Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.

Методы воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл когда слово воспитывает24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

«Когда слово воспитывает.

Методы воспитания в семье».

Доклад подготовила: Трофимова О.И.

Родительское собрание

«Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье».

    Методы воспитания – самая волнующая для родителей тема. Преодолеть, заставить, добиться, приучить, воспитать…  Как? В распоряжении родителей множество средств воспитания. Среди них такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, анализ поступка, создание воспитывающей ситуации, одобрение, осуждение, создание ситуаций успеха в жизни ребенка, ситуаций эмоционального переживания, стимулирование и мотивация деятельности ребенка.

«Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»

    Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Слово – огромная сила. Ласковые добрые слова исцеляют человека. Слова, произнесенные с любовью, залечивают душевные раны. Но слова обиды, отчаяния открывают прямую дорогу к болезни. Все отрицательные эмоции, связанные со словом, приводят нас в состояние упадка сил, апатии. Воспитание – это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово, то осуждающее – суровое и холодное, то поощрительное – ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое… Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша ирония по поводу трудно завоеванной четверки неожиданно для нас убивает и радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато, какой затаенной радостью и гордостью светятся глаза ребенка после нашего спокойного одобрительного замечания. О, это еще только начало! Вот увидите, что я смогу!

    Слова живут не только в тот момент, когда они звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме и передается из поколения в поколение.

«В чем мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания».

Наши ошибки

Монолог, а не диалог. Унижение достоинства, окрики, раздражительный тон.

Назидания в присутствии товарищей. Вымогание обещаний.

Cюжет «Наши ошибки».

   Четвероклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час – сын уже ложится спать – зовет его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребенка обрушиваются упреки в жесткой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

    «Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь», - категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь – переведем в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переведите, мне все равно!»

Ошибок много: уставшего за день ребенка подняли с постели, пригрозили лишить подарка. Отец не подумал, как ожесточится ребенок, с каким отчаянием он пойдет спать, как долго он будет плакать от бессильной ярости и обиды.

Мы пришли к выводу, что слово материально и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно. 

Памятка «О запрещенных и желательных выражениях в семье».

   Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом использовании способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.

К числу запрещенных выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз говорила, что…

Сколько раз надо повторять…

Неужели тебе трудно запомнить…

Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным и.д.)…

К числу желательных выражений относятся:

Ты у меня самый умный…

Ты у меня самый красивый…

С тобой мне так хорошо…

Я тебе доверяю…

Посоветуй мне…

«Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить»

   Каждый из нас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера? А.С.Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя.

   Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребенка следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребенок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.

Рассмотрим ситуацию 1.

Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с ним бороться?

   Грубость может быть следствием грубости и бестактности своих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Обратите внимание на свою манеру общаться, может следует поработать над ней, чтобы не быть плохим примером? Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо.

Ситуация 2.

Ребенок постоянно опаздывает в школу: очень долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок. И так каждый день. Мать в истерике. Отец избил ребенка.

    Подумайте, А как по-вашему, следует в такой ситуации поступить?

Вероятно, родитель прибег к наказанию, т.к. не знает, что делать. Наказание здесь – своего рода капитуляция. Как же быть?

Можно предложить разработать режим и помогать ребенку его выполнять.

    Подобная ситуация описана в книге Д. Добсона «Непослушный ребенок». Он на примере собственной дочери проверил эффективность такого приема. Девочка знала, что ей надо вставать вовремя. Вставая по звонку будильника в половине седьмого, она обводила на листе, висящем на дверце холодильника «да», а не вовремя «нет». Вторую отметку она делала в семь часов. К этому моменту она должна была почистить зубы и умыться. И так далее до выхода из дома в школу. За каждый минус ее отправляли в постель на полчаса раньше. За две – на целый час. В это время ей разрешали читать, но запрещали смотреть телевизор и болтать по телефону. В этой системе нет элементов насилия, подавления. Правила четко определены, последствия неисполнения справедливы и очевидны. От взрослого уже не требуется ни криков, ни топания ногами. Добсон предлагает и другие способы наказания ребенка, не связанные с насилием. «Опоздал на школьный автобус – иди пешком, это долго, зато поучительно». «В очередной раз потерял деньги на обед – сегодня останешься без обеда». Обретаемый при этом ребенком социальный опыт очень полезен, ведь ему придется когда –то выйти в жизнь, где его никто не подстрахует.

Памятка «Родителям о наказании».

    Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, что не изменить поведение ребенка.

Задача дисциплинированной техники- изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой, и к родителям.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми способами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что – нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

    Есть семьи, где наказание не применяется, а уровень воспитанности достаточно велик. Цель наказания – не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его, а осознание вины ребенком. Но для этого надо, чтобы он понимал справедливость наказания. Одобрение, поощрение – мажорный, светлый метод: он рождает стремление стать лучше. Поэтому это всегда – профилактика против проступков. Одобрение воспитывает чувство собственного достоинства, ответственность, дарит радость и ребенку, и родителям, содействует созданию хорошей, приятной атмосферы в семье. Необходимо, чтобы одобрение было заслуженным. Иногда ребенок не понимает, что результаты труда не соответствуют трудовым усилиям, например, недостаточно подготовленному к школе ребенку порой приходится часами сидеть над уроками, чтобы получить четверку. При одинаковых стараниях и разных отметках в одной семье радость, в другой – огорчения, упреки, выговоры ребенку. Его бы похвалить за усердие: «Будешь дальше стараться – обязательно станешь успевать». Нет, очевидно, смысла хвалить за то, что является простым выполнением каких-то обязательных правил, требований в жизни семьи и детей. Желательно, чтобы поощрения в семье были разнообразнымиодобрительный взгляд, ласковое прикосновение, похвала, одобрение поступка, подарок, совместная поездка… Их может быть очень много – и хорошие слова, и приобщение к мечтам детей, – простых знаков нашего внимания, нашего удовлетворения и радости за них. Сколько добрых чувств рождает  в сердцах ребят такое отношение. «Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (Сухомлинский).

   Вы хотите,  чтобы сын рос добрым, отзывчивым, внимательным к людям? Пусть еще маленьким он уже знает, что лакомством надо поделиться со всеми – с мамой, папой, сестрой, товарищем; что паровоз из стульев должен сделать остановку не потому, что его, Вову, накажут за это, а потому, что мама прилегла, а сестра делает уроки. Одобряйте, если ваш ребенок хочет отдать свою игрушку заболевшему или чем-то расстроенному товарищу. 

   Не всегда мы умеем беседовать с детьми так, чтобы заставить задуматься, посмотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей. В то же время есть семьи, где дети – не равнодушные слушатели, а активные участники разговора, когда каждое слово взрослого – открытие для них и когда эти беседы служат стимулом к полезным делам, хорошим поступкам.

  Ребенок «фотографирует» все, что происходит в семье. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

    В заключение хочется пожелать , чтобы в деле воспитания вам всегда сопутствовал успех, потому что и ваши замечательные дети были этого достойны. И предлагаю еще одну памятку.

Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье.

- Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает, подражая, он очень скоро вернет их вам.

- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.

- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.

- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.