ПЕДАГОГАМ

Емельяненко Марина Владимировна

Технологические карты и разработки уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Емельяненко М.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4»

Предмет: Окружающий мир

 Класс: 1 класс        

Тип урока: открытие новых знаний

 

Технологическая карта изучения темы: «Весна: пробуждение природы»

Тема

Весна: пробуждение природы

Цели

Цели:

1.Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем протяжении.

2.Научить определять последовательность событий в природе и их связи.

3.Учить сравнивать состояние неживой природы весной и зимой.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания музыки: П.И.Чайковский «Времена года. Март».

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей..

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Положение солнца, продолжительность дня , температура воздуха, осадки, водоемы.

Межпредметные связи

 Литературное чтение        

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан  - учебник « Окружающий мир»1 класс, часть 2;

-Динамическая картина «Зима»;

-материал для опытов:3 баночки с веточками ( ветки, стоящие в воде и на солнце; веточки в банке без воды; ветки, стоящие в воде и в холодном месте);

- карточки с названием весенних месяцев;

- репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»;

- набор открыток «Цветы-первоцветы»;

-П.И.Чайковский «Времена года. Март»

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Оргмомент

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

 

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах по плану «Зима в природе».

Взаимно оценивают друг друга.

Слушают музыку П.И.Чайковского

Рассматривают репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

По ответам детей вывешивает план для работы с динамической картиной «Зима»

- Какой сейчас месяц?

- Какое время года закончилось?

- Какие основные признаки зимы в неживой природе вам знакомы?

-Расскажите в парах по плану

 « Зима в природе».

- О какой природе мы говорили?

-Какой месяц заканчивается?

- Значит, зима уже кончилась.

Зима на севере нашей страны длится 5 месяцев. Русский народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу, хочет быстрее проводить зиму. Существует праздник проводов зимы. Как он называется?

 - Существует поверье, что на Масленицу весна с зимой встречается, значит, весна где-то рядом.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- По каким признакам вы узнали время года?

Работа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

( учебник, с.38)

1-я линия развития-

 уметь объяснять мир

Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины

 Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Коммуникативные УУД:

 Слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 

Учиться работать по предложенному учителем плану

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины

 

III. Постановка проблемы

Дети высказывают свои предположения, ссылаясь на стр.38

Учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку

- По каким признакам вы узнали время года?

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

- Какой главный вопрос нашего урока?

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать свою

версию на основе работы с иллюстрацией учебника

IY. Совместное открытие новых знаний.

Высказывают свои мысли.

Рассказ по динамической картине и по плану

Учитель читает стихотворение

-Все ярче, ярче дни за днями.

Уж солнца желтыми кругами

В лесу деревья обвело.

Ручьи, журчат и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину шумную спешат.

А там по нивам на просторе

Река раскинулась, как море,

Стального зеркала светлей

За льдиной выпускает льдину,

Как будто стаю лебедей.

- Где раньше появились проталины?

-Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми лучами солнца. От таяния снега зависит такое явление природы, как половодье. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление- наводнение.

- Как изменить положение солнца в нашей картине?

-Какие другие изменения произошли в природе?

Рассказ по динамичной картине и по плану

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану

 

Y.Исследовательская работа (опыты с веточками деревьев)

1-я группа. Ветки с водой стояли в холодном месте.

2-я группа. Ветки в баночке без воды на подоконнике

3-я группа. Ветки в баночке с водой на подоконнике

Делают выводы на основе опытов

Учитель подводит детей к выводу:

Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, тогда природа оживает.

- Посмотрите на наш опыт с веточками. Объясните, почему такие изменения произошли, или с ними ничего не случилось?

-Раскроем секрет волшебницы- Весны. Что помогает ей распускать листочки (с.39)

Познавательные УУД:

Уметь делать выводы в результате совместной работы

 

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Доносить свою позицию до других

Учиться выполнять различные роли в группе.

