Конспекты уроков

Белоцерковская Вера Николаевна

Предварительный просмотр:

.

Конспект урока литературы  в 5-А классе.

Тема                 «И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима».

Цели:        - образовательная: показать духовные и нравственные качества главного героя, нравственное преображение Герасима, значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми, авторскую позицию и способы ее проявления;

                  -  развивающая: развивать связную речь учащихся, навыки анализа текста;

                  -  воспитательная: учить сочувствовать чужой беде, сострадать, помогать                           ближнему, утешать, противостоять жестокости.        

Планируемые результаты: 

- предметные: знать особенности содержания произведения; уметь характеризовать литературного героя, его духовные и нравственные качества, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме;

- метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: проблемное, дифференцированное обучение, аналитический метод, работа в паре.

Оборудование: портрет писателя, доска, учебник, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.  (Аналитический метод)

Вопросы: Понравилась ли вам повесть?

          Над чем она заставила вас задуматься?

          Какие чувства испытали вы, читая повесть?

  1. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Во второй главе читатель вновь встречается с пятью героями повести: барыней, дворецким Гаврилой, сапожником Капитоном, прачкой Татьяной, дворником Герасимом.

Отношения между героями строятся все по той же схеме «власть имущие и угнетенные». В ХIХ в. капризы богатых хозяев часто решали судьбы крепостных работников. Именно так разворачивается действие повести во второй главе.

Перечитывая текст, мы понимаем, что главы повести напоминают собой законченные рассказы-эпизоды из жизни крепостного работника Герасима.

Анализ прочитанного по плану

1. Каприз барыни.

2. Обязанность дворецкого — выполнять приказ.

3. Безразличный Капитон.

4. Забитость Татьяны.

5. Герасим. Его отношение к происходящему.

С самого начала главы Тургенев заинтриговывает читателя, сообщая следующее: «Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие».

Проблемный вопрос. Кому из героев этот случай будет казаться «небольшим происшествием» и для кого станет трагедией жизни?

1. Каприз барыни.

Чтение от слов «Старая барыня, у которой ...» до слов «Слушаю-с, — произнес Гаврила и удалился».

Вопрос: Случайно или с определенной целью задан вопрос барыней о Капитоне? (Случайно! Тем трагичнее становится ситуация для Татьяны, Герасима да и самого Капитона.)

2. Поведение Гаврилы.

Вопросы:

1. Можно ли догадаться, что думает Гаврила? (Гаврила согласен, что Капитона нужно спасать от пьянства, хотя бы женитьбой. Он не предполагал, что в невесты ему будет назначена Татьяна. «Хотел что-то возразить, да сжал губы».)

2. Почему Гаврила предпочел молчаливое согласие возражению? Почему он заранее согласен во всем с барыней? Почему такое угодничество? Какую роль играет в речи частичка «с»? (В поведении Гаврилы выражена рабская покорность, подобострастие, хитрость. Он понимает, что нельзя возражать барыне, так как самому от этого может не поздоровиться. В момент разговора с барыней речь угодническая, «сладкая»: он сделает все так, как того желает хозяйка, чтобы ничем не вызвать ее гнев.)

3. Безразличный Капитон.

Чтение в лицах от слов «Читатель теперь легко сам...» до слов «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях».

Вопросы:

— С какой целью автор вводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником?

— Сравните интонацию и тон диалога Гаврилы с барыней и диалога Гаврилы с Капитоном. Что можно отметить? (В диалоге Гаврилы и Капитона уверенной интонацией обладает дворецкий. И теперь Капитон уже подобострастничает, как раньше дворецкий. В речи опять звучит угодливое «с». Читатель понимает, что дворецкий зависит от барыни, а Капитон – от дворецкого.)

— Почему дворецкий передразнивает речь Капитона, иронизирует, раздражается, слушая речь Капитона?

— Тургенев говорит: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях». (Пояснить значение слова «красноречие».) Обладал ли талантом красноречия Капитон? Как можно оценить его речь? (Эта фраза случайна. Ею автор подчеркнул комизм ситуации и «высокий интеллект» башмачника.)

