Консультации для родителей

Уважаемые родители, на этой странице располагается консультационный материал по различным вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление»

 Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • В недовольстве, раздражительности, плаче.
  • В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • Достигнуто не своим трудом.
  • Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить:

  • За поступок, за свершившееся действие.
  • Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:

  1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
  4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
  5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

  1. Наказание не должно вредить здоровью.
  2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. Надо наказывать и вскоре прощать.
  6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



Предварительный просмотр:

Воспитание сказкой

Воспитание сказкой - один из самых старых методов воспитания. Через сказку наши предки передавали своему подрастающему поколению, традиции, обычаи их жизненный опыт и отношение к окружающему миру. Герои сказок были примером для ребенка, на их опыте ребенок учился тому, как надо поступать.

Но для того чтобы сказка была эффективной, надо ее подбирать от возраста ребенка, и его характера. До двух лет воспитание сказкой не имеет смысла так как в этом возрасте не интересует сказка..К восприятию сказки надо подводить ребенка постепенно начиная с младенчества, с колыбельных и стишков прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3 лет хорошо читать русские народные сказки такие как: Курочка ряба, Теремок, Репка. Они интересны тем, что действие их выстроена по принципу повтора, например: Бабка за детку, детка за репку. Так ребенку легче понять последовательность сказки. Через некоторое время можно перейти более длинным сказка: «Кот в сапогах»,«Красная шапочка».

В этом возрасте детям более понятны сказки про животных. В возрасте 2-3 года луче всего пойдут сказки о взаимовыручке, о справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В 3 года в лексике ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность.

Ребенок уже не просто ставит себя на место героев. В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять,  что  в мире нет абсолютно плохих и хороших людей, и положительные герои могут ошибаться  наоборот. Не нужно торопиться  пока ребенок четко  не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Чтобы воспитание сказкой пошла на пользу ,надо не только правильно ее подобрать, но и правильно ее преподать, немного обсудить сказку с ребенком ,что бы он понял ее мораль.

Только не навязывать ее ребенку. Он должен сам сделать выводы. Хороший прием - придумать вместе с ребенком сказку, где главным героем будет он. И фантазия разовьется и воспитательный эффект присутствует. Главный герой сказки должен быть примером для подражания.

Для воспитания ребенка 3-5 лет  лучше подбирать те сказки, в которых видно, кто хороший, а кто плохой, где черное и где белое. Стоит избегать тех сказок где отрицательный персонаж  хвалится. Ребенок может вынести не тот результат, который вы ожидали, и воспитание сказкой.

Воспитание сказкой - не единственная сфера применения детских сказок. Детские психологи активно используют сказкой луче подбирать сказкотерапию для детей для борьбы  с психологическими проблемами.



Предварительный просмотр:

         Как определить способности ребенка?

К чему у  ребенка  есть талант? Вы можете определить внимательно прочитав  примерную классификацию  интеллектов.
Лингвистический тип:
1. Любит читать, легко запоминает стихи. Любит общаться, слушать радио.
2. Наилучшим образом запоминает материал, когда слушает или читает.
3. Умеет красиво говорить и может заинтересовать слушателей.
4. Хорошо умеет объяснять.
5. Сам любит писать стихи или рассказы.
Математический (логический) тип:
1. Обожает разгадывать кроссворды и решать логические задачи.
2. Предпочитает логичные, последовательные объяснения. Сам (или сама) старается всегда быть последовательным в своих действиях.
3. Всегда организован (а) и старается поддерживать идеальный порядок на своем рабочем месте.
4. Старается находить закономерности в фактах, так ему легче запоминать материал.
5. Во время работы над задачей старается быть последовательным и тщательно продумывает каждый шаг.
Визуально-пространственный тип:
1. Замечательно ориентируется в пространстве и не заблудится даже в незнакомом месте.
2. Часто обращает внимание на мелочи, которые другие люди не замечают.
3. Легко может удерживать в памяти детали обстановки; достаточно для этого один раз осмотреться на новом месте.
4. Наилучшим образом запоминает новый материал, если есть возможность посмотреть о нем фильм, или увидеть график, или картинку.
5. Хорошо разбирается в географических картах, различных таблицах, схемах и графиках.
Музыкальный интеллект:
1. Интересуется музыкой.
2. Не только любит слушать музыку, но и сочиняет ее.
3. У него хорошо развито чувство ритма.
4. Запоминает легко мелодию и слова, даже если впервые слышит их.
Телесный или кинестетический интеллект:
1. Занимается активно спортом. С желанием принимает участие в спортивных состязаниях и играх.
2. Любит мастерить что-то своими руками.
3. Легче запоминает новый материал, когда ходит по комнате. Лучше учится, используя наглядные модели.
4. Лучше запоминает новое, если хотя бы раз сделает это самостоятельно.
5. Предпочитает ручной труд.
Межличностный интеллект:
1. Предпочитает работу в группе, а не в одиночку.
2. Принимает самое активное участие в общественной жизни.
3. Ему интересны мысли и чувства других людей.
4. Без затруднений определяет настроение других людей.
5. Помогает разрешать споры других людей.
Внутриличностный интеллект:
1. Любит помечтать о будущем.
2. Предпочитает трудиться самостоятельно, а не в группе.
3. Чтобы труд был продуктивным, ему необходима тишина.
4. Отлично понимает себя, но не всегда может понимать чувства других.
5. На досуге любит подробно поразмышлять о вещах, которые его заинтересовали.


