Выявление и развитие способностей учащихся

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся

          Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

 К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы. Мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден, учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями. Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо.

Работая в данном направлении, перед собой ставлю цель: создание системы работы по развитию творческой самостоятельности и креативного мышления обучающихся.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

  1. Создать максимально благоприятные условия для развития и формирования творческих способностей каждого;
  2. Изучить инновационные технологии, способствующие развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы;
  3. Выявлять  и использовать в учебной деятельности индивидуальные способности.
  4. Воспитывать творческую личность, способную находить нестандартные решения любых возникающих проблем.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.

 Диагностику творческой активности каждого ученика проводим при помощи следующих методов:

- наблюдения;

-беседы;

- анкетирования;

-тестов.

Наиболее эффективной, на мой взгляд,   современной  технологией, дающей  более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает: во-первых,  усвоение материала учеником не просто  через восприятие  органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых,  усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих,  развитие  его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика,  проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью  - все это является обязательными  условиями успешного обучения. Проблемное преподавание литературы  сегодня – это необходимость, так как  оно направлено на творческое усвоение знаний  в области литературоведения,  на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий,  имеющихся в курсе литературы, на развитие  навыков самостоятельного применения  методов  исследования.  

Личностные результаты в формировании творческих способностей помогает сформировать метод проектов.  Данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные  результаты: творческие презентации ребят заменяют уже приевшуюся форму контроля “вопрос-ответ”. Преимущество проектной организации учебного процесса с использованием информационных технологий состоит в том, что такая деятельность вырабатывает следующие умения:

- планировать свою работу, просчитывая возможные варианты;

-использовать много источников информации;

-самостоятельно отбирать и накапливать материал;

-анализировать, аргументировать мнение;

-устанавливать контакты;

-создавать “конечный продукт”;

-представлять созданное перед аудиторией.

Эти умения в соединении с интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями являются социально-значимыми для достижения успешной социализации обучающихся и  адаптации их на рынке труда.

Одним из приёмов развития творческих способностей учащихся на моих уроках является синквейн как способ на любом этапе урока, изучения темы проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций, как идёт восприятие нового материала. К тому же синквейн – это быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Данный приём изменяет атмосферу в классе, делает её более творческой, способствует улучшению эмоционального состояния ребят. Школьники пишут синквейны индивидуально, в парах, в группах. Важно следовать алгоритму написания синквейна:

1 строчка – одно слово (обычно существительное или местоимение, которое называет тему стихотворения),

2 строчка – два слова (описание темы, прилагательное или причастие),

3 строчка – три слова (действие темы, глаголы),

4 строчка – четыре слова (предложение, фраза, отношение автора к теме, заявленной в первой строчке),

5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается перифраз, то есть описательный оборот).

Синквейн-эффективный приём технологии критического мышления.

Вот примеры синквейнов моих учеников:

1. Родина

2.Любимая, родная

3.Защищаешь, любишь, прославляешь

4.Место, где родился и вырос

5.Отчизна.

1.Война

2.Страшная, жестокая

3.Губит, разрушает, убивает

4.Уносит жизни многих людей

5.Беда.

Не менее эффективным является приём буриме.

"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта

литературная игра возникла во Франции в 17 в. Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого–либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от ученика смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления. В этом помогают игры, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память.

Как показывает практика, нестандартные задания помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к литературе как учебному предмету в целом.

Сознание ученика следует переориентировать: учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром.

Проблема сегодняшнего дня в то, что дети не читают. В целях формирования интереса к чтению провожу анкетирование среди учащихся, викторины по прочитанному, применяю тесты на знание текстов, карточки для индивидуальной работы, инсценировки, видеофильмы и презентации.

Различные типы уроков, таких как урок-концерт, урок-литературная гостиная, урок-кроссворд вносят разнообразие и способствуют повышению интереса к литературе.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Мы должны развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности.

Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя.

Используя подобные методы, я стараюсь, чтобы мои дети достигли определённых результатов:

1. Могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.

2. Достигли положительной динамики в показателе грамотности и качестве знаний.

            3. Могли найти креативные подходы к решению проблем.

Результативность педагогической деятельности

       Система работы по данной теме позволила достичь    определённых результатов:

-учащиеся получают знания, необходимые в жизни;

- у учащихся формируется положительная мотивация изучения русского языка и литературы (учащиеся с удовольствием посещают уроки, составляют презентации на изучаемые темы, принимают участие в предметных неделях, олимпиадах школьного и муниципального уровней, принимают участие в различных конкурсах, конференциях.)



Предварительный просмотр:

Творческие задания для учащихся 5 класса.

:

Анализ зрительного образа.

1. Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названные признака:

  • яркий – жёлтый (свет, лампа, солнце…)
  • пушистый – зелёный (ёлка, шарф, трава…)
  • прозрачный – голубой (небо, глаза, вода…)
  • сильный – добрый (человек, руки, собака…)

В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном значении: сладкий – лёгкий (жизнь, запах, победа)

2. Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

  • гладкий – чёрный – тихий (вода, собака…)
  • белый – мягкий – съедобный (хлеб, мороженое..)
  • тёмный – тяжёлый – шумный (поток воды, небо…)
  • светлый – лёгкий – блестящий (волосы, ткань…)

3. Разгадай загадку:

  • Не машина, а железный, со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь) 
  • Маленькое, сдобное
    Колесо съедобное,
    Я одна тебя не съем,
    Разделю ребятам всем.
    (Бублик) 

Умение находить общие и различающиеся признаки предметов.

Даны предметы: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина. Найди между ними как можно больше отличий.

Например:

Шкаф

Телевизор

большой

обычно небольшой

используется для хранения вещей

не используется для хранения вещей

не нуждается в электричестве

нуждается в электричестве

Найди общие признаки вышеперечисленных предметов.

Например:

Шкаф – Телевизор

Предметы домашнего обихода

Подставка для других вещей

Предметы любования

Объекты искусственного происхождения

Умение составлять сюжетный рассказ.

1. Представь, что ты превратился в домашнее животное: собаку, попугайчика, хомячка или кошку. Попробуй представить, как протекает твоя жизнь:

  • Что ты ешь?
  • Чем занимаешься днём?
  • Кто твой хозяин и как он к тебе относится?
  • Где ты спишь?
  • Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?

Составь от имени выбранного животного рассказ на тему “День и ночь моей жизни”.

2. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:

  • Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
  • Как я попал в дом?
  • Что я могу делать или что со мной можно делать?
  • Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
  • Какие интересные истории со мной происходили?
  • С какими предметами я дружу?
  • Кого я не очень люблю?

Умение находить причину событий, устанавливать причинные связи между событиями.

1. Придумай рассказ, объясняющий причину возникновения следующей ситуации:

  • Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
  • Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
  • Окна всех школьных кабинетов распахнуты настежь.

При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.
Например: ситуация, когда речка могла выйти из берегов и затопить окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что космический корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду.

2. Придумай рассказ, связав между собой следующие события:

  • Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
  • Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Например:

Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Умение объяснять образное сравнение.

1. Объясни, что это означает:

  • Мальчик, как медведь
  • Учитель, как грозовая туча
  • Человек, как стена
  • Деревья, как богатыри
  • Воздух, как стеклянный.

2. Придумай, с чем можно сравнить:

  • Причёску
  • Одуванчик
  • Снежинку
  • Озеро
  • Ветер

Необходимо помнить, что образное сравнение можно составить по любому признаку предмета или явления.
Например:
причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась, как картонный домик, как песочный куличик; держалась, как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как морёный дуб.
Красота: как произведение искусства.

Желательно придумать как можно больше сравнений.

Умение подбирать слова, противоположные по значению.

1. Подбери слова, противоположные по значению:

  • Свежий хлеб – …
    свежий ветер – …
    свежая рубашка – …
  • Чёрная ткань – …
    чёрная работа – …
    чёрные мысли – …

2. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

  • На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
  • У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
  • Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

Умение согласовывать слова в предложении.

1. Поэт написал стихотворение про девочку Милу, но, когда он ушёл, все слова в столбиках перепутались. Помоги каждому слову найти своё место.

Мила
Не
Мама
Ей

Милу
мыла
без мыла
жалела

было
не
мыла
мама

мыла
мылом
мило
люила

(Мама Милу мыла мылом.
Не жалела мама мыла.
Мила мыла не любила.
Ей без мыла было мило.)

2. Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв. (Предложение состоит из четырёх слов.)

