Здоровьесберегающая деятельность

Сухарева Юлия Валерьевна

Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-логопеда в ДОУ

Моя логопедическая практика предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, формирование речевого выдоха, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки.

1. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются настенные доски . Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Объем двигательной активности дополняется проведением дифференцированных физминуток, пальчиковой гимнастики; дыхательной гимнастики.

2. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями, речевое дыхание и четкость речи обычно нарушены. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. В своей работе использую "Речевой комплекс БОС" с помощью которого вырабатывается диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, сила и правильное распределение выдоха. С помощью постоянно поступающих БОС-подсказок, по каналам мультимедийной обратной связи ребенок учится рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

3. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

4. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

5. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

6. Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.