Возможно, таких разделов несколько, значит у вашего ребенка смешанный тип интеллекта. Для чего это надо знать? Для того, чтобы вы приняли правильное решение, когда будете записывать своего ребенка на занятия музыкой или на плаванье, на математику или рисование. Увидев результат, вы сможете оценить перспективы ребенка. Учтите, что талант ребенка может еще долгое время быть скрытым, а не проявляться  сразу быстро и ярко!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Моя Родина – Россия»

 «Красота родного края — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».                                                                                                                         В.А.Сухомлинский

   Мы почти с рождения начинаем учить кроху различать цвета, узнавать животных и растения, рассказываем ему об устройстве планеты. Но почти никогда ничего не говорим о нашей стране, об истории нашей Родины. Познакомьте ребенка с родным городом!

    Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

  Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, парикмахерская, универмаг, рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

  Родной город -  в каком бы городе вы ни жили – это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольников.

- Сходите в краеведческий музей.

- Расскажите детям о войне на примерах наших бабушек и дедушек.

- Покажите ребенку на карте, какая наша страна огромная, какие у нас леса, моря, поля, какие животные. Расскажите про наш климат. Для наглядности можно сравнить размер России с размерами других стран.

- Можно самостоятельно сделать книжку о России с крупными картинками и изучать ее вместе с ребенком.

- Посмотрите вместе традиционные российские сувениры (например, матрешку), распечатайте ее, чтобы раскрасить, напеките пирожков с капустой или блинчиков с вареньем (что-то из традиционной русской кухни), поставьте русские народные песни и водите хоровод.

- Посмотрите и попробуйте сыграть на русских народных инструментах (например, на ложках).

- Девочкам интересно будет сделать и украсить кокошник.

Список произведений о Родине для чтения детям старшего дошкольного возраста.

Русские народные загадки.

Русские народные сказки.

Русские народные песни и потешки.

Былины.

П. Воронько «Лучше нет родного края».

А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».

А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей».

И. Суриков «Зима».

Б. Житков «Что я видел?».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты?».

А. Барто «Я живу в Москве».

Ю. Виеру «Ракета».

С. Маршак «Майскийпраздник в Москве», «Пограничник», «День Победы».

Л. Воронкова «Солнечный денёк».

З. Александрова «Родина», «Дозор».

М. Глинская «Хлеб».

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны».

В. Коржиков «Вот какой Пахомов».

О. Выготская «Мой брат уехал на границу».

Ю. Яковлев «Трое в космосе».

Ю. Корольков «Лёня Голиков».

Н. Забила «Наша Родина».

М. Глинская «Прости меня, хлеб».

М. Лисянский «Моя Москва».

С. Баруздин «Страна, где мы живём».

С. Михалков «Государственный гимн РФ», «Сила воли», «День Победы».

М. Лермонтов «Бородино».

А. Ляпидевский «Челюскинцы».

В. Бороздин «Первый в космосе».

Г Бралловская «Наши мамы, наши папы».

В. Брюсов «Москва».

Н. Рубцов «Привет, Россия».

В. Степанов «Наша Родина».

М. Исаковский «Родное», у самой границы», «Да будет светел каждый час…».

С. Алексеев «Дом», «Первый ночной таран».

