Эссе"Я учитель"

Киселева Валентина Николаевна

 

 

С тех пор, как мир возник во мгле,

Ещё никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

Рудаки

 

        Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и важнее профессии Учитель. Хотелось бы  поделиться своими мыслями об этой значимой для жизни общества  профессии, раскрыть смысл собственной педагогической деятельности.

       Каждый человек должен оставить о себе память. Мир стремительно меняется: появляются новые технологии, ценности, модели поведения. Это обуславливает появление новых профессий. Однако  есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может успешно развиваться ни одно общество. Одна из таких профессий – Учитель.

       Для меня Учитель - это новатор, проявляющий готовность к испытаниям, полностью отдающий себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, всегда стремится к развитию и совершенству. Это человек, увлеченный своей любимой работой, старающийся быть важным, необходимым для того, кто нуждается в его внимании, заботе, и самое главное - в знаниях.

 

         В профессии учителя много привлекательных сторон: она представляет большие возможности для развития личности, придает человеку чувство собственного достоинства, является захватывающей и увлекательной. А сколько радости приносит работа с детьми!

     

          Мне нравится мой предмет, интересно готовиться к своим урокам, ещё интереснее рассказывать детям о такой фундаментальной науке, как биология. Многообразие растений и животных, сохранение природы, строение человека, генетика – все это увлекательный мир знаний, требующий постоянного пополнения и практического осмысления.

         У каждого учителя свой неповторимый стиль, свой почерк, определённый подход к школе, ученикам, учебной программе. Но конечная цель одна: привить любовь к знаниям, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, желание больше  знать.

         Как сделать урок интересным и увлекательным, как порой скучное, нудное заучивание понятий и определений и вереницу обычных уроков превратить в познавательное путешествие в мир знаний и шествие любознательных по страницам биологии? Ведь современных детей трудно заинтересовать будничным объяснением нового, погрузить в сферу исследовательской деятельности.

 

       Собираясь на урок,  преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха», что достигается посредством получения учеником результатов собственной, интеллектуально – исследовательской деятельности.

 

        Самыми главными и необходимыми профессиональными ценностями учителя считаю интерес к инновациям, новым методам преподавания и совершенствования качества образования, оригинальности и креативности мышления, неординарности в поиске решений нестандартных задач и проблем, которые помогают в организации исследовательской деятельности во время уроков и во внеурочной работе. Конечно, очень важно прекрасное знание своего предмета, осведомленность и желание изучать новейшие аспекты развития предмета как науки, способность решать сложные и нестандартные  задачи, которые возникают в нашей профессии.

 

        Найти общий язык с каждым учеником и развивать в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

       На уроках   бываю и доброй, и требовательной, и строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других.

       Также важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. На уроках стараюсь использовать все формы учебно – методической  работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, но использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в  поиск творческого решения учебных задач.

        Особенное внимание в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, а также музыкальные и танцевальные паузы, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

        Большое внимание уделяю работе, которая способствует формированию у детей самостоятельности в учебном труде через игровые моменты, уроки- соревнования, уроки- интервью, уроки- презентации.

       На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь и анализировать результаты. Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.

       Одной из важных задач своей воспитательной работы считаю создание в ученическом  коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, эстетически нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

       Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности,  принимая активное участие в жизни школы. Также стараюсь осуществлять постоянную двустороннюю связь с родителями, держать их в курсе всех успехов и неудач детей. В классе провожу различные тематические праздники совместно с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих близких и родных им людей.

 

      Все вышесказанное наводит на мысль, что я – счастливый человек: у меня  увлекательная профессия. И когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?» - всегда с гордостью отвечаю: «Учителем!» Да, я очень горжусь тем, что работаю в школе. Для меня «УЧИТЕЛЬ» – это не просто слово, это даже не просто работа. Это мое призвание, моя жизнь!