Валькова Юлия Борисовна

Юдина Галина Владимировна

Консультации по методической теме «Использование изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи». Работа направлена на повышение эффективности речевого и творческого потенциала дошкольников. Формирование речи у дошкольников с ОВЗ является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

1. Консультация для воспитателей: «Интеграция изобразительной деятельности в коррекционно-развивающий процесс группы» Уважаемые коллеги! В рамках реализации методической темы «Использование изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи», хочу поделиться ключевыми выводами и практическими рекомендациями. Опыт показывает: изобразительная деятельность — это не просто творчество, это мощный инструмент развития и компенсации нарушений у детей с ОНР (Общим недоразвитием речи). Наша общая задача — обеспечить интеграцию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. 

2.  Консультация для воспитателей:  «Нетрадиционные техники рисования как   средство повышения речевого и   творческого потенциала дошкольников» Уважаемые коллеги! В продолжение темы использования изобразительной деятельности в коррекционной работе, предлагаю сфокусироваться на нетрадиционных техниках рисования. Это не просто увлекательное развлечение, а мощный, инновационный инструмент, который мы можем эффективно применять в группе для стимуляции речи и развития творческих способностей детей с ОНР.

3. Консультация для родителей: «Когда краски говорят: как рисование помогает развить речь ребенка» Уважаемые родители! Мы все хотим, чтобы наши дети хорошо говорили, четко выражали свои мысли и успешно учились в школе. Часто кажется, что развитие речи — это только специальные логопедические занятия. Однако огромный потенциал скрыт в том, что дети любят больше всего — в игре и творчестве, в частности, в рисовании.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Интеграция изобразительной деятельности в коррекционно-развивающий процесс группы»

Уважаемые коллеги!

В рамках реализации методической темы «Использование изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи», хочу поделиться ключевыми выводами и практическими рекомендациями.

Опыт показывает: изобразительная деятельность — это не просто творчество, это мощный инструмент развития и компенсации нарушений у детей с ОНР (Общим недоразвитием речи). Наша общая задача — обеспечить интеграцию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Почему ИЗО так важно для коррекции речи?

Нейропсихологический фундамент («Рука учит мозг»):

Центры мозга, отвечающие за движение пальцев и кисти руки (мелкую моторику), находятся в непосредственной близости от речевых центров. Стимулируя моторику через различные виды рисования, мы напрямую активизируем речевую деятельность.

Обогащение лексико-грамматического строя:

ИЗО-деятельность — идеальная предметно-практическая среда для освоения новых слов. Ребенок учится называть:

Действия: смешивать, растушевывать, примакивать, лепить, вырезать, клеить.

Признаки: оттенки цветов (не просто красный, а алый, бордовый), фактуры (шершавый, гладкий, липкий).

Пространственные отношения: над, под, слева от, справа от, между, в углу, посередине.

Формирование регуляторных функций:

Для детей с ОВЗ характерны импульсивность, отвлекаемость, трудности с планированием действий. Рисование помогает формировать ключевые предпосылки учебной деятельности:

Целенаправленность выполнения работы по замыслу или заданию.

Усидчивость и настойчивость в доведении работы до конца.

Аккуратность, которая напрямую готовит руку к письму и формирует самоконтроль.

Задачи воспитателя в этом процессе

Работа логопеда эффективна только при условии поддержки в группе. Ваша роль критически важна:

Обеспечение речевого сопровождения в свободной деятельности:

Побуждайте детей проговаривать свои действия и замыслы во время работы в центрах творчества. Используйте вопросы: «Что ты рисуешь сейчас?», «Какого цвета у тебя небо?», «Где находится твой зайчик?»

Внедрение инновационных форм работы:

Используйте нетрадиционные техники: рисование губками, пальчиками, кляксография, элементы песочной анимации. Это повышает интерес и сенсорный опыт.

Практикуйте «рисование под музыку»: это развивает слуховое внимание, чувство ритма и эмоциональный интеллект.

Единый подход к оценке:

Важно хвалить ребенка не только за «красивый» результат, но и за процесс: «Ты очень старался!», «Как аккуратно ты довел линию до конца!», «Молодец, ты сам выбрал цвета!»

Наша общая цель: через творчество, игру и радость открытия новых техник помочь ребенку разговориться, стать более уверенным, самостоятельным и готовым к дальнейшему обучению.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Нетрадиционные техники рисования как средство повышения речевого и творческого потенциала дошкольников»

Уважаемые коллеги!

В продолжение темы использования изобразительной деятельности в коррекционной работе, предлагаю сфокусироваться на нетрадиционных техниках рисования. Это не просто увлекательное развлечение, а мощный, инновационный инструмент, который мы можем эффективно применять в группе для стимуляции речи и развития творческих способностей детей с ОНР.

