Логопедия

Соловьева Евгения Валерьевна

Памятка для родителей будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка логопеда

для родителей будущих первоклассников

      Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идёт нормально. По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка к 5 - 5,5 годам. Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников успешно овладевает звукопроизношением.

     Причинами нарушения звукопроизношения могут быть:

  1. Недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, слабость мышц языка, губ, нижней челюсти.
  2. Дефекты строения артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, диастема, короткая подъязычная уздечка, массивный язык).
  3. Недостаточно развит фонематический слух (слух на звуки). В речи ребёнка могут наблюдаться замены, так, например, произнося вместо слова "шуба" слово "суба", ребенок не слышит разницы между этими двумя звуками.  
  4. Снижение слуха затрудняет контроль за речью.

     При общении с ребенком обратите внимание на следующие речевые особенности:

  1. Правильность звукопроизношения. Наиболее распространенными нарушениями звукопроизношения являются: горловое произношение звука [Р], [Р мягкое], двугубное произношение звука [Л], [Л мягкое], межзубное произношение звуков [С], [С мягкое], [З], [З мягкое].
  2. Овладение слоговой структурой слова. Если в речи ребёнка имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. Проверьте может ли ваш ребенок повторить правильно следующие фразы: Милиционер Валерий регулирует уличное движение. Волосы подстригают в парикмахерской. Помните: только овладев слоговой структурой слов родного языка ребенок сможет правильно себе диктовать то, что он будет писать. В противном случае в тетрадях вы увидите пропуски букв, слогов, недописанные слова.  
  3. Развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это способность различать акустически близкие звуки. Проверьте может ли ребенок правильно повторить следующие группы слогов: па – ба – па; ка – га – га – ка; на – ня – на – ня;  ла – ля – ля – ла; са – ша – ша. Помните: недоразвитие фонематического слуха приводит к ошибкам на письме.
  4. Словарный запас. Владеет ли ребёнок такими понятиями как «посуда», «мебель», «одежда», «обувь», «головные уборы», «насекомые». Правильно ли называет детёнышей животных (телёнок, жеребёнок, ягнёнок), профессии (повар, строитель, пожарный, парикмахер), транспорт (троллейбус, трамвай, метро).
  5. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.  
  6. Самостоятельная речь ребёнка. Умеет ли ваш ребёнок составить рассказ по картинке, серии картинок, рассказать о своей семье, увиденном (после посещения театра или кино) или услышанном (пересказать своими словами сказку).

     Чтобы не допустить отставания в речевом развитии нужно:

  • вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи
  • начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше)
  • ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, стимулировать самостоятельную речь ребенка).

   

Воспитатель: Соловьева Е.В.