В помощь завучу

Шаталова Людмила Вадимовна

Методические разработки, статьи из практики работы по управлению образовательным учреждением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

« Основные принципы построения здоровьесберегающего урока. Традиционный урок – за и против»

 

                  Разработан и проведен заместителем директора по УВР Л.В.Шаталовой

ГБОУ СОШ № 127

План проведения педсовета

 

Доклад  заместителя директора по УВР (Школа как фактор сохранения здоровья обучающихся) + презентация.

Выступление   МО учителей начальных классов.

Использование здоровьесбеоегающих технологий на уроке (круглый стол с учителями предметниками по данной теме)

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

Анализ урока с позиций здоровьесбережения.

Традиционный урок. Плюсы и минусы (деловая игра)

 Подведение итогов педсовета (Рефлексия).

 Решение педсовета

 

Цель:

   Осознание  основных критериев современного урока на основе принципа здоровьесбережения

   Повышение интереса педагогов к современным здоровьесберегающим  технологиям 

   Осознание необходимости повышения уровня самообразования

 

Девять десятых нашего счастья

зависит от здоровья.

 Артур Шопенгауэр

I. Личностно ориентированный подход как средство сохранения здоровья обучающихся

Состояние здоровья детей  и подростков – вот что определяет наиболее важные проблемы, стоящие, стоящие перед педагогическим сообществом.. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков свидетельствует: растет количество заболеваний нервной системы и расстройств поведения, эндокринно-обменных нарушений, функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы.

Какие же факторы влияют сегодня на здоровье обучающихся?

 Один из самых важных элементов учебного процесса – объем учебной нагрузки. Организация учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема двигательной активности обучающихся.. В итоге снижается естественная сопротивляемость детского организма, нарушаются процессы развития. Интенсификация учебной деятельности является одним из факторов увеличения числа невротических расстройств.

Школьные стрессы также являются фактором, влияющим на здоровье учеников. На функциональное состояние организма детей существенное воздействие оказывает личность учителя, его стиль взаимодействия с учениками.

Важнейшая проблема как медицины, так и педагогики, - профилактика роста нервно-психических расстройств, которые ведут к неэффективности учебной деятельности; несоблюдению общепринятых норм поведения; затрудненным контактам с родителями, учителями, сверстниками.  Решение этой проблемы в том, чтобы совершенствовать медико-психолого-педагогическую поддержку обучающихся, осуществляемую врачами, психологами, учителями и социальными педагогами.

Еще один важный аспект организации учебного процесса – рациональное чередование учебы и отдыха. Достичь этого можно только при грамотно составленном расписании уроков, соблюдении гигиенических требований к продолжительности перемен и их проведению. Существенную роль в поддержании умственной работоспособности детей играет и график проведения каникул.

Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически  рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Мы получаем все больше доказательств необходимости использовать здоровьесберегающие образовательные технологии,

Таким образом, реализация одного из важнейших направлений модернизации нашего образования – забота о здоровье обучающихся, обеспечение здоровьесберегающих условий их обучения – напрямую связана с четырьмя императивами.

Забота о здоровье обучающихся, обеспечение здоровьесберегающих условий проведения образовательного процесса должны стать реальными, а не формальными критериями комплексной оценки работы школы, управленческой компетентности ее администрации. Правильность проводимых в этом направлении мероприятий, обоснованность направляемых в эту сферу средств должны оцениваться не по декларированным намерениям, а по достигнутым результатам и исправленным ошибкам. Этими же критериями необходимо руководствоваться и при проведении инспектирования работы образовательных учреждений, их лицензирования.

Для оценки состояния здоровья обучающихся и влияния на него образовательного процесса любое образовательное учреждение должно использовать методы диагностики и мониторинга, позволяющие получить комплексное представление о происходящих в сфере здоровья процессах, наиболее неблагоприятных патогенных факторах и имеющихся тенденциях.

Вопросам здоровья в школьных программах должно быть уделено несравненно больше места, чем сейчас. По выбору школы и администрации эти программы могут входить в учебные планы отдельным предметом или интегрироваться в содержание других предметов. Важно, чтобы на этих занятиях происходило реальное воспитание культуры здоровья, формирование потребности вести здоровой образ жизни, противостоять вредным привычкам и т.п., а не традиционная перегрузка учебной информацией.

4. Необходима планомерная организация повышения квалификации всех работников школы в области здоровьесберегающей педагогики. Причем программы такой подготовки должны различаться в зависимости от категории специалистов, их реального профессионального функционала.

