Студентам

Перфилова Оксана Викторовна

На этой страничке размещены материалы занятий для студентов ГБПОУ НО "НМК" по дисциплине "Психология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс: Психология  с курсом профессионального самоопределения

 О.В. Перфилова

Задание по теме ТЗ № 1 «Предмет психологии».

    План занятия:

  1. Работа с  теоретическим материалом по данной теме;
  2. Закрепление изученного материала через дополнительные задания.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Выполните задание по инструкции. Приложение 1

Задание 2. Выполните задание по инструкции. Приложение 2

        Порядок выполнения работы:

  1. В рабочей тетради напишите тему занятия: « Предмет психологии».
  2. Прочитайте  теоретический материал и перепишите его в рабочую тетрадь
  3. Ознакомьтесь с презентацией «Психика» и дополните конспект лекции недостающим материалом из презентации.
  4. Выполните домашнее задание, выписав  основные понятия темы (с объяснением) в психологический словарь. Для психологического словаря заведите отдельную тетрадь на два года обучения.

Приложение 1

Инструкция: Прочитайте теоретический материал и перепишите его в рабочую тетрадь. Курсив не переписываем!

Предмет психологии, её задачи.

Вся наша жизнь пронизана психологией. И, так, или иначе каждый человек в той или иной степени является психологом, если не для других, то для себя однозначно. Находясь в обществе других людей: близких или нет, человек в течение жизни учится вести себя в различных ситуациях и с различными людьми. Т.е. пристраивается к ситуации.

Психология – наука о душе.

С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей.

Материалистические философы древности Демокрит, Лукрецкий, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Древнегреческий филосов-идеалист Платон (427-347) понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует в высшем мире, где познаёт идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Платон подразделяет душевные явления на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости.

Гармоничное единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придаёт целостность душевной жизни человека.

Идеалистическая теория Платона, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной: высшие способности возникают из низших и на их основе, т.е. движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряжённое с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений даёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 20 века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого учёного В.Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека.

Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Таким образом, задачами психологии являются:

•        Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

•        Научиться управлять ими;

•        Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

•        Быть теоретической основой для психологической практики.

Отрасли психологии

     Современная психология включает в себя ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология.

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека.

Социальная психология социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

 психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности лётчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, который порождает значительную разветвлённость на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования.

                Основа функции психики и её структура.

Этимологически слово «Психика» (греч. Душа) имеет двойственное значение.

1. Психика – это виртуальное сжатие природы, отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой – то необходимостью, с потребностями. Т.е. зависит от субъекта.

Т.е. психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

2. Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Т.о. специфически человеческие качества (сознание, разум, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Т.о. , психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, её отражение – полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

•        Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность, причём правильность отражения подтверждается практикой;

•        Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

•        Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

•        Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

•        Преломляется через индивидуальность человека;

•        Носит опережающий характер.

        Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1)        психические процессы,

2)        психические состояния,

3)        психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

 Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

 познавательные – к ним относятся ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение;

 эмоциональные – активные и пассивные переживания;

 волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.  

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от внешних воздействий и состояний личности.

Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

 Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и пр.)

Наиболее изученными являются:

1)        общее психическое состояние, например внимание (сосредоточенность) и рассеянность;

2)        эмоциональные состояния или настроения: жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и пр.

3)        интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства личности – устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Свойства личности классифицируются в соответствии с психическими процессами на основе которых они формируются:

•        Свойства интеллектуальной или познавательной деятельности человека; (наблюдательность, гибкость ума)

•        Свойства волевой  деятельности человека; (решительность, настойчивость)

•        Свойства  эмоциональной  деятельности человека; (чуткость, нежность, страстность, аффективность и пр.)

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируют и образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся:

1)        жизненная позиция личности (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющая уровень активности человека);

2)        темперамент (система природных свойств личности);

3)        способности (система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств);

4)        характер как систему отношений и способов поведения.

Срок выполнения –

!!! Задание выполняем письменно в тетрадях.

!!! Фотографии конспектов и другой  работы присылаем на почту rabota2131@yandex.ru

!!! В теме письма указываем: Фамилия, группа, номер темы занятия



Предварительный просмотр:

Курс: Психология  с курсом профессионального самоопределения

 О.В. Перфилова

Задание по теме ТЗ № 2 «Методологические принципы современной психологии».

    План занятия:

  1. Работа с  теоретическим материалом по данной теме;
  2. Закрепление изученного материала через дополнительные задания.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Выполните задание по инструкции. Приложение 1

Задание 2. Выполните задание по инструкции. Приложение 2

Задание 3. Выполните домашнее задание.

