2.Методические материалы

Ашуш Вера Владимировна

1. Конспект по педагогике на тему: "Педагогические условия формирования умственной активности детей дошкольного возраст

2.Конспект по математике на тему: "Обучение детей старшего дошкольного возраста арифметическим действиям."

3.Экологический проект «Люблю березку русскую»

4.Портфолио по ПМ-02 «Организация по различным видам деятельности и общения детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021pedagogika.docx45.42 КБ
Файл 2021matematikasoderzhanie.docx32.93 КБ
Файл lyublyu_berezku_russkuyu.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

1.Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов                                      4

2.Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников                                                                                                       6

3.Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста                                                                                         12

 4.Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе.                                                                                                     16

Заключение        24

Список литературы        25

Введение

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Ребенок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. В исследованиях Т.И. Бабаевой, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской,  Н.Н. Поддьякова,  А.И. Сорокиной и др. подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения новой задачи. Установлено, что чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказана важность применения различных форм и методов развития умственной активности детей в процессе дошкольного образования. Использование этих форм и методов теснейшим образом связано с процессом обновления научной, методической и материальной базы воспитания и обучения на указанных уровнях образования. Цель контрольной работы - рассмотреть особенности воспитания у детей умственной активности.

 1. Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов

Психолого-педагогические исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативности над реактивностью. В работах М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, А.М. Матюшкина, В.С. Юркевич и др. умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б. Богоявленской, И.А. Петуховой, умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности".

В исследованиях Н.С. Лейтеса представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность во многом выражает "природно обусловленную потребность в умственных усилиях". При этом речь идет, прежде всего, о широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными. Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.С.  Юркевич и др. Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что центральное ядро умственной активности составляют когнитивные функции и процессы (А.А. Люблинская, А.М Матюшкин и др.). В исследованиях А.М. Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. В работах Т.И. Бабаевой, Е.В. Проскуры и др. рассматриваются различные педагогические условия, способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка; создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала с имеющимся личным опытом детей.

Существуют различные подходы к выделению показателей умственной активности детей: инициативность и стремление к самостоятельному поиску решения задач (Л.А.  Венгер, В.В.  Давыдов, О.М. Дьченко, Н.Н. Поддьяков и др.); умение ставить перед собой новые познавательные цели и достигать их в процессе активного поиска (Т.И. Бабаева, Л.В. Занков, Е.В. Проскура и др.); самостоятельное построение детьми простейших моделей отношений между понятиями (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, С.А. Лебедева. Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, и др.). Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики умственного развития детей (Л.А.  Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.Г. Лидерс, А.К. Маркова, Т.Д. Марцинковская, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина, Г.А. Урунтаева и др.) позволило осуществить подбор психодиагностических методик и отнести к основным показателям умственной активности детей 6-7 годов жизни, следующие из них: наличие эмоционально-положительного отношения ребенка к умственной деятельности и ярко выраженного желания заниматься ею; системность мышления (содержательная направленность анализа объекта, с одной стороны, конструктивно-преобразующий момент действия, с другой стороны); самостоятельность в поиске решения проблемных ситуаций, использование новых способов умственной деятельности; умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития является усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач воспитания умственной активности: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой.

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Воспитание умственной активности - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Особенно велика роль воспитания умственной активности в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В "Программе воспитания в детском саду" определены следующие задачи воспитания умственной активности детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние". [2]

Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что "облако - это вата", а "звезды - электрические лампочки". Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского "От двух до пяти" приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками; с Москвой - столицей Советского государства, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Детей знакомят с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма.

Важной задачей воспитания умственной активности является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ ("Назови следующее число", "Скажи наоборот", "Летает - не летает" и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

3. Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста

Одним из приемов формирования умственной активности дошкольников является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;

2) "зачин",  который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма); 3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;

4) загадывание и отгадывание загадок;

5) выполнение определенной роли;

6) соревнование (индивидуальное или коллективное);

7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике.

Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, "Найди дерево по описанию", "3апомни буквы", "Считай дальше", "Выложи фигуру", "Загадай, мы отгадаем" и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре "Что нужно ученику?" участвуют "Букварь", "Пенал", "Портфель", "Тетради", "Карандаши" и др., действуя по заранее подготовленному несложному сценарию. Игра "Сказка в гости к нам пришла" может начаться с прихода сказочных персонажей. И здесь воспитатель сам может не раскрывать игровые действия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры "Что это за птица", "Считай дальше", "Скажи наоборот"). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

В новых дидактических играх роль ведущего выполняет педагог. По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию. Чтобы дидактическая игра вошла в самостоятельный фонд игровой деятельности, ребенок должен овладеть умением объяснять игру. Как и в любой игре, дети договариваются, где и во что они будут играть, по своему усмотрению объединяются в группы, осуществляют нужные действия, вступая при этом в игровые и реальные отношения в соответствии с содержанием и правилами игры, а также с желаниями ее участников.

Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, "гусек" и более сложные - шашки, шахматы, игры-головоломки. Предлагая эти игры впервые, воспитатель знакомит с их названием, выполнением игровых действий, закрепляет правила игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.

       4.Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе.

Тема: «Путешествие за знаниями»

Цель: формирование приемов умственной деятельности, творческого

мышления на основе овладения детьми количественными отношениями

предметов и явлений окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

Совершенствовать навыки счёта в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

Познакомить с математическими знаками больше и меньше.

Учить сравнивать числа с использованием знаков < > в пределах 8

Закрепить умение устанавливать размерные отношения между предметами

разной длины.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах.

Закрепить умение отгадывать математические загадки.

Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток.

Развивающие:

развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по заданному образцу;

умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

Развивать внимание, логическое мышление, высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к математике; способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера.

Воспитывать сдержанность, усидчивость

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, математических задач, индивидуальные занятия: дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй».

Методы и приёмы организации НОД:

Практические: игра малой подвижности «Бросай – лови, быстро назови»,

дидактическая игра «Когда это бывает?» работа с раздаточным материалом,

загадки, математические загадки, игровое упражнение «Встало солнышко давно», упражнение на мышечное расслабление «Самолетик», физкультминутка «Едем, едем на машине», пальчиковая гимнастика «Гномики».

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ способов действия.

Словесные: ответы на вопросы, словесные указания, речевые ситуации.

Оборудование: геометрические фигуры, иллюстрации по теме «Транспорт»

карточки с цифрами, магнитная доска, мяч, счетные палочки.

Раздаточный материал: листок с точками – соедини по линии, карандаши

цветные, картинки грузовой и легковой автомобили, карточки в виде

геометрических фигур, счетные палочки.

Ход НОД

Игровое упражнение «Встало солнышко давно»

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Сюрпризный момент. Письмо от Деда Мороза.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, под нашей

дверью нашла конверт. Что это? Правильно это письмо. Хотите узнать от

кого? Сейчас прочитаем. Это письмо отправил нам Дед Мороз, в нем

задания, наверно чтобы мы с вами не скучали в такие сильные морозы, и не

забывали про нашу долгожданную встречу в Новый год!

Воспитатель: Надо порадовать Деда Мороза и выполнить все задания

правильно. На чем путешествует Д.М.? (на санях, запряженных оленями). А

на чем мы можем путешествовать? (Молодцы много видов транспорта

знаете). Хотите попутешествовать? Хорошо, тогда сейчас мы отправимся с

А на каком транспорте вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Маленькие домики по рельсам бегут.

Мальчиков и девочек домики везут.

Дети отвечают

Воспитатель: А кто управляет поездом? (Машинист). Показ картинки.

Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны,

их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного.

1 задание

- Сколько всего вагонов у поезда?

- Каким по порядку стоит голубой?

- Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым?

- Каким по порядку стоит зелёный вагон?

Воспитатель: Молодцы, дети!

2 задание

Обратим внимание на доску, на верхней полоске 7 зайчиков, а на нижней 8

морковок. Что можно сказать о количестве зайцев и морковок? Какое число

больше? Можно использовать математический знак (< , >). Как сделать так,

чтобы зайцев и морковок стало поровну?

Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь.

Воспитатель: Все разместились. Можно отправляться в путь. А чтобы не

скучать в дороге мы отгадаем веселые задачки в стихах. Готовы. Тогда

слушайте внимательно и правильно называйте цифру.

3 задание

1. Сколько ушей у двух мышей?(4) Почему?

2. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,

На пенек потом он сел и еще морковку съел.

Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка? (5)

3. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)

4. Сколько спинок у трех свинок? (3)

5. Сколько хвостов у двух котов? (2)

6. Сколько животиков у 5 бегемотиков? (5)

7. Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

8. Сколько домишек у 100 муравьишек?

9. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц?(3)

10. У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький.

Сколько всего котят у Микки? (4)

Воспитатель: Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.

А дальше мы будем путешествовать, на чем вы сейчас догадаетесь, если

отгадаете загадку.

Железная птица

В небе кружится

По сигналу пилота

На землю садится.

Воспитатель: Кто управляет самолетом? (командир самолета и второй пилот)

Показ картинки.

4 задание

Выложите из счетных палочек самолет.

Дети выполняют задание

Вот и готов наш самолет, отправляемся в путь.

Упражнение на мышечное расслабление «Самолетик»

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз - два – три - четыре

Полетел наш самолет.

Воспитатель: В следующем задании загадки.

5 задание

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? (Треугольник.)

*****

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам представить его рад,

А зовут его …(Квадрат.)

*****

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины … (Круг.)

*****

Четыре угла, как квадрат я имею,

Но только квадратом назваться не смею,

И всё же, похож на квадрат,

Между прочим, две длинные стороны,

И две покороче… (Прямоугольник.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все фигуры разгадать сумели и нашли

предметы в группе такой же формы

6 задание

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови».

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.

Спим мы ночью, а делаем зарядку….

Солнце светит днём. А луна….

Когда ваши мамы и папы приходят с работы?

Ужинаем мы вечером, а спим…

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Как называется первый рабочий день?

Как называются выходные дни?

Какой сегодня день недели?

Сколько дней в неделе?

Какой был вчера день недели?

Какой будет завтра день недели?

Какой день недели будет послезавтра?

Назовите части суток. Назовите.

Сколько частей в сутках?

Из каких частей состоят сутки?

Воспитатель: Молодцы, нам пора отправляться дальше в путь. Послушайте

загадку, и вы узнаете, на чем мы отправимся путешествовать дальше.

Паровоз, без колес,

Вот так чудо - паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел.

Воспитатель: Правильно, это корабль. Кто управляет кораблем? (Капитан).

Показ картинки. Можно отправляться в плаванье. А чтобы наш корабль не

сел на мель во время нашего путешествия нам надо выполнить задание:

7 задание

назовите число больше 2 на 1 (3)

маленькое число (1), самое большое (10)

число, которое меньше 7 на 1 (6)

назовите соседей числа 6 (5 и 7)

покажите число больше 3 на 1.(4)

Назовите соседей числа 9.(8 и10)

Воспитатель: Молодцы, сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка

Едем, едем на машине, (вращения руками перед грудью)

Нажимаем на педаль. (нажимаем ногой на воображаемую педаль)

Газ включаем, выключаем, (переключаем воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль. (подставляем руку ко лбу, присматриваемся)

Дворники счищают капли (руками изображаем движения дворников)

Вправо – влево. Чистота! (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Волосы ерошит ветер. (руки вверх, двигаем вправо-влево)

Мы шоферы – хоть куда. (показываем «класс»)

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А на чем же мы отправимся в путешествие дальше? Вы

узнаете, когда выполните задание. Какие геометрические фигуры

изображены на ваших листках?

Дети: Это точки и круги.

Воспитатель: Но перед выполнением задания, разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Жили – были в домике

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальчики)

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

8 задание

Воспитатель: Правильно, теперь возьмите карандаш и соедините точки. Что

у вас получилось?

Дети: Машина. Кто управляет машиной? (водитель)

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами выполнили все задания, которые

приготовил нам Д.М.  Думаю, он будет рад, что мы с вами хорошо провели

время в такой морозный денек. Нам пора возвращаться на машине в детский

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. Всем спасибо, теперь

нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1

до 5 (Дети считают хором)

Вот мы и в детском саду.

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Рефлексия.

На чем мы сегодня путешествовали, ребята?

Что вам больше всего понравилось?

Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

Заключение

В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и воспитание умственной активности. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы воспитания умственной активности на разных этапах возрастного становления ребенка.

Воспитание умственной активности - это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей.

Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено, прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет и успешность познавательной деятельности ребенка.

Одним из приемов формирования умственной активности является дидактическая игра.

Список литературы

1. Возлинкая М.Ф. Нестандартная математика в школе. - М, 1993.

2. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978.