4. Татьяна.

Чтение в лицах диалога дворецкого и Татьяны.

Вопрос: Что можно сказать о характере Татьяны? (Тихая, скромная женщина. Она не умеет постоять за себя в тот момент, когда другие позволяют себе глумиться над ней. Татьяна соглашается со всем, что в отношении ее решает барыня. Она так приучена с детства: не противоречить.)

5. Духовные и нравственные качества Герасима.

Поговорим о Герасиме.

Вопрос: Поверил ли он в пьянство Татьяны? Как можно объяснить его угрюмость? Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой? Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу?

(Характер Герасима настолько силен, что он не побоялся ослушаться самой барыни. Этот человек — «самое замечательное лицо» среди дворни.

Угрюмость героя не случайна. Догадливый Герасим понял, что Татьяна не пьяна, но больше всего его поразил обман Татьяны. Такого предательства никак не мог ожидать не умеющий кривить душой человек. Нравы и помыслы его чисты, именно это заставляет его оттолкнуть от себя любимую Татьяну.

Герасим тяжело переживает случившееся. Но его спасает труд. Он умеет работать не из-под палки, труд приносит ему радость. Он нем, глух, но это не мешает ему увлекаться работой и получать от нее удовлетворение.

Искренность, убежденность, самостоятельность — вот чем силен герой, вот что страшно для таких, как дворецкий и барыня.)

Работа в паре. На парте у каждого учащегося раздаточный материал с текстами из повести.

Задание. Найдите в тексте примеры сравнений и гипербол. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть? (По одному примеру). Советуются, приходят к одному мнению.

Обобщение.

Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же, как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня.

В России ХIХ в. было много жестоких крепостников самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право — эксплуатация одного человека другим.

Самостоятельная творческая работа.

Все учащиеся отвечают письменно на проблемный вопрос.

  1. Итог урока. Задание классу:

 - назвать духовные и нравственные качества         Герасима. 

V.        Рефлексия. Обсуждается работа класса, учащиеся отмечают

 интересные моменты, трудные вопросы, оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

VI.        Домашнее задание. Учитель дает инструктаж по домашнему заданию:

- ответить на вопрос: понравился ли вам главный герой повести и его поступки?

- рассмотреть иллюстрации (выбрать одну иллюстрацию) к повести. Чем они интересны?

- подготовить творческое задание: почему Герасим ушел в деревню? Что хотел сказать читателям И.С. Тургенев? (Дифференцированное обучение)



Предварительный просмотр:

 

Конспект урока литературы  в 5-А классе.

Тема                 «Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы».

Цели:        - повторить известные способы сравнительной характеристики героев; учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина;

                 -  развивающая: развивать связную речь учащихся, навыки анализа текста;

                 -  воспитательная: учить сочувствовать чужой беде, сострадать, помогать                           ближнему, противостоять жестокости.        

Планируемые результаты: 

- предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою;

- метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

- личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: аналитический метод, проектный и исследовательский метод, работа в паре, дифференцированное обучение.

Оборудование: портрет писателя, доска, учебник, схема, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.  (Аналитический метод)

Задание: ответить на вопрос 4, с. учебника 259. В чем смысл повести? Что осуждает писатель?

  1. Работа по теме урока.

Анализ III главы повести.

Вопросы:

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?

2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула?

3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?

4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы.

5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов?

6. Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина?

Составление сравнительной характеристики героев.

Запись всех отличий (сходств) героев в тетради:

Жилин                                                                   Костылин

Место жительства героев

горный татарский аул, сарай                          горный татарский аул, сарай

Чем питались пленные?

лепешка из просяной муки                              только лепешка, либо тесто

или тесто сырое да вода;                                  сырое и вода

молоко, сырные лепешки,

кусок баранины

Чем занимались офицеры?

