Подготовка к итоговой и промежуточной аттестации

Ильченко Евгения Николаевна

На этой странице вы найдете полезные материалы и ссылки на материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а также к промежуточной аттестации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»

Города Карталы»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  Обучающихся 10-х классов

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)  

Учитель: Ильченко Евгения Николаевна

г. Карталы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к экзаменационному материалу по истории России  

Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету, а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Таким образом, билеты могут использоваться независимо от учебников, по которым велось преподавание.

Экзамен по истории проводится по выбору учащихся.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Количество билетов в комплекте определяется образовательным учреждением, проводящим экзамен. Однако ввиду необходимости нормализации нагрузки выпускников в период сдачи экзаменов рекомендуется, чтобы количество экзаменационных билетов не превышало 24 билетов (в то же время желательно, чтобы их было не менее 18).

Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с историческим текстом, проверяющее умения анализировать текст, применять знания.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 9 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта. В число проверяемых элементов подготовки входят:

  • знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;
  • понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;
  • умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

С учетом того что ранние периоды отечественной истории изучаются в 6-7 классах, то есть за несколько лет до экзамена, установлено следующее общее соотношение вопросов в билетах: одна половина вопросов касается истории с древности до конца XIX века, другая половина - истории XX века (изучаемой в 9 классе). Поскольку проверка по периодам до начала XX века носит отсроченный характер, вопросы по ним формулируются укрупненно, касаются наиболее значительных событий.

Структура экзаменационных билетов

Каждый билет включает 3 вопроса.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил одно из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.

Третий вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом - отрывком из источника или работы историка. Экзаменуемому предлагается: а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Рекомендуемое время на подготовку ответа - 20-30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2 и 3 (см. п. 7). При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.

Основное место в ответе - по объему, сложности - занимают вопросы 1 и 2 (примерно в паритетном соотношении). Оценка их выполнения в основном определяет общую экзаменационную отметку. Критерии оценивания ответов на вопросы 1 и 2 представлены в таблицах 1 и 2.

Критерии оценивания ответа на первый вопрос билета

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Дано полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы

«4»

Названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности

«3»

Приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); ответ неполон, непоследователен

 

Критерии оценивания ответа на второй вопрос билета

Отметка

] критерии оценивания

«5»

События, явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно-следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия (в общей сложности не менее 4 положений)

«4»

События, явления характеризуются неполно, изолированно от исторического контекста; недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно (в общей сложности 2-3 положения)

«3»

Изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указаны только одна общая черта или только единичное различие

Критерии оценивания ответа на третье задание

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Названы имя (дата, событие и т.д.) и 2 или более элемента текста, позволившие его определить

«4»

Названы имя (дата, событие и т.д.) и 1 элемент текста, позволивший его определить

«3»

Названо только имя (дата, событие и т.д.), элементы текста, позволяющие его определить, не названы

При выведении итоговой отметки результат определяется по принципу среднего арифметического из результатов ответов на все вопросы экзаменационного билета.  

Билет 1

  1. Древняя Русь в IX - начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.
  2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.
  3. Работа с источником.

Билет № 2

  1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.
  2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945-1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.
  3. Работа с источником.

Билет № 3

 1. Культура Руси в XIV-XVI вв.

  1. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.
  2. Работа с источником.

Билет № 4

  1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV-XV вв.
  2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.
  3. Работа с источником.

Билет № 5

  1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.
  2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.
  3. Работа с источником.

Билет № 6

  1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
  2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.
  3. Работа с источником.

Билет № 7

  1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.
  2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.
  3. Работа с источником.

Билет № 8

  1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.
  2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.
  3. Работа с источником.

Билет № 9

  1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.
  1. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.
  2. Работа с источником.

Билет № 10

1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

  1. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.
  2. Работа с источником.

Билет 11

  1. Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.
  2. С каким событием отечественной истории 1920-1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.
  3. Работа с источником.

Билет № 12

  1. Модернизация в России в начале XX в.: основные направления, особенности.
  2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.
  1. Работа с источником.

Билет № 13

  1. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.
  2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.
  3. Работа с источником.

Билет 14

  1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.
  2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.
  3. Работа с источником.

Билет № 15

  1. Гражданская война 1918-1920 гг. в России: причины, участники, итоги.
  2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?
  3. Работа с источником.

