Справка по итогам проведения тематического контроля «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи через ознакомление с произведениями художественной литературы».

Пономаренко Надежда Григорьевна

 Справка по итогам проведения тематического контроля  «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи через ознакомление с произведениями художественной литературы».

 

Цель: выполнение годовой задачи.

Задачи:

  • Определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию связной речи  детей посредством произведений художественной литературы;
  • С помощью  всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество,  педагогической работы по развитию связной речи детей посредствам произведений художественной литературы в ДОУ.

Дата проведения: с 22.01.2020г. - по 27.01.2020г.
Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

- Посещение ООД: чтение художественной литературы и коммуникации (развитие речи), режимные моменты.

- Наблюдение за общением воспитателя с детьми воспитанников.

- Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой», проверка ежедневных планов.

- Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации  детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге, смотр   книжных  уголков.

- Анализ взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, консультации, посещение групповых праздников и развлечений, собраний по теме, индивидуальная работа).  

         Согласно годовому  плану работы детского сада  на 2019/2020 учебный год с 22.01.2020г. - по 27.01.2020г.  был проведен тематический контроль «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО» .
          В ходе контроля посещено 6 занятий.     Посещение ООД во всех группах позволило сделать вывод об их соответствии современным требованиям к ООД: использовался наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки), использовались информационные технологии ИКТ, применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, рассказывания). Все занятия были грамотно простроены.

ООД, проведённые во всех группах детского сада, показали, что связная речь большинства детей не очень соответствует уровню программных требований.  Следует отметить, что многие дети дают односложные ответы, при составлении рассказов мало употребляют сложные предложения. Незначительно  повысился уровень связной речи в старшей группе по сравнению с началом учебного года.     Значительно повысился уровень подготовишек. Дошкольники этой группы имеют достаточно активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

 Речевые умения малышей в младших группах соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Большинство детей умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые  малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Рекомендуется почти всем воспитателям возрастных групп во время проведения ООД быть более эмоциональными. Учить детей старшего возраста отвечать на вопросы полным ответом.
          Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их связной речи и правильности употребления лексико-грамматических структур свидетельствуют о том, что знание художественной литературы детьми дошкольных групп соответствует норме. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.  С целью повышения качества работы по художественной литературе дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Но не организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой.   Педагоги мало  планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов,  не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. 

 В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку. 
         Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, воспитатели от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Кроме того не продумывают при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и т.д.).

         Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту детей, в группах имеются уголки художественного чтения, в наличии которых достаточно художественной литературы, энциклопедий и других книг.

Во время самостоятельной деятельности дети проявляют интерес к книгам и рассматриванию иллюстраций.

         Воспитатели проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины, наизусть заучивают стихи.

           В течение дня работа по развитию связной речи планируется во всех видах деятельности: на прогулках, в беседах. Дети при этом обогащают свой словарный запас. Воспитателям необходимо проводить работу по развитию артикуляционного аппарата, обогащать словарный запас детей синонимами, антонимами, сравнениями.

Работа с родителями простроена грамотно и правильно.

Выводы и рекомендации:

- Считать работу воспитателей по развитию связанной речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.
-  Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.  

- Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

 - Спланировать и провести в марте 2020г. «Неделя книги», во время недели провести викторины, литературные игры, игры – драматизации, путешествия по страницам книг и другое. План недели сдать до 1.03.20г.

 - Планировать индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты  по данному направлению (постоянно).

- Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). 

 - Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.

- Продолжать учить детей умению связно, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми.

 

Справку составил    старший воспитатель                        Н.Г. Пономаренко

Со справкой ознакомлены:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_tk.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Справка по итогам проведения тематического контроля  «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи через ознакомление с произведениями художественной литературы».

Цель: выполнение годовой задачи.

Задачи:

  • Определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию связной речи  детей посредством произведений художественной литературы;
  • С помощью  всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество,  педагогической работы по развитию связной речи детей посредствам произведений художественной литературы в ДОУ.

Дата проведения: с 22.01.2020г. - по 27.01.2020г.
Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

- Посещение ООД: чтение художественной литературы и коммуникации (развитие речи), режимные моменты.

- Наблюдение за общением воспитателя с детьми воспитанников.

- Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой», проверка ежедневных планов.

- Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации  детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге, смотр   книжных  уголков.

- Анализ взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, консультации, посещение групповых праздников и развлечений, собраний по теме, индивидуальная работа).  

        Согласно годовому  плану работы детского сада  на 2019/2020 учебный год с 22.01.2020г. - по 27.01.2020г.  был проведен тематический контроль «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО» .
         В ходе контроля посещено 6 занятий.         Посещение ООД во всех группах позволило сделать вывод об их соответствии современным требованиям к ООД: использовался наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки), использовались информационные технологии ИКТ, применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, рассказывания). Все занятия были грамотно простроены.

ООД, проведённые во всех группах детского сада, показали, что связная речь большинства детей не очень соответствует уровню программных требований.  Следует отметить, что многие дети дают односложные ответы, при составлении рассказов мало употребляют сложные предложения. Незначительно  повысился уровень связной речи в старшей группе по сравнению с началом учебного года.         Значительно повысился уровень подготовишек. Дошкольники этой группы имеют достаточно активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

 Речевые умения малышей в младших группах соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Большинство детей умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые  малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Рекомендуется почти всем воспитателям возрастных групп во время проведения ООД быть более эмоциональными. Учить детей старшего возраста отвечать на вопросы полным ответом.
          Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их связной речи и правильности употребления лексико-грамматических структур свидетельствуют о том, что знание художественной литературы детьми дошкольных групп соответствует норме. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.  С целью повышения качества работы по художественной литературе дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Но не организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой.   Педагоги мало  планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов,  не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. 

 В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку. 
        Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, воспитатели от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Кроме того не продумывают при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и т.д.).

        Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту детей, в группах имеются уголки художественного чтения, в наличии которых достаточно художественной литературы, энциклопедий и других книг.

Во время самостоятельной деятельности дети проявляют интерес к книгам и рассматриванию иллюстраций.

        Воспитатели проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины, наизусть заучивают стихи.

          В течение дня работа по развитию связной речи планируется во всех видах деятельности: на прогулках, в беседах. Дети при этом обогащают свой словарный запас. Воспитателям необходимо проводить работу по развитию артикуляционного аппарата, обогащать словарный запас детей синонимами, антонимами, сравнениями.

Работа с родителями простроена грамотно и правильно.

Выводы и рекомендации:

- Считать работу воспитателей по развитию связанной речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.
-  Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.  

- Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

 - Спланировать и провести в марте 2020г. «Неделя книги», во время недели провести викторины, литературные игры, игры – драматизации, путешествия по страницам книг и другое. План недели сдать до 1.03.20г.

 - Планировать индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты  по данному направлению (постоянно).

- Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). 

 - Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.

- Продолжать учить детей умению связно, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми.

Справку составил    старший воспитатель                        Н.Г. Пономаренко

Со справкой ознакомлены: