Исследовательская и проектная деятельность

Графова Зузана Владимировна

В данном разделе содержатся:

- ученический исследовательский проект;

- презентация проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования Калининградской области

 «Педагогический институт»

ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса

МДК.04.03. Проектная деятельность в образовании

  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

  1. выполнена студенткой: Графовой Зузаной Владимировной

группы  42 шк. по специальности «Преподавание в начальных классах»

Преподаватель: Погожева Ю.Д.

Черняховск, 2018


Введение

Исходные данные: рабочая программа по литературному чтению -

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

ФГОС НОО - развитие у учащихся способностей к художе-ственно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-тельного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Концепция духовно- нравственного развития - формирование уважительного отношения к искусству и культуре России.

Актуальность: мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками. Необходимо обучать детей культуре родного народа, так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в решении этих задач нам поможет фольклорный жанр - сказка, в частности – русская народная сказка.

Цель учебного проекта: создание благоприятных условий для развития творческого потенциала активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками

Задачи учебного проекта:

Воспитательные:

1. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

2. Средствами проектной деятельности создавать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы.

3. Воспитания трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, ответственности за продукты собственной деятельности.

Развивающие: 

1. Содействовать развитию у обучающихся речевых умений и навыков, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

2. Развитие творческих способностей при выполнении продукта проектной деятельности.

3. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Образовательные:

1. Формировать у обучающихся навыки интеллектуально-научного труда средствами учебного проектирования.

2. Осуществлять поиск необходимой информации по теме проектного задания.

3. Учиться различать виды русских народных сказок.

4. Познакомить обучающихся с основными сказочными героями русских народных сказок.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», «уважение окружающих», «взаимопонимание», «дисциплина», «справедливость»; осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения; умение использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознать необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия: способность ориентироваться в целях, в задачах, средствах и условиях общения при выполнении проектной работы; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения, адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассника; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре.

Анализ имеющихся ресурсов: основными ресурсами при реализации проектной работы являются интернет - ресурсы, энциклопедии, материалы для художественного труда, мультимедийный проектор

Вид учебного проекта:

1. По доминирующей деятельности ученика: исследовательский, творческий.

  1. По предметно-содержательной области: монопроект

3. По составу участников и по характеру контактов между участниками: персональный, внутриклассный.

4. По срокам исполнения: недельный.

Этапы реализации учебного проекта

На предпроектном этапе (23.04.2018-24.04.2018) была определена тема проектной работы «Что за прелесть эти сказки!»  Были сформулированы основные вопросы по теме учебного проекта. Проект может реализовываться как в урочной деятельности (Учебный предмет «Литературное чтение», 4 класс. Учебно-методический комплекс» (УМК) «Школа России», «Перспективная начальная школа» так и во внеурочной деятельности по программе общеинтеллектуального (научно-познавательного) направления «Читалия».

Возрастная категория обучающихся: 10 – 11 лет, 4 класс.

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы проекта

«Что такое фольклор, виды фольклора?», «Какие бывают сказки?», «Как сочинить сказку?», «Какими были старинные книги?», «Как самим написать сказку?».

Формулирование дидактических задач учебного проекта

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, формирование критического мышления, навыков работы в команде.

Формулирование методических задач учебного проекта  

Получение обучающимися начальных классов знаний о фольклоре, его видах, о видах русских народных сказок. Получение обучающимися знаний о старинных книгах.  Освоение умений по написанию собственной сказки.

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований обучающихся)

  1. Что такое фольклор и какие виды фольклора бывают?
  2. Какие существуют виды русских народных сказок?
  3. Какими были старинные книги?
  4. Можно ли написать свою собственную сказку?
  5. Почему нужно читать русские народные сказки?

Определение творческого названия проекта

Тема проектного задания формулируется обучающимися совместно с учителем.

Примерные названия проекта: «Путешествие в страну Фольклора», «Такие разные сказки», «Книга – лучший друг человека», «Сказочная страна».

На этапе реализации проекта (25.04.2018-28.04.2018) были сформированы подгруппы для выполнения заданий, ответов на вопросы проектного задания; защита результатов каждой подгруппой; оценивание учителем подгрупп в соответствии с критериями оценивания учебного проекта в начальной школе; презентация продуктов проектной деятельности (сказки авторского сочинения).  

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Обучающиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов.

Примерная тематика вопросов и ответов обучающихся:

1. Что такое фольклор и какие виды фольклора бывают?

2. Какие бывают виды русских народных сказок?

3. Что представляли из себя старинные книги?

4. Как написать свою собственную сказку?

5. Почему важно читать сказки в любом возрасте?

Ответы на вопросы учебного проекта обучающиеся могут найти в справочниках, учебно-методических комплексах (УМК) по литературному чтению  «Школа России», «Перспективная начальная школа», периодической литературе (журналах, газетах, статьях), используя интернет – ресурсы.

Гипотезы

Приобщение к сказке совершенствует ум ребёнка, а образные, яркие сравнения, выражения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Обсуждение плана работы обучающихся индивидуально или в группе

Обучающиеся определяют план работы в соответствии с поставленными вопросами (на предпроектном этапе) и целями учебного проекта.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Информация по теме учебного проекта («Что за прелесть эти сказки!») может быть найдена в учебниках, словарях, электронных ресурсах (образовательные сайты для младших школьников), периодических изданиях (газеты, журналы, статьи).

Самостоятельная работа обучающихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Составление плана работы с точным указанием, кто за что отвечает в группе.