Порядок выполнения работы:

  1. В рабочей тетради напишите тему занятия: « Методологические принципы современной психологии».
  2. Прочитайте теоретический материал и перепишите его в рабочую тетрадь.
  3. Ознакомьтесь с презентацией  «Методы современной психологии» и дополните конспект лекции недостающим материалом из презентации.
  4. Выполните домашнее задание, выписав  основные понятия темы (с объяснением) в психологический словарь и письменно ответив на вопросы темы.

Приложение 1

Инструкция: Прочитайте теоретический материал и перепишите его в рабочую тетрадь. Курсив не переписываем!

Основные методы психологии.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик.

Метод – от греч. Metodos (путь к чему-либо)-обозначает способ деятельности, направленный на достижение определённой цели.

Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания.

Его примитивной формой – житейским наблюдением – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения:

•        Срез (кратковременное наблюдение);

•        Лонгитюдинальное (длительное, иногда в течение ряда лет);

•        Выборочное и сплошное

•        Включённое наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Наблюдение в психологии выступает в 2х основных формах:

Самонаблюдение или интроспекция

Внешнее или объективное наблюдение

Самонаблюдение может быть непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал)

Самонаблюдение, т.е. наблюдение за собственными внутренними процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Внешнее или объективное наблюдение также должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1.        определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2.        выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3.        выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4.        выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5.        обработка и интерпретация  полученной информации (каков результат?)

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется  психологический факт.

Основные особенности эксперимента, обуславливающие его силу, заключаются в следующем:

1.        В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать;

2.        Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того, чтобы как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай;

3.        Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей;

4.        Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

Беседа – диалогический метод.

Как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

•        Сбор анамнеза

•        Интервью

•        Вопросники

•        Психологические анкеты

        

Анамнез – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или от хорошо знающих его лиц.

Интервью – вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые (обычно заранее приготовленные) вопросы.

В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринуждённость. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом  тщательно продумать беседу, представить её в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению.

Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа даёт больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Метод тестов – метод испытаний, установления определённых психических качеств человека.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определённых психических качеств человека.

 Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надёжны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

В практике применяются два основных вида тестов: опросники и проективные тесты.

Существует классификация тестов по:

1.        Форме: 

•        индивидуальные и групповые-глубинное проникновение в личностные качества (пр. пятна Рошаха);

•        устные и письменные

•        бланковые и аппаратурные

•        вербальные и невербальные

•        предметные (пр. разрезные картинки, кубики Коса)

2.        Содержанию:

•        Тесты интеллекта (прогрессивные матрицы Равена);

•        Тесты способностей;

•        Тесты достижений

•        Личностные тесты (интересы, мотивация, эмоции, межличностные отношения)

3.        Целям:

•        Система образования;

•        Консультирование;

•        Отбор и распределение персонала;

•        Проф. отбор и проф. Консультирование.

Новые направления психологии.

1. Арт-терапия – метод психотерапии, использующий творческую активность человека для решения его психологических проблем. В арт-терапии широко применяется рисование, лепка, музыка, фотография, кино, литературное творчество, актёрское мастерство.

К видам арт-терапии относят библиотерапию, сказкотерапию, драматерапию (однако не стоит путать это направление с психодрамой), песочную терапию, игротерапию, цветотерапию и ряд других.

2. Перинатальная психотерапия (ПП) – новое направление психотерапии, сложившееся под влиянием бурного  развития перинатальной психологии. Основываясь на понимании психотерапии как «системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного», ПП можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребёнка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном) интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребёнка. С точки зрения ПП и психологов перинатальный период включает в себя весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения.

3. Символдрама – одно из направлений аналитической ориентированной психотерапии. В основе метода – свободное фантазирование. Человек рисует в воображении картину на заданную тему (мотив) и мысленно перемещается в неё, рассказывая психотерапевту о своих чувствах и ощущениях. Психотерапевт сопровождает его в этом путешествии: задаёт уточняющие вопросы или просит произвести определённые действия, что помогает выявить психологические механизмы защиты, разрешить бессознательные конфликты.

Так же к современным направлениям относятся: танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированная психотерапия, эмоционально-образная терапия, Эриксоновский Гипноз.

Приложение 2

Инструкция: Просмотрите презентацию к теме занятия и выпишите материал, отсутствующий в лекции!

Срок выполнения –

!!! Задание выполняем письменно в тетрадях.

!!! Фотографии конспектов и другой  работы присылаем на почту rabota2131@yandex.ru

!!! В теме письма указываем: Фамилия, группа, номер темы занятия



Предварительный просмотр:

Курс: Психология  с курсом профессионального самоопределения

 О.В. Перфилова

Задание по теме ТЗ № 3 «Личность».