3. Игнатович И.И. Пропедевтика информационных представлений у старших дошкольников как система активизации их умственной деятельности//Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава. МГПИ (15-19 ноября 1999 г.). Т.4. - Мурманск: МГПИ, 2000. - С.51-56.

4. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М., 1993.

5. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск, 1989

6. Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 9.

7. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики // Начальная школа. - 1997. - №2.

8. Топаркова Т.А. Развитие умственных способностей // Начальная школа. - 1997.- №6.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1984

10.nsportal.ru›…pedagogicheskie-usloviya…umstvennoy



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

1.Значение и содержание обучения решению арифметических задач в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста                                                                                           4

2. Классификация арифметических задач        6

3. Методика обучения детей решению арифметических задач        8

4. Конспект непосредственно организованной образовательной совместной деятельности взрослого и детей по обучению детей решению арифметических задач                                                                                         15

5. Терминологический словарь        21

Заключение        22

Список использованной литературы        23

Введение

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности.

Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

В литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме обучения математике дошкольников (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, М. Монтесори, и др.).

Разработаны многочисленные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса формирования элементарных математических представлений.

Формирование первичных математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

     1.Значение и содержание обучения решению арифметических задач в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

В процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе.

Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.

Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин.

Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.

Конечно, полностью соответствовать своей роли текстовые задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей решению задач. Ее основные требования будут более понятными, если рассмотреть особенности понимания дошкольниками арифметической задачи.

2. Классификация арифметических задач

• Арифметические задачи (решаются арифметическим действием).

• Текстовые задачи (сформулированы на естественном языке).

• Простые задачи (в одно действие).

• Составные задачи (в несколько действий).

• Прямые задачи (вопрос подсказывает действие).

• Обратные (косвенные) задачи (вопрос не отражает явно ситуацию).

В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные (предметы и их заменители, графические (рисунки,схемы, словесные и математические (числовые выражения).

По характеру наглядности задачи делятся на:

1 Задачи-драматизации (сюжет и действия разыгрывают сами дети: «Петя, поставь 3 флажка в вазу. Маша, поставь 2 флажка ввазу. Дети, про это можно придумать задачу»).

2 Задачи-иллюстрации (условие изображается на картинках):

а) картинки, обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладет еще 2 яблока);

б) парные картинки (на левой — 3 лягушки на кочке, на правой — 2 лягушки на кочке, а 1 лягушка плавает);

в) картинки, обеспечивающие частичную наглядность(3 снежные бабы и 2 лужи);

г) картинки, отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней — 3 книги).

3 Устные задачи (без наглядности).

Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают (пример). В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.

Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетна, эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.

Словесную задачу воспитатель может придумать сам. Указанные наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.

Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.

3. Методика обучения детей решению арифметических задач

Этапы обучения: Подготовительный этап:

Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое».

Iэтап:

Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:

а) формирование представления об арифметической задаче;

б) усвоение структуры задачи и выделение ее частей;

в) практическое составление задач;

г) полная формулировка ответа.

II этап:

Запись и формулировка решения задачи:

а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;

б) поиск нужного арифметического действия и его формулировка;

в) выкладывание решения задачи с помощью карточек;

г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.

I IIэтап:

Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:

а) присчитывание и отсчитывание по единице;

б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;

в) использование моделей арифметических действий;

г) решение косвенных задач, логических задач и др.

Разберем более подробно каждый этап

1. Первый этап – подготовительный

Цель: организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами.

Так, подготовительный к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнение на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание.

Учитывая наглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления детей, следует оперировать такими множествами, элементами которых являются конкретные предметы. Подобные упражнения проводятся и на выделение части множества. В качестве наглядной основы для понимания отношений между частями и целым могут применяться диаграммы Эйлера – Венна, в которых эти отношения изображают графически.

2. Второй этап

Цель:

1) научится составлять задачи, понимать структуру задачи

На втором этапе нужно учить детей составлять задачи и приводить к усвоению их структуры. Детей учат устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основе выбирать для решения необходимое арифметическое действие. Приводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах – драматизациях.

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое или трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.

Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, воспитатель намеренно опускает одно из числовых данных. Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указанно второе число.

На конкретных примерах из жизни дети яснее осознают необходимость иметь два числа в условии задачи, лучше усваивают отношения между величинами, начинают различать известные данные в задаче и искомое неизвестное. После таких упражнений можно подвести детей к обобщенному пониманию составных частей задачи.

Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии в явном виде содержаться отношения между числовыми данными и неявном – между данными и искомым. Анализ условия подводит к пониманию известных и к поискам неизвестного. Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу – это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ.

Таким образом, структура задачи включает четыре компонента:

1. Условие;

2. Вопрос;

3. Решение;

4. Ответ.

Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа – научить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На этой основе можно уже научиться формулировать и записывать арифметическое действие, пользуясь цифрами и знаками.

Поскольку задача представляет собой единство целого и части, с этой позиции и следует подводить детей к ее анализу.

На основе практических действий ребят составляется содержание задачи. Задача анализируется, выясняется, что известно из задачи. Детям предлагается решить задачу и ответить на ее вопрос.

Обучающее значение приведенных выше задач на сложение и вычитание состоит не только в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.

Третий этап

Цель: Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания.

На этом этапе нужно познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и записывать с помощью цифр и знаков в виде числового примера.

Прежде всего детей надо научить формулировать действие нахождения

суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным.

На основе предложенного наглядного материала составляются одна две задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действия сложения и давать ответ на вопрос.

На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями, но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала. При формулировке арифметического действия числа не именуются. Спешить с переходом к оперированию отвлеченными числами не следует.

Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к формулировке вычитания.

Можно показывать задачи и внешне похожие, но требующие выполнения разных арифметических действий.

На основе анализа данных задач дети приходят к выводу, что хотя в обеих задачах речь идет об одинаковом количестве, но они выполняют разные действия. Вопросы в задачах различны, поэтому различны и арифметические действия, различны ответы.

Такое сопоставление задач, их анализ полезны детям, так как они лучше усваивают как содержание задач, так и смысл арифметического действия, обусловленного содержанием.

Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+1=4). (К трем птичкам прибавить одну птичку. Получится четыре птички.). Умение читать запись обеспечивает возможность составления задач по числовому примеру.

Для упражнения детей в распознании записей на сложение и вычитание воспитателю рекомендуется использовать несколько числовых примеров и предлагать детям их прочесть.

Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье – сумму или разность.

Таким образом, на третьем этапе дети должны научиться формулировать арифметические действия, различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.

Четвёртый этап

Цель: учить детей приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы.

Детям нужно показать, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Однако здесь нужно соблюдать осторожность и постепенность.

Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.

Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.

Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе число следует присчитывать по единице; надо вспомнить лишь количественный состав этого числа из единиц.

Изучая действия сложения и вычитания при решении арифметических задач, можно ограничиться этими простейшими случаями прибавления (вычитания) чисел 2 и 3.

Пятый этап

Цель: предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала.

В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации.

После усвоения детьми решения устных задач первого и второго вида можно перейти к решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Дошкольникам доступно решение некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям, будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо. Поскольку в косвенных задачах логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, они дают большой простор для рассуждений, доказательств, приучают детей логически мыслить.

Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития.

4. Конспект непосредственно организованной образовательной совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста по обучению детей решению арифметических задач

Интеграция образовательных областей (внутри занятия)

1. ОО «Познавательное развитие»

2. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

3. ОО «Физическое развитие»

4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: Обучение детей решению арифметических задач

Цель: Продолжать совершенствовать навык самостоятельно решать и составлять задачи

Задачи:

Обучающие: Закрепить представление об арифметической задаче, о структуре задачи. Учить выделять условие, вопрос, решение, ответ.

Развивающие: Логическое мышление, внимания, интерес к предмету, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Планируемые результаты

1. Ребенок активно участвует в НОД.

2. Проявляет инициативу, самостоятельность, взаимодействует со сверстниками и взрослым.

3. Решает простые арифметические задачи, правильно определяет условие и вопрос задачи, умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи.

4. Ориентируется на листе в клетку.

Материалы и оборудование: Ширма, куклы: Знайка, Незнайка. Карточка с примерами, карточки с иллюстрациями к задаче. Столы полукругом, цветные карандаши, мольберт с цифрами.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент: (собрать внимание детей).

Воспитатель. : - Доброе утро, дети,

Вам от меня солнечный привет!

Вас сегодня посетит мой друг – Незнайка!

Но сначала, я приглашаю Вас занять места согласно вашим билетикам. Дети находятся в групповой комнате.

2. Вводный этап (настроить и подвести детей к теме и цели занятия.)

