Методическая тема

Аубакирова Светлана Александровна

"Нетрадиционные приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aubakirova_svetlana_aleksandrovna_metodicheskiy_seminar.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Аубакирова  Светлана Александровна

Нетрадиционные приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка

Нетрадиционные приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка

           Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Актуальность заключается в том, что уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем современного образования.

            Проблема повышения грамотности обучающихся волновала учителей - словесников во все времена. Вместе с тем существует ряд противоречий:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;

- между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания;

- между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-9 классах и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном.

    Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.

Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:

- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;

статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение – одна из причин неблагополучия в правописании;

- несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных. Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью

Гипотеза: способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно развивать.

Целью работы является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.

Для  достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • применять  интенсивные приемы для формирования орфографической зоркости обучающихся и применять их на уроках русского языка;
  • развивать умение обнаруживать орфограммы в письменном и устном слове;
  • совершенствовать навыки  правильного написания слов с орфограммами и обосновывать свой выбор.

Эффективными  нетрадиционными  приемами формирования орфографической зоркости учащихся считаю всевозможные игры-упражнения,  преподнесенные в занимательной форме, разновидности диктантов.                                                                                                                          1. Игра «Не подведи свою команду».                                                                                  Учащиеся 1 группы называют слово, учащиеся 2 группы называют эту орфограмму, а дети 3 группы объясняют написание этого слова.                                                                                                             Результат: умение объяснять выбор написания в устной форме.

2.   "Четвертый лишний". Даны четыре слова с пропущенными орфограммами. Обучающиеся выбирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии и объясняют, почему они назвали именно это слово «лишним».

Например,
*реч…нка, девч…нка, печ…нка
*р…стение, р…сток, выр…щенный, прор…стёт.

Результат: навык распознавания орфограмм в разных частях слова (корень, приставка, суффикс, окончания).

3.Игра «Словарное лото»
Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание: списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.
Карточки для игры
весело огурец
собака овощи
магазин топор
берёза урожай

быстро огурец
молоко ученик
магазин учительница
берёза машина

Результат:  Овладение приемом нахождения и проверки орфограмм.                  

4.Игра «Мягкая посадка»

Учитель бросает мяч и называет слово. Например, «земляной». Ученик ловит мяч и называет проверочное слово, например, «земли». Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить положение.                                                  Результат:  Умение определять орфограмму в корне слова и подбирать проверочное слово.

5.Игра «Я работаю волшебником»
Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.
Стол – столовая
Мебель – мебельная
Диван – диванная
Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Результат: Умение создавать новые слова, выделять в них орфограммы  6.Игра«Кто быстрее?»
Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.
Качай чайка
Камыш мышка
Навес весна
Рано нора
Наши шина
Насос сосна
Лаю юла              

Результат:  Навык лингвистического конструирования

 7.Игра «Аукцион». Учащимся предлагается рассказать о слове (например, пирожок) с точки зрения  орфографии, фонетики, словообразования, морфологии. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.                                                                  Результат:   Правильное написание слов, использовав  разделы  фонетики, словообразования, морфологии.                                                                                           8 . «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши (например: зуб, сердце, лес, мягкий, поле, новый, сосна, стол, парта, лесной, ком).

Результат:Умение распознавать орфограмму на слух и объяснять ее.                                      9.«Словарный  диктант для соседа». Обучающиеся заранее составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке).

Сверху подписывают: «Составил ….». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают  «Выполнил…» Учитель заранее говорит  сколько должно быть слов или словосочетаний.

Например: р..сток, выр..щенный, водор..сли, прор..стать, отр..сль.

        Результат: Самостоятельное составление карточек развивает орфографическую зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

10. Языковая минутка. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его.

Результат: Помогает освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал, а также пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся. Являются существенным условием сохранения материала в памяти.

11.Диктант «Проверяю себя»

Вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарём, справочником. Вопросы и другие способы самопроверки разрешаются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким- то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Результат: способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, вызывает интерес у учащихся.

12. Списывание с правильного текста.

С этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложненными грамматико-орфографическими заданиями.Это может быть осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены буквы. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.

Результат:  вырабатывается навык применения правила на практике.

13.Предупредительный диктант.

При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Проводить такие диктанты лучше в начале урока и сопровождать записью на доске, которую может выполнять один из сильных учеников. Ориентировочно время такой работы - 10 минут.                                                               Результат:   умение связывать правило со словом, слово с правилом.

14.Объяснительный диктант.

При проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой необходимо письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов. Это следующая ступень самостоятельности учащихся. Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга.                                                                Результат: умение связывать правило со словом, слово с правилом.
15.Работа со словарями

Одним из важнейших рычагов повышения грамотности является формирование у учащихся умения пользоваться орфографическим словарём. Пользоваться словарём нужно во время любой классной работы, диктантов, изложений, сочинений.

Результат:  Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.                                                 16.Проверочные диктанты

Краеугольным камнем повышения орфографической грамотности является проверочный диктант (15-20 минут среднего ученического письма). Текст составляется из простых предложений, содержащих слова с орфограммами, известными учащимся. Диктовать надо не монотонно, а ясно и внятно, предварительно прочитав весь диктант вслух и пояснив правописание наиболее трудных слов. Максимальная польза от проверочного диктанта может быть получена при соблюдении двух условий:

первое – учащиеся сдают работы учителю, не проверяя их (это воспитывает сосредоточенность и уверенность);

второе – оценки учитель за диктанты не выставляет (это служит приглашением к сотрудничеству и исключает травмирование учащихся).

Исправлять ошибки в проверочном диктанте, по методике А.Д.Алферова, необходимо следующим способом: зачёркивать ошибочную форму и над ней писать то, что нужно.                                                                                                      Результат:  повышение внимания учащихся во время анализа работы, запоминание  правильного написания того или иного слова.

       Об эффективности использования нетрадиционных приемов в процессе формирования орфографической зоркости учащихся свидетельствуют следующие результаты. Мониторинг орфографической зоркости за три года показал, что ошибок в   написании слов с чередующейся гласной в корне уменьшилось в 4 раза, в написании слов с орфограммами "Падежные окончания существительных" в 2 раза,  в написании слов с орфограммами "Личные окончания глаголов" в 3 раза.

Я считаю, что использование игровых приемов на уроке создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.

                                         Аубакирова  Светлана Александровна

Нетрадиционные приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка