Для начала построим график суточного хода температур. График - это изображение с помощью вертикальной и горизонтальной линии, которое показывает зависимость одной величины от другой (температуры от времени) (Приложение 1)

Отвечают, работа в тетради, выполняют график температуры воздуха.

Беседа, раздаточный материал

- Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим график и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха.

- Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Суточная амплитуда колебания температуры воздуха рассчитывается по следующей формуле: A = max t0 – min t0.

(Приложение 2)

Отвечают, работа в тетради, высчитывают амплитуду температуры воздуха.

Беседа, раздаточный материал

- В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха. (Приложение 3)

Отвечают, работа в тетради

Закрепление

Вопросы

- Как нагревается воздух?

- Что такое амплитуда температуры воздуха?

-Какую температуру воздуха показывают в новостях?

Отвечают

Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было сложно или не понятно?

- Чему научились?

- Пригодятся ли вам эти знания?

- Зачем людям необходимы знания о температуре воздуха?

Отвечают

Выставление оценок

Объявляет оценки за урок. Выставление оценок за урок. Уходя с урока, оставьте на доске тот смайлик, который отражает ваше впечатление от урока. Красный – многое получалось, узнал(а) и понял(а) новую тему, настроение хорошее. Желтый – не многое получалось, не все было понятно, настроение среднее. Зеленый – многое не получалось, многое было не понятно, настроение плохое.

Ставят оценки в дневник

Домашнее задание

Прочитать параграф  , самостоятельно провести наблюдение за температурой воздуха с 4 февраля по 8 февраля  (трижды в день: утром, днем и вечером) и  по данным высчитать амплитуду  и среднесуточную температуры воздуха,  составить график хода температуры воздуха по среднесуточным температурам.

Записывают задание в дневник.

Приложение 1.

Время

Температура воздуха

6 часов

+10 С

12 часов

+40 С

18 часов

+30 С

24 часа

–10С

Приложение 2.

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха.

Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.  

Приложение 3.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха.

Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  географии, проведенного  в 6 классе учителем

Тапыян Саяной Ивановной.

Тема урока:  Температура воздуха.

Класс: 6

Цель урока: узнать, как происходит нагрев воздуха и почему температура неодинакова.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Объяснять значение понятий «амплитуда температур», «средняя температура воздуха»
  2.  Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха, причины изменения суточного хода температур воздуха;
  3. Научить учащихся строить графики хода температур, вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания температуры;

Воспитательные задачи:

  1. Проявлять интерес к новой информации и применять ее в практической деятельности;
  2. Развивать интерес к родному краю;
  3. Продолжить формировать навыки работы в коллективе;

Развивающие задачи:

  1. Формировать умения учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
  2. Отработка умений и навыков по построению графиков;
  1. Развивать память, логическое мышление, математические способности; воспитывать умение наблюдать за изменениями температуры воздуха.

Тип урока: урок – практикум

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Основные понятия урока: термометр, суточная амплитуда, средняя суточная температура.

Наглядный материал, техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, школьный атлас, карта полушарий, термометры, презентация, таблица «Строение атмосферы».

Структура урока ориентирована не только на знания, а на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться.

 Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии и другим предметам. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса.

     Для успешного и оптимального достижения поставленных перед обучающимися целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и обучающимися.        

     В методической разработке урока, выстроенной в соответствии с ФГОС, как один из приемов организации деятельности обучающихся  является умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания, опираясь на уже имеющиеся у них знания.   На уроке прослеживалась чёткость, последовательность всех этапов урока, была обеспечена логическая связь между ними. 

     Урок начался с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.

     Затем с целью вовлечения большего числа учащихся в проверку знаний и активному повторению материала  был организован   фронтальный теоретический опрос.

        Основной задачей в ходе урока являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, стимулировала учебно-познавательную деятельность. Самостоятельное изучение при работе с учебником использовалось для изучения вопросов, не вызывающих затруднений. Это дало веру учащимся в свои возможности, показало, что можно усвоить часть материала без непосредственного участия педагога. Фронтальная беседа дала возможность ответить на вопросы многим учащимся, высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу.

       Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания. Для закрепления полученных знаний  использовались различные задания: цепочка зависимости, решение задач на определение изменения температуры с высотой, расчет среднесуточной температуры и суточной амплитуды температур.

        Затем была оценка учителем результатов урока,  комментирование деятельности обучающихся, выставление отметок.

         Завершающим этапом стала рефлексия – на данном этапе фиксировалось новое содержание, изученное на уроке, была организована   оценка учениками уровня сложности учебной деятельности.

    Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, в самом построении урока (Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности), в проведении физкультпаузы, логически связанной с темой урока.  А  мультимедийное оборудование использовалось в  соответствии с требованиями гигиены зрения.

          Все этапы урока выдержаны во времени.  Осуществлялась смена видов деятельности учащихся на уроке: беседа, индивидуальная  работа,  работа в парах, игровая деятельность. Используемые методы и приёмы (словесные, наглядные, практические) адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулировало познавательную деятельность учащихся, при этом были учтены индивидуальные и возрастные особенности.  

        Урок получился интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали, все учащиеся справились с заданиями. 

          На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

           Благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, поощрений в виде похвалы, на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера. Ученики чувствовали  себя комфортно, раскованно. Активность класса можно оценить как средней.

           Рефлексия показала, что урок обучающимся понравился, и у  них не возникло сложностей в понимании материала урока.

         На уроке я старалась раскрыть и показать свою тему самообразования «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках географии и биологии». Я считаю, что мой урок прошел успешно, цели и задачи урока достигнуты.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Это интересно 1. Самая высокая температура на Земле +56 градусов была зафиксирована в северной Америке в Долине Смерти (штат Калифорния) 2. Самая низкая температура на Земле наблюдается в Антарктиде – (-86 градусов) 3. Самая высокая температура в России – (+45градусов) на Прикаспийской низменности 4. Самая низкая температура в России (-71 градусов) наблюдается в Якутии в населенном пункте Оймякон 5. Самая высокая температура в Туве, в селе Сарыг – Сеп и Эрзин – (+39градусов) 6. Самая низкая температура в Туве – (-60 градусов) было зарегистрирована в селе Сарыг – Сеп .