Я рекомендую родителям

Хомутова Надежда Андреевна

Здесь я собрала материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Воспитывая и обучая детей, всегда основывайтесь на принципах семейного воспитания.

  • дети должны расти в атмосфере любви, доброжелательности и понимания (помните замечательную фразу из фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают»);
  • необходимо принимать ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего;
  • воспитывая ребенка, надо учитывать его возраст, пол, индивидуальные особенности;
  • отношения с детьми должны строиться на основе глубокого уважения и высокой требовательности;
  • родители должны служить примером для подражания детей;
  • в основе всех видов жизнедеятельности ребенка, особенно младшего школьника, должна быть игра;

Оптимизм и понимание – главные движущие силы общения с детьми в семье.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Динамические паузы

Упражнения для снятия напряжения глаз

и профилактики нарушения зрения

«Маятник»

Переводить взгляд влево, вправо, голову удерживать неподвижно.

Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение развивает мышцы глазодвигательного аппарата.

«Качели»

Переводить взгляд вверх, вниз, голову удерживать неподвижно.

Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение развивает мышцы глазодвигательного аппарата.

«Мы глаза свои погладим»  /массаж глаз/

Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 минуту.

Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век,

улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

«Веселый карандаш»

Дети держат в вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз, вверх. Дети неотрывно следят за ним глазами. Голова неподвижна.

«Хитрый носик»

Смотрит носик вправо – влево,  Резко перемещают взгляд вправо и влево.

Смотрит носик вверх и вниз.      Резко перемещают взгляд вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?         Мягко проводят указательными пальцами

                                                       по векам.

Ну, куда мы забрались?              

«Зайка»

Зайка вправо поскакал,                Дети прослеживают движения зайчика     

Каждый зайку увидал.                 Взглядом, логова остается в фиксированном

Зайка влево поскакал,                  положении.

Каждый взглядом увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

«Моргалочка»

Закрыть глаза и поморгать сомкнутыми веками.

Упражнение оказывает общеукрепляющее действие.

«Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1 – 4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 – 6.

Повторить 4 – 5 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения

и расслаблению мышц.

«Самолет»

Пролетает самолет,                               Смотрят вверх и водят пальцем

С ним собрался я в полет.                     за пролетающим самолетом.

Правое крыло отвел,                             Отводят руки попеременно

Посмотрел.                                             И прослеживают взглядом.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу                                      Делают вращательное движение перед

И внимательно гляжу.                           грудью и прослеживают взглядом.

«Жмурки»

На специальной подставке – доске укреплены  маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 3 – 4. В это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети должны найти произошедшие изменения.

Упражнение повторяется 4 – 5 раз.

Игровое упражнение снижает утомление глаз, способствует развитию зрительного внимания и памяти.

«Поймай зайку»

Ведущий включает фонарик и запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

Игра длится 45 секунд.

               

Игровая психогимнастика

для коррекции эмоциональной сферы и развития творческих способностей

Цель :  1. Формирование умения ориентироваться на слово при организации

                  действия как условие развития его произвольности.

              2. Развитие двигательного воображения.

              3. Передача целостного внутреннего состояния (настроения) через   мимику, позу, жесты, интонацию голоса.

                                             

«Тучка и солнышко».

Туча по небу ползла, гром и молнию везла.   Дети сжимают пальцы  

                                                                            в кулачки и          

                                                                            трясут над головой.

Загремело у ворот:                                           Стучат кулачками по

                                                                            коленям.

- Кто тут в домике живет!?                             Топают ногами.

Солнышко не испугалось,                               «Полочкой» ставят  

                                                                            руки перед грудью

Вышло и заулыбалось:                                     и  покачивают ими.                                                      

- Пожалуйте в гости,                                        Вытягивают руки

                                                                            вперед.

Только, чур, без злости!      Грозят пальцем.

       

                                           «Три медведя»        

                   Жили - были три медведя, три медведя во бору.

                       Выходили на зарядку три медведя поутру.

                                     Малыш – веселый мишка,

                                     Ушастенький Топтыжка.

                 

                                ( семенящий шаг на носочках )

                                     Шла в розовой панамочке

                                     Купать Топтыжку мамочка.

                     ( идут мягким шагом, кокетливо размахивая руками)  

                                     И очень важно, молодец!

                                     Шел сзади всех медведь – отец.

( делать неуклюжие вращательные движения телом, показывая,

                                      что идет большой медведь)                      

                               

                                     Вышли медведи из воды

                                     И стали отряхиваться.

( трясти головой, издавая звуки: «у-у-у» - грозно, ласково, пискляво)

                                     

                                      А Мишутке стало весело.

                                      Он, напевая, прыгает по полянке.

                                            ( разные прыжки )

                                      А папа, хоть и очень тяжелый,

                                      Но попрыгать тоже любит.

