План по самообразованию

Петрова Елена Миновна

Самообразование по теме: " Иследовательская деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_samoobrazovanie.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕТРОВА  ЕЛЕНА  МИНОВНА

ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИЛЬНОЕ

«ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКОЙ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

СТАЖ РАБОТЫ – 8 ЛЕТ

ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ –ПРИКАЗ №77 ОТ 23. 01.2013

КУРСЫ «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ» -8часов   2012г

КУРСЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»  -16часов  2014г

КУРСЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» 72часа  2016г

ТЕМА: «Познавательно-исследовательская деятельность детей  дошкольного возраста»

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка  одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:  

Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Изучение методической литературы

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Работа с детьми

Работа с семьёй

Самореализация

Апрель

«Делаем мыльные пузыри»

познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание  своего мини-сайт.

Май

Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов 

Июнь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

 

Домашнее задание

Сделать с детьми вертушки из бросового материала.

Изучение методической литературы

Анализ изученной литературы  

Июль

 «Поиграем с солнышком»

Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени

Консультация

«Как научить ребенка исследовать?»

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Август

Исследование свойств песка и

 глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с

 песком и глиной.

Сентябрь

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-

экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом.

Газета для любознательных родителей.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Октябрь

«Волшебное сито»

познакомить детей 

со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита..

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: собрать природный материал.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Ноябрь

«Какие предметы могут плавать?»

дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

   

Консультация

«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающем миром»

Вебинар по теме

Декабрь

«Свет и тень»

.

познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Папка передвижка

« Чем занять детей на каникулах»

Изучение методической литературы

Январь

«Замерзшая вода»

выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Публикации  методических материалов на своем сайте на тему «Опыты

это  интересно»

Февраль

. «Тающий лед»

 определить, что лед тает от тепла,  что в горячей воде он тает быстрее

Индивидуальные консультации для родителей

Март

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Рекомендация

«Экспериментируем дома с водой»

Курсы повышения квалификации

Апрель

«Что растворяется в воде?»

показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Доклад и презентация по теме «Развитие интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».(на род. собрании)

Анализ работы за год

Май

«Разноцветные шарики»

получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Буклет для родителей

«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования .