Часто задаваемые вопросы - обратная связь

Кулешова Татьяна Алефтиновна

Современные подходы к организации методического кабинета.

Что такое "Инновационный методический центр"

Консультация "Как сделать своё выступление ярким?"

Что такое "Школьная готовность", консультация для родителей будущих первоклассников.

Адаптация молодого педагога в ДОУ, журнал "Образовательный диалог" №1 2019г

Как правильно учить стихотворение с ребёнком 3-7 лет, консультация для родителей и воспитателей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда человек готовится к публичному выступлению, важно продумать и учесть каждую мелочь, каждый нюанс. И первый вопрос, который возникает в голове: «А с чего начать публичное выступление, что сказать?». Хочется завладеть вниманием аудитории с первых минут, чтобы каждый слушал и воспринимал информацию. В этом материале мы расскажем о том, как эффектно начать выступление и сделать его запоминающимся.

Базовые советы

От любой речи в памяти у аудитории остается лишь два основных момента – это начало выступления и его конец. И от того, как составлено вступление, зависит общее впечатление публики.

Советы, что необходимо сделать сначала:

  • Улыбнитесь. Это покажет аудитории, что вы готовы и уверены в себе, что несете положительные эмоции.
  • Обратитесь к залу. Универсальные слова: «дамы и господа», «уважаемые слушатели».
  • Не забудьте поздороваться и представиться.
  • Если вы выступаете не первым, то отметьте выступление перед вами и расскажите, чем ваш доклад будет отличаться от других.
  • Начните произносить вашу речь, зачитывая с листа или рассказывая (предпочтительно). Будьте спокойны, уверены, говорите четко, без запинок. Старайтесь установить зрительный контакт с аудиторией. Добавьте жесты, но не перестарайтесь.
  • Старайтесь следить за положением тела: занимайте открытые позы по отношению к аудитории.
  • Учитывайте особенности и культурные ценности слушателей.
  • Не задирайте нос, вы докладчик и находитесь на одной уровне с залом. Излишнее высокомерие оттолкнет аудиторию.
  • Если случаются казусы или оплошности, постарайтесь улыбнуться и с юмором и позитивом подойти к этим моментам.
  • Не выдавайте свою нервозность и тревожность.

Также перед началом доклада важно изучить аудиторию, место проведения. К выступлению оратор должен подходить максимально внимательно, особенно в выборе одежды. Ведь в первые минуты все взгляды будут устремлены на него, визуальное восприятие очень важно. Одежда должна быть не слишком яркой и уместной для заведения, где выступает докладчик.

Эффектное начало выступления даст возможность заинтересовать аудиторию. Попробуйте не потерять эту нить в дальнейшем.

Эффектные способы начать выступление

Итак, первый контакт с вашей аудиторией установлен посредством улыбки, открытой позы и приветствия. Но сейчас предстоит самая ответственная часть – зачин. Слушатели могут потерять к вам интерес уже через минуту, если после приветствия вы начнете заурядное чтение с листа. Даже если ваш текст интересен, грамотен и отшлифован до безупречности, этого недостаточно, чтобы удержать интерес публики. Поэтому предлагаем вам познакомиться с примерами того, как эффектно начать выступление и сразу завладеть вниманием.

Расскажите захватывающую историю

Этот прием общения с аудиторией называют «сторителлинг». Его используют не только во время публичных выступлений, но и в видеоблогах и текстах для сайтов. Он имеет сразу несколько преимуществ:

  • помогает быстро заинтересовать публику;
  • позволяет аудитории почувствовать себя ближе к рассказчику;
  • снимает напряжение и разряжает обстановку;
  • успешно подводит к основной теме высказывания.

Как правильно подобрать историю для озвучивания в начале выступления? Желательно выбрать реальный случай, который произошел с вами или вашим знакомым. Он должен иметь прямое отношение к теме высказывания. Однако если подходящий случай на ум не приходит, а очень хочется начать речь именно со сторителлинга, можно и немного пофантазировать.