  • Б… у… ж… б…
  • С… о… н… с…
  • К… е… л… к…

Для того, чтобы определить, какие упражнения необходимы учащимся именно вашего класса, желательно провести диагностику речевых творческих способностей детей. В этом Вам могут помочь школьные психологи, а также следующая литература:

  1. Т.В.Галкина, Л.Г.Алексеева Методика диагностики речемыслительной креативности.// Методы психологической диагностики, вып. 1 – М., 1993.
  2. Дж.Родари  Грамматика фантазии. – М., 1978.
  3. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – С-Пб., 1994.
  4. А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

 

 Примеры творческих домашних заданий по русскому языку(5, 6 класс)

Выполни упражнение №… или

- опиши явлениея природы, которое вызывает у тебя поэтические фантазии

- напиши этюд «Ель, засыпанная снегом» (понаблюдай!);

- придумай стихи на правило…

- напиши двустишие (четверостишие) со словами «задача», «удача»;

- составь распорядок дня (серьёзный или шуточный, используй глаголы с«ться»;

- вспомни три литературных героя и охарактеризуй их с помощью прилагательных;

- нарисуй портрет суффикса «еньк», корня «див»…;

- заготовь лото по теме…;

- напиши о том, чем сегодня будет занят твой день после уроков;

- напиши продолжение диктанта (изложения);

- придумай ребус со словарными словами;

- расскажи историю какой-нибудь вещи, хранящейся в вашем доме;

- посоветовавшись с родителями, подбери материал о человеке, в чью честь названа улица;

- напиши миниатюру «Впечатления сегодняшнего дня»;

- напиши «Правила работы», т.е. инструкцию по изготовлению какого-либо изделия;

- составь кроссворд по теме…;

- составь карту путешествия на планету «Грамматика»;

- составь текст для «Сборника удивительных диктантов» (по теме…);

- составь вопросы по теме…;

- напиши рекламу (притяжательных прилагательных и т.д.);

- сочини сказку («Приключение приставки» и т.д.);

- зашифруй в рисунке фразеологизм;

-напиши весёлую историю по опорным словам;

- придумай название для детского журнала, которое можно было бы расшифровать 



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе

по теме "Правописание приставок на З и С"

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.

Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.                

                                                Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: 

  • алгоритм правописания приставок
  • опорная схема
  • опорные конспекты учащихся
  • перфокарты
  • репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”
  • лист достижений (После выполнения каждого задания учащиеся оценивают свою работу)

Ход урока

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Чтобы настроиться на урок, вы сейчас назовете мне слова с разными приставками. Учащиеся 1-го ряда сядут, когда назовут слова с неизменяемыми приставками; 2-го ряда – с приставками на з (с) ; 3-го ряда – с приставками пре-, при-.

2. Сообщение целей и задач урока.

- Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума. Тема урока “Правописание приставок”. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)

Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с) , находить их в предложениях, употреблять в речи.

Запишем в тетрадях число, тему урока.

3. Устная разминка. 

  • На какие группы делятся приставки?
  • Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
  • Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
  • Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.
  • Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
  • А с правописанием каких приставок мы будем знакомиться в 6 классе?
  • Кто запомнил, в каких случаях пишется приставка при-? Приведите примеры.
  • Кто расскажет, в каких случаях пишется приставка пре-? Приведите примеры.

4. Проверка домашнего задания.

1) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание, а как сами справились с домашним заданием?

2) Проверка индивидуальной работы по карточкам.

Карточка № 1

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Карточка № 2

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з-с” )

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и.п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

5. Практическая часть.

1) Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Физминутка для глаз

Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

2) Самостоятельная работа. 

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился

Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И.п. – руки на пояс. 1 – локти свести вперед и голову наклонить вперед. 2 – и.п. 3 – локти назад, голову наклонить назад, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем руки опустить вниз и расслабленно потрясти.

И.п. – руки прямо. 1 – правую руку вперед, левую – вверх. 2 – и.п. 3 – левую руку вперед, правую – вверх. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и встряхнуть кистями.

4) Творческая работа

(Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по репродукции картины Т.Н.Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ жизни”)

В…дохнула глубоко

Ра…крыла балконную дверь

И…гиб пальцев

Вещи не ра…бросаны

5) Работа с перфокартой.

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение

(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)

6. Рефлексия

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

Было ли интересно?

Были ли вы активны?

Было ли трудно?



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия (литературный квест)

«Но жив талант, бессмертен гений... «(посвящено А.С.Пушкину)

Пояснительная записка.

Цели:

воспитательные:

-воспитывать патриотизм;

-воспитывать интерес к поэзии, литературе, чувство прекрасного.