писем не писал, все                                           писал еще раз домой,

высматривал, выпытывал,                                    скучал, ждал, когда пришлют

как ему устроить побег                                     денег, считал дни, спал

рукодельничал: лепил кукол;

плел корзинки из прутьев;

мастерил игрушечную

карусель на диво всему аулу;

чинил оружие, часы; учился

понимать татарский язык

Задание по вариантам. Защита проектов: «Жилин – деятельный человек», «Костылин – бездеятельный человек». (Проект составляется учащимся на основе сравнительной характеристики Жилина и Костылина.)

Вывод: Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению.

Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

Работа в паре. На парте у каждого учащегося раздаточный материал с текстами из рассказа.

Задание. Исследовать, какие глаголы автор употребляет, характеризуя жизнь

Жилина и Костылина.

(Интересно понаблюдать, какими глаголами действия сопровождает писатель жизнь Жилина в ауле — «рукодельничает», «высматривает», «ходит», и Костылина — «пишет», «ждет», «скучает», «спит».)

 

Анализ IV главы повести.

Вопросы:

1. Как прожил Жилин месяц?

2. Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору?

3. Что помешало ему в тот же вечер совершить побег?

4. Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним?

5. Объясните причину колебаний Костылина перед побегом?

 Составление плана рассказа «Жилин готовится к побегу» по материалам III и IV глав.

План

1. Знакомство с жизнью татарского аула.

2. Работа над подкопом.

3. Поиски дороги.

4. Путь побега — только на Север.

5. Внезапное возвращение татар.

6. Побег.

Заключительное слово учителя.

        После чтения III и IV главы рассказа нужно отметить, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

        Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту, другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

  1. Итог урока. Задание классу:

 - что общего и в чем различие  в характерах и судьбах Жилина и Костылина? 

  1.      Рефлексия. Обсуждается работа класса, учащиеся отмечают интересные моменты, трудные вопросы, оценивают совместно с учителем и   одноклассниками результат своих действий.

VI.        Домашнее задание. Учитель дает инструктаж по домашнему заданию:

- ответить на вопрос: почему рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

- рассмотреть иллюстрации (выбрать одну иллюстрацию) к рассказу. Чем они интересны?

- подготовить творческое задание: назовите эпизоды из рассказа, которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие? Доказать. (Дифференцированное обучение)



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5-А классе.

Тема                 «Краткие прилагательные».

Цели:        - образовательная: показать грамматические особенности кратких прилагательных, определить роль кратких прилагательных в предложении;

                - развивающая: развивать навыки работы с тестами;

                - воспитательная: воспитывать уважение к русскому языку.        

Планируемые результаты: 

- предметные: знать о полной и краткой форме прилагательных, грамматических особенностях кратких форм прилагательных; их синтаксической роли; правиле правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания;

- метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и уметь их пояснить; умение ставить цель и организовывать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивному мышлению, самоанализу и самооценке;

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: проблемное, дифференцированное обучение, аналитический метод, тестирование.

Оборудование: доска, учебник, схема, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Работа со схемой «Проблемы в окончаниях имен прилагательных».

Проблема

Решение

а/о

Задать вопрос. В окончании вопроса о – в окончании прилагательного тоже о; в окончании вопроса а – в окончании прилагательного тоже а. Например: высокого – какого? высокая – какая?

г/в

г – в окончаниях полных имен прилагательных. Например: желтого, черного.

в – на конце кратких имен прилагательных. Например: красивого – красива.

е/о

После шипящих под ударением о, без ударения е. Например: большого, могучего.

е/и

Задать вопрос. Если в окончании вопроса есть и, в окончании прилагательного тоже пишем и. Например: синему – какому? Но: синим – каким?

Словарная работа.

Орфографический практикум.

Громкий голос, горячей кружкой, колючий куст, нижний этаж, чертит тонким карандашом, в бескрайнем океане, идти дремучим лесом.

Задание: выделить окончание имен прилагательных; указать их род и число. (Овладевают навыком орфографического анализа).

Исправить ошибки в предложении.

Какова числа ты приежаешь? (Проводят орфографический анализ слов предложения, исправляют ошибки).

  1. Работа по теме урока.
  1. Сопоставление полной и краткой форм имен прилагательных.