Разберем пример использования этого приема. Скажем, вы тренер по мотивации и ваше выступление посвящено тому, как сделать людей более энергичными, мотивированными и целеустремленными. Поделитесь тем, как вы сами сумели прийти к высоким результатам. После приветствия начните так: «Прежде чем мы перейдем к основной теме выступления, я хочу рассказать вам короткую историю. Несколько лет назад в моей жизни произошел перелом. Я потерял работу, от меня ушла девушка и я оказался совсем один». А далее поделитесь опытом преодоления, тем, что помогло вам пережить кризис и стать успешным.

Другой пример. Вы проводите презентацию какого-то товара. Начните так: «В прошлом месяце со мной произошел вот какой случай. Мне нужно было…». Расскажите историю, которая плавно подведет к тому, как презентуемый товар помог вам в решении вашей проблемы.

Начать выступление можно не только личной историей, но также притчей, байкой, басней. Интересный прием – осветить какое-то историческое событие, соединив его с темой высказывания. Например: «В этом году исполняется 170 лет с момента события, которое кардинально изменило наш мир. Я говорю о…».

Помните, что история не должна быть слишком затянутой. Она служит как бы подводкой к основной части. И постарайтесь не зачитывать ее с листа, а именно рассказывать, поддерживая зрительный контакт с аудиторией.

Задайте риторический вопрос

Риторический вопрос – следующий простой и эффективный прием начать ваше выступление. Он не требует ответа, но быстро включает интерес публики, заставляет присутствующих внимательно вас слушать. Также умело составленный и грамотно поданный вопрос поможет склонить слушателей на вашу сторону. Не зря само слово «риторический» образовано от слова «риторика», означающего науку и искусство красноречия. Разумеется, как и в случае со сторителлингом, необходимо связать вопрос с тематикой вашей речи.

Рассмотрим примеры риторических вопросов. Допустим, тема вашего доклада – экология и глобальное потепление. Задайте публике вопрос: «Задумывались ли вы, как скоро разрушение озонового слоя нашей планеты достигнет критических отметок?». Затем дайте публике несколько секунд подумать и сообщите: «По прогнозам ученых, уже до конца этого столетия мы начнем ощущать негативные последствия озоновых дыр». Чтобы еще больше подчеркнуть серьезность положения, добавьте: «Среди этих последствий – увеличение числа заболеваний раком кожи примерно на 7 тысяч случаев ежегодно». И теперь плавный переход: «Понимая серьезность положения, я подготовил для вас доклад на эту тему и призываю вас внимательно выслушать меня».

Другие варианты зачинов с риторическим вопросом:

  • «Спросите себя: как часто вы без повода радуете своих близких?».
  • «Приходило ли вам в голову, сколько животных было уничтожено человеком? Ответ может вас шокировать: только за последние 50 лет, по данным Всемирного фонда дикой природы, было истреблено 60 % животных».
  • «Вы когда-нибудь слышали про такую научную дисциплину, как ноэтика? Могу вас заверить, что в ближайшие десятилетия вам еще не раз придется услышать это слово».

Озвучьте статистику

Людям нравятся факты: точные цифры, названия, конкретные статистические данные. Использование статистики в зачине выступления покажет, что вы серьезно подготовлены и отлично разбираетесь в тематике вашей речи. К тому же это повысит интерес и доверие публики.

Из примеров в предыдущем пункте вы могли заметить, что статистические данные удобно совмещать с риторическим вопросом. Спросите о чем-нибудь публику, а потом озвучьте точные цифры, данные исследований, опросов. Можно использовать статистику и без связки с вопросом. Например: «По данным Всемирной организации здравоохранения, самой частой причиной смерти в этом столетии станет…» и далее цифры: «За последнее десятилетие число случаев ежегодно возросло с … до …».

Интересный факт

Этот прием тоже прекрасно совмещается с риторическим вопросом и озвучиванием статистики. Скажем, вы готовите доклад про натуральные средства по уходу за лицом и телом, а конкретно – про линейку продуктов с эфирными маслами цитрусовых. Начните так: «Вы наверняка знаете, что цитрусовые уничтожают бактерии и вирусы. Но известно ли вам, что они также предотвращают депрессию и способствуют регенерации кожи при наружном использовании их эфирных масел?»

Используйте мощную цитату

Цитирование – использование в своей речи высказываний чужого авторства. Обычно для цитаты выбирают меткие фразы известных людей: писателей, политиков, деятелей искусства и культуры. Использование цитат повышает доверие к выступающему, ведь это ссылка на некий авторитет, который придерживается той же позиции, что и спикер. Также уместно подобранная цитата покажет вашу подготовленность и осведомленность.

Чтобы этот прием начала выступления был действительно эффектным, придерживайтесь нескольких правил:

  1. Определите основную идею вашей речи, и уже потом подыскивайте подходящее высказывание.
  2. Не берите длинную цитату, иначе к ее концу зрители уже забудут, с чего вы начали. Достаточно одного предложения, но емкого и доступного.
  3. Произнесите цитату максимально выразительно, иначе она просто потеряется и не достигнет цели.

Например: «Известный писатель Марк Твен однажды сказал…» – и здесь краткая пауза, чтобы все зрители заинтересованно начали ждать ваших слов. Теперь произнесите саму цитату. И снова сделайте короткую паузу, чтобы публика успела осмыслить сказанное.

Добавьте наглядности

Человек получает информацию через разные каналы восприятия. В публичном выступлении наиболее важны зрительный и аудиальный каналы. Со вторым всё понятно: информация поступает через ваши слова, голос, интонацию и манеру говорить. С визуальным восприятием всё сложнее. С одной стороны, зрители видят вас, вашу одежду и стиль, вашу жестикуляцию и выражение лица. Но они на это будут любоваться не больше пары минут после старта вашей речи. Почему бы не начать выступление действительно ярко, привлекая дополнительный реквизит?

Возьмите с собой какую-то вещь, которую можно связать с тематикой выступления. Если вы презентуете товар, используйте его или аналогичное изделие конкурентов, чтобы на его примере подчеркнуть достоинства вашего продукта. Но можно использовать и другие вещи: сумку, настенные часы, теннисную ракетку, пачку банкнот, корзину фруктов и что угодно еще. Всё зависит лишь от вашего воображения и креативности.

Покажите эффектную фотографию

Продолжаем развивать тему наглядности. Если у вас есть возможность использовать проектор и экран при вашем выступлении, вам повезло, не упустите шанс. В зачине выступления вы можете мгновенно привлечь и активизировать публику, просто выведя на экран тематическое фото и сопроводив его комментарием.

Например, вы готовите доклад по теме лесных пожаров по вине человека. Выведите на экран фото или подборку кадров пылающего леса. А сопроводить это действие можно одним из уже представленных выше приемов зачина. В этом примере наиболее уместна статистика: «Посмотрите на эти фотографии. Только с начала 2021 года в России зафиксировано уже 370 лесных пожаров. Из них 97 % – только вдумайтесь в эту цифру! – происходит по вине человека».

Запустите короткое видео

Прием аналогичен предыдущему, но вместо фотографии вы показываете публике короткое видео, которое должно вызывать эмоциональный отклик – положительный или отрицательный, в зависимости от темы и цели высказывания. Комментариями его лучше не сопровождать: пусть зрители спокойно посмотрят. А уже когда видео закончится, приступайте к вашей речи: «Вы только что посмотрели короткое видео о…» и далее: «Я думаю, эти кадры заставили вас о многом задуматься. Поэтому сегодня я хотел бы поговорить с вами о проблеме…».

Несколько рекомендаций выступающему

Старайтесь в своих высказываниях быть простым и лаконичным. Продумайте и несколько раз отрепетируйте речь: от момента выхода на трибуну и до вашего ухода. Учтите каждую деталь, старайтесь с первых минут заинтересовать и заинтриговать.

Не всегда получается контролировать каждую мелочь, но красивая, интересная и насыщенная речь оратора поможет забыть про различные оплошности и неудачи во время выступления.



Предварительный просмотр:

Чаще всего, отвечая на этот вопрос, родители говорят об умении будущего школьника читать, считать, иногда даже писать. При этом они затрачивают много сил и эмоций, стараясь таким образом подготовить ребенка к школе. Между тем, наш опыт свидетельствует о том, что не всякий ребенок, владеющий этими навыками успешен в школьной жизни. Часто трудности отмечаются с самого начала обучения, обусловлены они психологической неготовностью к обучению.