( прыгать с ноги на ногу, с пятки на пятку, тяжело переваливаясь)

                                   И мама присоединилась к общему веселью.

                                   Улыбаясь друг другу, они взялись за руки и  

                                    запели.

( всем взяться за руки и, раскачиваясь, спеть песню по выбору детей)

                                       

                                              «Кошечка»  

                                    На скамейке у окошка

                                    Улеглась и дремлет кошка.

                                    Кошка, глазки открывай,

                                    День зарядкой начинай.

( вытянула кошка задние лапки, потянула передние, выгнула спинку и сказала: «мур-мяу». А потом начала перекатываться с боку на бок.)

                                                             

                                    Вдруг кошка перевернулась на спину

                                    И «поехала» на велосипеде.

( делать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде)

                                    Доехала кошка до кухни,  встала на лапки,

                                    Подошла к миске и стала лакать молочко

( движения головой вперед – вверх. Высунуть язык, имитируя лакание и облизывание)

                                    Вкусное молочко! Облизала  мордочку и лапки,

                                     

                                 ( прогнуться и сказать: «мур – мяу» )

                                     

                                    Но тут прилетела муха и стала дразнить кошку.

                                    Летает то высоко, то низко,  а кошка за ней

                                    прыгает.

                       

( хватательные движения руками, затем подключить прыжки; поймать «муху» и довольно сказать: «мяу!»)

                                    Ну, а теперь можно потанцевать и попрыгать.

                                    Я и прямо, я и боком, с поворотом и с

                                     прискоком,

                                     И с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе.

( во время прыжков повторять стихи, постепенно переходить на

танцевальные движения, напевая):

                                     Мяу! Мяу! Мур! Мур! Мур!

                                     Миллер мяу! Бур! Бур! Бур!

                              ( мотив может быть использован любой )

                                      «Важный пес»

                                   Жил на свете пес мохнатый,

                                   Очень важный был.

                                   Каждым утром спозаранку

                                   Прогуляться выходил.

               ( ходьба на месте; изображать характер пса в ритма стиха)

                                   Шел он парком, шел он важно,

                                   В стороны глядел,

                                   Так же важно, деловито

                                   Хвостиком вертел.

(ходьба с поворотом головы влево, вправо. Ходьба в развалочку)

                                    Раз, два, три, четыре –

                                    В стороны глядел,

                                    Раз, два, три, четыре –

                                    Хвостиком вертел.

                           

                           ( на каждый счет поворот головы)

                                     Раз, два, три, четыре –

                                     Вверх и вниз глядел.

                                     Вдруг на дереве ветвистом

                                     Белку он узрел.

(ходьба продолжается, голова вверх, вниз; остановиться с поднятой

головой, с удивлением посмотреть, раскрыв рот )

                                     Увидев белку,

                                     Пес не выдержал –

                                     Ведь он охотник.

                                     Начал прыгать с лаем.

( 4 прыжка с выдохом и криком : «Гав!». Ноги чуть согнуты в коленях, руки перед грудью, согнутые в локтях, кисти висят)

                                           

                                            Белка ускакала,

                                            А пес вспомнил,

                                            Что он важный,

                                            И пошел дальше.

                        ( шагать на месте, не отрывая носки от пола)  

                                            Тут его привлек какой-то запах,

                                            Пес принюхался.

( руки поставить на пояс, с небольшим наклоном в разные стороны делать короткий вдох – выдох, будто принюхиваешься. Брови нахмурены, глаза отыскивают предмет )

                                            Что же тут пахнет?

                                            Сейчас мы найдем.

( ноги на ширине плеч; наклониться, опереться на ладони и «идти» от себя на руках, ноги на месте – на счет 1, 2, 3, 4. Потом на тот же счет движение руками по направлению к себе. Сначала это упражнение выполняется вправо, затем влево, потом прямо)

                                             Ага! Нашел!

( ладони на полу; «переступая» руками на одном месте, ногами сделать круг)

                                             Фу! Ой! Ой!

( сделать движение в том же положении: носом приблизиться к земле и резко отпрянуть, как от укола)

                         

                                            Ух ты, какой! – удивился пес.

                                            Еж, которого он обнаружил, хотел                          

                                            убежать,

                                            Но пес стал заигрывать с ним.

( прыгать на месте, в стороны, с поворотами,

загораживая дорогу ежу)

                                            Тут что-то попало псу в лапу.

                                            Он взвизгнул от боли.

                                            Потом начал искать, что же у него в лапе.

 

( один раз подпрыгнуть и взвизгнуть, встать на одну ногу, другую взять рука руками, закинуть на опорную  ступней вверх и произвести разминочные движения стопы)

                                     А теперь можно размять передние лапы.

                                     Пес чувствует себя прекрасно!

 

( сгибание и разгибание рук в локтях, кулаки сжаты. Дети отвечают:

«Гав! Гав! Гав!» )

                                     Вприпрыжку пес возвращается домой.

