Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России –2018» Кочубеевского района Ставропольского края

Головчанская Юлия Юрьевна

На этой странице опубликованы материалы, собранные для участия в конкурсных испытаниях муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России –2018»:

 

- заявка на  участие;

- представление образовательной организации;

 -заявление- согласие участника;

- информационная карта участника;

-компьютерная презентация с пояснительной запиской (с описанием опыта);

 -эссе  «Учителем надо родиться!»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учителем надо родиться.

Эссе.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, –

он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

С раннего детства, каждому ребенку хотя бы раз задавали вопрос: кем он хочет стать? И я тоже много-много раз задавала себе этот вопрос. А сколько раз я меняла своё решение!? Время беззаботного детства пролетало быстро, а вопрос оставался всё тот же: кем я хочу стать, в чём же моё призвание? Но ответ на него нашёлся не сразу… А, как оказалось, он всё время был рядом со мной – он всё время жил в моём сердце, только я сама не хотела прислушиваться к нему. Так уж часто получается, что мы не умеем слушать и слышать своё сердце.

Кем я только не мечтала быть, когда вырасту: и космонавтом, как Ю.А.Гагарин, и милиционером, чтобы охранять покой людей, и храбрым пожарником, и парикмахером, чтобы сделать всех красивыми и счастливыми, и приветливым продавцом, и – учителем, чтобы вести  детей в мир нового, неизведанного...

Еще со школьной скамьи я с восхищением смотрела на своих учителей. Мне очень нравилась их работа. Я всегда мечтала так же как они проверять тетради, рассказывать и объяснять материал, выполнять разнообразные творческие задания и участвовать вместе с детьми в увлекательных конкурсах.

Когда приходила домой из школы, я рассаживала своих кукол, раздавала им книги и рассказывала новый материал, затем общалась с ними, опрашивала изученный материал. А когда мы с ними выполняли упражнения, мне очень нравилось проверять тетради красной ручкой и выставлять оценки. Но сначала это была всего лишь игра с куклами. А вот, когда подрос мой младший брат, учила я уже не только кукол. И это уже не казалось игрой. А какие чувства при этом испытываешь, словами не предать! Зато, когда Коляша пошёл в школу – знал многое, в том числе и алфавит. Это были мои самые первые уроки и первый педагогический опыт.

Именно с того времени во мне пробудилась любовь к моей профессии.

Время шло, годы прошли, по велению судьбы я всё-таки поступила в педагогический институт. И только теперь могу с уверенностью сказать, что поступила правильно. Я нашла свое место в жизни, я нашла свою профессию. И теперь я с уверенностью говорю, что для меня школа – второй дом, ученики – частички моего сердца, и работа учителя – это вечный поиск, это стремление к новому, это призвание, это жизнь!

        Конечно же, мой педагогический опыт еще не так велик, как хотелось бы, но, всему свое время. Бесспорно, я горжусь тем, что Я - Учитель.

        Учитель - профессия самая благородная на Земле, которая сочетает в себе и необходимые профессиональные навыки и призвание! Нельзя работать в школе без образования, но и стать настоящим учителем без любви к детям, без любви к своему делу тоже нельзя. Только тогда, когда педагог учит не только знаниям, но обращается к внутреннему миру ребенка, учитывает его индивидуальные особенности, его можно назвать настоящим учителем. Я стараюсь найти подход к каждому ученику, понять его. Считаю, что у каждого ребенка в большей или меньшей мере есть способности, и наша задача – задача учителя  помочь развить  их.        

И как же радуется сердце, когда ученики отвечают правильно, достигают высоких результатов в различных конкурсах, олимпиадах, благодарят за полученные знания. Это чувство невозможно передать словами: чувство гордости, что ты смог научить ребенка, что достиг поставленной цели; чувство бесконечного счастья.  Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью. Значит, я работаю не зря, я могу научить, значит,  сделала правильный выбор.

Ведь получается, что учитель своими руками создаёт         будущее: именно от того, что он «заложит» своим воспитанникам сегодня, напрямую зависит и то, каким будет наше завтра.  

Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится, и тем, что я люблю.

Своё эссе хочется закончить словами Роберта Рождественского:

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы: ГОЛОВЧАНСКАЯ ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся

Слайд 2

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал Василий Александрович Сухомлинский .

Слайд 3

Лев Семёнович Выготский писал: « Ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам ».

Слайд 4

Цель работы: изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.

Слайд 5

Задачи: Проанализировать игровые технологии. Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение. Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.

Слайд 6

Игра - это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Толковый словарь С.И. Ожегова

Слайд 7

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры . Википедия - энциклопедия

Слайд 8

Классификация игр: фонетические игры; лексико-фразеологические; игры по морфемике и словообразованию; синтаксические.

Слайд 9

«Кто больше соберет или подберет слов» ЧИ ЛЫ МОР КОР РАФ ЖИ НО ЖИ СТРИ ЛУ ВОТ У Е

Слайд 10

К Кануть в лету О Обетованная земля С С гулькин нос М Мозолить глаза О От корки до корки С Сбросить иго «Акростих»

Слайд 11

«Ромашка» учить Из- Раз-

Слайд 12

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» ТЕМА - «ствол дерева», АРГУМЕНТЫ- «веточки», обоснования ПРОГНОЗ- «листочки»

Слайд 13

Результативность

Слайд 14

Сухомлинский Василий Александрович «Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время».



Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся

«Игра – это искра,

                                     зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                В.А. Сухомлинский

Введение. Слайд 1

Актуальность и практическая значимость.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

В настоящее время в связи с переходом на  ФГОС второго поколения  особое внимание  стали  уделять  развитию  творческой  активности  и  интереса  у школьников  к  предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка.

Несмотря на мой небольшой педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека.

Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. И, самое главное, чтобы способствовали умственному и духовному развитию учащегося.

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал Василий Александрович  Сухомлинский. Слайд 2

Лев Семёнович Выготский подчёркивал, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития). Слайд 3.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта. Слайд 4

Задачи: (Слайд 5)

Проанализировать игровые технологии. 

Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.

Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.

Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.

Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.

Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.

Предмет - игровые технологии, как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Теоретические тезисы.

  1. Игра - это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и  совершенствуется самоуправление поведением. (Толковый словарь С.И. Ожегова). Слайд 6
  2. Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. (Педагогический словарь. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров)
  3. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. (Википедия - свободная энциклопедия). Слайд 7

Игровые формы на уроке русского языка

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
  • Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии.
  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
  • Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.  Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Такую классификацию предлагает Людмила Владимировна Петрановская:

  • фонетические игры;
  • лексико-фразеологические;
  • игры по морфемике и словообразованию;
  • синтаксические. Слайд 8

При изучении «Фонетики» можно использовать такие игры, как: «Соберем букет», «Расколдуй слово», «Кто за кем?»,  «Кто больше соберет слов из слогов?», «Кто больше соберет или подберет слов», «Кто больше придумает слов на удвоенную согласную» (приложение 1).

«Кто больше соберет или подберет слов»

       ЧИ             ЛЫ                МОР        КОР

РАФ     ЖИ                        НО      ЖИ     СТРИ

         ЛУ      ВОТ                        У           Е

             МЫ                                    СВЕ         СЫ

  ГРУ              КРЫ                  ША                    УДА

  ЕР      ШИ       ПЫ                РЫ          ЧА        ЩА

        У       ЛО                                ТУ            ДО

 

          ЛАН      ДО      

ЛОК        ЧУ         ЖОЙ        

     ДАК          ГУН  

Такие  игры  учат  мыслить,  сопоставлять,  развивают  языковое  чутье, фонематический слух. Слайд 9

Лексико-фразеологические игры (приложение 2). Слайд 10

«Акростих»

К определенному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с букв, имеющихся в данном слове.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

С гулькин нос

М

Мозолить глаза

О

От корки до корки

С

Сбросить иго

  При изучении «Морфемики» и «Словообразования» детям нравится игра «Ромашка». Слайд 11         

Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

         

В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.

При изучении «Синтаксиса» часто использую игры «Серпантин одной фразы», «Рыбий скелет», «Дерево предсказаний». (Приложение 3). Слайд 12       

Заключение. Слайд 13

Использование игровых технологий на уроках русского языка, безусловно, способствует лучшему усвоению учебного материала и дальнейшему его закреплению. Результаты можно увидеть на диаграмме:

В 2015-2016 уч.году  олимпиаде приняли участие - 37 человек; в конкурсах сочинений – 0; в мероприятиях по предмету – 2 марафона.

