Самообразование по теме "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников" 2021 г. -2022 г.

Полякова Мария Александровна

Индивидуальный план по самообразованию

Поляковой Марии Александровны

Воспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок»

 

Тема: «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников.»

 

2021-2022 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

Индивидуальный план по самообразованию

Поляковой Марии Александровны

Воспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок»

Тема: «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников.»

2021-2022 учебный год

Цели :

 необходимо определить содержание и экспериментально проверить методику формирования навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни

 предполагается, что формирование формирование формироф навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни   эффективным, если:

  • определить содержание данной работы (подобрать дидактические и подвижные игры, конспекты занятий по правилам дорожного движения, презентации о безопасном перемещении в мегаполисе)
  • учитывать закономерности формирования навыков (анатомо-физиологические особенности возраста, индивидуальный подход)
  • провести целенаправленную работу с родителями дошкольников (анкетирование, создание совместных проектов, консультации, беседы, спортивные мероприятия, открытые занятия, выставка совместных с детьми рисунков) подобрать попровести целенаправленную работу с родителями

Задачи:

  1.    связанные   формирования навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни;
  2.  физические   и подвижные игры , направленные на формирование  навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни;
  3. проверить эффективность методики формирования навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни в практике работы образовательной  организации.

:   и   психолого-педагогической литературы,  наблюдение за игровой деятельностью   и работой педагогов образовательной организации  с целью изучения  особенностей проведения работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса, проведение   воспитателей,  анкетирования  спроса с  изучения   для  формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей,     планов педагогов,     данных,  внешней эксперимент,   оценка   исследования.

Формы работы:

  1. совместная работа с детьми;
  2. индивидуальная работа;
  3. свободная игровая деятельность самих детей.


Актуальность. Проблема формирования навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей касается каждого. Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни людей.
Необходимость формирования навыков поведения на дорогах у детей, как участников дорожного движения, связана с увеличением детского дорожно-транспортного травматизма.

В современном обществе появляется необходимость развивать детей в этом направлении с дошкольного возраста - формировать культуру безопасного поведения дошкольников, как участников дорожного движения. Это входит в число приоритетных задач государственной политики. Процент детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях велик. Чаще всего, особенно это касается детей, несчастья происходят на пешеходных переходах.

Данное обстоятельство подтверждает необходимость поиска эффективных путей, средств и методов для формирования культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста на дорогах больших городов. Как показывает практика, в дошкольных образовательных организациях основное внимание уделяется подготовке детей к школе и художественно-эстетическому развитию детей. Относительно мало времени уделяется для формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улицах современных городов. Данная ситуация не соответствует реалиям современной жизни.

В современном мире существует низкий уровень знаний населения и отсутствие, особенно у детей, навыков правильного поведения в опасных ситуациях, в том числе в улично-дорожной сети.

В настоящее время педагогическая система в данном направлении в дошкольных образовательных организациях отсутствует или имеет низкий уровень развития. Основная деятельность сосредоточена на реализации художественно-эстетических мероприятий и занятиях по подготовке детей к школе, в процессе которых недостаточно уделяется времени по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на улицах современных городов. Необходимы методики, технологии для обучения детей безопасному участию в дорожном движении.

Сегодня, под безопасным поведением, понимается активность, направленная на сохранение, поддержание и улучшение здоровья. В словаре В. Даля, безопасный, рассматривается как не угрожающий, безвредный, сохранный, верный, надежный, а безопасность - как отсутствие опасности, а в понятийно-терминологическом словаре, безопасность - как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Очень важен поиск эффективных методов и стратегий формирования культуры безопасности по правилам дорожного движения. Необходимо стремиться к воспитанию детей, которые не только обладают знаниями по безопасному поведению, но и задумываются о жизнях других, людей способных в будущем к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.

Пятый год жизни, на мой взгляд, наиболее благоприятен для формирования навыков безопасного поведения на дорогах. Так как именно в этот период существенно расширяются представления об окружающем мире, обогащается запас двигательного опыта, развивается речь, формируются мотивы укрепления собственного здоровья.

Согласно возрастным способностям детей 5 лет физические возможности детей продолжают расти: движения детей становятся более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности дети могут становиться капризными.

Игра, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия.

В связи с этим, для наших задач следует обязательно использовать игры для развития навыков безопасности и перемещения в условиях мегаполиса. Игра может усложнятся по содержанию, количеству ролей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры могут быть на различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. Двигательная сфера ребенка характеризуется совершенствованием мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, Мышление развивается, в этом возрасте дети уже могут решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Возрастные особенности детей надо обязательно учитывать при воспитании навыков безопасности.

Несмотря на исследования, проблема формирования навыков безопасного поведения на дорогах среди детей дошкольного возраста требует дальнейшего изучения.

Проблема исследования: каково содержание, и каковы наиболее эффективные методы и приемы формирования навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни?