VI. Совместное открытие новых знаний

Рассматривают иллюстрации учебника стр.39

Делают выводы.

-Раскроем секрет волшебницы- Весны. Что помогает ей распускать листочки?

Уметь находить ответы на вопросы

в иллюстрациях учебника

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать свою

версию на основе работы с иллюстрацией учебника

YII. Самостоятельное применение новых знаний.

Работа в группах

1 группа - Почему эти растения называют первоцветами? (стр.40)

2 группа - Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной? Какие гнезда птицы построили сами, а какие помогли люди? (стр.40)

3 группа – Какие приметы весны вы можете назвать?

(стр.41)

Анализирует работу в группах

Уметь группировать объекты по заданному признаку

Познавательные УУД:

Уметь делать выводы в результате совместной работы

 Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Доносить свою позицию до других

Учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные УУД:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

VII. Рефлексия 

Самостоятельная работа.

Выполняют тест –

рабочая тетрадь, зад.4 (тест)

Взаимопроверка.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Что узнали нового?

- Ответили ли на главный вопрос урока?

- Какие явления природы бывают весной?

- По каким признакам люди узнают весну? В чем главная причина этих явлений?

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Осуществлять взаимоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные УУД:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 



Предварительный просмотр:

Всероссийский урок знаний,

посвящённый празднованию 20-летия

со дня принятия Конституции России

4 класс

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Ход урока

Слайд 1

Сегодня все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя.  Этот день в нашей стране является государственным праздником — Днем знаний.

Для нас с вами это учебный год будет знаменательным.

Во-первых, мы пришли учиться в новый класс. О том, чтобы он стал таким современным и уютным позаботились ваши родители. Сегодня я хочу выразить слова благодарности…

Слайд 2

Во – вторых, этот год знаменателен тем, что мы закончим с вами начальную школу.

Незаметно вы стали взрослыми,

Быстро школьные годы летят,

Три класса уже стали прошлыми,

Их, увы, не вернуть назад.

Впереди будет год замечательный,

Замечательный, но непростой,

 Будет он для вас испытательный,

Ведь четвёртый класс – выпускной!

Впереди у нас новые открытия, новые мечты. Давайте этот учебный год сделаем с вами ярким и запоминающимся.

Слайд 3

Я долго думала, как провести последнее первое сентября в нашем классе. Провести вас по дорогам сказок? Но вы уже такие взрослые! Попутешествовать по страничкам школьной жизни и побывать на различных уроках? Но мы это будем делать теперь каждый день. И я решила соединить полезную информацию для вас и ваших родителей с этаким мозговым штурмом.

И вот что у меня получилось. Начинаем.

Слайд 4

1 конкурс.

Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству

 (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица).

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

Слайд 5

Из оставшихся букв составь слово (Россия)

Слайд 6

Мы – жители России и обязаны знать символы государства.

– Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн.)

 Слайд 7

2. Конкурс «Вопрос – ответ»

1.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

2. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

3.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

4.Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

3. Конкурс "Знаешь ли ты?"

По подсказкам определить о чем идёт речь. Итак:

1 термин: (государство)

-появилось в глубокой древности;

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

2 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по закону каждый обязан их платить.

3 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

Слайд 8

Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем.

Слайд 9

– Что записано в Конституции? (права и обязанности гражданина)

4. Конкурс «Найдите соответствия».

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

-право -  это правила, по которым живут люди, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда. Эти правила охраняются государством.

-мораль - совокупность представлений людей о добре и зле;

-демократия - власть народа;

-закон - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Слайд 10

-закон - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Слайд 11

- Все законы записаны в книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации. Наша Конституция была принята в 1993 году. В этом году ей исполняется 20 лет.

Слайд 12

-В  Конституции записаны и наши с вами права. У людей много общего и права каждого надо знать и уважать.

-право -  это правила, по которым живут люди, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда. Эти правила охраняются государством.