В. Берестов «Богатыри».

Е. Благинина «Шинель».

В. Боров «Родина».

А. Гайдар «Сказка о военной тайне».

Ф. Глинка «Москва».

М. Егорова «Золотое кольцо».

А. Жаров «Пограничник».

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники».

Н. Кончаловская «Наша древняя столица».

А. Митяев «Родина».

П. Синявский «Россия».

В. Степанов «Моя – Родина Россия» (сборник стихов).

Список музыкальных произведений о Родине для слушания

 детям старшего дошкольного возраста.

  1. Гимн России Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова
  2. Песню «Мои Мытищи» А. Косенков
  3. Русская народная музыка, песни
  4. Звезда России (Хохлома) Ю. Таран
  5. «Девочка Россия» Э. Путилова
  6. «Моя Россия» Г. Струве
  7. «Белый, синий, красный» С. Смирнова
  8. « Будем в армии служить» Ю. Чичков
  9. «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В. Шаинский
  10. «Солдатский марш» Шумана
  11. «День Победы» А. Пахмутова
  12. «Священная война» В. Лебедев-Кумач
  13. « Рисуют мальчики Войну» А. Богословский
  14. «Вечный огонь» А Филипенко
  15. «Ромашковая Русь» Ю. Чичков
  16. «Времена года» А. Вивальди
  17. «Рассвет на Москве реке» М. Мусоргский



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

Консультация

для родителей

на тему:

«В труде воспитывается воля»

                             

                              Подготовила:

         Сермина И.А.

         воспитатель I кв. категории

        

        

Саранск, 2016год

   

«В труде воспитывается воля»

Что же нужно знать о воспитании способности ребенка к труду, как научить детей трудиться?

    Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был ленивым, используйте его желание трудиться, предоставьте ребенку возможность посильного для него труда.

    Очень часто в педагогическом руководстве рекомендуется, чтобы дети в семье в дошкольном возрасте обязательно имели постоянные обязанности.

Родители не всегда понимают психологический подтекст этой рекомендации.

    Дело заключается в том, что предоставление ребенку определенной  обязанности с периодическим контролем за ее выполнением повышает степень самоуважения ребенка, внушаете ему ощущение своей нужности, важности его внутрисемейной позиции.

    Выбор такой постоянной обязанности для ребенка – дело непростое. Здесь стоит не пожалеть времени и изобретательности, чтобы извлечь наибольшую пользу из этого воспитательного приема.

    Во-первых, порученное ребенку дело должно соответствовать его возрастным возможностям;

    Во-вторых, оно должно быть постоянным;

    В-третьих; оно не должно быть специально придуманным, а действительно необходимым для повседневной жизни семьи.

    Специальными психологическими исследованиями показано, способность к творческим действиям к инициативе в любой работе наиболее всего присуща именно достаточно уверенной в себе, принимающей себя личности. Поэтому очень важно правильно оценивать действия ребенка.

    Возьмите себе за правило как можно реже указывать на ошибки ребенка, наберитесь терпения и позвольте им обрести уверенность в том, что они способны хорошо выполнить порученное дело.

    Своевременное привлечение ребёнка старшего дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мыслительные процессы, ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд, для нравственного воспитания ребёнка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

    Чтобы труд оказал воспитательное влияние на ребёнка, необходимо:

- в режиме дня отвести для него специальное время;

- создать условия для самообслуживания;

- подготовить оборудование: щётки, веничек для сметания снега с шубы и сапог, полотенце, установить вешалки для них на уровне глаз ребёнка;

- приобрести для труда в природе метлу, грабли, лопату;

- для ручного труда – молоток, ножницы.

- приучать детей после работы чистить и вытирать их;

- обеспечивать гигиенические условия помещения: проветривание, освещение;

- систематически приобщать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей;

- давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневное дело семьи;

- привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сёстрами;

- давать детям трудовые поручения, которые им не интересны, и требовать, чтобы их выполняли;

- поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребёнка во время труда;

- доступно разъяснять детям смысл работы и её назначение для членов семьи;

- помогать ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;

- добиваться, чтобы ребёнок каждую работу доводил до конца;

- трудиться вместе с детьми, организовывать совместный труд детей;

- использовать игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему;

- никогда не использовать труд как средство наказания.

    Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко переживать это благородное чувство.

                                                                                            В.А.Сухомлинский