Билет № 16

  1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.
  2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.
  3. Работа с источником.

Билет 17

  1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг.
  1. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.
  2. Работа с источником.

Билет № 18

  1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.
  2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?
  3. Работа с источником.

Билет № 19

  1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.
  1. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.
  2. Работа с источником.

Билет № 20

  1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.
  2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.
  3. Работа с источником.

Билет 21

  1. СССР в 1945-1953 гг.: основные направления и события внутренней и внешней политики.
  2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?
  3. Работа с источником.

Билет № 22

  1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».
  2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII—XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.
  3. Работа с источником.

Тексты к третьему заданию

Отрывки из исторических источников, работ историков и задания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты непосредственно перед экзаменом. При этом следует избегать дублирования исторических сюжетов с первым и вторым вопросами. Количество приводимых ниже отрывков больше, чем число билетов, что позволит сделать лучший выбор текстов.

1.        Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

2.        Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска, И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

3.        Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии   идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья... бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика бросились в бегство...»

4.        Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»

5.        Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину...»

6.        Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» - так кричали на вече бояре и их сторонники».

7.        Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. ...Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый...»

8.        Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

9.        Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Борис Годунов... начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение... а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства...»

10.        Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

11.        Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

.«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие - всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, - решительностью и твёрдостью в своих действиях - Аракчееву».

12.        Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

13.        Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

14.        Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости...»

15.        Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий... и без контрибуций».

16.        Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности...»

17.        Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка...»

18.        Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом...»

19.        Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...К середняку применили политику, направленную против кулака... Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. ...В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными источниками снабжения индустриальных центров».

20.        Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.

«...Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию... Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».

21.        Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.

«В кольце... оказалось двадцать две дивизии... Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

22.        Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности... ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

23.        Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили.

«Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте», - подумалось мне... В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле...»

24.        Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили.

«Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.

Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

25.        Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили. «Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

Примерные ответы на практические задания

(по истории)

  1.   Древнерусская летопись, «Повесть временных лет»?(   )
  2.  Битва на льду Чудского озера, ледовое побоище 1242 г., (лед на озере проломился, немцы утонули в озере, немцы и чудь, немецких воевод привели в Новгород)
  3.  Куликовская битва, 1380 г., (за Дон, устье Непрядвы, Мамай)
  4.  Сергий Радонежский, (предсказал Дмитрию, победу окропил святой водой, дал иноков Пересвета и Ослябю)
  5.  Иван IV Грозный, (челобитье от архиепископов и епископов принял на условии, на изменников наложить опалу, опричнина)
  6.  Заключение договора Новгорода с князем литовским и королем польским Казимиром Ягайловичем, 1471 г., (не хотим за князя московского, за короля польского и князя литовского Казимира, на вече)
  7.  Выезд Ивана Грозного в Александровскую слободу, 1565 г., (Иван Васильевич, поехал в Слободу, прислал список измен боярских, повелел учинить двор особый)
  8.  Лжедмитрий, (известие, что Дмитрий не убит, вся страна поверила, что царь спасся, возникли дикие и нелепые мысли)
  9. смутное время, (Борис Годунов, мстить за убиение, Гришка Отрепьев, царь Василий, города не захотели ему служить)
  10.  Жалованная грамота дворянству,     г., (дозволение вступать на службу прочих государств, выезжать в чужие края, благородным право покупать деревни, право продавать, иметь фабрики и заводы, в вотчинах заводить местечки, покупать домы, иметь рукоделие)
  11.   Николай II, (революции в Европе, тайные дворянские организации, возмущение Семеновского полка, Аракчеев)
  12.  1825 г., восстание декабристов, (дом Рылеева, войско присягнуло Константину, отречение в пользу Николая)
  13.  Николай I,( декабристы, опираться на бюрократию, восстание на Сенатской площади)
  14.   Крымская, восточная 1853-1856 гг.,(отошли к Севастополю, затопить 5 кораблей на форватере)
  15.  25 октября 1917 г., декрет о мире, (рабочих и трудящихся классов воюющих стран, миром, которого требовали рабочие и крестьяне, после свержении я монархии, мир без аннексий и контрибуций)
  16.  Новая экономическая политика, (свободный обмен, натуральный налог, обмен, покупка, сбыт изделий кустарной и мелкой промышленности)
  17.  Коллективизация сельского хозяйства, раскулачивание, (заберет, что нажил трудом, колхозный двор, увели 6 коров, 3 лошади, жеребенка)
  18.  Индустриализация, (новые стройки, Магнитогорск и Днепрогэс, стахановское движение)
  19.  1929-1930 гг., (середняк, против кулака, антисередняцкий уклон, уничтожил товарный скот, снабжение индустриальных центров)
  20.  Индустриализация, (мощная база обороны, техническая реконструкция, предвоенные пятилетки, построены оборонные предприятия, передовая армия)
  21.   Сталинград, (в кольце 22 дивизии, несколько месяцев сражаться, пленный фельдмаршал Паулюс)
  22.  Хрущев Н.С., (партия по- ленински осудит, культ личности, отвергнет методы партийного руководства, силы в партии, сопротивляющиеся новому)
  23.  Гагарин Ю.А., (космическая магистраль, наступила невесомость, я привык к нему, на Земле сообщат о моем полете, «Восток», облетев земной шар, приземлился на вспаханное поле)
  24.  Горбачев М.С., (образование СНГ, Президент СССР, сохранение союзного государства)
  25.  Августовский политический кризис 1991 г., (объявление Комитета антиконституциональным, государственный переворот)


 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»

Города Карталы»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ  ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

обучающихся 10 классов

Учитель: Ильченко Евгения Николаевна

Г. Карталы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к экзаменационному материалу по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  

 

Примерный комплект билетов по обществознанию подготовлен с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Представленный в комплекте экзаменационный материал не зависит от конкретного учебника по предмету. Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы: тестирование, для наиболее подготовленных учащихся - защита творческих работ (проектов, рефератов и т.п.). Количество билетов для проведения экзамена в школе не может быть менее 20 и не должно превышать 30.

Примерные билеты в данном комплекте значительно отличаются от билетов, предлагавшихся прежде.

Первые вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса. Они направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников.

Вторые вопросы даны в виде фрагментов документов с заданиями к ним или в форме познавательных задач. Они направлены на выявление умения применять для решения таких задач полученные знания.

Третьи вопросы представляют условные ситуации, требующие от ученика адекватных практических решений и планирования собственных действий. Они направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности предметной компетентности, то есть способности решать средствами обществознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседневной жизни   и практической деятельности.

На подготовку выпускника к ответу целесообразно отвести примерно 30-40 минут. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с объемом их раскрытия в учебно-методических комплексах, рекомендованных школам на год итоговой аттестации. При этом требования к выпускникам основной школы не должны подниматься по аналогичным вопросам на уровень требований к выпускникам полной средней школы.

Оценка ответа ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

Рекомендации к оцениванию ответа на первый вопрос билета

Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:

 •  знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;

  • понимание функциональных и причинно-следственных связей между общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и следствием;
  • понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привести примеры социальных норм, раскрыть роль различных социальных норм в системе регуляции общественных отношений;
  • умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;
  • умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.

При ответах по билетам за курс основной школы для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:

  • Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
  • Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.
  • Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
  • Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

Рекомендации к оцениванию ответа на второй вопрос билета

Второй вопрос каждого билета направлен на выявление умений применять теоретические знания в познавательной деятельности. В зависимости от характера вопроса могут быть востребованы умения:

  • понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;
  • извлекать знания из предложенных текстов;
  • различать факты и субъективные мнения;
  • формулировать ответы на поставленные вопросы;
  • использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;
  • обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;
  • приводить примеры;
  • выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отношение к социальным явлениям;
  • давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.

Предлагаются фрагменты текстов, к которым сформулирован ряд вопросов и заданий, или познавательная задача. Для определения отметки применяются следующие примерные критерии.

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недостаточно полно. На заданные экзаменаторами вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменаторами. При этом на поставленные экзаменаторами вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующиеся для выполнения заданий знания и умения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смысла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений.

Или. Учащийся понял отдельные детали текста, но не его основной смысл, задания выполнил неправильно, на заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий умений.

Рекомендации к оцениванию ответа на третий вопрос билета

Третий вопрос должен выявить не только овладение обществоведческим содержанием, но и сформированность предметной компетентности, то есть способности решать средствами учебного предмета «Обществознание» проблемы, которые могут встретиться ученику.

При этом нужно исходить из того, что современная педагогика не сводит содержание образования только лишь к формированию знаний и умений. Для того чтобы человек был способен выполнять определенный вид социальной деятельности, необходимо, чтобы он:

•        знал ту область, в которой будет происходить его деятельность, те процессы,  которые протекают в ней, условия, в которых они происходят; типичные проблемы данной области;

  • владел обобщенными способами, выработанными человеческим опытом деятельности в данной области;
  • имел собственный опыт творческого решения проблем, относящихся к данной области;
  • знал и был готов соблюдать правовые и моральные нормы, а также традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области;
  • имел ценностные ориентации, позволяющие придерживаться определенного направления этой деятельности;
  • владел общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми, решению проблем;
  • имел желание действовать, порождаемое потребностями, интересами, установками, относящимися к определенной области.

Очевидно, что наиболее высокий уровень социальной компетентности в условиях общеобразовательной школы может быть достигнут ко времени окончания 11 класса. Однако в основной школе должны быть сформированы те качества ученика, которые приобретаются в процессе изучения курса «Обществознание».

Оценка ответа на третий вопрос связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных знаний, умений, ценностных ориентации. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:

  • анализировать предложенную условную ситуацию;
  • понимать смысл требований (предписания) задания;
  • определять, какие знания необходимы для выполнения задания, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных обстоятельств и обществоведческими понятиями;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения практических задач, планирования собственных действий;
  • доказывать обоснованность предлагаемого решения;
  • предвидеть последствия определенных социальных действий и собственного поведения в конкретной ситуации.

Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь при помощи экзаменатора.

Отметка «2» ставится, если экзаменуемый не может выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.

Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

Билет № 1

  1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
  2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?
  3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Билет № 2

  1. Власть. Роль политики в жизни общества.
  2. Люди, жившие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?
  3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

Билет № 3

  1. Право, его роль в жизни государства и общества.
  2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?
  3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

Билет № 4

  1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
  2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  3. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

Билет № 5

1. Наука в жизни современного общества. 

  1. Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил продать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшуюся ему по наследству. При совершении сделки владелец магазина попросил предъявить завещание и паспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершенной сделке, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу? На статьи какого кодекса будет опираться суд при вынесении решения?
  2. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.

Билет № 6

  1. Политический режим. Демократия.
  2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» - так сформулировал основной принцип рыночной экономики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.
  3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

Билет № 7

  1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  1. Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.
  2. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Билет № 8

  1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающего лица?

Билет № 9

1. Биологическое и социальное в человеке.

  1. Ученые сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно их оценкам около 30% этого роста происходит за счет технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.
  2. В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы, пришли с обыском сотрудники милиции. Они объяснили, что по их данным в вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом действия вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том случае, если ваши законные действия сотрудники милиции проигнорируют?

Билет № 10

  1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  1. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над детьми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?
  2. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?

Билет № 11

  1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.
  3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.

Билет № 12

  1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  2. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?

Билет № 13

  1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  1. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский экономист Ф.А. Хайек писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом является в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать».

Объясните, почему ученый называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей. Используя знания курса «Обществознание» и авторский текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка (потребителя, производителя).

3.        Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

Билет № 14

  1. Предпринимательство.
  2. Гражданин иностранной державы, находясь за рулем автомобиля, совершил наезд на пешехода в одном из городов России. При составлении протокола на месте ДТП между его показаниями и показаниями пострадавшего возникли разногласия: каждый из них доказывал свою невинностью. Кто из них в данной ситуации имеет больше прав? Имеет ли право иностранный гражданин на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту его прав? Аргументируйте ваш ответ.
  3. В одном из девятых классов шел диспут, посвященный выбору профессии. Один из выступающих утверждал, что в основе выбора профессии лежит стремление реализовать свои силы и возможности. Другой высказал соображение, что многими людьми движет желание получать большую зарплату. Третий отметил, что при выборе профессии люди ориентируются на потребности страны в тех или иных специалистах. И одна ученица сказала, что важно также видеть пользу, которую выбранная профессия принесет людям. Кого бы поддержали вы? Обоснуйте вашу собственную позицию по обсуждаемому вопросу.