Что же это такое? Психологи в понятие «готовность в школе» включают, естественно, интеллектуальную готовность. В нее входят:

- необходимый для данного возраста запас сведений и знаний. Знает ли ребенок имена родителей, домашний адрес, место работы и специальность, времена года и дней недели, домашних и диких животных, ориентируется ли он во времени и пространстве, доступны ли ему элементарные обобщения и т.п.

- Развитие речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно, способен ли он прослушать, запомнить и пересказать небольшой рассказ, какими предложениями он пользуется при пересказе, правильно ли понимает смысл картинки и т.п.

- Состояние и характер памяти.

- Особенности мышлении. Умеет ли обобщать, сравнивать предметы на конкретных примерах или пользуется понятиями. Способен ли построить простое умозаключение и т.п.

Не менее важной для успешной адаптации и учебной деятельности будущего школьника является личностная готовность.

В понятие личностная готовность входят такие составляющие как

- мотивационная готовность. В первую очередь это ответ на вопрос хочет ли ребенок идти в школу, как он понимает, для чего нужно учиться в школе. Особое значение придается развитию познавательной мотивации (насколько развит интерес ребенка к знаниям).

- Социальная готовности. Готов ли ребенок к установлению новых отношений со взрослым (учителем), одноклассниками, каким образом он выстраивает эти отношения, готов ли он принять новые правила жизни в школьном коллективе. Ребенок, который посещал детский сад уже имеет необходимый опыт, но есть смысл поговорить с воспитателями группы об отношениях ребенка со сверстниками (дружелюбный, драчливый, охотно ли играет с детьми, принимает правила игры, может сам предложить игру и ее правила и т.п.); с воспитателем (подчиняется ли требованиям, насколько точно выполняет указания, откликается ли на просьбы помочь воспитателю или товарищу по группе).

- Социальная позиция школьника. Успешность адаптации в школе зависит от отношения ребенка к самому себе, отношению к взрослым, сверстникам, отношению к учению в школе. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой.

- Волевая готовность также необходима для нормальной адаптации и успешной учебы ребенка в школе. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внешними и внутренними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Произвольность поведения - умение управлять своей деятельностью очень важное требование при определении школьной готовности.

Много проблем возникает в учебной деятельности первоклассника при обучении его навыкам письма. Не всем удается выстраивать ровные ряды букв. Много огорчений и у ребенка, и у родителей вызывает плохой почерк. Особенности графомоторных навыков напрямую связаны с развитием зрительно-моторной координации. Считается, что созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-моторную координацию, заканчивается к 6-7 годам, когда ребенок становится школьником. Тем не менее имеются различия в темпах созревания у разных детей, поэтому возможности трудности в освоении письма. Зачастую преодолению этой проблемы могут помочь специальные упражнения, направленные на развитие координации движений рук, тренировку мелких мышц кистей рук. Это штриховки, раскрашивания, вырезание из бумаги, вышивание, лепка, работа с тестом и т.п.

При разговоре о школьной готовности нельзя обойти стороной состояние здоровья будущего школьника. Это очень важная составляющая школьной готовности. В условиях школьной адаптации эти дети наиболее уязвимы, у них гораздо выше риск развития дезадаптационных процессов, чем у их здоровых сверстников. При наличии серьезных хронических заболеваний, стоит обсудить вопрос обучения ребенка в школе с лечащим врачом и психологом.

И, наконец, работоспособность ребенка во время занятий. Мы сознательно поместили разговор о ней в коней нашего сообщения. Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т.п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родители с гордостью  смотрят на ребенка, которые декламирует стихи на утреннике в детском саду. Но многие дети категорически отказываются не только выступать перед родителями и другими детьми, но и учить стихи. Причиной такого нежелания является невозможность усвоения ими большого объема новой информации. Мозг ребенка пытается любыми способами избавиться от информационной перегрузки. Как учить стихи с ребенком 3-4-5-6-7 лет?

Как развить память ребенка?

Методика развития памяти

    Для развития памяти малыша приучают с самого рождения к ритмичной информации. С помощью скороговорок, загадок, стишков происходит естественное развитие памяти ребенка.

