5.Материалы, содержащие педагогический опыт и образовательные технологии в сфере ДО

Полканова Галина Юрьевна

1.Анализ НОД в соответствии с ФГОС.

2.Анализ НОД в средней группе по физическому развитию.

3.Рабочая программа для детей от 1.5 до 3 лет.

4.План по саморазвитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_nood.docx18.54 КБ
Файл analiz_zanyatiya.docx15.09 КБ
Файл rabochaya_programma.docx71.8 КБ
Microsoft Office document icon programma_samorazvitiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ НОД в соответствии с ФГОС

Написать конспект не так трудно, как трудно воспитателю уйти от учебной модели построения занятия, точнее даже не самого занятия, а способа его проведения. Очень часто бывает: на бумаге - конспект идеален, но как только педагог начинает проводить занятие, вся идеальность пропадает (педагогу трудно идти за детьми, и в то же время вести детей за собой; педагогу трудно встать на одну ступень с ребенком - выстроить субъект-субъектные отношения; педагогу трудно придерживаться деятельностного принципа в проведении современного занятия; педагогу трудно делать не за ребенка, а вместе с ребенком). 

При организации образовательного процесса педагогу нужно постоянно помнить о том, что активное использование проектного метода обучения и воспитания позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения. Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс должен строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи. Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата. В этом помогает использование в работе с детьми схемы трудовых процессов, так называемые “пооперационные карты”, позволяющие ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала поэтапно; дети учатся строить наглядно-схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности.

Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые будут, стимулировать их познавательную деятельность.

Надо предоставлять детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дадут детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) должны учитываться с интересами детей.

Интерьер группы надо организовать таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

Карточка АНАЛИЗА  НОД В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

  1. Виды детской деятельности ____________________________

Подчеркнуть используемые в занятии :

( двигательная, коммуникативная, игровая, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная, чтение художественной литературы).

2.Рабочее пространство при разной форме организации ОД.

_____________________________________________________________

Отметить используемое  в занятии:

(партнерская форма :

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

 Разрешено свободное размещение детей

 Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

 Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

Школьно – урочная форма:

Взрослый – учитель, отдален от детей (над/против

За детьми жестко закреплены рабочие места

Запрещено перемещение детей

Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины )

3.Форма организации обучения.

_____________________________________________________________

Подчеркнуть используемую  в занятии:

(индивидуальная, подгрупповая, фронтальная).

4. ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности.

_____________________________________________________________

Подчеркнуть используемые в занятии :

(ТРАДИЦИОННАЯ НОД: накопление детьми необходимого личностного опыта;

РАЗВИВАЮЩАЯ НОД: самостоятельное добывание знания, использование детьми приобретенного опыта.)

5.ЗАДАЧИ непосредственно образовательной деятельности.

_____________________________________________________________

Подчеркнуть используемые в занятии:

(Обучающая: повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.)

6. МЕТОДЫ

__________________________________________________

Подчеркнуть используемые в занятии:

(МЕТОДЫ практические:  опыт, упражнение,  экспериментирование,

моделирование ; Методы наглядные: наблюдение,  демонстрация наглядных пособий; Методы словесные:  рассказ педагога ,беседа,  чтение художественной литературы; Методы игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде .

7.МОТИВАЦИЯ

Подчеркнуть используемую в занятии:

(присутствие игровых персонажей, сюжеты, сюжетосложения, путешествия, ИКТ, проблемная ситуация, игра и.т.д.).

8.Соблюдение гигиенических условий организации пространства группы, размещения оборудования и материала

9.Содержание НОД____________________________________________

Подчеркнуть используемое в занятии:

Комбинированная НОД

(сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

Комплексная НОД

(реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме).

Интегрированная НОД

(соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .



Предварительный просмотр:

Анализ занятия.

Дата проведения: 25.12.2017г.

Воспитатель: Петрова М.С.

Программное содержание

«Физическое развитие»

«Веселое путешествие»

В образовательной области участвовали дети средней группы.

Цель: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей, способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой.

Задачи:

- Обучать детей ходьбе по скамейке способом подъем – спуск

- Совершенствовать у детей ходьбу и бег в колонне по одному

- Закреплять навыки детей в ходьбе на носках, на пятках, семенящимся шагом

- Закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперед, а также умение ползать под ворота

- Закреплять навыки преодоления препятствий

- Развивать умение действовать на сигнал , соблюдать правила во время подвижной игры

- Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакций.