В 2016-2017 уч.году  олимпиаде приняли участие - 82 человек (из них в школьном этапе среди  6 классов: 3 призера, 1 победитель по литературе; по русскому языку 6 класс: 1 призер, 1 победитель; в 8 классе по русскому языку – 1 муниципальный победитель); в конкурсах сочинений – 2; в мероприятиях по предмету – 4 марафона (внеклассные мероприятия).

В 2017-2018 уч.году (начало года) в олимпиаде приняли участие- 47 человек; в конкурсах сочинений – 2; в мероприятиях по предмету – 2 открытых мероприятия.

Использовать  игровые  технологии  можно  на любой ступени обучения.  

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся

   Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

  Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.

  Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников.

  Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создаёт атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности учащегося, так как от его зависит не только личная отметка, но и победа команды.

     Сухомлинский Василий Александрович говорил: «Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время».

                        

Приложение 1

При изучении «Фонетики» можно использовать такую игру, как «Соберем букет». Целью которой является различение твердых и мягких  согласных звуков.

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. (Цикорий, гладиолус,  гвоздика,  роза,  ромашка,  сирень,  ландыш,  астра,    нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик).

 «Расколдуй слово»

 Эта игра проводится для закрепления знаний алфавита. На доске записаны «заколдованные» слова, в которых изменен порядок букв: хоупл,  смтоы, угьшл,  ныбти,  свьоа. Нужно расколдовать слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Побеждает тот, кто первым расколдует слова. Ответы: лопух, мосты, глушь, бинты, авось.

              «Кто за кем?»

  Каждый играющий получает набор из пяти карточек с названием животных.  Необходимо расставить эти карточки в алфавитном порядке.

«Кто больше соберет слов из слогов?»

РА      НО           СА

   ЛИ            РО

           ТА             КО

«Кто больше соберет или подберет слов»

       ЧИ             ЛЫ                МОР        КОР

РАФ     ЖИ                        НО      ЖИ     СТРИ

         ЛУ      ВОТ                        У           Е

             МЫ                                    СВЕ         СЫ

  ГРУ              КРЫ                  ША                    УДА

  ЕР      ШИ       ПЫ                РЫ          ЧА        ЩА

        У       ЛО                                ТУ            ДО

 

          ЛАН      ДО      

ЛОК        ЧУ         ЖОЙ        

     ДАК          ГУН  

 По аналогии можно проводить такие игры, как: «Кто больше придумает слов на удвоенную согласную (или любую другую орфограмму)»?, «Кто быстрее восстановит деформированный текст?» 

              Несколько  шуточных  вопросов  также  потребуют  знания  алфавита.  У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.  

- Из названий каких двух  букв можно приготовить пищу? ( «К»  и «Ш»)

- Названия каких  двух  букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

-  Во  время  грозы  мы  наблюдаем  молнию  и  гром.  А  что  вы  слышите  между ними? («И»)

Прочитайте известную фразу «Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмэъгый гесрыг, фед гяг, фед гяг, зэлэмэъгый гесрыг».

   Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

 ( Все парные по глухости- звонкости звуки заменены на свои пары, буква «Л» заменяется на  «Р», «М» на «Н»  и наоборот. Гласные А, У, О заменяются на Я, Ю, Е и наоборот.)

Приложение 2

«Собери фразеологизм»

Из слов, данных учителем, нужно собрать несколько фразеологизмов. Например: как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых. 

Ответы: куда Макар телят не гонял, как в воду канул, ветер свистит в карманах, на языке вертится, в ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», собаку съел».

«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Задание может сопровождаться орфографической работой (раскрыть скобки, вставить пропущенный буквы). Например:

1.Бояться (не)счастья – в лес не ходить.

(Не)другу поверишь – словам твоим никогда веры (не)будет.

Волков бояться – друга обмануть.

(Не)плюй в колодец – стыдно (не)учиться.

Раз скажешь (не)правду – и счастья не видать.

(Не)стыдно (не)знать – пригодится воды напиться.