Билет № 15

  1. Социальные конфликты, пути их решения.
  2. Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы деньги. Джек Лондон однажды написал: «Больше денег - больше жизни». Предположите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выставить защитники и противники этой точки зрения.
  3. Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

Билет № 16

  1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот... который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его никто не видел, - он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение.

Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

  1. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть
    для   обеспечения успешности начатого дела?

Билет № 17

  1. Семья как малая группа.
  2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства: 1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ.

3. Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд милиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники милиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

Билет № 18

  1. Особенности подросткового возраста.
  2. Современный правовед Е. Лукашова пишет: «В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. <...> В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом - авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов».

Сформулируйте основную идею прочитанного текста. Раскройте смысл следующего высказывания: «В цивилизованном обществе суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость».

3.        Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.

Билет № 19

  1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский экономист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок - это, прежде всего, система, обеспечивающая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. ...Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле... Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, - монополизм, кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами».

Какие свободы предоставляет общество с рыночной экономикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приведите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.

3.        В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принадлежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

Билет № 20

  1. Социальная структура общества.
  1. Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, например, такие: «Гуманность - это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекладывает все на других»; «Гуманность - это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из человеческих качеств, когда в любой ситуации этот человек - в лучшем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гуманизм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.
  2. 18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безработного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план действий.

Билет № 21

  1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец - хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.
  3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

Билет № 22

  1. Рынок и рыночный механизм.
  2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить».

О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит? Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре человека и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в отношении духовной культуры?

3.        Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть оформлен документ, дающий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам необходимы для подтверждения вашего права на наследство? Какие действия в отношении полученной в наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия и при каких условиях?

Билет № 23

  1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?
  3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.

Билет № 24

  1. Экономические цели и функции государства.
  2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.
  3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», -говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Билет № 25

  1. Мышление и речь.
  2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?
  3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?

Билет № 26

  1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле -и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...».

Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой формы деятельности и как они отражены в тексте?

3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?

Билет № 27

  1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  1. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по-разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями».

Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабильности.

3.        Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?

Билет № 28

  1. Человек и его ближайшее окружение.
  2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  3. Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Семья рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую мебель, приобрести земельный участок для постройки дачи. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года 25%.

Билет № 29

  1. Личность. Межличностные отношения.
  2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных случаях: а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответственность в наиболее жесткой форме государственного принуждения - лишения свободы; б) ответственность выражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности возместить причиненный им имущественный вред. Приведите примеры правонарушений, за которые последует соответствующий вид юридической ответственности.
  3. Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, местный потребительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуществить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия   и обоснуйте ваш выбор.

Билет № 30

  1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?
  3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

Примерные ответы на практические задания

(по обществознанию)

№1. 2. Результат «шоковой терапии», низкая правовая и экономическая культуру населения, непродуманность гос.политики, доступ к благам гос.чиновников и бывшего партаппарата. Меры: перераспределение нацдохода, спецпрограммы по борьбе с бедностью, безраюотицей, госсубсидии, пособия, льготы, и т.д.

3. Личность- результат становления индивидапутем накопления жизненного опыта- разбирающийся в компьютерах,ответственный, харизматичный, коммуникабельный, умеющий доходчиво объяснять.

№2. 2. Цель науки - получение нового знания, образования- передача знания новым поколениям. В 20 в. наука - непосредственная производительная сила общества, стимулирующая технический прогресс. Научные разработки – движущая сила экономики, средство повышения уровня комфорта жизни. Знание, благодаря информационным технологиям становится более доступным.

3.Закон РФ «О защите прав потребителей» - товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок. Права – замене, расторжение договора, уменьшение цены, гарантийный ремонт. Проверить наличие документов, печатей на них, наличие комплектации.

№3.2. Постиндустриальное общество – с 70-х 20 в. на первом месте теоретическое знание, преобладает информационная сфера и обслуживающая, собственность теряет значение, классовое деление сменяется профессиональным, экономика из товаропроизводящей превращается в обслуживающую. Основной двигатель – внедрение научных достижений, усиление роли человеческого фактора.

3.Конституция разрешает санкционированные акции протеста. Но публичное мероприятие может проводиться в случае отсутствия угрозы безопасности участников. Запрещено: рядом с производственными объектами, магистрали, дороги и т.д., судов, тюрем, резиденцией Президента.