Воспитатель:- Ребята это непростые билетики, на них написаны примеры, которые нужно решить. Ответ укажет Вам на номер вашего столика. Считайте и занимайте свои места. Дети считают примеры и занимают свои места

3. Основной этап.

Цель: Формировать представление детей о решении арифметических задач. Появляется на ширме Незнайка.

Незнайка: -Ребята, мне Знайка дал задание придумать математическую задачу для коротышек. Я придумал, но боюсь, что они будут опять смеяться надо мной.

Послушайте:

Жили у бабуси два веселых гуся. Один белый, другой серый. - Правильно? - Это задача?

Дети - Нет.

Незнайка - А почему? Ведь здесь два числа 1 и 1. Мне так говорили надо составлять задачу, должно быть два числа.

Дети с помощью воспитателя объясняют Незнайке, что в задаче должен быть вопрос.

Какой вопрос можно задать к этой задаче?

(Незнайка) Какого цвета гуси?

(Дети) Это неправильно.

Сколько гусей было у бабуси.

Незнайка - А что нужно сделать чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети - Решить.

Незнайка - Значит у задачи есть что? Дети - Решение.

Незнайка - Я знаю как решить эту задачу, нужно к ним добавить черного гуся и их будет 3.

Дети - Нет. Нужно к 1 белому прибавить 1 серого гуся и будет 2 гуся у бабуси. Незнайка - Это что вы нашли? Дети - Ответ. Появляется Знайка.

Ребята, я очень рад, что вы рассказали Незнайке что такое задача и как ее нужно решать. Повторите, пожалуйста, еще раз из каких частей состоит задача:

условие

вопрос

решение

ответ

Физкультминутка. Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. Один, два - поднялись, Три, четыре - руки выше. Пять - присели Шесть - встали

И попрыгали - семь, восемь, девять, десять.

Воспитатель: Незнайка посмотри, как наши дети умеют сами придумывать задачи. Игрушки: куклы - мышка, обезьянка, деревянные матрешки.

1. У мышки было 6 матрешек. Она дала поиграть обезьянке 3 матрешки. Сколько матрешек осталось у мышки?

Решение: 6-3=3.

Ответ: 3 матрешки осталось у мышки.

2. У мышки 4 матрешки, а у обезьянки 2 матрешки. Сколько всего матрешек у друзей.
Решение: 4+2=6

Ответ: у друзей всего 6 матрешек.

(Решение на магнитном мольберте цифрами).

Воспитатель: Незнайка, ты был прав. В задаче есть обязательно 2 числа. Условие задачи, то что уже известно. Но нужен вопрос - это то о чем спрашивается, что неизвестно и что нужно узнать.

Знайка предлагает детям карточки с наглядной картиной к сложной задачи. Обсуждаем, составляем задачу, записываем на карточке решение и ответ.

Задача на слух:

Пять сорок прилетело на урок. Одна сорока не знала урок Сколько прилежно трудилось сорок?

4. Заключительный этап.

Цель: систематизация знаний детей по теме: «Решение арифметических задач».

Воспитатель:- Ребята мы сегодня научили Незнайку составлять задачи и их решать. Решили сложную задачу на карточке.

Решили задачу на слух. Мы молодцы?

Давайте споем песню: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель:- Ребята нам нужно подкрепиться (на столах появляются угощения).

Дети исполняют песню «Раз, два, три, четыре, пять».

5. Терминологический словарь

Количество-свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов.

Число -абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств.

Цифра - знак для записи чисел.

Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.

Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.

Задача – драматизация –это задача содержащая и непосредственно отражающая жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают.

Задача – иллюстрация-это задача в которой при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов.

Словесная задача – это задача, которую воспитатель может придумать сам. Косвенная задача-это задача, в которой логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, она дает большой простор для рассуждений, доказательств, приучает детей логически мыслить.

Условие задачи – это то, что нам известно.

Вопрос задачи - это то, что нужно узнать.

Решение задачи- мыслительный процесс, в который входит понимание задачи (исходных условий и вопроса, соотнесение исходных условий.

Заключение

В ходе своей работы я узнала, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.

Полученные мной знания буду использовать в работе с детьми, направлять их на развитие общего представления о множествах, умение формировать множества, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детям свободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.

Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.

Список использованной литературы

1. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с.

2. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2008-184 с.

3. Корнеева ГА., Родина Е. В., Хорина ЛА. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогических колледжей и вузов. -- М., 2001.-68с.

4. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М. : ТЦ Сфера, 2008-214 с.

5. Серова 3. Нестандартные задачники для дошкольников // Дошкольное воспитание 2001 г. № Ю с. 29-33.

3. Фрейлах Н. И. Методика математического развития. – М. : ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 208 с.

6. Щербакова ЕЛ. Методика обучения математике в детском саду. -- М., 2000.-87 с.

7.https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-resheniyu-arifmeticheskih-zadach.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1

Экологический проект

«Люблю березку русскую»

 для детей подготовительной  группы

Подготовила: Ашуш Вера Владимировна

Музыкальный руководитель.

Г.Меленки.

2017г.

Актуальность

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое  образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом  может быть — береза.

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше. 

Проблема:

  • Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
  • Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
  • Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Паспорт проекта

Цель:  создание  условий для формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • познакомить детей с березой, как символом страны;
  • формировать представления о жизни растения, его развитии;
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
  • воспитывать экологически грамотное поведение

Предмет исследования: береза

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский

Продолжительность проектной деятельности: месяц

Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет)

По количеству участников: групповой

Образовательная область: познавательное развитие

Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты

В результате реализации проекта дети расширят представления о природе, её значении в жизни человека. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.

Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы;  разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.

Формы работы: 
Деятельность педагога:

  •  беседы;
  • познавательные рассказы воспитателя;
  • интегрированные занятия;
  •  чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
  • использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
    Деятельность детей:
  •  экспериментирование;
  • речевые игры, описательные рассказы;
  • дидактические игры с предметными картинками;
  •  игра по модели строения дерева;
  • подвижные игры;
  •  художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
  • музыкальная;

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  •  консультации, рекомендации, памятки;
  • практические задания;
  •  совместные мероприятия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  (с 3.04.17 – 28.04.17)

N п/п

Мероприятия

Ответственный

1

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса

Воспитатель

2

Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы ( ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности

Воспитатель

3

Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе

Воспитатель

4

Подбор подвижных игр, дидактических игр

Воспитатель

5

Подбор иллюстраций, картин

Воспитатель

6

Разучивание танца «Березки»

Музыкальный руководитель

7

Подготовка материала для изобразительной, музыкальной деятельности детей.

Воспитатель

Музыкальный работник

8

Группировка материала, составление плана, сценария.

Музыкальный руководитель

9

Пение "Белая березка" (сл. и муз. Яковлевой)
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. Мелодия)

Музыкальный руководитель

10

Слушанье:

Вивальди альбом “Времена года”,

Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”

Музыкальный руководитель

11

Разучивание хороводов:

"В золоте березонька" (сл. и муз.Г.Вихаревой);
"Ай, да березка"  (муз. Т.Попатенко)

Музыкальный руководитель

12

Игра на музыкальных инструментах (ложки, бубен, металлофон) под рус. нар. «Во поле береза стояла»

Музыкальный руководитель

13

Чтение и разучивание стихотворений , разгадывание загадок о  березе

(Приложение)

П. Воронько "Березка" — заучивание

Воспитатель

Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации

Итоговое занятие

- выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;

- викторина «Что ты знаешь о березе?»;

- развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,  

   игр,  произведений Российских авторов 

-фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"

Результаты проекта

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке.

Данный проект способствовал развитию творчесского и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.

Список литературы:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001

Приложение

СТИХИ

Береза
Автор: 
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души. 

«Берёзовая роща»
Автор: 
Герман Ходырев

Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.

***
«Берёзы»
Автор: 
Наджми Назар

…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не ме

няете лица…
***
«Берёза»
Автор: 
С.Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***
«Берёзка»
Автор: 
С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

***
«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***
«Печальная береза»
Автор: 
А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***
«Берёза»
Автор: 
И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

***
«Люблю берёзку русскую»
Автор: 
А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

Народные приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. 
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое. 
Когда берёза станет распускаться, сей овёс. 
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. 

Пословицы и поговорки о березе

Бела берёста – да дёготь чёрен. 
Для врага и берёза – угроза. 
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь. 
Берёза ума даёт (о розгах). 
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова. 

Загадки про берёзу

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Эта модница лесная 
Часто свой наряд меняет: 
В шубке белой зимой, 
Вся в серёжках весной, 
Сарафан зелёный летом, 
В день осенний в плащ одета. 
Если ветер налетит, 
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)