Б) Выступление руководителя МО учителей начальных классов.

« Урок и здоровье ребенка»

 

Откуда пошло слово – урок?

Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.

Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия».
В школах сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются, и будут накапливаться дальше.

В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения привел удручающую цифру: за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%. (Здесь анализ состояния здоровья учащихся школы).
Каждый новый день современной жизни преподает нам такие уроки, после которых небо становится с овчинку. По данным социологических исследований, количество учителей, осознающих себя жертвами социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел . То же самое можно сказать и об учениках. У них все больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критичному и мотивированному отношению к действительности. В последнее десятилетие появился специальный термин, обозначающий это явление: виктимизация, т.е. превращение человека в жертву объективных условий жизни.
Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. Но почему-то не научили, а наурочили. Или недоучили. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума

Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его привычную структуру: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т.е. все усилия направить на превращение ученика в раба знаний.
Всегда ли это происходит? Нет, не всегда. От кого зависит? От учителя. Было бы наивно возлагать всю вину за превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.

III. Принципы здоровьесберегающей педагогики

1. Принцип ненанесения вреда

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

3. Принцип триединого представления о здоровье

4. Принцип непрерывности и преемственности

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся

7. Комплексный, междисциплинарный подход

8. Принцип медико-психологической компетентности учителя

9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)

11. Приоритет активных методов обучения

12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий

13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

14. Принцип отсроченного результата

15.Принцип контроля за результатами

 

V. Анализ урока с позиций здоровьесбережения (по Смирнову Н.К.)

Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.

Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Позы учащихся, чередование поз, наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Психологический климат на уроке.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения

Темп и особенности окончания урока:

быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

        Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без неё невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.         

 

 

IV. Сопоставление традиционного и современного урока. (2 команды)

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

 

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

 

Плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

 Одна команда сторонников традиционного урока и ищет положительное в уроке, вторая команда их оппоненты.

(образцы выступлений)

плюсы

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 

. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). 

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». 

на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. 

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

 

 

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

 

 

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
Однозначного ответа нет, так как
 

Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

·        Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. 
Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
    Так может и не стоит ничего менять?

 

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих,

а дурак не учится ни на чьих.

 Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

 

Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

 

 

 Заключение

Так что же для  нас современный урок на основе принципа здоровьесбережения...?

Ответы:

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.  потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

 

 

VII. Рефлексия

- на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой –для меня это важно и интересно …

указательный- я получил конкретные рекомендации…

средний- мне было трудно ( не понравилось)…

безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

мизинец- для меня было недостаточно…

 


Решение педсовета

Отметить положительный опыт учителей   в эффективном применении современных здоровьесберегающих технологий и  пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, семинаров, педсоветов

Систематизировать опыт учителей школы с целью создания  банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов здоровьесберегающего  обучения.  

Всем методическим объединениям  и творческим группам  скорректировать методическую работу с учетом здоровьесбережения.

Педагогам пересмотреть свои темы самообразования и  взять тему с учетом методической темы школы.

Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров.  

Разработать тематику выступлений учителей на следующий учебный год  и провести научно-методическую конференцию учителей с целью активизации учебной деятельности, методической, практической работы по данной теме в два этапа:
            I. Обмен опытом учителей (круглый стол).
            II. Творчество учащихся: концерт, спортивные достижения, выставки творчества учащихся

Совместно с учащимися и их родителями начать реализацию вопроса по строительству спортзала в школе.

 



Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с разным типом мышления

       

 Ни для кого не секрет, что одинаковых детей нет. Они приходят в школу уже по-разному подготовленными и несмотря на титаническую работу учителя начальных классов, выровнять их необыкновенно трудно.

Изучая этот вопрос психологи пришли к таким выводам: оказывается, что проблема в том, что все люди делятся на две группы по доминирующему полушарию головного мозга.

От этого зависит не только правша этот человек или левша, но и восприятие им материала, и переработка информации, и речь, и память, и многие другие характеристики. Давайте сравним характеристики мыслительных процессов этих людей.

 

Правополушарные

Левополушарные

Восприятие материала

Целостное.
Интонационная сторона речи.

 Визуалы (зрительное).

 Кинестетики (осязательное).

Дискретное (по частям).
Смысловая сторона речи.
Аудиалы
 (слуховое).

Переработка информации

Быстрая. Холерическая.

Медленная. Последовательная.