Объект исследования: формирование навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни.

Предмет исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения на дорогах мегаполиса у детей пятого года жизни.

План работы на 2021 – 2022 учебный год.

Для того чтобы дошкольники активно приобщались к культуре безопасного образа жизни, нужно в наглядно-практической, увлекательной форме обогащать их представлениями о безопасности, опасностях, которые могут быть вблизи автострад, развивать ловкость и внимательность посредством физической культуры.

сентябрь

Практические умения дошкольников должны  будут направлены на:

-  выбор правильного поведения вблизи дорог

- выработку дисциплины, заключающейся в соблюдении режима дня, активном посещении физкультурных занятий и мероприятий,

-  освоение приемов торможения в играх

-  выполнение закаливающих процедур, утренней гимнастики;

-  участие в различных спортивных и досуговых мероприятиях.

октябрь

1. Провести цикл мероприятий, способствующих процессу формирования безопасного образа жизни дошкольников.

2. Выявить динамику формирования навыков безопасного поведения.

Работа по формированию данных навыков безопасности в жизни у дошкольников должна быть постоянной и активной, чтобы безопасный образ жизни стал потребностью у ребенка.

Деятельность  должна заключаться в:

  1. непосредственной образовательной деятельности, интегрированной в тематические занятия, обязательно с использованием наглядных методов ( плакаты, показы, наблюдения)
  2. игровых методах: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры в индивидуальных, групповых и коллективных формах обучения.
  3. проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в течение всего учебного года с участием воспитанников, педагогов и родителей дошкольников;
  4. домашних заданиях, включающих в себя обязательное участие семьи, способствующих формированию навыков  безопасного поведения вблизи проезжей части.

Ноябрь

индивидуальные консультации, групповые встречи для родителей. Цель, которых – скорректировать формирование навыков безопасного поведения в условиях транспортной сети мегаполиса в условиях семьи.

декабрь

Важная роль отводиться подвижным играм, соревнованиям с использованием быстроты, силы, ловкости, координации, выносливости. Тематические физкультурные занятия по правилам дорожного движения.

В процессе  жизнедеятельности дошкольников проводится индивидуальная работой, во время которой дети делятся своими свежими впечатлениями, рассказывают о своем пути в детский сад, обмениваются своими наблюдениями, обсуждают пешеходов и водителей, которые нарушали правила дорожного движения и создавали опасные ситуации на дороге, тем самым осуществляли процесс познания окружающего мира и эмоционального восприятия.

январь

Применяются художественно-эстетические виды деятельности. Они позволяют детям передать свои эмоциональные впечатления, свое отношение к увиденному в окружающем мире в рисунках, лепке, изобразительной деятельности. Используем методики в виде чтения, пения, танца (цвет, композиция, движение, звук, слово) - это позволяет проявить творчество, трансформировать свои впечатления в создании новых образов, что способствует эффективному усвоению учебного материала и благоприятному эмоционально-психологическому климату в группе.

февраль

 занятия по        Правилам        дорожного        движения

(интегрированные), в которых главными составляющими содержания  представлены знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения, а также другие составляющие (игра, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изодеятельность, художественная литература), дополняли и усиливали эффект формирования основ культуры безопасности, тем самым способствовали более глубокому усвоению знаний, умений и навыков по безопасной жизнедеятельности.

Играм отводится важная роль (сюжетно-ролевыми, подвижными, настольными, развивающими и др.) содержание и сюжет которых - это отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающего мира, они помогают ребенку углубить свои знания социума, помогают совершенствовать умения и практические навыки, раскрывают правила, нравственно-этические нормы поведения и ценности, регулирующие взаимоотношения людей, поведение пешеходов и водителей.

Сюжетно-ролевая игра, имеет огромное значение, так ведущая деятельность детей пятого года жизни игра. В ней дети могут обыгрывать различные социальные роли, что является своеобразным примером, который приучает дошкольников средней группы  к рефлексам («пешеходам» терпеливо ждать, когда загорится зеленый свет, «водителям» останавливаться, когда на пешеходном переходе появились «пешеходы».). Используя и работая с воображением ребенка, мы позволяем ему увидеть, понять ситуацию, мысленно прожить ее, применить в игре полученный опыт, то есть формировать умственные действия и сознание через усвоение ребенком внешних действий с предметами и социальных форм общения.

Детям создавются условия для проведения сюжетно-ролевых игр по Правилам дорожного движения: «Мы идем по тротуару», «Мы едем в автобусе», «Светофор», «Переходим дорогу», «Перекресток», «Сигналы регулировщика», «Что показывают дорожные знаки», «Водители», «Мы играем во дворе».

март

Досуговая деятельность. Включает игры, танцы, пение, чтение стихов, ритмические упражнения, обыгрывание различных сценок-ситуаций по Правилам безопасного перемещения («Поездка в зоопарк», «Красный. Желтый. Зеленый» и др.), способствовало более эффективному запоминанию и усвоению основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения.