Назовите самые известные права и свободы человека.

Слайды 13-22 ( зачитываются разные права)

5. Конкурс «Самый быстрый».

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

Слайд 23

- Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

- Форма правления в России? (Республика)

- Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

- Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Слайд 24

- Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – хором говорим: «Да!». Если это противоречит закону, хором говорим: «Нет!».

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!


Слайд 25

6. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки.

1)Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино»

На слайде:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

  • Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (№ 3.)
  • Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (№ 2.)
  • Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (№ 1.)

Слайд 26, 27, 28

2) Угадай героя по описанию

-  В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)

-  Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)

-  Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)

Слайд 29, 30, 31

3)Угадай сказку

  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (“Приключения Буратино”. Карабас Барабас.)
  2. В какой сказке “хлебобулочный” герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (“Колобок”.)
  3. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить

Буратино……?

Слайд 32

7. Конкурс «Музыкальная викторина»

Слайд 33

-О каком праве говорится в песне?

Песня первоклассника –право на образование

Песенка мамонтенка – право иметь родителей

Бременские музыканты – свобода передвижения

В траве сидел кузнечик – право на жизнь

Погода в доме – право на семью

Эй, вы там наверху-право на отдых

Слайд 34

-Знать надо не только свои права, но и свои обязанности.

-Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Слайд 35 - обязанности ребенка

8 конкурс «Знатоки»

Распределите в два столбика права и обязанности школьника.

Слайды 36 -37

Законы класса

 Слайды 38 -39

Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, выработаем Законы класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для нашего класса:

1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.

5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее.

7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться.

8. . Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.

9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.

10. Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

11.  Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.

12. Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.

13. Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

14. Вести себя хорошо только на перемене, а на переменах можно баловаться и шалить.

Слайд 40

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми.

«Живите по закону, поступайте по совести»

«Учитесь думать о себе и о других»

Слайд 41, 42

Синквейн

        Закон…

Суровый, строгий.

Защищает, охраняет, предупреждает.

Он учит жить честно.

Справедливость.

Песня «Учат в школе (переделанная) - караоке

Слайд 43

В заключение урока мне хочется пожелать моим ученикам:

День знаний —

 это праздник книг,
цветов, друзей,

 улыбок, света!
Учись прилежно, ученик —
Главней всего сегодня это!

Всем –«5»!



Предварительный просмотр:

Классный час «Готов к труду и обороне» или «Горжусь тобой, Отечество» (01.09.2015г.)

Цель: способствовать стремлению к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием и с историей развития комплекса ГТО в нашей стране; с основными видами испытаний и нормативов для 2 ступени учащихся школ в 2015 г. (9 – 10 лет).
  • расширять кругозор учащихся; формировать личностное мнение о комплексе ГТО;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать внимательное отношение к своему здоровью, желание заниматься спортом.

Оформление:

Мультимедийная презентация.

Форма проведения:

Час общения.

Ход урока

  1. Вступление

Слайд 1

Начинаем Всероссийский урок Знаний, который сегодня проходит по очень важной для нашей страны теме. А какой,  мы «откроем» это вместе с вами.

Слайд 2

24 марта 2014 года президент России Путин В.В. подписал указ о возрождении программы ГТО.

  1. Основная часть

1) Что такое ГТО.

-Как вы думаете, что такое ГТО? (предположения). Ответить на этот вопрос нам  поможет мультфильм.

Слайд 3

-Но как расшифровать это сочетание букв?

Слайд 4

«Готов к труду и обороне» (ГТО) — это программа физкультурной подготовки, которую поддерживает наше государство.

Слайд 5

2) Из истории развития комплекса ГТО. 

Система ГТО была принята в 1931 году. Программа ГТО состояла из 2 частей:

  • «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) для школьников 1—8-х классов (4 возрастные ступени)
  • ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 ступени).

Слайд 6

Советское государство в это период активно развивалось: экономика, спорт, физическая культура. 