№4.2.  Общество создает государство, оно существует намного дольше. Задача гос. – обеспечение соц.порядка в обществе, улаживание конфликтов, утверждение новых законов, наблюдение за их выполнением, защита границ и суверенитета.

        3. при добровольном согласии дать показания: присутствие педагога, законного представителя, показания могут использоваться в качестве доказательств по делу.не имеет права: уклоняться от явки, разглашать данные, лгать. Не предупреждается об ответственности за дачу ложных показаний.

№5.2. Несовершеннолетний не является эмансипированным, т.е. сделка м.б. совершена с письменного согласия родителей, (ГКРФ), сделка м.б. признана недействительной, с последующим возвратом в натуре или возмещением стоимости.

        3. Проверить законность деятельности, выяснить цели и задачи.

№6.2. Равное право преследовать свою выгоду – конкуренция. Соперничество продавцов и покупателей за право наилучшего применения экономических ресурсов. Невидимая рука рынка управляет ими, обеспечивая благосостояние всех по мере обеспечения благосостояния каждого участника рынка. Т. Е.стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

        3. конфликт между обществом и природой. Гарант – соблюдение всех технологических и экологических правил при  постройке и функционировании объекта. Необходимо сотрудничества общественности, муниципалитета и администрации завода, проведение экологической экспертизы, учесть все возможности контроля.

№7.2. Создаение гражданского общества,где люди наделены широкими гражданскими и политическими правами и активно участвуют в управлении государством, следовательно «небходимо научить народ самостоятельно думать о гос/жизни…»

            Если не привлекать народ к управлению гос. Неизбежно обострение противоречий между гос. И народом, что приведет к взрыву и отчуждению власти и народа.

          3.1)определить перечень памятников и учреждений и мест.          2)подобрать               литературу, материал,           3) найти фотографии или сфотографировать    4)составить рассказ, подготовить презентацию         5)провести экскурсию и т.д.

№ 8. 2. Наличие прав и свобод нуждается в гарантиях. Обязанности гарантий лежат на всех гос.органах. Гарантии- правовые средства, обеспечивающие реализацию и защиту основных прав и свобод граждан. Гарантии бывают социально – экономическими, юридическими, политическими.

3. Коммуникация – обмен информацией. Может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Невербальные – жесты, мимика, пантомима. Можно использовать вторичные языки (азбука Морзе, программирования, ноты ит.д.).

№9. 2. производительность труда – показатель эффективности использования трудовой деятельности человека. Факторы: повышение технического уровня производства, совершенствование управления, обеспечение повышения квалификации, установление благоприятного микроклимата, улучшение условий труда и отдыха, увеличение з/платы.

3.Согласно уголовному кодексу, обыск производится на основании судебного решения(ордер), при обыске должен присутствовать хозяин квартиры, либо совершеннолетние члены его семьи, может присутствовать адвокат, если права нарушены, можно обжаловать действия в вышестоящих органах, прокуратуре, суде. В г. Карталы пот тел 2-00-22 можно сообщить о неправомерных действиях сотрудников милиции, нарушениях ими законности.

№10. 2. семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Власть родителей над детьми традиционна и помогает  сохранить устои, сложивщиеся с начала времен в этой сфере, что отвечает интересам государства, сохраняя базовую ячейку общества и, соответственно обществу, т.к. обеспечивает контроль над отдельными членами общества, их предсказуемость поддерживает стабильность. Традиционно авторитет родителей д.б. непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция, но у детей должны развиваться самостоятельность и ответственность, что невозможно без свободы.

3.Документы: паспорт, справка, заявление, трудовая книжка, страховое свидетельство, ИНН. Подписывается срочный трудовой договор (до 1года). Обратить внимание: место, сроки, функции, оплату, режим работы  и отдыха, сокращенная неделя, отсутствие испытательного срока ит.д.

  №11.2. Рынок – деятельность по обмену товарами и услугами, система взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей через куплю – продажу. Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предоставлять информацию покупателям и продавцам и называется  «невидимой рукой рынка»

         3. Определить по каким предметам пробелы (провести опрос, тестирование), составить план ликвидации определенных пробелов (работа с понятиями, выполнение упражнений и т.д.), повторение старого материала сочетать с работой с новым материалом.

    №12.2. Способности – природная одаренность, талантливость человека в каком – либо виде деятельности. Все люди обладают способностями, только разными (природными, интеллектуальными, специальными). Можно задатки развить до уровня способностей. Примеры раннего проявления – Моцарт(3г.), Рафаэль(8л.), позднего  - Гоген(38 л.), Аксаков(50 л.)

          3. Статус – соц.положение человека в обществе. Соц положение – характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства. Предписанные статусы – пол, гражданство, национальность, родство. Достигаемые – приобретаются(студент, учитель).

№13.2. Цена – количество денег уплачиваемое за единицу товара и услуги. Рыночная экономика управляется ценами, они показывают колебания спроса и предложения. Цена показывает, насколько производители смогли правильно спрогнозировать востребованность товаров и услуг, позволяет предпринимателям быстро принимать решения о дополнительном выпуске, либо приостановке производства, т.е. является ориентиром для планирования дальнейшего производства.

3. Оределить круг источников разработать порядок  подачи информации, подготовить выступление.

№14.2. Согласно закону иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме исключений. Например лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности.

         3. все приведенные точки зрения должны соединиться в идеале, но на практике это невозможно.

№15.2. Деньги – средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Деньги помогают человеку удовлетворить больше потребностей, но «золото убило больше душ, чем железо – тел.» В.Скотт.

         3.  Согласно УКРФ, задержание возможно на 48 часов по подозрению, подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность, д.б. объяснены его права, задержанный д.б. допрошен в течение 24 часов, протокол составлен в течение 3 часов, обеспечить встречу с защитником, к несовершеннолетним допуск законных представителей.

№16.2. факты: обязательный труд, испорченный труд. Мнение: объяснение причины поведения воспитанников. Черты личности: нетерпимость к лицемерию, коллективизм.

         3. Для оценки проектов нужно составить бизнес – план: определить идею, оценить востребованность, оформить документы, подобрать помещение, оборудование, распределить трудовые функции, установить расходы, учесть все факторы.

№17.2. Обе позиции являются крайностями, одна характеризует стремление к бесконтрольному рынку, другая – к тоталитаризму, нужно учитывать обе позиции, это не только возможно, но и необходимо.

         3.  Согласно КоАПРФ, имеют право задержать, обязаны сообщить родственникам о задержании, по месту работы, учебы, сроком не более 3 ч., несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

№18.2.  Демократическое государство на может существовать без независимой эффективной судебной системы, сила судебной власти в неуклонном исполнении закона, уважении решений суда, суд призван обеспечить господство права во всех сферах общественной жизни, в том числе по отношению к госорганам, суд должен быть независимым, тогда его авторитет непоколебим.

         3. Определиться с выбором профессии, хорошо учиться, продолжить обучение в 10 классе, спец.учебных заведениях.

№19.2. Свободы: в выборе товара, производителя, форм покупки; вида деятельности, объема, форм реализации и т.д. Если не регулировать и стеснять рыночную свободу, то рынок порождает монополизм, кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, социальную неустойчивость.

         3. Несовершеннолетний в 16 лет может быть объявлен дееспособным, если он работает или занимается предпринимательством, но с согласия родителей по решению решению органа опеки и попечительства, если родители против, можно добиться дееспособности в судебном порядке, но родители перестают нести за ребенка ответственность, которая в полном объеме возлагается на ребенка.

№20.2. Гуманизм – идея человека как высшей ценности по отношению к человеку и ряду других ценностей мира и общества, появилась в начале ХХ века. Гуманизм – самоценность и неповторимость человеческой жизни, терпимость к мыслям и убеждениям других. В конституции РФ принцип гуманизма закреплен в ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

         3. Закон «О занятости населения РФ». Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска работы, ищет работу и готов приступить к ней. В течение 2 недель встать на учет в службу занятости, решение о признании безработным в течение 11 дней. Уволенные по сокращению сохраняют некоторые льготы и права по месту работы. Безработным выплачивается пособие.

№21.2.  Гражданско – правовое правонарушение. Предоставление недостоверной информации о товаре, нарушены требования к качеству товара. Закон «О защите прав потребителей»: имеет право расторгнуть договор, возместить убытки, моральный вред, замены товара, уменьшение цены.