Участие в конкурсах и выставках детских рисунков по тематике исследования, давало детям эмоциональное вдохновение, воспитывало чувство ответственности и коллективизма, способствовало творческому развитию, эмоциональному восприятию.

При отборе содержания ориентируемся  на разные виды по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения для детей

-        представления об улицах родного города, ближайшем микрорайоне,
улице, на которой расположен детский сад, ближайшем дворе - опасном и
безопасном;

-        представления о видах транспорта: наземный (самый многочисленный),
водный, воздушный, подземный;

  • представления о терминах и понятиях по Правилам дорожного движения;
  • представления о дорожном регулировании (светофор; дорожная разметка; дорожные знаки; сигналы регулировщика

  • представления о ситуациях-ловушках на дорогах;
  • представления о Правилах поведения в различных общественных местах:

на автобусной остановке;

во время посадки в транспорт;

в транспорте;

  • при выходе из транспорта
  • представления о Правилах поведения во время игры на улице: опасны игры вблизи проезжей части; опасны игры на проезжей части; катание на санках вблизи проезжей части; катание на санках вблизи водоемов; катание на велосипедах и роликах вблизи дорог мегаполиса; представления о сезонных явлениях: туман, гололед, дождь, снег, солнце .

апрель

Взаимодействие с родителями. Заключается в активном приобщении и участии их в работе по формированию основ культуры безопасности. Планируется их участие в вечерах развлечений, досугах для детей, на встречах с инспекторами ГИБДД, на занятиях по Правилам дорожного движения, участие в экскурсиях, выставках, конкурсах, что способствовует формированию ответственного отношения детей к изучению учебного материала, к своим знаниям, умениям и навыкам по Правилам дорожного движения, желанию детей не нарушать Правила дорожного движения.

май

Работа с педагогами.  Включает: проведение консультаций, семинаров, семинаров-практикумов, педагогических советов, посещение открытых занятий, участие в конкурсах, в подготовке тематических выставок детских рисунков, встречах с инспекторами ГИБДД для расширения и углубления знаний о безопасном поведении на дорогах в условиях мегаполиса самих педагогов и передача знаний и навыков детям в доступной для них форме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для анализа

  1. Азбука поведения на дороге: программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города. // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / отв. ред. Е. С. Кушель. -М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 80 с.
  2. Алиева Т. И., Арнаутова Е. П., Протасова Е. Ю. Безопасность на улице: Программно - методическое пособие / Т. И.Алиева, Е. П. Арнаутова, Протасова Е. Ю. -М.: Карапуз, 1999. - 156 с.
  3. Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества: Пособие для учителя -М.: Просвещение, 1989. - 278 с.
  4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 1993. - 208 с.
  5. Бабаева Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство" «Детство-Пресс», 2016.-352 с.
  6. Безруков Ю.Г., Козловская Е.А. Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности Москва ,2015.https://elibrary.ru/item.asp?id=35383156, для авторизированных пользователей с ПК МПГУ.
  7.  Белая К.Ю., Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО
  8. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.-М.- МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016.-64 с.
  9. Белякова Л.В. Формы сотрудничества с родителями в процессе реализации задач безопасного поведения детей на дорогах // Педагогическое мастерство и педагогические технологии.-2015. – № 2 (4). – С.282-284.https://elibrary.ru/item.asp?id=23892351, для авторизированных пользователей с ПК МПГУ.
  10. Березина Н.О, Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н.: Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «Просвещение», 2012.-303 c.
  11.  Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателей детского сада» М. Просвещение 1993 год
  12. Елжова Н.В ПДД в детском саду «Феникс», 2014.- 173
  13.  Издательство «Карапуз» Азбука дороги беседы с ребенком. Издательский дом  «Сфера образования» комплекты наглядных пособий.
  14. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Цветковой Т.В.  «Сфера», 2017.-192 с.
  15. Комарова Т. С, Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2001. - 96 с.
  16. Коменский Я.А. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Материнская школа. - М.: Просвещение, 1982. - С. 201, 241.
  17. Концепция образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» (проект МО РФ) // Безопасность: информационный сборник ФНМБ. - М., 2001. - № 1 - 2. - С. 40 - 49.
  18.  Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающееся образование: культурно-исторический подход // Дошкольное воспитание, 1997, № 4- С. 18Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. -М.: АРКТИ, 2002. - 64 с.
  19. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. -М.: АРКТИ, 2002. - 64 с.
  20. Кузнецова Н.М. Культура безопасного поведения несоверщеннолетних на дороге как условие профилактики детского дорожно-транспортного травматизма //Вестник НЦБЖД. -2015.- №3 (25).- С.63-66.https://elibrary.ru/item.asp?id=23929610, для авторизированных пользователей с ПК МПГУ.