обучающие:

- формировать знания по биографии и творчеству А.С.Пушкина;

-обучать умению формулировать и высказывать свои мысли;

-формировать навыки выступления перед аудиторией;

развивающие:

-совершенствовать умение находить в тексте средства художественной выразительности; развивать логическое, образное мышление, творческие способности;

-содействовать формированию коммуникативных качеств;

-совершенствовать навыки поведения в различных общественных группах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-способствовать патриотическому воспитанию, формированию исторического сознания;

-создать объективную основу для воспитания любви к родной литературе;

-способствовать личностному развитию, определяющемуся развитием индивидуальных, эмоциональных и ценностных ориентиров.

Форма реализации: литературный квест(игра)

Возрастные группы обучающихся: обучающиеся среднего звена (5-7кл.)

Ожидаемые результаты (полученные результаты):

- развитие патриотических чувств, ответственности у подростков;

  • формирование представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие законы и нормы;
  • активное участие школы в работе патриотической направленности;

Внеклассное мероприятие соответствует принципам воспитательного процесса:

- принципу совместной деятельности, который направлен на развитие отношений между всеми участниками воспитательного процесса, адекватной коммуникации;

- принципу позитивного «педоцентризма. Проводился тщательный отбор

содержания для воспитательного мероприятия, важного для обучающихся среднего возраста;

- принципу гуманистической направленности. Происходит формирование у обучающихся бережного отношения к обществу, к родной литературе.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, выставка книг поэта «Вместе к Пушкину»,

1

тексты стихотворений, изображение берёзы с отрывными листочками, мультимедиа проектор, презентация, эмблемы команд, рисунки; пазлы, на которых написаны кусочки стихотворения(2 одинаковых набора).

В чужбине……

……..свято наблюдаю

Родной обычай…….

…….старины:

На волю птичку …..

…..выпускаю

При светлом празднике ...

……весны

Методические рекомендации: на этом мероприятии можно использовать разные нетрадиционные виды работы.

Класс делится на две группы, но при необходимости можно и больше; участники заранее получают задание: придумать название команды, эмблемы соответствующие и девизы в стихотворной форме, связанные с творчеством

А.С.Пушкина, сделать иллюстрации к стихотворениям на А-3

Ход мероприятия:

Слово учителя:

 (Слайд1.Портрет А. С.Пушкина)

Сегодня мы обратимся к биографии и творчеству одного из самых знаменитых поэтов нашей страны. "А.С.Пушкин– русский национальный поэт",- писал о нем Н.В. Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным .

«Следы исчезнут поколений,Но жив талант, бессмертен гений!»-писал известный поэт, прозаик, журналист Ф. Н. Глинка.

Великий певец Руси нам оставил чудесное поэтическое наследство.

Его стихотворения удивительно богаты и многогранны по своему душевному выражению, искренности чувств и живописности образов. По словам Н.Г.Чернышевского, Пушкин способен « увлекаться и увлекать», привязываться к человеку «всеми силами души».

Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.

Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и

заработать как можно больше пазлов, для того чтобы сложить их в конце.

Встречаем наши команды.

(Команды выходят для приветствия. Организованно показывают эмблемы и произносят девизы.

Слово учителя:

- Разрешите представить вам главных контролёров квеста. (Представляется жюри)

1 Станция «Биографическая»

Слово учителя:

- Пушкин вошёл в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах.

В кроссворде, который вам предстоит разгадать, имена самых важных людей в биографии А.С.Пушкина.

(Команды получают листы с одинаковыми кроссвордами, какая из них расшифрует быстрее ключевое слово, та и получает пазл).

По горизонтали: 1. Каким одним словом можно назвать родителей

А.С.Пушкина и их детей? (Семья)

(Слайд 2.Семья Пушкиных)

2.Имя сестры А.С.Пушкина? (Ольга)

(Слайд 3 .Портрет О.С.Пушкиной)

3.На дуэли с ним погиб А.С.Пушкин. (Дантес)

(Слайд 4. Портрет Жоржа Шаля Дантеса)

4.От кого А. С.Пушкин наслушался семейных преданий?