                                       ( ребята разбегаются )

Дыхательные упражнения

Цель:  Развитие функций дыхательного и голосового аппарата,

              профилактика простудных заболеваний.

 

«Шар»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал,

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – хлоп!

Ш-ш-ш…

              «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее повсюду слышно.

      Дети произносят протяжно звукоподражание «ка-а-а-арр» ( 5 - 6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5 - 6 раз).

     «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.

       «Зевота». Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко открыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать ( 5 - 6 раз).

      «Лошадка».. Вспомните, как звучит по мостовой цокание копыт   лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то  тише, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора ( 20 – 30 секунд).

         «Веселые плакальщики».Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30 – 40 секунд).

   

       «Змеиный язычок». Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка

( 6 раз).

   

Игровые упражнения  для профилактики и коррекции

плоскостопия

«На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки»

Мы носками постучим,

(пятки стоят на полу, а носки поочередно стучат по полу на каждый слог)

Мы поставим пятки.

(теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги)

Вот мы ходим, как медведь,

(переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу)

Скачем, как зайчатки.

( подскоки на носках на двух ногах)

Вот козленок на лугу,

(ноги врозь - скрестно)

Вот машина едет,

(руки  «рулят»)

А за ними мчится гусь на велосипеде.

(упражнение «Велосипедик»

Незнайкина зарядка

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.                    ( выполнять движения 

Быстро встаньте, улыбнитесь,                    по тексту)

Выше, выше потянитесь.

Ну- ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели -  встали, сели – встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

 «Кто как ходит»

Слон шагает по дороге. Отчего он босоног?

На свои большие ноги он сапог найти не мог.

(идут с перекатом с пятки на носок)

Посмотри, как медленно ходят черепашки!

Как будто переносят они большие чашки!

(идут по лежащему на полу канату прямо)

С места на место, чашки и блюдца

Носят осторожно: вдруг разобьются?

(идут по канату боком)

В путь берет с собой верблюд полный горб готовых блюд.

И рада и счастлива вся детвора: «Приехал, приехал! Ура! Ура!»

(идут на пятках, руки за спиной в «замке»)

«Медведь»

Ой-ее-ее-ечки! Спал медведь на коечке.

(поднимаются то на носки, то на пятки)

Свесились с кроватки две босые пятки.

(поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь)

Две босые, две смешные, ой, смешные пятки!

(поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу)

Увидала Мышка, Мышка-шалунишка,

(переминаются с ноги на ногу)

Влезла на кроватку, хвать его за пятку!

(делают выпад ногой вперед, затем разворачиваются назад, поменяв опорную ногу)

«Нетерпеливые ноги»

По очереди отрывать от пола носки и пятки ног. Упражнение можно

выполнять сначала одновременно двумя ногами, затем то левой, то правой ногой. В упражнении можно изменять темп и интенсивность.

Упражнение выполнять 10 – 15 секунд.

                                                  «Звериная тропа»

Жарким днём лесной тропой (дети идут

Звери шли на водопой.           по кругу).

За мамой – лосихой топал лосёнок, (идут, топая).

За мамой – лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках).

За мамой – ежихой катился ежонок, (приседают, двигаются вперёд).

За мамой – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалочку).

За мамою – белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку).

За мамой – зайчихой - косые зайчата, (скачут на прямых ногах).

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках).

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, кивают головой).

«За грибами»

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки. (дети идут в хороводе)

Белочки скакали, рыжики срывали. (скачут вприсядку)

Лисичка бежала, лисички собирала. (бегут, «собирают» грибы)

Скакали зайчатки, искали опятки. (скачут стоя, «срывая» грибы)

Медведь проходил, мухомор раздавил. (идут вразвалку, в конце топают правой ногой)

«На шоссе»

По шоссе бегут машины.                           (бег по кругу,

- Ш – ш – ш! – шуршат спокойно шины.  в руках «руль»)

И шипят со злом уже:

- Не спеши на вираже.(бег в обратную сторону)

Ёж с мешком и посошком

По шоссе идёт пешком. (изображают ежа с мешком, наклонившись)

Над ежом кружится стриж:    (на цыпочках машут

- Ты куда же, ёж, спешишь?   «крыльями»)

- Прямо в город, по шоссе  (изображают ежа)

Тороплюсь я, как и все.

Упражнения для снятия мышечного напряжения шеи

Цель: 1. Предотвращение застойных явлений, статического напряжения в     

              области шеи и плеч.

           2.  Стимуляция кровообращения в речевых органах., подготовка детей к

                выполнению артикуляционной гимнастики.

           3.  Развитие сенсорных и моторных функций, произвольной регуляции

                движений.

«Страусята»

И тут же страусята визжат, как поросята,

(наклоняют голову вправо – влево)

Ах жалко, жалко, жалко бедных страусят.

