Мои публикации

Ромм Ирина Геннадьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложносочиненные предложения. Обобщение.

Задания

  1. Начертите схемы предложений, определите значение союзов.

Предложение

схема

1.  Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

2. То сам себя не понимал я, то мир не понимал меня.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

  1. Составьте схемы предложений, поставьте знаки препинания, определите роль союза «и».

                               Предложение

          схема

Ветер срывал листья с деревьев и усыпал дорожки сада разноцветным ковром


Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок


Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами

В небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни в окнах домов

  1. Конструирование предложений.

     Вставьте общий второстепенный член в ССП

(Когда?) Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов.

(Когда?) Ласточки летают низко, и рыба хорошо клюёт.

Из двух простых предложений составьте одно ССП

       Где ваши сестры? Как они поживают?

       Вы придете ко мне? Мне прийти к Вам?

     4. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В конце каждого абзаца напишите цифру, обозначающую запятую в сложносочиненном предложении.

1. В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составл…ный министром Михаилом Сперанским (2) о создани… особого учебного заведения. Замыслы крупного государств…ного деятеля Сперанского были устремл…ны в буд…щее (3) и он надеялся на это закрытое учреждение.

2. Торжеств…ное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжеств…ной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея.

 3. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с д…ректором (1)  по другую находились  пр…фессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжеств…ную речь произнес  д…ректор Лицея В. Малиновский.

 

4. Их вел…чали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами.

Тема урока: «Сложносочиненные предложения. Обобщение»

Цели урока: 1) обобщить знания обучающихся о ССП, углубляя и

     совершенствуя их пунктуационные навыки;

     2) повторить знания по темам «Орфография», «Лексика»;

     3) развивать память, внимание, мышление;

4) развивать интерес к русскому языку; воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Тема урока. Проверка дом. задания
  2. Задания на повторение орфографии для подготовки к ГИА

- Замените данные слова синонимами с приставками при- и пре-

Образец: унижаться – пресмыкаться.

     Учитель, изменить, приезжать, спорить, заграждение, добавить, доставить, находиться.

- Подчеркните слова, значение приставки у которых «присоединение, приближение»

    3. Актуализация знаний

- Какие предложения называются сложными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Назовите союзы, которые связывают части ССП?

- Продолжите предложение «Сложносочиненное предложение с союзом и надо отличать от простого предложения с …(однородными членами, связанными союзом и);

- Что такое общий второстепенный член? Как меняются знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом?

- Продолжите предложение «В ССП не ставится запятая, если его части являются восклицательными или …(вопросительными) предложениями.

  1. Закрепление темы

Начертите схемы предложений, определите значение союзов

Предложение

схема

1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

2. То сам себя не понимал я, то мир не понимал меня.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

5. Составьте схемы предложений, поставьте знаки препинания, определите роль союза «и».

                               Предложение

          схема

Ветер срывал листья с деревьев и усыпал дорожки сада разноцветным ковром


Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок


Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами

В небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни в окнах домов

6. Объясните отсутствие запятой в предложении:

1) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей и звенит холодный ручей.

2) Когда будут соревнования по футболу и кто войдёт в сборную команду от школы?

Конструирование предложений. Вставьте общий второстепенный член.

(Когда?) Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов.

(Когда?) Ласточки летают низко, и рыба хорошо клюёт.

Из двух простых предложений составьте одно ССП

       Где ваши сестры? Как они поживают?

       Вы придете ко мне? Мне прийти к Вам?

7. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В конце каждого абзаца напишите цифру, обозначающую запятую в сложносочиненном предложении.

1. В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составл…ный министром Михаилом Сперанским (2) о создани… особого учебного заведения. Замыслы крупного государств…ного деятеля Сперанского были устремл…ны в буд…щее (3) и он надеялся на это закрытое учреждение.

2. Торжеств…ное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжеств…ной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея.

 3. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с д…ректором (1)  по другую находились  пр…фессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжеств…ную речь произнес  д…ректор Лицея В. Малиновский.

 

4. Их вел…чали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами.

8. Подведение итогов урока. Домашнее задание – упр. 80.