Почему именно нетрадиционные техники? Традиционное рисование кистью иногда вызывает у детей напряжение, страх чистого листа или неуверенность в своих силах («у меня не получится красиво»). Нетрадиционные же техники снимают этот барьер:

Сенсорный опыт: Работа с разными фактурами (песок, ткань, мятая бумага, губки) дает богатейший сенсорный и тактильный опыт,  стимулирующий речевые зоны мозга.

Свобода самовыражения: Отсутствие строгих правил и шаблонов позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным художником.

Развитие воображения и речи: Неожиданный результат (например, клякса или отпечаток) требует от ребенка домысливания образа и его словесного описания.

Практические приемы для использования в группе

1. Рисование на песке (или манке)

Как делать: В мелкий поднос насыпьте тонкий слой манки или кинетического песка.

Речевая задача: Используйте как основу для артикуляционной гимнастики (дуть на песок) или для автоматизации звуков и усвоения пространственных предлогов. Проговариваем: «Я веду линию плавно», «Пальчик бежит по песку», «Спрячь букву Р под песочком».

2. Кляксография (выдувание соломинкой)

Как делать: Капните гуашь, разведенную водой, на лист и предложите ребенку раздуть ее через соломинку в разные стороны.

Речевая задача: Это отличное дыхательное упражнение и тренировка связной речи.

Проговариваем: «Что получилось? На что похоже? Это летящий дракон или страшное чудовище?» Ребенок описывает получившийся образ.

3. Монотипия (рисование зеркальных изображений)

Как делать: Рисуем на одной половине листа, складываем пополам и прижимаем. Получается симметричный отпечаток.

Речевая задача: Формирование симметрии, пространственной ориентации и обогащение словаря прилагательными.

Проговариваем: «Бабочка зеркальная, она красивая, яркая».

Роль воспитателя

Ваша задача — не просто выдать материал, а мотивировать ребенка к речевому взаимодействию.

Задавайте вопросы. Хвалите за процесс и старание.

Используйте эти техники для закрепления лексических тем, которые вы проходите в течение недели.

Внедрение этих простых, но эффективных приемов сделает коррекционно-развивающий процесс более увлекательным, снимет напряжение у детей и значительно повысит их речевой и творческий потенциал.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Когда краски говорят: как рисование помогает развить речь ребенка»

Уважаемые родители!

Мы все хотим, чтобы наши дети хорошо говорили, четко выражали свои мысли и успешно учились в школе. Часто кажется, что развитие речи — это только специальные логопедические занятия. Однако огромный потенциал скрыт в том, что дети любят больше всего — в игре и творчестве, в частности, в рисовании.

Как же обычные краски и карандаши связаны с развитием речи?

1. Мелкая моторика = Развитие речи

Нейропсихологи доказали прямую связь: центры мозга, отвечающие за движение пальцев рук, находятся очень близко к речевым центрам. Стимулируя мелкую моторику (захват кисти, рисование мелких деталей, работу с нетрадиционными материалами — песком, крупами), мы напрямую активизируем развитие речи.

2. Обогащение словаря и мышления

В процессе рисования ребенок не просто мажет кистью по бумаге, он думает, выбирает, описывает:

Названия и признаки: Он учится называть цвета (не просто «красный», а «алый», «вишневый»), формы («овальный», «треугольный»), материалы («шершавый песок», «липкий клей»).

Пространственные представления: Он осваивает сложные понятия: «над крышей», «под деревом», «между домами».

3. Развитие связной речи

Самое главное — это проговаривание процесса. Когда ребенок рассказывает, что он рисует, как он это делает и что получилось в итоге, он учится выстраивать связный, последовательный рассказ.

Практические советы: играем и развиваемся дома

Общайтесь в процессе, а не только оценивайте результат.

Вместо: «Какой красивый рисунок!»

Спросите: «Что ты сейчас делаешь?», «Почему ты выбрал синий цвет для неба?», «Кого ты нарисовал первым?»

Используйте нетрадиционные материалы.

Рисование пальчиковыми красками, ватными палочками, губками, зубными щетками. Рисование на рассыпанной манке или песке — это сенсорное удовольствие и огромная польза для моторики.

Читайте и рисуйте по мотивам сказок.

Прочитали сказку? Предложите нарисовать любимого героя, а потом попросите ребенка рассказать родителям или бабушке, что это за герой и почему он ему нравится.

Цените усилия, а не талант.

Для детей с нарушениями речи важен сам процесс и завершение работы. Похвала за усидчивость, старание и аккуратность воспитывает те качества, которые помогут им в школе.

Помните: каждый рисунок — это маленькое путешествие в мир слов и мыслей вашего ребенка. Будьте рядом в этом путешествии!