Интеллект

Невербальный. Интуитивный. Практический.

Вербальный. Логический.
Теоретический.

Деятельность

Приверженность к практике. Чувство тела.
Чувство ритма. Координация движений. Пространственная ориентация.

Приверженность к теории.
Чувство времени.

Речь

Интонация речи.

Синтаксис.Семантика.
Смысл и структура речи.

Память

Непроизвольная.
Наглядно-образная.
Визуальная и мышечная
(основа врожден-ной грамотности).  

Произвольная.
Знаковая.
Слуховая.

Мышление

Наглядно-образное. Оперирование образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное. Трехмерное (в пространстве).

Абстрактно-логическое.
Оперирование цифрами, знаками.
Формальное. Рациональное.Программируемое.
Двумерное
(на плоскости).

Эта сравнительная таблица очень хорошо показывает нам, насколько отличны мыслительные процессы. А ведь зачастую учитель не задумывается над этим, когда готовится к уроку. Что хорошо правополушарным, то совсем не помогает усвоить материал левополушарным. Мы часто слышим: « А ему(ей) все мимо ушей». Давайте на минуту остановимся, задержим свое внимание. Привычная картинка в классе: учитель задал вопрос после того как, долго писал на доске или демонстрировал наглядность – три руки(чаще всего это будут девочки. Их восприятие отличается от восприятия мальчиков)., а остальные молчат. А почему?, что учитель плохо объяснял? Отнюдь. Он не учел то, дети разные. Части детей наглядность не только не помогает, но и мешает усваивать новый материал.

     Но кроме всего прочего у разных по типу доминирования полушарий, разный мотивационный этап.

Попробуем сравнить по этому показателю обучающихся.

Правополушарные

Левополушарные

Пространственная организация

Рабочая полусфера — левая

Рабочая полусфера — правая

Цветовая организация

Светлая доска — темный мел

Темная доска — светлый мел

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности

Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Речевой и музыкальный ритм, работа в группах

схемы, таблицы, карточки

ролевые игры, инсценировка.

Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке, работа в одиночку, задание на поиск ошибок, задание в символах

Формирование мотивации

Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности.

Стремление к самостоятельности Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности

Обратили внимание? Что для одной группы хорошо, то для других совсем наоборот. Я не хочу сказать, что необходимо отказаться от работ в группах или уйти от темной доски и работать только на белой и черным фломастером. ПЕДАГОГ, УЧИТЕЛЬ для того и нужен в классе, чтобы создавать разумный баланс. Только тогда его ученики смогут достигать высот в знаниях и быть успешными.

Результативный этап

Правополушарные

Левополушарные

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски. Свободная конверсация

Высокий самоконтроль речи. Высокий самоконтроль изложения материала.

Характерные ошибки

Ударные гласные. Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки. Имена собственные пишут со строчной буквы.

Безударные гласные в корне. Пропуск мягкого знака. Написание лишних букв. Замена одних согласных    -другими. Падежные окончания.

Методы проверки

Устный опрос. Задания с ограниченным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ).

Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).

 Часто слышишь, что тот или иной  учебник плохой, слишком большой объем информации, но ведь мы не для того на уроке, чтобы присматривать за дисциплиной.  А учебник, в котором много упражнений, задач, примеров, проблемных вопросов, на мой взгляд, очень хорош, т.к. дает учителю большое поле для деятельности, помогает применять личностный подход. Ведь тогда не надо ничего придумывать, терять время на изобретение велосипеда, распечаткам каких-то упражнений для сильных, которым скучно в классе, где много слабых учащихся. Мы говорим учителям начальных классов: « Вы их только научите учиться, а уж мы….». Научили, подарили …. А какая порой скука в 5х классах, в которых дети еще хотят учиться. Полгода повторение. Согласна, так построена программа, но никто не отменял пропедефтику, или что это далекое прошлое?

                Надо сделать так, чтобы дети понимали, что в 5,6,7 и т.д. классах они учатся. Это мы помним, что у них повторение. А они не должны уходить на полгода на отдых.  А если мы с вами будем помнить советы психологов, а не скептически к ним относиться, тогда и уроки  будут практически для всех наших учеников интересны. Изменяя виды работы на уроке, перемежая индивидуальную работу с коллективной, разумно сочетая методы проверки, мы сделаем урок интересным для разных детей, и они нам подарят минуты радости, который испытывает каждый учитель, когда проверяет работы своих учеников, а ошибок в них минимальное количество.