кружок "Язык и культура татарского народа"

Мударисова Разина Рафагатовна

материал, подготовленный для занятий кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_tatarskiya_yazyk_poslednyaya.docx17.91 КБ
Файл igry_i_schitalki.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения кружковой деятельности

 «Язык и культура татарского народа»

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие родного (татарского ) языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-  понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о нормах татарского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание и формы организации курса кружковой деятельности

«Язык и культура татарского народа»

Содержание курса

№ п/п

Содержание курса

Формы организации

1

Алфавит и звуки. История культуры татарского народа. Казань – столица Татарстана. Алфавит. Фонетика

игра, конкурс, викторина, просмотр видеороликов.

2

Синтаксис. Устное народное творчество.  Составление предложений. Устное народное творчество (песни, пословицы и поговорки, сказки, игры и считалки)

конкурс, презентация творческих проектов.

3

Выдающиеся личности. Габдулла Тукай. Муса Джалиль.  Детские писатели. Детская литература и периодика. Традиционная одежда.

поисковое исследование, выставка.

4

Традиции и обычаи. Сабантуй. Игры на свежем воздухе. Города Татарстана. Кухня.

Презентация творческих проектов, соревнование.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

1

Алфавит и звуки.

9

3

6

2

Синтаксис. Устное народное творчество. 

8

2

6

3

Выдающиеся личности.

12

2

10

4

Традиции и обычаи.

8

1

6

Итого:

37

8

29



Предварительный просмотр:

                    Устное народное творчество. Игры и считалки.

Игра «Изобрази предмет»

Выбирается ведущий (он встает в круг). Дети стоят в кругу и говорят слова:

Алып килдек бүләкләр

Курчак, самолет, этләр

Аю, куян, песиләр

Нерсә кирәк, сайлап ал.

Ведущий ребенок называет что ему надо, например самолет и все дети изображают самолет, ведущий выбирает самый красивый самолет. Ведущий меняется.

Игра «Түбәтәй»

Дети стоят в кругу приговаривая слова передают Түбәтәй

Түп – түп түбәтәй

Түбәтәең укалы

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

На ком остановилась Түбәтәй тот и дает команду к выполнению задания, например:

  • Сикер, сикер (прыгай)
  • Утыр, утыр (садись)
  • Йөгер, йөгер (беги)
  • Бие, бие (танцуй)
  • Уйна, уйна (играй)

Все дети выполняют команду. Игра повторяется.

Игра «Су анасы» (Водяная)

Дети ходят по кругу взявшись за руки, проговаривая слова:

Су анасы, су анасы

Су анасын күр әле.

Каршында кем басып тора

Ялгышмыйча әйт әле.

Водяная стоит в центре круга с закрытыми глазами, после проговоренных

слов, водяная показывает на любого ребенка рукой и должна угадать кто это.

Су анасы кем бу?

Считалка

Ипи, тоз, матур кыз

Карга, чыпчик

Син кал, бу чык!

Считалка Кызыл алма

1 алма, 2 алма, 3 алма, 4 алма, 5 алма, 6 алма, 7 алма, 8 алма, 9 алма – 10 кызыл алма!

Считалка

Тәрәз каршына

Килгән бер чыпчык

Чык әле, ди, чык.

Считалка

Ак чәйниккә

Акча салдым.

Ничә булды? 10 булды

Әтәлчек, мәтәлчек

Сиңа туры килде, чык.