Слайд 7

Физкультурный комплекс  включал в себя обязательные нормы: гимнастика, полоса препятствий, плавание, бег, лыжный спорт, стрельба, знание основ гигиены, физической культуры и спорта.

Слайд 8

Просуществовала программа ГТО до 1993 года. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет.

Ступень

Возраст

 I ступень —

«Смелые и ловкие»

10—11 и 12—13 лет

 II ступень — «Спортивная смена»

14—15 лет

 III ступень —

«Сила и мужество»

16—18 лет

 IV ступень — «Физическое совершенство»

мужчины 19—28 и 29—39 лет, женщины 19—28 и 29—34 лет

V ступень —

«Бодрость и здоровье»

мужчины 40—60 лет, женщины 35—55 лет

Слайд 9

Молодежь горела желанием овладеть нормами ГТО.

  • Перед началом войны у нас в стране насчитывалось более   5 млн. физкультурников.
  • В 1948 году - более 7 миллионов физкультурников, а еще через 30 лет в стране было уже свыше 52 000 000 физкультурников.

3) ГТО сегодня.

Слайд 10

И сейчас  мы вспоминаем те годы, возрождаем и поддерживаем массовое увлечение спортом.         

Слайд 11

Цель комплекса – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.

По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.

Слайд 12

Основные принципы комплекса ГТО:

  • добровольность и доступность;
  •  медицинский контроль;
  • учёт местных традиций и особенностей.

Комплекс включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний.

Слайды 13

Значки ГТО.

Если физкультурник выполнил заданный набор требований, например, пробежал на скорость стометровку, отжался определённое количество раз, прыгнул с вышки в воду или метнул гранату, ему вручался особый значок.

Слайд 14

Раньше было 2 вида значков:

  • Золотой
  • Серебряный

Слайд 15

Сейчас в России 3 вида значков:

  • Золотой
  • Серебряный

Бронзовый

Форма значка - многоконечная звезда, в центре – окружность с изображением бегущего спортсмена. Фон окружности отличается в зависимости от вида значка: золотой, серебряный и бронзовый. У обладателей золотого значка спортсмен будет изображен на красном фоне, у серебряного значка – на синем и у бронзового – на зеленом.  На каждом фоне также предусмотрено изображение восходящего солнца. Окружность в верхней части обрамляют дугообразные лучи, а в нижней части – лавровые ветки.

Кроме того, каждый отличившийся спортсмен будет награжден и удостоверением, в котором будут описаны нормативы и достижения, за которые вручен знак ГТО.

Нормативы ГТО 2015 г. для второй ступени (9 – 10 лет).

Слайд 16

Теперь ГТО расшифровывается и как «Горжусь тобой, Отечество».

Программа «Горжусь тобой, Отечество»  рассчитана на 11 ступеней достижений.

- для мальчиков

Слайды 17

- для девочек

№ п/п

Виды испытаний

(тесты)

Нормативы

Мальчики

Девочки

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Обязательные испытания (тесты)

1.

Бег на 60 м (с)

12,0

11,6

10,5

12,9

12,3

11,0

2.

Бег на 1 км
(мин, с)

6.30

6.10

4.50

6.50

6.30

6.00

3.

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

2

3

5

-

-

-

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)

-

-

-

7

9

15

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

9

12

16

5

7

12

4.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Достать пол ладонями

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Достать пол ладонями

  1. Заключение.

Слайд 18

Сдать ГТО совсем непросто,

Ты ловким, сильным должен быть,

Чтоб нормативы победить,

Значок в итоге получить.

Пройдя же все ступени вверх -

Ты будешь верить в свой успех.

И олимпийцем можешь стать,

Медали точно получать!

  1. Рефлексия

Слайд 19

Комплекс ГТО, о котором вы сегодня узнали, был когда-то хорошо известен вашим бабушкам и дедушкам.  Хотели бы вы получить значок ГТО? Что для этого нужно делать? (Ответы детей).