    Под ритм стихотворения ребенок может делать движения руками, шаги, покачиваться туловищем, хлопать в ладоши.

    Заучивать стихи можно вместе с мячиком. Строчку произносит взрослый, потом мяч передается ребенку, он произносит следующую строчку стихотворения. При таком заучивании, помимо памяти формируется и внимание.

    Ребенок может нарисовать разучиваемое стихотворение с помощью одной картинки, целой серии зарисовок. Из них можно сделать книжку, использовать ее при декларировании выученного стихотворения.

    Для упрощения процесса запоминания, в быту можно пользоваться рифмованными словами. Например, кашка для Сашки, мыло для Мили, конфеты для Светы. Придумать рифмы несложно, можно превратить это занятие в забавную игру.

Важно осознавать, что при целенаправленном воздействии на память можно рассчитывать на сохранение лишь незначительного количества информации, поскольку процесс основывается на нейрофизиологической природе. Помимо упражнений, которые направлены на формирование и развитие памяти, важно применять методы и приемы, которые упрощают запоминание.

Алгоритм действий

Для того чтобы развить память у дошкольника, необходимо действовать по определенному алгоритму:

    ребенка нужно успокоить, «притупить» его бдительность. Малыша просят просто повторять те слова, которые произносит взрослый человек.

Внимание! Ребенок повторяет не больше одной строчки стихотворения. В противном случае у ребенка возникнет состояние информационного стресса.

    Далее нужно выяснить, какие слова либо фразы в стихотворении ребенку непонятны.

Выяснить данный момент довольно легко, ведь непонятные слова и выражения ребенок либо не будет произносить, либо в них им будут допускаться ошибки и оговорки. Воспитатель либо родители должны пояснить малышу значение непонятных фраз и выражений, привести примеры, когда эти слова будут уместны.

    После того как все непонятные фразы и слова будут объяснены, переходит к повторению этой строчки. Количество повторов зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

    После того как первая строчка будет произноситься без запинок и ошибок, приступаем к заучиванию второй.

    Далее соединяются между собой первая и вторая строчки, отрабатываем их вместе.

    Озвучивается третья сточка, заучивается отдельно, затем произносятся три строчки стихотворения.

Игровой прием для развития памяти

Не помогает такой способ развивать память ребенка? В таком случае используйте вариант многократного повтора одной и той же фразы. Сначала декларируйте стихотворение «для себя» в присутствии ребенка. Количество повторов должно составлять 2-3 раза. Далее произносите по 2-3 строчки, читая их с выражением, передавая интонацией суть стиха.

Совет! Для того чтобы привлечь внимание ребенка, можно рассадить в круг игрушки, декламировать стихи им.

Каждая игрушка должна голосом взрослого повторять одну строчку. В зависимости от вида игрушки, меняется интонация стихотворения. Постепенно к игре подключится и сам ребенок. Мощным оружием к развитию детской памяти является многократное повторение. В процессе игровой деятельности заучивание стихотворения будет для ребенка незаметным, взрослому не придется заставлять ребенка запоминать стихи.

Для того чтобы гарантировать постепенное развитие памяти путем запоминания стихов, в день желательно разучивать не больше двух строчек. За неделю можно выучить к детскому утреннику нужное стихотворение.

Методом заучивания («системой накапливания») пользовались индусы для передачи философских учений и священных знаний от поколения к поколению. Секрет успеха скрывается в постепенном переходе от небольшой фразы к огромному тексту путем многократного повторения.

Благодаря данной методике, выученное пересматривается с другой точки зрения, меняется впечатление от усвоенной информации. При частом повторении можно развить память ребенка, добиться усвоения им одновременно до 2-3 строчек.

Внимание! Нежелательно сразу предлагать ребенку к запоминанию большой объем информации. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения информации.

Заключение

Для большинства детей в младшем школьном возрасте характерно механическое запоминание рифмованной информации. По мере развития ребенка, у него появляются сложности с заучиванием стихов и текстов.

Для устранения подобной проблемы, можно предлагать детям следующие задания:

    делить большой текст на отдельные части;

    составлять план;

    выделять основные словосочетания или отдельные слова;

    пересказывать текст, пользуясь ключевыми фразами.