         3. Возраст, брачный договор, количество детей, воспитание детей, домашнее хозяйство и т.д. например: Сколько детей должно быть в семье?

№22.2. Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, проверенная временем, передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Это фактор сплочения нации. Умножить  - способствовать развитию духовной сферы, расточить – растратить, умалить их значение и т.д.

         3. Завещание в письменной форме, на свою часть с указанием места, времени и подписями. Для подтверждения права – заявление о принятии наследства, свидетельство о смерти, документы на квартиру, паспорт.(могут предоставить родители). С 14 до 18 лет все сделки с недвижимостью только с письменного согласия родителей.

№23.2.  Игра – форма деятельности, которая в отличие от труда предполагает свободу. Участие в игре воспитывает необходимость признавать и соблюдать правила. Ребенок может примерить на себя разные роли, познает жизнь через игру, копирует поведение взрослых, воспитывается социально значимые качества: находчивость, сообразительность, коммуникабельность. Эта форма деятельности необходима для физического и психического развития.

         3.  План реферата: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Главы: понятие общество, информационное общество, проблемы  и перспективы.  Подобрать литературу, написание и оформление реферата в соответствии с нормами.

№24.2.  Нормы гражданского права. ГКРФ.  Возмездное оказание услуг по договору, в соответствии с нормами, регулирующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлением в суд.

          3.  Труд – осознанная деятельность  по производству материальных и нематериальных благ. По Конституции РФ свобода труда. Вальтер: «Работа избавляет нас от 3 великих зол: скуки, пороки, нужды».

№25.2. Обострение проблемы «Север – Юг» - рост экономического отставания стран третьего мира от ведущих стран Запада, связанная с тяжелой демографической ситуацией. Проблемы: экологии, образования, здравоохранения, войны и мира, международного терроризма, продовольственная, сырьевая, демографическая и т.д.

           3. Изучить рынок труда, биржи, Интернет, знакомые, соотнести реальные возможности и ожидания, составить резюме( информация о себе).

№26.2. Форма: практическая деятельность, труд. Признаки: полез, нарвал, покопался, добыл, взял, извлек, сделал, поймал, развел, напек.

         3. Не входить в квартиру, позвонить соседям, вызвать милицию, сообщить родителям, не ждать на площадке, присутствие родителей при осмотре.

№27.2. Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основные принципы государственного строя, правовые гарантии прав и свобод, структуру и взаимоотношения органов госвласти и управления. Конституция призвана выражать интересы народа, носит основополагающий характер, является базой развития общества, чтобы провозглашенные в Конституции нормы работали в полную силу, она должна быть стабильной, действовать долго.

         3.  Социальная роль – ожидаемое поведение и исполнение соответствующих функций от человека, занимающего определенный статус. Роль – образец поведения. Семейно – бытовые, профессиональные, общественно – политические, ситуационные. Многообразие социальных ролей – межролевые конфликты. Можно выбирать.

№28.2.  УКРФ вступил в силу с 1997 года.ориентирован на охрану от преступных посягательств жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод, а также на предупреждение преступлений. «Преступления против жизни и здоровья» - нападение на человека, нанесение телесных повреждений.

         3. Лучшее вложение денег- покупка земельного участка. Недвижимость дорожает и может превышать уровень инфляции.

№29.2. А) уголовная ответственность – преступления:убийство, вред здоровью, похищение человека, изнасилование, грабеж, вымогательство. Б)дисциплинарная ответственность -  нарушение служебных обязанностей: опоздание, прогул. В) гражданско-правовая ответственность- неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных гражданским правом: недобросовестность продавца, имущественный ущерб, моральный вред.

         3. учитывать плюсы и минусы каждого варианта. Выбрать приемлемый.

№30.2.  О результате научно – технической революции – сближение науки и производства сокращается время от научной идеи до разработки новых технологий и массового производства. Новые технологии и техника требуют постоянного повышения квалификации и переподготовки

3.Создать группу, обсудить и выбрать круг проблем, закрепить за ними ответственность. Для подготовки СМИ, Интернет. Страницы: дефицит квалифицированных специалистов, рабочих мест, устаревшее оборудование, загрязнение окружающей среды и т.д.