Ответ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

2. Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ответ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

3. Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ответ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

«Акростих»

К определенному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с букв, имеющихся в данном слове.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

С гулькин нос

М

Мозолить глаза

О

От корки до корки

С

Сбросить иго

«Переводчик»

Суть игры заключается в том, чтобы подобрать к диалектизмам, профессионализмам, жаргонизмам, устаревшим словам общеупотребительные слова с синонимичным значением, т. е. «перевести» данные слова на понятный язык. При работе с устаревшими словами я использую картинку с изображением человека в полный рост и называю части тела человека. Задача учащихся – показать на картинке части тела, названные устаревшими словами, и подобрать современные синонимы: око (глаз), чело (лоб), выя (шея), чрево (живот), перст (палец), перси (грудь), вежды (веки), ланиты (щеки), уста (губы), зеница (зрачок), рамо (плечо), длань (ладонь), шуйца (левая рука), десница (правая рука), пясть (ладонь с пальцами).

Другой пример использования игры – кто быстрее найдет в предложениях заимствованные слова и заменит их русскими:

1. При проверке было выявлено  немало дефектов. 2. Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны. 4. Все работали с энтузиазмом. 5. Мы гордимся нашим голкипером. 6. В газете появилась информация о футбольном матче. 7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Подобная игра может использовать при изучении синонимов, антонимов. Например:

Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки.  3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

«Кто быстрее»

Задание: вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых встречаются определенные слова, например, голова (потерять голову, морочить голову, вскружить голову, человек с головой, с больной головы на здоровую и т. д.), ноги (уносить ноги, встать не с той ноги, путаться под ногами и т. д.), нос (задирать нос, водить за нос, зарубить на носу и т. д.). Можно называть фразеологизмы по очереди, выигрывает тот, кто называет последний.

  «Следствие ведут знатоки»

Игра используется при изучении темы «Профессионализмы» (6 класс). Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.- Фамилия?

   -  Истомин Валерий Сергеевич.

   - Что с ним?

  - Инфильтрат в левом легком под ключицей.

  - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

«Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. Например, волка ноги кормят, брать быка за рога, куры не клюют, умирающий лебедь, хорош гусь, комар носу не подточит, подложить свинью, всяк кулик свое болото хвалит, кот наплакал и т. д.

«Любопытный»

Один учащийся отвечает на вопросы остальных, но все ответы должны начинаться на определенную, обговоренную заранее букву, например к.

- Где был? (На концерте.)

- Кто там выступал? (Королева, Киркоров.)

-Какую еду любишь? (Конфеты.)

- Какие музыкальные инструменты знаешь? (Кларнет).

- Каких знаешь птиц? (Клест, кукушка.) и т. д.

Данная игра позволяет выявить, а затем обогатить словарный запас учащихся.

 «Перевертыш»

Игру можно использовать, например, при изучении прямого и переносного значения слова, отрабатывая умение узнавать переносное значение и употреблять слова в переносном значении.

   Задание: замени   в   словосочетании   главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка; замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение: Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.

«Эрудит»

Эта игра активизирует мыслительную деятельность и содействует расширению кругозора учащихся.

Задание: угадай   слово   по   толкованию   его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

Эту игру можно также провести с помощью кроссворда. (Об использовании кроссворда на уроках русского языка смотри далее.)

Задание:  объясни  разницу  в  значении  слов: адресат — адресант,   дипломат — дипломант, описка — отписка, сытый — сытный, поступок — проступок, опечатка — отпечаток, поглотить — проглотить.

Задание: к словам,  которые устарели  и  не употребляются в современном русском языке,  подбери  родственные слова, активно используемые в наши дни: персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика — головной убор (кичиться), коло — круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять — ожидать (нечаянный), тщание — старание (тщательный).

«Третий лишний»

 Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, цирк, циркач.

«Составь слово».

Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.

Приложение 3

«Серпантин одной фразы».

В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу. 

Например:

1-й -  Я читаю книгу.

2-й – Я читаю интересную книгу.

3-й  – Я читаю интересную книгу по вечерам.

 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

«Рыбий скелет»

Тема – «голова».

Основная часть – «косточки-позвоночник».

Выводы – «хвост».

«Дерево предсказаний»

Тема – «ствол дерева».

Аргументы – «веточки».

Прогноз – «листочки».