Закончите предложения на слайде.

Слайд 20

Творческое задание (работа в парах, в группах):

 Конкурс рисунков «Я рисую ГТО».

 Выставка работ, оформление общей стенгазеты.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Короли, президенты и граждане.

Ход урока

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

II. Фаза вызова.

1. Урок истории мы начинаем с изучения нового раздела "Человек и многоликое человечество" (Слайд 1). 

- Давайте объясним значение каждого слова.

 (Человек - каждый из нас.

Человечество - все люди планеты.

Многоликое - разное по лицам, привычкам, заботам, интересам;

много личностей, граждан; много государств)

2. Рассмотрите фотографии на стр. 80.  (Слайд 1).Как вы думаете, почему авторы поместили их в начале данного раздела? 

(данные фотографии очень хорошо отражают выражение «многоликое человечество», так как на них изображены фрагменты истории разных стран, точнее, разные правители).

3. На изучение этого раздела нам потребуется несколько уроков. Сегодня первый урок этого раздела. Прочитайте тему урока "Короли, президенты и граждане". (Слайд 2)

4. Прием ЗХУ.

-Вспомните всё, что вам известно о королях, президентах и гражданах.

Обсудите свои знания в группах, подготовьте четкий ответ.     

 - Заполним графу  - Знаем  (кто такие короли, президенты, граждане; можем их перечислить, назвать эпоху правления) (Слайд 3.1)                                              

- Короли - люди, которые управляют государством.

- Президенты - люди, которые управляют государством.

- Граждане - это люди, которые живут в стране.

- Спасибо. Я вижу, что знаний у вас немало.

5. Постановка проблемы.

- Вы обратили внимание, что значение слов короли и президенты вы объяснили одинаково.

- У нас возникло затруднение. Кто может его озвучить? ( Дети формулируют проблему).

- Итак, что же мы хотим узнать? (почему одних правителей называют королями, а других президентами, есть ли разница между ними). (Слайд 3.2)

III. Фаза осмысления.

1. Работа над понятием гражданин.

 - Я думаю, что нам необходимо уточнить значение слова гражданин.

Работая в группе, подготовьте определение слова гражданин. В этом вам поможет задание 1 стр.54 в тетради. Обсудите правильность высказываний, исправьте ошибки и прочитайте классу новое определение. (Слайд 4)

2.  Путешествие по эпохам Всемирной истории.

 - Ребята, вспомните, как относились люди к другим людям в разные эпохи.

- Первобытное общество - настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считается только человек своего рода и племени - символ войны.

- Древний мир - настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры; рабство - символ войны.

- Средние века - настоящим человеком  считался только человек своей веры; эпоха кровавых войн - символ войны.

- Новое время – хотя установились новые порядки, говорили, что все люди свободны и равны, но это достигалось путем кровавых революций - символ войны.

- Новейшее время – после долгих переговоров большинство государств объединились в ООН, Евросоюз, СНГ…, люди стали понимать, что смогут выжить только все вместе без войн и насилия, весь мир - это единое человечество. - символ сотрудничества

 - Из кого состоит единое человечество? (из всех людей нашей планеты). (Слайд 5)

3. Постановка основополагающего вопроса 

- Когда наша героиня, Анюта, узнала, что все люди на нашей планете составляют единое человечество, ей пришла в голову очень интересная мысль.

- Прочитаем первый абзац на с.80 (реплика Анюты).

- Что вы об этом думаете?

- Что по этому поводу думает старший брат Анюты, Илюша?

- Как вы думаете, почему люди до сих пор не объединились, создав одно государство с единым правительством? (Слайд 6)

(Свободные высказывания детей, главным итогом которых должно стать понимание, что единого мнения здесь быть не может). (Слайд 7)

4. Решение проблемы. Введение понятий монархия, республика.

1. Решить нашу проблему поможет карта. Откройте карту на с. 82 учебника. (Слайд 8)

-Что изображено на карте разным цветом?

В современном мире существуют около 200 государств. Одни государства большие, другие - маленькие.

- Назовите самые крупные государства на каждом материке.

 - Какие символы государства вы можете назвать? (Гимн, герб, флаг) (Слайд 9,10)

2. Откройте рабочую тетрадь, задание 2 стр. 55. Проверьте, все ли символы и признаки государства вы назвали.

Вывод: Все эти признаки государства указывают на независимость и самостоятельность государства.

3. Прием «Таблица-синтез». Работа с ключевыми терминами.

- Государства отличаются друг от друга не только размерами и флагами.

Все государства можно разделить на две формы правления. (Слайд 11)

В этом вопросе вы поможете мне разобраться. Работаем в группе. Каждая группа получит рассказ о стране. Внимательно прочитайте этот рассказ, подчеркните ключевые слова.

Ребята I и II, III  группы работают с рассказом "Великобритания" (Приложение 1).

(ключевые слова: королева, власть передается по наследству, оказывают особые почести, власть пожизненно, парламент)

Ребята IV,V, VI группы работают с рассказом "Соединенные Штаты Америки". (Приложение 2)

(ключевые слова: президент, власть передается в результате выборов, выбирает народ, срок определён в Конституции)

- Ребята, будьте внимательны. У вас были разные тексты. Чтобы понять учебный материал, нужно внимательно послушать товарищей.

-Сейчас идет обсуждение с ребятами 1, 2 и 3 групп (зачитывают текст, называют ключевые слова, уточняют те слова, которые относятся к формам правления). Из тех слов, которые вы выбрали, оставим только те, которые относятся к формам правления государством (идет просмотр презентации "Короли, президенты и граждане", слайд, левая колонка)

- Подберите слова синонимы к словам королева-король (если дети не догадаются, то добавить слово монарх).

Д. - Король, царь, император, монарх.

Уч. - Я думаю, что теперь вам не трудно догадаться, к какой форме правления можно отнести Англию. Это монархия.

- Сейчас мы посмотрим, как справились с работой  4, 5, 6 группы (работа проходит по тому же плану, просмотр слайда, правая колонка).

- Форма правления США - республика.

4. Прием «Сравнительная таблица» (слайды 12-13)

Защити свою позицию:

- Монархия – это здорово, потому что...

- А, по-моему, республика лучше, потому что...

монархия

республика

  • кто стоит у власти

  • как пришёл к власти

  • какую роль в выборах

   играет народ

  • какой срок определён для

  человека, занимающего этот пост

5. Работа с иллюстрациями в учебнике с. 80.

- Прочитайте подписи под фотографиями. (Слайд 14). Назовите страну и форму правления этого государства. Докажите правильность своего выбора с опорой на таблицу.  (слайд 15)

(Страна Великобритания. Форма правления - монархия, так как глава государства королева)

6. Прием «Кластер».

Введение понятий демократическое и недемократическое государство.

- Существует еще один принцип деления государств: по участию граждан в управлении государством. (слайд 16)

Все государства также можно разделить на демократические и недемократические. Попробуем заполнить кластер своими знаниями с помощью серии рисунков на стр. 84 учебника.

- Какие государства можно считать демократическими? (3 пункта)

-Что в правлении государством указывает на то, что это государство недемократическое? (5 пунктов)

Один человек захватывает всю власть в стране в свои руки. За то, что он диктует свои решения всем остальным, его называют диктатором, а его правление - диктатурой. Такой правитель сам назначает нужных ему людей на все государственные должности. Выборы в такой республике проводятся с нарушением правил, парламент перестает обсуждать законы, людям не позволяют спорить с диктатором, законы не соблюдаются.

- Подпишите данные слайды (Слайды 17-18)

- Как вы думаете, в какие эпохи эти формы правления чаще всего можно было наблюдать?

(Монархия и недемократические государства были в эпоху средних веков.

Республики и демократические государства стали развиваться в эпоху нового времени. И сейчас эти две формы правления равноправно существуют в мире).

(Слайд 19) Верно ли,  что в тех государствах, где монархия - нет демократии? Обоснуйте.

- Какая форма правления в Великобритании? (Монархия, так как там есть королева Елизавета II).

- Кто в Великобритании управляет государством? (Управляет государством, принимает законы и назначает правительство парламент).

- Как формируется парламент? (Парламент избирают все жители страны на выборах).

- Какая форма правления в Великобритании?

(В Великобритании – монархия и демократическая форма правления).

- Но бывают и недемократические республики.

VI. Итог урока

 - Подведём небольшой итог.

1. Вернемся к нашей таблице ЗХУ. Что мы узнали? (слайд 20)

 -Объясните, почему одних правителей называют королями, а других президентами. Есть ли разница между ними? (слайд 21)

(Короли и президенты это не одно и тоже. Короли управляют государствами, в которых монархии. Они управляют государством пожизненно, должность эта передается по наследству. Президенты правят в республиках. Должность эта выборная. Президентов выбирает народ на срок определенный конституцией).

2. Почему   все  государства не  объединяются  в одно? (слайд 22)

VII. Фаза рефлексии. Закрепление учебного материала.

1. Компетентностно-ориентированное задание.

   Стратегия «РАФТ»: Р(оль) А(удитория) Ф(орма)Т(ема). (слайд 23)

- Сегодня на уроке мы говорили о формах правление в Великобритании, в США. А мы с вами живем в России. Не пора ли нам поговорить уже и о нашей стране, о том какие формы правление государством существуют в современной России.

Немножко пофантазируем.

Роль: ученик. За участие в конкурсе вас наградили поездкой в знаменитый лагерь "Артек". Сейчас международная смена. В лагере дети из разных стран мира. Каждый рассказывает о своей стране.

Аудитория: школьники. Подготовьте своё выступление перед ребятами.

Форма: Рассказ. Он должен быть небольшим, интересным.

Тема: Составьте рассказ о том, как организована власть в современной России.

Для составления выступления каждая группа может воспользоваться следующей моделью.

(слайд 24)

Позиция:

Россия - это страна, в которой государственное управление устроено как (монархия, республика). Мы считаем так потому, что :

Аргументы:

Позиция:

Россия - это (демократическое, недемократическое) государство. Мы считаем так потому, что

Аргументы:

Класс выслушивает рассказ каждой группы, высказывает своё впечатление и определяет лучшее выступление.

(Россия в настоящий момент является демократической республикой. Глава государства в нашей стране - президент. Должность эта выборная. Президента выбирают сроком на 4 года. По конституции один и тот же человек может быть президентом только два срока, то есть не более 8 лет. Поэтому наше государство можно считать республикой. В нашей стране любой гражданин может быть избран президентом и может избирать президента, если ему исполнилось 18 лет. Все кандидаты в президенты ведут предвыборную кампанию: рассказывают о себе и своей программе, участвуют в дебатах. Президента выбирает народ голосованием).

2. Прием «Верные – неверные утверждения»

Работа в тетради стр.56-57, задание 4 П (индивидуально)

Самопроверка со слайда 25.

4. Домашнее задание. (слайд 26)

Работа в тетради № 7 стр. 57-58

5. Рефлексия. (слайд 27)  - Урок подошёл к концу.

Продолжите предложения:

Сегодня мне удалось… Мне стало понятным…У меня возникло желание…Если бы…

Физминутка

Игра «Звездочки и созвездия»

Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звездочки могут объединяться в созвездия, как люди объединяются в группы. Число звездочек в созвездиях может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, 3), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами, головами и т.д. Можно предложить ученикам придумать название своему созвездию, показать, как оно движется.

 (Учителю необходимо называть числа, кратные количеству человек в классе, чтобы никто не оказался лишним, в одиночестве. После двух-трех попыток объединения игра завершается).