Например: 1 подгруппа - поиск информации о том, что такое фольклор; виды фольклора. 2 подгруппа – какие бывают виды русских народных сказок.3 группа – старинная книга – какая она и т.п.

Самостоятельная работа групп

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности обучающихся в методически нужное русло.

Разработка продукта проектной деятельности (написание собственной сказки). Изготовление собственной «книги сказок» (продуктов проектной деятельности) возможно на уроках технологии и литературного чтения.

На рефлексивном этапе (29.04.2018) производилась защита результатов проекта учебными подгруппами, производилось оценивание подгрупп учителем начальных классов в соответствии с критериями оценивания учебного проекта в начальной школе.

Критерии оценивания проектной работы:

  1. Эстетичность оформления работы
  2. Грамотность.
  3. Актуальность темы.
  4. Отсутствие отклонений от темы.
  5. Соблюдение структуры учебного проекта.
  6. Доступность.
  7. Наличие научного, познавательного, интересного материала.
  8. Формулирование вывода.
  9. Использование ресурсов сети интернет и печатной литературы.

Высший балл в каждом пункте – 2 балла.

Защита полученных результатов и выводов

Каждая подгруппа представляет свои результаты. Далее обучающиеся из других подгрупп, учитель могут задавать вопросы. Оценивание подгрупп осуществляется в соответствии с критериями оценивания проектной деятельности в начальной школе.

Оценивание результатов учебного проекта обучающимися и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

На послепроектном этапе (30.04.2018-02.05.2018) учитель совместно с обучающимися определяли жизнеспособность темы проектной работы и проекта в целом.

Определение жизнеспособности полученного проектного продукта:

1. Распространение результатов и продуктов проектной деятельности

2. Выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т. д.).

Описание полученных результатов

Формулируются достигнутые результаты (на каждом этапе и общие, рассчитанные на долгосрочную перспективу).

На предпроектном этапе в период с (23.04.2018-24.04.2018) определили тему проектной работы, сформулировали основные вопросы по теме учебного проекта, дидактические и методические задачи, выдвинули гипотезы решения проблем и приступили к этапу реализации учебного проекта.

На этапе реализации проекта в период с (25.04.2018-28.04.2018) сформировали подгруппы для решения основополагающих вопросов учебного проекта, учителем были определены педагогические технологии, в частности технология критического мышления, для продуктивной работы подгрупп для достижения эффективных результатов и создание продукта проектной деятельности. Обучающиеся работали в подгруппах, отвечали на поставленные вопросы предпроектного этапа, осуществлялась самостоятельная работа каждого обучающегося. Главный результат этапа реализации проекта-создание продуктов проектной деятельности (сперва свои собственные сказки, а затем уже «книга сказок»).

На рефлексивном этапе в период с (29.04.2018-30.04.2018) производилась защита результатов проекта учебными подгруппами, производилось оценивание подгрупп учителем начальных классов в соответствии с критериями оценивания учебного проекта в начальной школе.

На послепроектном этапе в период с (30.04.2018-02.05.2018) учитель совместно с обучающимися определяли жизнеспособность темы проектной работы и проекта в целом.

Представление результатов учебного проекта

Результат любого учебного проекта-это получение продукта проектной деятельности. Продукт проектной деятельности по теме «Что за прелесть эти сказки!» изготовление (написание) сборника сказок о предметах, которые нас окружают в школе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт» ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса МДК.04.03. Проектная деятельность в образовании ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Тема: «Что за прелесть эти сказки!» выполнена студенткой Графовой З.В. группы СПО-42.шк по специальности «Преподавание в начальных классах» Преподаватель: Погожева Ю.Д. Черняховск , 2018

Слайд 2

Цель учебного проекта : создание благоприятных условий для развития творческого потенциала активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками

Слайд 3

Задачи учебного проекта Воспитательные Развивающие: Образовательные: 1. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. 2. Средствами проектной деятельности создавать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы. 3. Воспитания трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, ответственности 1. Содействовать развитию у обучающихся речевых умений и навыков, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления. 2. Развитие творческих способностей при выполнении продукта проектной деятельности. 3. Развитие коммуникативных умений и навыков. 1. Формировать у обучающихся навыки интеллектуально-научного труда средствами учебного проектирования. 2. Осуществлять поиск необходимой информации по теме проектного задания. 3. Учиться различать виды русских народных сказок. 4. Познакомить обучающихся с основными сказочными героями русских народных сказок.

Слайд 4

Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», «уважение окружающих», «взаимопонимание», «дисциплина», «справедливость»; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознать необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда.

Слайд 5

Метапредметные : Познавательные универсальные учебные действия: способность ориентироваться в целях, в задачах, средствах и условиях общения при выполнении проектной работы; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач.

Слайд 6

Регулятивные универсальные учебные действия: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Слайд 7

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения, адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассника; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре.

Слайд 8

Вид учебного проекта По доминирующей деятельности ученика: и сследовательский, творческий По предметно-содержательной области: монопроект По составу участников и по характеру контактов между участниками: в нутриклассный , персональный По срокам исполнения: недельный

Слайд 9

Предпроектный этап Возрастная категория Проблемные вопросы Гипотезы

Слайд 10

Предпроектный этап Творческое название проекта Что за прелесть эти сказки!

Слайд 11

Рефлексивный этап Фактор оценивания: Обоснованность актуальности проекта Научная достоверность информации Творческое оформление проекта Коллективность деятельности Презентация результатов проекта Общая оценка УСПЕХ!