    План занятия:

  1. Работа с  теоретическим материалом по данной теме;
  2. Закрепление изученного материала через дополнительные задания.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Выполните задание по инструкции. Приложение 1

Задание 2. Выполните домашнее задание.

Порядок выполнения работы:

  1. В рабочей тетради напишите тему занятия: «Личность».
  2. Прочитайте теоретический материал и перепишите его в рабочую тетрадь.
  3. Выполните домашнее задание, выписав  основные понятия темы (с объяснением) в психологический словарь.

Приложение 1

Инструкция: Прочитайте теоретический материал и перепишите его в рабочую тетрадь. Курсив не переписываем!

Понятие личности и её структура

«Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нём социально значимые черты» (И.С.Кон)

«Личность – субъект общественного поведения и коммуникаций» (Б.Г.Ананьев)

«Личность – человек как носитель сознания» (К.К.Платонов)

       Личность — это совокупность психобиологических и социально — психических особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях; это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.

       Способности — это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.

Можно говорить об общих способностях (хорошо развитой памяти, мышлении, внимании),  и о частных (индивидуальных), таких,  как:  хороший глазомер, музыкальный слух, способность рисовать, петь, танцевать и т.д.).

Природные задатки развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспитания.

       

         Таким образом, мы видим, что во всех определениях личности фигурируют слова: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сопоставление этих понятий позволяет выделить дифференциальные признаки личности, необходимо определяющие в диалектическом единстве объективное и субъективное.

       

        Источником активности личности являются её потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определённым образом и в определённом направлении.

       Потребности — отражение в сознании человека его нужд в чем-либо. Без удовлетворения нужды человек не может существовать как живой организм.

        Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определённой общественным развитием.  Потребности человека имеют общественно-личностный характер.

        Потребности различают по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т.д. И. хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных.

        В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространённых и принятых обычаев и форм поведения человек приобретает различные культурные потребности.

        По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилищах и т.д.);

В духовных – зависимость от продуктов общественного сознания. Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми. Что является важнейшим условием духовного развития человека.

Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи, которые являются, в свою очередь предметом материальных потребностей.

       Темперамент — выраженная интенсивность внешнего проявления эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, волевых свойств человека, во многом обусловливающих его поведение, отношение к окружающей действительности, адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды, к экстремальным ситуациям.

Типы темперамента:

Наиболее раннюю классификацию темпераментов дал Гиппократ в V веке до н.э., выделив холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический типы.

        Холерик отличается быстрыми и сильными чувствами, эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, энергичностью, подвижностью, выразительностью жестов и мимики.

        Флегматики уравновешены, спокойны, медлительны, трудно переключаемы.

        Меланхолики робки, застенчивы, ранимы, склонны к пессимистическому взгляду на жизнь, легко утомляются и плохо привыкают к новым условиям жизни.

        Сангвиник характеризуется большой активностью, общительностью, живостью, легкой адаптацией, психической выносливостью, оптимистическим отношением к жизни.

       Характер — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении к окружающей действительности, к самому себе. Характер — это качество личности в целом.

Основные черты характера:

1.        Отношение личности к другим людям и к обществу в целом.

2.        Отношение к своему общественному долгу.

3.        Отношение к самому себе.

4.        Проявление волевых качеств.

       Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок.

Различают уровень (общественную значимость) направленности и ее формы (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоз¬зрения, убеждения).

       Позиция личности — определенное положение, которое лич¬ность занимает в системе доступных ей социальных отношений.

       Притязания личности — те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь.

       Самосознание – осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

        А.Г.Спиркин дает следующее определение: " Самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни".

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

       Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной (неадекватной), которая разделяется на завышенную и заниженную.

 При неадекватно завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка.

При неадекватно заниженной самооценке индивид оценивает себя ниже реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и невозможности реализовать свои способности.

Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Как завышенная, так и заниженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые в разных ситуациях с ними общаются.

       

        Мотивы – это связанные с удовлетворением определённых потребностей побуждения к деятельности.

        Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется; формами, которые они принимают; широтой или узостью; конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные  виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвлённую систему мотивации действий и поступков человека.

        Познавательная потребность человека проявляется в интересах.

        Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека.

Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нём ещё больше, понять его.

        Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

        По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни-положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие –отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.

        Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые – имеют место только тогда, когда реальное значение объекта и значимость его для личности совпадают.

        Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного – двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

        Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами её психологического склада.       Устойчивый интерес – одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы – это важная сторона мотивации деятельности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

        Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

        Убеждения – это то, что не только понято, осмысленно, но и глубоко прочувствовано, пережито.

Не следует забывать и о стремлениях.

        Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Если отчётливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения. К стремлениям следует отнести и страсти – мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человека всё, что не связано с значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека.