(наклоняют голову вперед – назад)

И корь, и дифтерит у них, и оспа, и бронхит у них,

(вращают головой вправо – влево)

И голова болит у них, и горлышко болит.

(поглаживают ладонями шею сверху вниз)

«Гуси – лебеди»

Гуси-лебеди летали, головой они кивали.

Раз – два – три, раз – два – три –мы красивы, посмотри!

(наклоняют голову вправо-влево, стараясь коснуться ухом плеча)

Гуси-лебеди летели, головой они вертели.

Раз и два, раз и два –продолжается игра.

(выполняют круговые движения головой в правую и левую стороны)

Гуси – лебеди устали и головку наклоняли. Раз и два, раз и два –

Вот и кончилась игра.

«Слон»

«Слоник – слоник, настоящий слон живой,

Отчего ты все качаешь головой?» -

(наклоняют голову вперед – назад)

«Оттого что, потому что, потому, -

Все я думаю, дружок, и не пойму…»

(наклоняют голову вправо – влево)

Почему-то здесь не рады лишь слоненку одному,

Я ж не делаю плохого никому!

(поглаживают шею ладонью сверху вниз)

«Сидит белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

( наклоны головы вправо – влево)

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

(наклоны головы вперед – назад)

Мишке косолапому, заиньке усатому.

(круговое вращение головы вправо и влево)

«Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее»

(О.И. Крупенчук)

Вверх и вниз, вверх и вниз – это, мама, не каприз!

(движения головой вверх и вниз)

Вправо – влево, вправо – влево посмотри, как королева.

(повороты головы направо и налево)

Покивать по сторонам нужно нам, так нужно нам.

(наклоны головы к плечам)

Головою покрутить не забыть, не забыть.

(вращения головой)

И Незнайками побыть: плечи вверх и опустить.

(пожимание плечами)

И плечами повращать, нужно плечики размять

(вращение плечами вперед и назад)

Вперед – назад, вперед – назад, и все дела пойдут на лад.

(движения плечами вперед и назад)

Пальчиковая гимнастика

«Транспорт»

Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши, ударяют кулачками друг о друга)

Паровоз и два коня, (загибают 

Серебристый самолёт, пальчики на

Три ракеты, вездеход. обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши, ударяют 

Помогите сосчитать. кулачками друг о друга)

 

«По грибы»

Топ – топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие - ручка)

Мухомор красный – гриб опасный, (на каждую строку загибать 

А второй – лисичка, рыжая косичка. по одному пальчику

Третий гриб – волнушка, розовое ушко. начиная с мизинца)

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

«Есть у каждого свой дом».

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели  белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

                    Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.

     «Мячик мой»

Друг веселый, мячик мой,          (4 прыжка на носках, руки на поясе)

Всюду, всюду он со мной.       (по два взмаха левой и правой рукой –              

                                                               как бы удары по мячу)

Раз, два, три, четыре, пять.      (5 прыжков на носках, руки на поясе)

Хорошо мячом играть.            

    (вновь по два взмаха – «удара»)

«Котенок»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После 1-го двустишия – смена рук.

         2                   3                 4                     5

Кусается сильно котенок – глупыш,

                5            4                 3                 2

Он думает: это не палец, а мышь.

        2                3                 4                5

Но я же играю с тобою, малыш,

  5                    4                     3                             2

А будешь кусаться – скажу тебе: «Брысь!»

Самомассаж рук (упражнение «Пила»)

(проводим тыльной стороной рук)

Пила, пила, пили, пила, - зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем.

Пальчиковая гимнастика

Катать колючий мяч или решеточку с шипами  между ладонями, приговаривая:

                         «У сосны, у пихты, елки

                         Очень колкие иголки.

                         Но еще сильней, чем ельник,

                         Вас уколет можжевельник».

«Полянка»

На полянке, на лужайке                     прыгаем пальцами по   

Целый день скакали зайки.                      по коврику

И катались по траве,                             прокатываем ладони

От хвоста и к голове.                     от основания к кончикам

Долго зайцы так скакали,             « допрыгать» и « лечь»   

Но напрыгались, устали.               ладонями на коврик

Мимо змеи проползали,                 ладони ползут как змеи.

«С добрым утром!»- им сказали.  

Стала гладить и ласкать                  ладони гладят коврик

Всех зайчат зайчиха-мать

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому (вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому («дом» из пальцев)

Указательный и средний, (называемые пальцы соединяются с большими)

Безымянный и последний, сам мизинчик - малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх - мизинцы)

Постучался на порог, (кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики - друзья (сжимание пальцев 

Друг без друга им нельзя. в кулачки).



Предварительный просмотр:

                  Правила дорожные - всем детям знать положено

   

         Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

         Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером, оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка.

       «Красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем». В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных учебных заведений.

       Дети должны научиться понимать, что являются участниками дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если малыши умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также детям необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части.

          Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что малыши должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых.

       Необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и игры на площадках по ПДД.

Ребенок должен знать правила дорожного движения:

1) переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

2) не играть на дороге или около проезжей части;

3) переходить улицу только по пешеходному переходу;

4) при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.

            Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая правила дорожного движения.

Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка:

• Не спешить при переходе улицы;

• Переходить дорогу только тогда, когда обзору ее никто не мешает;

• Прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен. Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта.

         Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

         Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из- за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.

        На улице умейте крепко держать ребенка за руку!

        Находясь рядом со взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает.

       Дети не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля. Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.

      Помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры.

         Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице.

     Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах:

-понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;

-покажите ребенку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении;

-предложите ребенку самому найти дорогу домой, когда берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п.;

-чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами, как, по его мнению, следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной знак;

-объясните детям свое поведение на улице: причину остановок на тротуаре для обзора дороги, выбор места для перехода дороги, свои действия в разных ситуациях.

       Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.

       Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя неукоснительного выполнения.

       Ребенок должен усвоить: кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах — дворах, парках, скверах. Расскажите детям об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП.

        Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям до 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеде.          Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальные седло и подножки.

        Важно помнить, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

        Мамы! Папы!

        Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка. Терпение и ответственность за ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!



Предварительный просмотр:

Во всех тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя и работа над ошибками.

Для учащихся 1-4-х классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.

Исправлять ошибки следует следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать ручкой косой линией, часть слова зачёркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения. Не заключать неверные написания в скобки.

Подчеркивания выполнять аккуратно отточенным карандашом или ручкой с зелёными чернилами, с применением линейки. Тетради, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку и математике, проверяются после каждого урока у всех учеников.

Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.

Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Все письменные работы необходимо оформлять каллиграфическим аккуратным почерком!



Предварительный просмотр:

Рекомендации

для родителей учащихся начальной школы

Почему учиться трудно?

1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, часто отвлекается от задания.

3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

5. Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.

8. Нарушения зрения, слуха.

9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.

10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

Что еще может помешать хорошо учиться?

- Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.

- Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте - игровые интересы. В более старшем возрасте - отсутствие чувства ответственности.

- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае неинтересно).

- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.

- Конфликты с учителями и одноклассниками.

В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!

Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи.

Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Если ребенок пишет с ошибками 

        Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.
 

         Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".

          Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

         Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова (которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль), весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

         Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому"орфографическому" чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

         Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

        В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

         "Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

         С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

          Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

         Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

         Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно!

Школьные отметки: за или против?

 Система оценивания знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети получают те же баллы, что и мы в свое время, и их деды-прадеды. 

Да, наше восприятие и реакции во многом индивидуальны. И все же любого ребенка - от двоечника до отличника - школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создаем это напряжение большей частью мы, родители.

                                       Как реагировать на оценки?

Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие - постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.

            Если единственная цель - получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.

            Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.

1. Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.

2. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.

         Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.

Что оценивается: знания или результат?

Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в самой школе - источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия.

- Дайте ребенку понять: школьная оценка - это просто инструмент для измерения твоего уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько ты уже продвинулся в изучении и сколько еще можно сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки.

- Старайтесь получить как можно более полную информацию о системе оценивания в той школе, где учится ваш сын или дочь. Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы на уроках, различные проверочные работы, ответы на экзаменах) по интересующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и вы имеете полное право ознакомиться с этими документами.

- Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит "качать права". Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился "по-взрослому" решать эти вопросы со своим педагогом.

Один из неиссякаемых источников низких оценок у наших учащихся - проблемы с русским языком, низкая грамотность. А ведь зачастую первопричина - в специфических речевых нарушениях у ребенка.

Постепенно ситуация хронического неуспеха отбивает любое желание заниматься этим предметом. Речевые нарушения у детей встречаются достаточно часто. Одно из них - нарушение письменной речи, так называемая дизграфия.

Такие учащиеся делают огромное количество ошибок в письменных работах. Причем на взгляд неспециалиста они могут быть нелепыми и необъяснимыми. Таким детям нужны постоянные и длительные занятия с логопедом. Быстрых сдвигов обычно ждать не приходится.

Так вот, не все родители знают, что таких детей разрешено оценивать дифференцированно. Оценки по русскому языку им снижаются только за ошибки из-за незнания правил. Наличие чисто речевых ошибок не должно влиять на отметку. Если у вашего ребенка подобные проблемы, возьмите заключение после консультации у логопеда и попробуйте договориться с учителем русского языка.

Домашние задания.

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.

                                        

С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.

Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?

Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?

Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

  1. Домашние задания и время их выполнения.

Продолжительность подготовки домашних заданий (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:
- в 
1 классе - до 1 часа (3/4 часа);
- во 
2 классе - 1,5 часа (1 час);
- в 
3 классе - 2 часа (1,5 часа);
- в 
6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);
- в 
8 классе - 3 часа (2,5 часа);
- в 
9-11 классах - до 4 часов (3 часа).