(Бабушка)

(Слайд 5.Портрет М.А.Ганибалл)

5.Имя младшего брата А.С.Пушкина? (Лев)

(Слайд 6.Портрет Л.С.Пушкина)

6.Имя няни А.С.Пушкина? (Арина)

( Слайд 7 . Портрет А.Р.Яковлевой)

По вертикали должно получиться ключевое слово Москва (в этом городе родился поэт)

1.С

Е

М

Ь

Я

2.О

Л

Ь

Г

А

3.Д

А

Н

Т

Е

С

4.Б

А

Б

У

Ш

К

А

5.Л

Е

В

6.А

Р

И

Н

А

2 Станция «Поэтическая».

Слово учителя:

-В поэзии А. С.Пушкина покоряют удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с душевностью. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, а для того, чтобы полнее и глубже

выразить стремление поэта ко всеобщей гармонии.

Подберите примеры из текстов эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор.

(Участникам обеих команд раздаются листочки с одинаковыми текстами стихотворений «Зимнее утро» , «Зимний вечер».

На доске берёза с отрывными листочками, представители команд срывают их, на обратных сторонах написаны задания для анализа стихотворений:

подобрать примеры

-эпитетов;

-сравнений;

-олицетворений;

-метафор.

За большее количество правильных ответов контролёры отдают пазл.)

Зимнее утро

Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1829

Зимний вечер

Александр Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей

1825

3 Станция «Угадай мелодию».

Слово учителя:

-На стихи А.С.Пушкина создано много романсов, которые исполняются и в наши дни. Пазл получит та команда, которая быстрее отгадает название романса или процитирует из него фрагмент.

(Звучит музыка без слов романсов на стихи А.С.Пушкина:

«Я вас любил..», «Я помню чудное мгновенье...», « Пора,мой друг,пора!»)

4 Станция «Художественная галерея».

Слово учителя:

- Командам будут продемонстрированы репродукции картин, а участники должны определить к каким стихотворениям поэта они наиболее подходят.

(Репродукции картин: В.Цыплаков “Мороз и солнце” (Слайд 8),

Н.Романдин “Село Хмелёвка» (Слайд 9),

Н.П.Крымов “Зимний вечер» (Слайд10),В.Е.Попков «Осенние дожди»

(Слайд 11).

Учитывается и творческое домашнее задание: сделать иллюстрации к наиболее понравившимся стихотворениям (на А-3).

2 пазла отдают контролёры: за лучшую иллюстрацию и соответствие репродукций стихотворениям).

5 Станция «Мастер художественного чтения»

Слово учителя:

- Участники квеста должны продекламировать стихотворения А.С.Пушкина.

Команда, продекламировавшая стихотворение лучше, получает пазл.

6.Станция «Творческая мастерская»

Слово учителя:

-Участники команд получают одинаковый стихотворный текст

(незнакомый для участников) с пропущенными словами.. Задача: подобрать наиболее соответствующие тексту слова. После проверяются варианты стихотворения, за правильный даётся пазл.

Над Невою резво …..

Флаги пёстрые …..

Звучно с лодок ……

Песни дружные ...

(Слова для справок : вьются, судов, раздаются,гребцов ).

(Правильный вариант:

Над Невою резво вьются

Флаги пёстрые судов

Звучно с лодок раздаются

Песни дружные гребцов.)

7.Станция конечная.

Слово учителя:

- Из заработанных пазлов сложить фрагмент стихотворения, недостающие фрагменты по смыслу попытаться восстановить. Побеждает та команда, которая более точно «собрала» стихотворение.

Слово учителя:

- Слово предоставляется контролёрам нашего мероприятия.

(Жюри подводит итоги. Участники награждаются грамотами и благодарностями )

Слово учителя:

  • О Пушкине написано столько, что, кажется, уже изучено всё до мельчайших деталей, как в биографии поэта, так и в его творчестве. Но, тем не менее, личность Пушкина не перестаёт быть притягательной, а каждая встреча с его творчеством-открытием. В наше время, когда хороший, чистый русский язык становится достоянием всё меньшего числа людей, возрастает интерес к языковому мастерству Пушкина, так как это источник не только речевой культуры, но и кладезь нравственности, духовности-всего того, что так необходимо современному творчеству.

По окончании нашего мероприятия всем участникам предлагается выразить свои впечатления в «Газете мнений».

(На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) участники могут написать отзыв о мероприятии).

Используемые ресурсы:

1.А.С.Пушкин. Сочинения. (Том 1).

2.Интернет-ресурсы: музыка@.mail.ru

3..Ю.М.Лотман. А.С.Пушкин. Биография писателя.