Прочитайте пары предложений в упр. 336 (учебник). Запишите, сверху укажите вопросы, на которые отвечают имена прилагательные.

Чем различаются прилагательные в полной и краткой форме на письме?

Сравним их морфологические признаки. Попробуйте изменить любое полное и краткое прилагательное из упр. 336 по падежам, числам и родам. Составьте устный ответ о том, какие морфологические признаки есть у кратких прилагательных. (Аналитический метод обучения).

  1. Орфоэпическая разминка.

Произнесите краткие прилагательные, предложенные на с. 36 учебника, опираясь на знаки ударения.

  1. Фронтальная работа.

Прочитайте предложения упр. 337, найдите краткие прилагательные, определите их синтаксическую роль, назвать окончания, указать род и число.

Упр. 338. Образуйте краткие прилагательные от полных, выделите окончания.

  1. Лингвистическая задача. На парте у каждого учащегося раздаточный материал. Прочитайте стихотворение. Почему оно вызывает улыбку?

То мышь, то чиж,

То еж, то рожь.

Не   различишь!

Не разберешь!

Но я, ребята, не дурак!

Везде поставлю мягкий знак!

Какие орфограммы представлены в тексте стихотворения? Вспомните правила, объясните орфограммы. (Проводят орфографический анализ слов предложения).

  1. Применение правила.

С. 37 (учебник)

IV.        Закрепление изученного материала.

Применяют полученные знания на практике.

Перепишите упр.339. Комментируют выполнение задания, применяя правило.

Тематический тест.

Часть А

А1 Укажите краткое прилагательное, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  1. Работа труднА
  2. Будьте дОбры
  3. Солнце низкО
  4. Бабушка стАра

А2        Укажите слово, в котором на конце пишется ь.

  1. Вокруг тиш…
  2. Дуб могуч…
  3. Ерш колюч…
  4. Громкий плач…

А3 Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы.

  1. Редкий
  2. Тихий
  3. Морской
  4. Грозный

Часть Б                                 (Метод дифференцированного обучения)

Б1 Выпишите из предложения прилагательное, выполняющее роль эпитета. Образуйте краткую форму.

        К ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне.

Б2 Напишите часть речи, которой выражены сказуемые в данном предложении.

        Летом вечера долги, а ночи коротки.

  1. Итог урока. Вопросы классу:

 - чем отличаются полные и краткие формы прилагательных?

 - какую синтаксическую роль выполняют краткие прилагательные в    предложении?

VI.        Рефлексия. Обсуждается работа класса, учащиеся отмечают

 интересные моменты, трудные вопросы, оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

VII.        Домашнее задание. Учитель дает инструктаж по домашнему заданию: задания по карточкам.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5-А классе.

Тема                 «Морфологический разбор имени прилагательного».

Цели:        - образовательная: ознакомить с порядком морфологического разбора имени прилагательного;

                - развивающая: развивать навыки морфологического разбора;

                - воспитательная: формировать навыки работы в паре, группе.        

Планируемые результаты: 

- предметные: знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; уметь производить морфологический разбор имени прилагательного;

- метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии: игровая, метод проекта, работа в паре, группе, аналитический метод,

Оборудование: доска, учебник, схема, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Задание. Продолжите предложения. Учащиеся по очереди читают предложения и продолжают их, приводят примеры. Остальные ученики анализируют ответы одноклассников.

  1. Имя прилагательное –  это самостоятельная часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы… Например:…
  2. Начальная форма имени прилагательного –  …Например:…
  3. Имена прилагательные могут быть полными и …Например:…
  4. Полные имена прилагательные отвечают на вопросы…
  5. Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы…
  6. Имена прилагательные могут изменяться по …
  7. Имена прилагательные в предложении стоят в той же форме, что и …
  8. Как правило, имена прилагательные в предложении выполняют роль…
  9. Окончание прилагательного можно проверить таким способом…
  10. НЕ с именами прилагательными может писаться слитно и…
  11. Если прилагательное без НЕ не употребляется, оно пишется… Например:…
  12. Если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом, оно пишется…Например:…
  13. Если имеется или подразумевается противопоставление, НЕ с прилагательным нужно писать… Например:…
  14. Если при прилагательном имеются слова ничуть не, нисколько не, вовсе не, далеко е, оно пишется… Например:…
  15. В кратких прилагательных мужского рода на конце после шипящих…

  1. Работа по теме урока.

