конспекты уроков литературы

Ерзикова Татьяна Михайловна

конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9аб 17.11.20 литература17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Литература

17.11.20

Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Цель: Проанализировать 1, 2 действия комедии.

Ответить на вопросы:

  К  какому  стилю  относили  комедию классицисты?

  Каковы  особенности  классицистической  комедии? 

 Правила трех единств
Одним из приёмов являются «говорящие»фамилии

 

Анализ списка действующих лиц.

Говорящие фамилии

Фамусов (от лат. Fama – « молва») – воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия.

Репетилов (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».

Молчалин – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия несет намек на скрытые и важные свойства натуры.

Тугоуховский,  Скалозуб,   Хрюмина,     Хлестова,  Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:  принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский - Чаадаев).

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.

 Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

 Анализ I действия комедии.

 Какая  интрига  завязывается  в  самом  начале?

 Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели?  

 Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( О ком мы узнаем из слов Лизы?.)

 В  каком  явлении  появляется  Чацкий?  Как  входит Чацкий?

 Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

 Как его встречает Софья?

Что раздражает Софью в Чацком?

Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

 Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова  и  как  изменился  он  сам? Против чего направлена ирония Чацкого?

Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

Прочитать монолог Фамусова Д.2 Я 1


Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?

Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?

Чем же заполнен день в Фамусова?

Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.

 Почему Чацкий отказывается служить?

Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.

В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.

Чтение монологов и их обсуждение.

Монолог Фамусова. «Вот то – то все вы гордецы…)

 Каково мировоззрение Фамусова?

 Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?

 Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?

Чтение монолога Чацкого «И точно, начал свет глупеть...».

Что сравнивает Чацкий?

 Каковы же взгляды Чацкого?

Чья позиция вам предпочтительнее?

— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?

(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат запишите  в тетрадь).

Важный момент — появление Скалозуба.

 Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе?

 Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.

 

Чтение монолога «А судьи кто?..»


Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?

Как развивается любовный конфликт? 

Почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?

Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия? Ответ письменно

Домашнее задание.

Воспроизвести цепочку: как родился и распространился слух о сумасшествии Чацкого? (письменно)

Учить «А судьи кто?...» (монолог Чацкого) – через урок

 Ответить на вопросы: "Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?"