  1. Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.  Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

            Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.

3. Домашние задания и... хорошее настроение.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

- с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

- в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

- вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

- не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

- никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

- постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

- проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

- в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

                                         

  1. Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.

Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

            Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.

            Например, первоклассник пишет медленно и с большим напряжением. Пишите сами черновик задания под его диктовку (например, решение задачи или упражнение по русскому языку). При этом не забывайте делать ошибки! А ребенку останется "только" проверить вашу работу и спокойно, без напряжения переписать ее. Постепенно ведение черновика вы будете передавать ему. Не хочет читать - читайте вслух сами, а ребенок будет проверять. Но ведь для этого ему тоже придется следить за текстом!

Если вы добились, что ребенок понял часть материала, но явно утомился, сделайте оставшуюся часть задания сами (ничего страшного не произойдет!), а он только перепишет в тетрадь.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Учебная самостоятельность.

Кажется, что связь между самостоятельностью ребенка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать определенным правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не совсем так. 

Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин...

А в школе? Неожиданно для себя вы слышите от учителя, что ваш первоклассник пассивен, на уроке его приходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание...

Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная - понятия далеко не совпадающие. Что же такое учебная самостоятельность?

Вот мнение Н. Ф. Виноградовой, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования. Самостоятельность школьника - это "умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне" ("Делай вот это...", "Делай вот так..."). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению ("Я хочу это сделать...", "Мне нужно это сделать...", "Мне интересно это делать..."). То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого - в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой.

О чем стоит задуматься?

- Не слишком ли часто мы даем понять ребенку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Не слишком ли часто оговариваем его ("Не лезь в разговоры взрослых", "Это не твоего ума дело")?

- Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг растущего ребенка? К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекладывает свою вину на взрослого - мама не напомнила, бабушка не уследила... Может, стоит спросить своего первоклассника: "Ты пришел из школы. Что будешь делать сначала, что потом?"; "У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь делать?" (варианты: сделать то, что получается, позвонить однокласснику, отложить до прихода родителей и т.д.); "У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?"; "Ты на контрольной по математике. С чего начнешь, о чем нужно помнить? Как будешь себя проверять?" Не ждите, что ребенок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

- Некоторые педагоги предлагают своим ученикам памятки по выполнению различных видов заданий. На пример, как выполнять упражнение по русскому языку, как выучить новое правило, как решать незнакомую задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками... Если у вас нет готовых алгоритмов, попробуйте сами составить их вместе с ребенком. Предложите ему записать порядок действий (можно в виде схемы, с помощью рисунков), а затем повесьте этот лист над его рабочим столом. Некоторые схемы помогут и на обычном уроке, и в проверочных работах.

- Очень важно воспитывать у ребенка навык самоконтроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа... Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой - и дома и на уроке.

- Хвалите своего школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.

Почерк

Учитель начальных классов:

Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Если возникают трудности...

Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае? 

- Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.

- Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше.

- Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.

- Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

- Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.

- Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

                                      

Особые случаи

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия - ваши и ребенка, не удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах.

Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.

От чего зависят успехи ребенка?

Нет детей, вообще неспособных усвоить ни один иностранный язык. Успехи и затруднения в этой области определяются чаще не уровнем способностей, а всем психическим складом личности. Тех, кто изучает иностранный язык, можно разделить на две примерно равные по численности группы. Это люди так называемого "коммуникативного" и "некоммуникативного" типа (а фактически "слухового" и "зрительного" типа).

Учащиеся первого - "слухового" типа легко воспринимают чужую речь на слух. Хорошо воспроизводят услышанное, запоминают слова и выражения автоматически, непроизвольно. Попав в языковую среду, уже через 1-2 дня могут общаться на чужом языке. Но иногда испытывают затруднения в усвоении грамматического строя языка, в точном переводе незнакомого текста. Для детей такого склада подходит обучение языку методом "погружения", различные коммуникативные методики, общение с преподавателем - носителем языка.

Учащимся второго - "зрительного" типа, чтобы усвоить иностранные слова и фразы, нужно сначала увидеть их глазами. Они могут заговорить на чужом языке, только если поймут его логику, систему. Для таких людей больше подходят традиционные методы обучения.

                                     

Подобрав подходящую для вашего школьника программу и методику обучения, научите его некоторым маленьким хитростям. Они помогут заинтересовать его и справиться с монотонной, рутинной работой по заучиванию слов и грамматических конструкций.

Вот, например, способ заучивания иностранных слов с помощью ассоциаций, образных связей. Все малыши обычно сразу запоминают английское dog ("собака"). Подключите это слово к запоминанию глагола dig ("копать"). Круглое "о" в середине слова меняется на тоненькую "i", и мы представляем себе тощего пса, который быстро-быстро копает ямку в земле.