Словарный диктант.

Нелепый поступок, невысокие горы, очень непростой вопрос, вовсе не легкая задача, не веселый, а грустный рассказ.

Работа в паре. Один учащийся выписывает прилагательные, которые пишутся слитно, а другой – раздельно. Советуются, приходят к одному мнению. При ответе учителю  один учащийся комментирует слитное написание, другой – раздельное.

Работа в группе. 5 групп.

1 группа: нелепый поступок;

2 группа: невысокие горы;

3 группа: очень непростой вопрос;

4 группа: вовсе не легкая задача;

5 группа: не веселый, а грустный рассказ.

Задание: составить предложение с данным словосочетанием, определить общее грамматическое значение данного прилагательного, назвать его морфологические признаки, указать синтаксическую роль.

Один ученик из группы защищает совместный проект (метод проекта).

Орфографический марафон.

Запишите предложения.

Легкий ветерок чуть колышет зеленые поля пшеницы.

Лесной воздух увеличивает жизненную силу.

Задание. По цепочке расскажите обо всех орфограммах, которые нам встретились в этих предложениях. Объясните правописание. (Учащиеся выполняют орфографический анализ слов).

Работа с учебником.

С.41, дан алгоритм морфологического разбора имени прилагательного. Читают порядок морфологического разбора имени прилагательного.

1 ученик у доски осуществляет морфологический разбор имени прилагательного легкий, опираясь на алгоритм. (Индивидуальная работа).

Одноклассники пишут в тетради, сверяя свои записи с записью на доске.

  1. Закрепление изученного материала.

Работа в паре: 1 ряд – зеленые поля,

                        2 ряд – лесной воздух,

                        3 ряд – жизненную силу.

Задание: опираясь на алгоритм, произвести морфологический разбор имени прилагательного. Советуются, убеждают друг друга, приходят к единому мнению.

Выполнение упр. 349. Читают текст. Отвечают на вопрос в задании. (Аналитический метод).

Задание: каждый учащийся выполняет самостоятельно морфологический разбор прилагательных: на белоснежных полотенцах, к утреннему чаю. Устный комментарий.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

  1. Неуклюжий, невысокий, нелепый, нерадивый.
  2. Нелегкий, недалекий, нестарый, вовсе не злой.
  3. Ничуть не сладкий, далеко не близкий, несерьезный, нисколько не тяжелый.
  4. Могуч, дремуч, свеж, глубок.

Орфографический анализ слов.

Задание: выписать из дидактического материала краткие прилагательные и произвести морфологический разбор.

3 учащихся у доски производят морфологический разбор. Остальные – по вариантам. Ученики анализируют ответы одноклассников.

V.             Итог урока. Вопросы классу:

 - назвать общее грамматическое значение прилагательного;

 - какими морфологическими признаками обладает прилагательное?

 - указать синтаксическую роль прилагательного.

VI.        Рефлексия. Обсуждается работа класса, учащиеся отмечают

 интересные моменты, трудные вопросы, оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

VII.        Домашнее задание. Учитель дает инструктаж по домашнему заданию: задания по карточкам.

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5-А классе.

Тема                 «Приставки».

Цели:        - образовательная: углубить знания о приставке как словообразующей морфеме, показать роль приставок в образовании слов, учить выделять приставки, определять их значения;

                - развивающая: развивать мотивацию к аналитической деятельности;

                - воспитательная: воспитывать уважение к русскому языку.        

Планируемые результаты: 

- предметные: знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слов; пользоваться орфографическим, толковым  словарями;

- метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению, передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии: игровая, работа в группах и парах, развивающее, проблемное обучение, исследовательская деятельность.

Оборудование: доска, учебник, схема, раздаточный материал, толковый словарь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (упр. 92).

