Мои выступления

Юнусова Гульсасак Бариевна

Уважаемые коллеги здесь вы можете ознакомиться с моей работой по проектной деятельности.

Презентацию по проекту: "Все работы хороши!" вы можете посмотреть по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/JAeJ/5ZZY3bqZb

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу вас познакомить с проектом «Все работы хороши!» в старшей группе. Разрабатывая этот проект, я опиралась к требованиям Профессионального стандарта педагога, в содержании которой отражаются необходимые компетенции, которыми должен обладать воспитатель дошкольной образовательной организации. По требованиям Профстандарта педагог обязан поддерживать развитие коммуникативной компетентности обучающихся, формирование детско-взрослых сообществ, становление картины мира, работу с родителями, семьёй, местным сообществом.

 Введение

 Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском садуВ жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение?

Слайд 2.  Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного проекта: «Все работы хороши»

Исходя из профессий, по которым работают родители детей старшей группы, проходил проект «Все работы хороши»
Слайд 3  Тип проекта: -по тематике:  групповой, творческий; по составу участников: дети старшей группы, родители воспитанников группы, воспитатели; по срокам реализации: краткосрочный; Продукт проектной деятельности: выставки детских работ, выпуск стенгазеты «Наши мамы и папы на работе».

Слайд 4  Цель проекта: Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях. Формировать положительное отношение к труду взрослых.

Слайд 5 Задачи: 1. Расширить знания детей о профессиях (доктор, водитель, балерина и т.д.)

2.Формировать представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.

3.Создавать условия для представлений о трудовых действиях, оборудованиях, инструментах, орудиях труда.

4.Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей.

5.Развивать художественное восприятие, эстетический вкус.

6. знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.

Задачи проекта для педагога:

1.Создание тематической подборки (картинки и наглядно  демонстрационный материал) по теме «Профессии».

2.Выявить знания детей о профессиях.

3.Подготовить консультации для родителей по темам: «Профессии».

4.Формировать представления у детей о значении той или иной профессии, о трудовых действиях в различной деятельности.

5.Оформить результаты проекта для родителей в форме презентации, фотовыставки.

Задачи проекта для родителей:

1.Организовать беседы о профессиях в домашней обстановке.

2.Подготовить рассказ о своей профессии.

3.Участвовать в реализации проекта.

Слайд 6

 Актуальность:

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:

Спасатель, фермер, гувернер,
Телеведущий и актер,
Автомеханик, финансист,
И менеджер, и визажист…

Ты скорее подрастай,

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.

 В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Все это помогает детям расширить представления о действующих профессиях. Работу по ранней профориентации целесообразно организовать в виде сетевого взаимодействия внутри ДОО и в группе отдельно, по созданию предметно пространственной профориентационной среды.

Работа с родителями

—Изготовление поделок по теме

— Изготовление аппликаций по теме

— Придумывание и написание рассказов о профессиях.

—Сбор иллюстративного материала

—Сбор печатного материала по теме

Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит приобретение опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад. Это окружение вступает в самые разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально трудовые. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе.

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. Чем лучше ребенок представляет деятельность взрослых той или иной профессии, тем ярче и интересней их игры. Для этого необходима большая совместная работа педагога и родителей в решении данной проблемы.

В ходе работы с детьми выяснилось, что они мало знакомы с нераспространенными видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей. (Бухгалтер, архитектор, строитель и т.д.) Порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа: целый день играет за компьютером». А на самом деле папа – программист и не просто играет, а проектирует строительство любого здания, учреждения.
Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

 Гипотеза:

Все профессии очень интересны, и каждая из них вызывает уважение. Если дети получат представления о профессиях родителей, самых близких и дорогих им людей, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.

Слайд 7

I этап. Подготовительный. Подбор материалов по теме: Художественная литература о людях разных профессий. Дидактические игры по тематике «профессии». Пословицы, поговорки о труде, различных профессиях. Иллюстрации.

II этап. Аналитический Чтение художественной литературы «Кем быть?» и «Конь-огонь» В. Маяковский, «Чем пахнут ремёсла?» и «Какого цвета ремёсла?» Дж. Родари , «А что у вас?» С. Михалков, «Айболит» К.Чуковский;  Дидактическая игра «Профессии»; Отгадывание загадок о профессиях; Обсуждение пословиц, поговорок о труде;

Ш этап. Практический. Совместная деятельность «Кем работают наши родители»; Совместная деятельность рисование «Доктор»; Совместная деятельность лепка «Поможем повару приготовить обед»;  Совместная деятельность «Кто работает в нашем саду»

 Совместное с родителями и детьми создание стенгазеты «Наши мамы и папы на работе»; Совместная деятельность ручной труд «Создание атрибутов для ролевых игр»; Прослушивание песен «Добрый доктор Айболит» (Из м/ ф «Айболит и его звери»), «Песенка о ремонте» (О. Попов), «Песня поваров»; Просмотр мультфильма «Айболит и его звери»; Трудовые поручения «Помощь няне»; Физминутки «Сажаем цветы», «Мы капусту рубим»; Беседа с детьми «Кем я буду, когда вырасту»

III этап. Итоговый или заключительный. Дети: Обогащение и расширение представлений детей о различных профессиях. Проявление творческой активности. Формирование уважительного отношения к труду взрослых, результату их труда. Воспитание любви к чтению художественных произведений с последующим обсуждением. Педагоги: Продолжение освоения метода проектирования. Родители: Расширение возможностей взаимодействия со своими детьми и педагогами группы.

Слайд 8

Как первичная диагностика взяла метод «Модель трёх вопросов»

  1. Что мы знаем?

- существует много разных профессий;

- родители на работе трудятся и зарабатывают деньги;

- работа бывает тяжёлая и легкая.

2. Что мы хотим узнать?

- где работают наши родители и что они делают на работе;

- какие ещё бывают профессии, о которых мы не знаем;

- что самое важное в работе мамы и папы;

3. Где можем узнать?

- спросить у родителей;

- воспитатель расскажет;

- посмотреть по телевизору или прочитать в книге.

Слайды 9, 10

             Системная паутинка по проекту

Слайд 11

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении дошкольников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание дошкольников.

 Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

 Слайд 12 Аппликация «Профессия-водитель»;

Слады 13, 14, 15, 16   Рисование «Доктор»;

Слайды 17, 18, 19 Лепка «Принадлежности повара»;

Слайд 20   Ниткография «Водитель грузовика»;

Слайд 21 «Балерина»;

Слайд 22 Техника рисования манной крупой «Садовник»;

Слайд 23   Набрызг «Машинист».

Следующие слайды работа с родителями «Работа наших родителей».

 Слайды 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

Слайд 35 Итоговая работа – выпуск стенгазеты «Наши мамы и папы на работе».

     Вывод:

В результате реализации проекта у детей значительно расширились знания и представления о профессиях родителей. Дети стали более активны в стремлении к познанию разных видов труда и профессий; сформировалось бережное отношение к предметному миру, как результату труда взрослых; активизировалось сотрудничество детей, педагога и родителей. Заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая. Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Именно такую форму работы предусматривает ФГОС дошкольного образования.

В процессе реализации проекта, мы воспитывали у детей положительное отношение к труду на основе их личного опыта. В итоге дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес к профессиям взрослых.