Другой пример: начинающие часто путают слова eye ("глаз") и ear ("ухо"). Свяжите звучание eye ("аи") с возгласом, который мы издаем, когда в глаз попала соринка. А звучание ear - с именем длинноухого ослика Иа. Чем забавнее или неожиданнее ассоциации, тем прочнее усвоение.

Если призвать на помощь фантазию, можно облегчить и чтение английских слов по транскрипции. Значок, обозначающий звук "ш", напоминает змейку. Видя ее, вспоминаем соответствующий звук.

Чтение английского текста - это для начинающих один из самых сложных видов работы. Лишь небольшая часть слов читается по правилам. Выход - привлечь на помощь не логическую, а образную память. Делайте таблички для всех новых слов, которые предлагаются ребенку на уроках языка. Развесьте и разложите таблички в комнате рядом с этими предметами. Не убирайте до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок затвердил и чтение, и значение этих слов. Этот способ основан на узнавании целостного образа слова, а не на чтении по буквам. Если слово обозначает не предмет, а признак или действие, просто как можно чаще давайте ребенку эти таблички для узнавания.

Конечно, очень помогут в усвоении языка современные технические средства - от аудиозаписей для отработки произношения, интонационной стороны речи до специальных компьютерных программ для усвоения грамматических конструкций и отработки навыков диалога.

Практически все дети начинают учить иностранный язык с удовольствием. Но затем у многих положительные эмоции быстро затухают. Причин много - и объективные трудности предмета, и отсутствие языковой среды, и недостатки преподавания...

В средних классах интерес может возрождаться, если ребенок почувствует, что изучение языка тесным образом связано с его увлечениями. Например, он может захотеть понимать тексты песен любимых западных групп. Или понимать команды компьютера, вести диалог "в сети" на английском. Взрослым эти мотивы могут показаться недостаточно серьезными. Но даже такой "частичный" интерес стоит поддерживать и поощрять. Не исключено, что потом он приведет школьника к изучению языка как системы.

Старшеклассника стоит ориентировать на формирование таких языковых умений, которые помогут ему в овладении выбранной профессией. Кому-то больше понадобится умение работать с письменным текстом (перевод, комментирование, аннотирование). Другому - умение воспринимать устные сообщения, вести переговоры на иностранном языке. И пополнение словаря можно сделать более целенаправленным - глубже изучать, например, экономическую или естественнонаучную терминологию.

Специфические ошибки письма школьников

и упражнения для  их преодоления

                                                                                               

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом: «Почему не получается? Почему мой ребенок делает такие ошибки?»

         Давайте разберемся в том, какие именно ошибки делает ваш ребенок. Чтобы родители могли сразу узнать ошибки своего ребенка « в лицо «, необходимо рассмотреть основные группы специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил. Также, внутри каждой группы даны рекомендации и примеры основных упражнений по исправлению характерных ошибок.

  1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко и замена их в устной речи. Например, ребенок пишет сапка вместо шапка (замены свистящих на шипящие и наоборот), удюг вместо утюг ( замены звонких согласных глухими и наоборот ) и др.

Для занятий с детьми с такими специфическими ошибками родителям можно посоветовать выполнять следующие упражнения ( на примере звуков с и ш ):

- вставить вместо точек буквы с или ш:

Капу.та

Ко.ка

.тару.ка и т д.

- придумать и записать слова с буквой с, а затем - с буквой ш.

- записать диктуемые взрослым слова в соответствующую колонку (в зависимости от того, какой звук есть в слове ):

С                                Ш

Сумка                        шуба

Снег                                шаги

Весы                                каша

  1. Искажение слого-звуковой структуры слов и нарушение границ                                     между словами и предложениями.

                                                                                              

В основе этой группы ошибок лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Дело в том, что в процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко - слоговой структурой слов, т.к. слова усваиваются нами «целиком», как неделимое. А в процессе обучения письму ребенок должен думать: «Как написать слово? Как соотнести эту букву и этот звук? Какая слышится и какая пишется следующаяся буква?  

Например, ребенок пишет тол или стлол вместо стол, уокна вместо у окна, о зеро вместо озеро. Также часто встречаются ошибки:

- перестановка букв ( вебра вместо верба );

- пропуск слогов в словах (гова вместо голова);

-вставка лишних слогов (гололова) и многое др.

Упражнения в анализе предложения на слова:

- придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов;

- составление предложений из слов, данных вразбивку ( дети, мяч, в, играли);

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов:

- определить количество слогов в слове и их последовательность;

- придумывание слов с определенным количеством слогов;

- составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку (ро-во-на – ворона);

- образование новых слов путем добавления новых слогов к данному. ( Какой слог надо добавить к слову пол, чтобы получилось новое? Пол-ка, пол-зет, пол-ный и др.).

Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнут перестановки и пропуски слогов на письме, а также затруднения при переносе слов.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов:

- определение количества звуков в слове и их последовательности;

- придумывание слов с определенным количеством звуков;

- образование новых слов путем замены в слове первого звука (дом – лом, том, сом, ком и т.д.);

- образование как можно большего количества слов из звуков данного слова (трактор – рак, рот, ток, кот, крот, кора, рота и т.д.).

Вся запись слов производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки письма, связанные с анализом речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.

  1. Аграмматизмы в письме.

Если ребенок говорит ухи. деревы, много зеркалов, на деревьев и др., то он соответственно переносит эти ошибки и на письмо. Единственный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. В ходе работы нужно постараться воспитать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком грамматическими нормами языка.

Регулярная работа с ребенком в предлагаемых направлениях поможет родителям и их детям в работе над исправлениями специфических ошибок в письменной речи школьников

                       Родителям первоклассника

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Рекомендации родителям

по контролю за выполнением школьником домашних заданий

1.    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

2.    не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и  (или) желания выполнить заданное упражнение.

3.    Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

4.    Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.

5.    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

6.    Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

7.    Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

8.    Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

9.    Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

10.          Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами.

11.          Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.

12.          Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.

13.          Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику и завучу.

14.          Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.

15.          Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Учим таблицу умножения. Как?

Рекомендуется учить таблицу умножения летом, когда ребенок свободен от основной учебной нагрузки.

1) NB. Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2=, потом переходить на таблицу 8х2=…, потом на 7х2=…, потом 6х2=… и т.д. 

Примечание. Во-первых, когда ребенок "спустится" до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется, во-вторых, если начинать с таблицы умножения традиционно снизу вверх по мере усложнения, то очень часто детки так и не выучивают качественно умножение на 6, на 7, на 8, на 9. 

2) Учить таблицу нужно не только как стишок (причем снизу вверх и сверху вниз в каждом столбике), т.е. подряд, но и обязательно вразброс: х9, х2, х6, х8... 

3) Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множимое и множитель, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =? 

Примечание. Во-первых, таким образом ребенок автоматически учит уже примеры из последующих столбиков, а во-вторых, ребёнок на практике осознает математическое правило, что от перестановки умножаемых цифр, результат не изменится. 

4) Не переходить к следующему столбику, пока предыдущий не будет у ребёнка "отскакивать от зубов" (и как стишок туда-обратно, и в разброс, и с перестановкой местами умножаемых цифр).


Как решать задачу

1. Прочитай задачу. Представь себе то, о чём говорится в задаче.

2. Напиши краткое условие или сделай чертёж.

3. Поясни, что показывает каждое число.

4. Повтори вопрос задачи,

5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос, если нет, то почему? Что нужно узнать сначала?

6. Выполни решение и проверь.

 7. Ответь на вопрос задачи.          

 

                             

Как учить стихотворение наизусть

1. Выполнение домашнего задания начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Выясни значение непонятных слов.

3. Прочитай стихотворение выразительно, постарайся почувствовать его настроение и ритм.

4. Раздели стихотворение на четверостишия или отрывки.

5. Прочитай четверостишие, постарайся повторить по памяти, при необходимости заглядывай в текст. Выучи четверостишие.

6. Таким же образом выучи второе четверостишие. Повтори первый и второй отрывок вместе.

7. Так же выучи следующий отрывок.

8. Расскажи наизусть всё стихотворение. Перед  сном 2—3 раза повтори стихотворение.

10. На следующий день утром ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Как относиться к отметке своего ребенка. 

Помните, что это ваш ребенок, и отметка, полученная им - это ваша отметка. Как бы вы отнеслись к себе в этом случае?

Двойка - всегда наказание. Не ругайте, не наказывайте ребенка, ему и так плохо. Подумайте вместе, что надо сделать, как изменить ситуацию, чем помочь маленькому человечку в решении его проблемы. Вы через это уже прошли, вам все понятно, а у него это первые шаги. Не усложняйте его путь.

При выполнении заданий дети часто отвлекаются. Это вина взрослых, что которые не научили ребенка сосредотачиваться на деле и сами постоянно дергают и отвлекают. Постарайтесь терпеливо учить ребенка не отвлекаться при выполнении задания. Работайте с часами: сначала 5 минут, а затем каждый раз больше на 1-2 минуты.

Четко определите время, когда учить уроки, когда играть, когда выполнять домашнее задание. Это поможет ребенку меньше уставать и все успевать.

Научите своего ребенка учиться. Это значит не только выполнять задание, но и контролировать самого себя и правильность выполнения. Пусть ребенок учится сам, без напоминаний и понуканий. Это будет вашим главным достижением в обучении.

Научите своего ребенка любить книгу. Это поможет ему учиться далее самому, успешно овладевать знаниями.

Научите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя.

Помогайте и ободряйте!