Запись слов под диктовку (на доске схемы, изображающие состав слова): адрес, багровый, геройский, докторский, комната, собака.

Задание: подобрать слова к каждой схеме (1. Корень+окончание.                                          

2. Корень+суффикс+окончание).

Разобрать по составу слово еду.

Вопросы:

  1. Что нужно сделать, чтобы определить его окончание?
  2. Какая часть слова самая главная?
  3. Бывают ли слова без корня? Почему? (Проблемное обучение)
  4. Важны ли другие части слова: приставки, суффиксы, окончания?

Задание: присоедините к слову еду приставки. (Выполняют самостоятельно: приеду, отъеду, заеду, въеду, уеду)

Как изменяется значение этого слова в зависимости от приставки? (Исследуют: как изменяется значение слова в зависимости от приставки).

Составьте морфемную схему этих слов.

Сформулируйте, в какой части слова находятся приставки.

  1. Работа по теме урока.

 

  1. Присоедините приставки при- и от- к словам бежать, клеить.

Какая часть будет изменяться в этих словах?

Как изменяется значение этих слов?

Можно ли сказать, что часть лексического значения выражается в приставке? (Проблемное обучение)

Проиллюстрируйте это на примерах указанных слов.

Какое значение имеет пристава при-?

Какое значение имеет пристава от-?

  1. Работа в парах.

Итак, приставки имеют свое значение и влияют на значение слова.

Закрепим наши знания.

Выполним упр.95. Назовите значение приставок.

  1. Развивающее обучение.

Как правильно говорит: одеть или надеть?

Оба слова существуют в русском языке.

Работа с толковым словарем, определяют лексическое значение слов.

Подумайте, как предложение «Одеть Надежду, надеть одежду» поможет вам научиться правильно употреблять эти слова.

Подсказка: подберите антонимы: надеть шляпу –  …шляпу, одеть куклу –  …куклу.

Схема

Надеть

Одеть

Что-то на кого-то

Надеть шляпу, надеть ботинки

Кого-то во что-то

Одеть Машу, одеть Надю

Антоним: снять

Снять шляпу

Антоним: раздеть

Раздеть Машу

Надеть одежду

Одеть Надежду

Учащиеся составляют свои примеры.

  1. Работа в группах. 5 групп.

Лингвистическая  задача. Решить лингвистическую  задачу на с.46 (учебник). Выбрать слово, которое может сочетаться с данным. Доказать.

  1. Вопрос: для чего нужен твердый знак в словах?

Как слово сел превратить в слово съел?

Выполнить фонетический разбор слов сел и съел и записать транскрипции слов.

(К доске выходят 2 ученика, индивидуальная работа).

  1. Читают правило на с.47. Когда пишется твердый знак в словах?

Проиллюстрируйте это утверждение на словах, предложенных в рамке:

объем, объехать, объять.

  1. Закрепление изученного материала.

Выполнение упр. 99, 100.

Опираясь на правило, объяснить, почему в этих словах пишется ъ.

В упр. 100 найти слово, в котором есть 2 приставки.

Посмотрите на слова, предложенные в рубрике «Это интересно» на с. 48 учебника.

Какие приставки в них выделяются?

 Составьте предложение, используя 1 слово из рубрики «Это интересно», определите лексическое значение этого слова.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Найдите лишнее слово, поясните, по какому признаку оно не соответствует словам данного ряда.

  1. Подвиг, подпол, подъезд, подлунный.
  2. Перенасытить, безразмерный, нарисовать, преувеличение.
  3. Сделать, здание, съесть, сбежать.
  4. Рассказ, разбойник, рассердиться, скинуть.

V.             Итог урока. Вопросы классу:

 - о какой части слова мы сегодня говорили на уроке?

 - почему приставка называется значимой частью слова?

 - как графически обозначать приставки в слове?

VI.        Рефлексия. Обсуждается работа класса, учащиеся отмечают

 интересные моменты, трудные вопросы, оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

VII.        Домашнее задание. Учитель дает инструктаж по домашнему заданию: упр.102.