Внеурочная деятельность по предмету

Старовойтова Лариса Александровна

 Применяя и совершенствуя современные образовательные технологии на уроках и во внеурочное время получаешь возможность работать над формированием у обучающихся навыков подготовки индивидуального итогового проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении   избранных областей знаний и  видов деятельности.

Некоторые экспозизии музейного уголка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «История малой  Родины (проектная деятельность)» для учащихся муниципальной бюджетной общеобразовательного учреждения Мачулинской основной школы составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., Москва, Просвещение, 2011).

Цели и задачи курса

Цель:
        Формирование у учащихся общей культуры личности на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и любви к родному краю, создание школьного   музейного уголка.

 Задачи:

- Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к толерантности и состраданию;

- Воспитывать уважительное отношение к культуре России, гордости за свою Родину;

- Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;

- Содействовать развитию общественной активности учащихся;

- Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской      работы;

- Воспитывать у учащихся музейную культуру;

- Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;

- Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины;

- Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогам-предметникам в учебно-воспитательном процессе школы;

- Популяризировать работу школьного музейного уголка.

Общая характеристика  курса

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Школьный музейный уголок   внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Школьный музейный уголок создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Место курса в рабочей программе

История родного края (проектная деятельность) характеризует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности для учащихся 6 класса.

Программа курса внеурочной деятельности   рассчитана на  одно занятие в неделю - 16 ч. учебного времени.

Личностные и метапредметные результаты освоения  курса

Личностные результаты:

- сформировать у детей мотивацию к обучению.

-развить познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развить критическое и творческое мышление.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

  • умение учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

  • Учиться выполнять различные роли в группе
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Содержание курса внеурочной деятельности:

Вводная беседа. Значение истории Родного края.

Задачи и содержание, значение внеурочной деятельности по Истории Родного края. Особенности работы историков-краеведов

Школьный музейный уголок. Фонды музея и их значение

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

Паспорт экспоната

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Изучение истории родного края. Образование д. Мачулы.

История в лицах (изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории деревни)

Записи историко-краеведческих наблюдений

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность.

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Копирование документов

Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края

Работа музея

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

Работа экскурсовода

Работа экскурсовода.

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Историческое краеведение

Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

 Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

История Родного края

Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.

Родной край сегодня, перспективы развития

Происхождение названий. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района, города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музейного уголока; встречи с интересными людьми.

Записи историко-краеведческих наблюдений  

Порядок ведения дневника исторических событий

Изучение истории школы  

Основные события в жизни школы.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

курса

Список литературы

Для обучающихся:

  1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
  2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.

Для педагога:

  1. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
  2. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
  3. Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г.
  4. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
  5. Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды

Материально-техническое обеспечение:

Интерактивная доска Starboard;

Интернет-ресурсы;

Компьютер;

Планируемые результаты освоения курса

 

Обучающийся  научится:

1.Видеть проблемы;

2.Ставить вопросы;

3.Выдвигать гипотезы;

4.Давать определение понятиям;

5.Классифицировать;

6.Наблюдать;

7.Проводить эксперименты;

8.Делать умозаключения и выводы;

9.Структурировать материал;

10.Готовить тексты собственных докладов;

11.Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.Планировать (составлять план своей деятельности);

4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Базовый уровень результатов

Средний уровень результатов

Повышенный уровень результатов

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Форма контроля:

Выпуск газеты;

музейная экспозиция;

презентации;

выпуск плакатов;

оформление фотоальбома.


Календарно-тематическое планирование  внеурочной деятельности.

Тема

Вид деятельности

Форма деятельности

Вводная беседа. Значение истории Родного края.

Проводится вводная познавательная  викторина в форме игры.

Беседа, игра

Школьный музейный уголок. Фонды музея и их значение.

С помощью интернета проводится изучение видов школьных музеев. Решаем проблемный вопрос, что такое фонд музея, и каково их значение.

Беседа, поисковое исследование

Паспорт экспоната.

С опорой на ресурсы «Интернет» узнаем, что такое паспорт экспоната. Организуем работу по написанию инструкции паспорта экспоната.

Поисковое исследование, беседа, элементы дискуссии

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Просмотр учебной презентации по правилам оформления текстов для музейной экспозиции. Фиксируем основные положения. Создаем свой примерный текст  для музейной экспозиции.

Поисковое исследование, элементы дискуссии

Изучение истории родного края. Образование д. Мачулы.

История в лицах (изучение истории известных людей, проживавших и

 проживающих на

 территории деревни)

Исследовательская работа. Посещение детьми библиотеки. Сбор необходимой

 информации. Фиксация собранного материала. Систематизация собранного материала.

Экскурсия, поисковое исследование

Записи историко-краеведческих

 наблюдений.

Фиксация, учет всех найденных документов, наблюдений.

Круглый стол

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Учимся на практике азам работы в фондах школьной библиотеки

Деловая игра

Копирование документов.

Учимся правильно копировать документы. Используются компьютер и принтер.

Исследование

Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края

Обучающиеся выбирают темы для своих проектов. Изучаем правила создания проектов. Обучающиеся разрабатывают свой собственный проект, опираясь на имеющиеся документы и фотоархив.

Беседа, поисковое исследование, проекты

Работа музея. 

Обучающие самостоятельно ведут поиск

 информации по системам работы музеев. В ходе внеурочной деятельности беседуем, обсуждаем существующие системы работы музеев.

Поисковое исследование, беседа, элементы дискуссии

Работа экскурсовода.

Изучаем в теории работу экскурсоводов, формы работы. Беседуем. Анализируем формы работы экскурсоводов.

Исследование

Как вести занятия по экспозициям школьного музейного уголка.

На практике учимся проводить экскурсии, используя свои тематические проекты, документы, фотоархив, школьную библиотеку.

Исследование, проекты

Историческое краеведение.

Проводится познавательная  викторина в форме игры по теме: «Историческое краеведение», проводятся беседы

Игра, беседа, элементы дискуссии

История Родного края.

Проводится познавательная  викторина в форме игры по теме: «История Родного края»

Игра

Родной край сегодня, перспективы развития.

Беседуем. Учимся вести диспуты по теме: «Перспективы развития Родного края».

Беседа

Записи историко-краеведческих

 наблюдений.

Продолжаем фиксировать, учитывать все найденные документы, наблюдения.

Поисковое исследование

Изучение истории школы.

Посещение школьной библиотеки, сбор и систематизация информации по истории   школы  

Экскурсия, поисковое исследование