        Стремления являются и идеалами как потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

Современные психологические теории личности

       Ни одна из теорий не может адекватно объяснить всё, что мы знаем о личности. Поведение человека настолько сложно и неоднозначно, что трудно объяснить его в терминах отдельной теории или направления.

       Разные теории могут быть полезны для рассмотрения разных проблем или аспектов.

Такая позиция, известная как эклектизм, означает, что следует оставаться открытым для различных точек зрения.

       Итак, разберём пять самых основных и достаточно современных психологических теорий личности.

       

        Психоаналитическая теория. Основоположником является Зигмунд Фрейд (1856-1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трёх компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».

«ОНО» - бессознательная часть психики. Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.

На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

«СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести.

       Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: Фрейд выделил 7 таких механизмов:

1) подавление желаний или вытеснение – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО». Но, подавление не бывает окончательным, оно часто переходит на соматический уровень (головные боли, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.) Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности.

2)проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав её другому лицу. Т.е. приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему.

3)рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.

4) инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами . Например: ребёнок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5)отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

6) изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделённости, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

7) регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребёнка, не признаёт логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.)

       Заслуга Фрейда в том, что он привлёк внимание учёных к серьёзному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека

       Гуманистическая теория. Основоположник А.Маслоу один из ведущих психологов в области исследования мотивация в США, разработал «иерархию потребностей».

Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

Иерархия потребностей:

5 ступень: Осуществление самого себя - самореализация, самоактуализация,  осмысление своего назначения в мире.

4 ступень: Сознание собственного достоинства, потребность в уважении - здесь идёт речь об уважении, престиже, социальном успехе.

3 ступень: Социальные потребности - удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

2 ступень: Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.

1 ступень: Физиологические основные потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая потребность, сексуальная потребность, потребность в самозащите.

        Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метомотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живёт, и страдает от этого.

       

        Трансперсональная теория. Основоположник К.Юнг. Он уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Он считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Юнг пришёл к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству и всему космосу.

       Бихевиоризм. Основоположник Джон Уотсон (1878-1958) . Он сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior- «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология).

       Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. А  мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать. Всё, что происходит внутри человека,  изучить невозможно. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определённую реакцию.

       Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

       Генетический подход Чампиона Тойча. Подход Тойча, в  определённой степени, близок к трансперсональной психологии. Его концепция, гласящая, что генетический код до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах.

       Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определённым болезням, но несут и генетический код, определяющий основные паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям.

Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет своё уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет роли независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций.

       «Излучение» ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Жертва не может существовать без Преследователя, образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Невысказанные команды, бессознательные ожидания, спрятанная враждебность, вина, страх или желание смерти «включают» потенциальных партнёров. Бесполезно решать конкретный конфликт – он будет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и её потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока ОВН Жертвы остаётся прежним.

       Таким образом, конфликты могут передаваться «по наследству».

Тойч доказал своей терапевтической практикой         на протяжении 30 лет, что ОВН, а следовательно, и судьба человека может быть изменена путём понимания и сознательно направляемой систематической деятельностью по реализации Программы Усовершенствования – точного пошагового плана преодоления нежелательного семейно-генетического кода, повышения продуктивности жизни, работы, улучшения здоровья.

Психология и возраст

Американский психолог Биррен выделяет такие понятия возраста:

1.        Биологический возраст;

2.        Социальный возраст;

3.        Психологический возраст.

       Биологический возраст - это средняя продолжительность жизни человека. В одном и том же хронологическом возрасте люди могут иметь разный биологический возраст (например: при тяжёлой болезни 50летний человек выглядит старше своих лет, соответственно имеет больший биологический возраст, чем здоровый человек этих же лет).

       Социальный возраст - это соответствие  социального положения человека существующим в культуре нормам (чем занимается человек в том или ином возрасте, что он имеет). Один человек соответствует нормативам культуры, а другой нет. (например: в 50 лет один человек имеет семью, высокое положение, а другой нет. Т.е. социальный возраст в одном и том же хронологическом возрасте может быть разным у разных людей.

       Психологический возраст -  показывает адаптированность человека к требованиям среды включая психологические параметры (чувства, мотивы и т.п.).

Выделяют такие параметры зрелости:

1.        Материально-социальная независимость;

2.        Автономия (относительная);

3.        Способность принимать самостоятельные решения;

4.        Определённые волевые свойства, которые проявляются в твёрдости характера;

5.        Благоразумие, надёжность, умение сострадать, честность.

Главное то, что чёткой границы наступления зрелости не существует.

Срок выполнения –

!!! Задание выполняем письменно в тетрадях.

!!! Фотографии конспектов и другой  работы присылаем на почту rabota2131@yandex.ru

!!! В теме письма указываем: Фамилия, группа, номер темы занятия