- Содействовать оздоровлению организма детей, применяя в занятии приемы массажа еловыми шишками.

Регламентированная образовательная деятельность построена в соответствии с требованиями , выдержана структура РОД (вводная, основная, заключительная часть).

Содержание соответствует возрасту детей. Поставленные педагогом цели выполнены в достаточном объеме, дети достигли планируемых результатов. Во время РОД применялась достаточная игровая мотивация «Путешествие» (гр. №11).

Общеразвивающие упражнения и основные виды движений проводились в соответствии с возрастными особенностями детей.

Однако, Мария Сергеевна не четко отдавала команды, недостаточно использовала индивидуальную работу по закреплению основных видов движений. В водной части выполнены не все намеченные виды движений ( ходьба на пятках, бег, смена направления). Не использовался наглядный материал (карточки) и звуковой метод (свисток, бубен). Основные виды движений выполнялись по плану, методом круговой тренировки. С предложенными заданиями дети справились, но из-за недостаточной нагрузки(мало обручей, короткая дорожка) пострадало качество выполнения ОВД. На занятии использовалась подвижная игра «Автомобили». Была проведена малоподвижная игра «Чудесная шишка», дыхательная гимнастика. По окончании РОД признаков повышенной утомляемости у детей не наблюдалось, дыхание было ровное, не сбивчивое.

Рекомендации:

1. Изучить структуру и содержание каждой части физкультурного занятия.

2. Осуществлять индивидуально – дифференцированный подход.

3. Использовать на РОД наглядный материал, звуковой ориентир и сопровождение.

Срок постоянно. Ответственные воспитатели.



Предварительный просмотр:

                                    Утверждаю___________________

                                   Заведующий МБДОУ «Вишенка»

Жерновкова Н.А.______________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 3 ЛЕТ

Полканова Галина Юрьевна

На 2017-2018 г.

г. о. г. Выкса 2017 г.

Содержание

I. Целевой раздел...................................................................................................3

1. Пояснительная записка.............................................................................................3

1.1 Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы дошкольного образования........................................................................3

1.2 Принципы и подходы кформированиюосновной образовательной программы дошкольного образования............................................................................................4

1.3 Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.......................6

1.4 Планируемые результаты освоения образовательной программы детьми раннего возраста............................................................................................................8

II. Содержательный раздел...............................................................................12

1.Задачи образовательной деятельности с детьми с 1,5 до 3 лет в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях........................................................................................................................12

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов......................................................................................................................19

III. Организационный раздел............................................................................22

1. Организация режима детей с 1,5 до 3 лет.............................................................22

2. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми с 1,5 до 3 лет..................................................................................................................................23

3.  Примерный перечень развлечений.......................................................................25

4.  Список литературы для чтения детям с 1,5 до 3 лет...........................................25

5. Литература и пособия по образовательным областям.........................................26

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Программа, разработана:

  • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  • На основе  основной образовательной программе детский сад № 13 «Вишенка», а также с учетом парциальных программ:
  • Программы  музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон».  Э.П.Костина.  Москва   Просвещение  2004г.;
  •  Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Москва ООО «ТЦ Сфера» 2015г.

1.1 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

Цель программы

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и  социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организованных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • повышение профессионального мастерства педагогов.

Программа формируется для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

 Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

1.2 Принципы и подходы к формированию Программы.

В рабочей программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка с 1.5 до 3-х лет

Программа строится на основании следующих принципов:

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Формы реализации принципа интеграции:

  • интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
  • интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
  • интеграция видов детской деятельности.
  1. Комплексно-тематический принцип:
  • объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
  • виды тем: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
  • тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
  1. Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации,  

         непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизациив образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала   каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников  образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

  1. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.
  2. Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа  представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы  основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирование   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

1.3 Характеристики особенностей развития детей раннего возраста

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

        Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

        Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

        В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы от взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

        Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

        Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

        К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

         Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

        Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

        На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

        Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

        Основной формой мышления становитсянаглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

        Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.4 Планируемые результаты освоения образовательной программы детьми раннего возраста

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими  предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  •  Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей два раза в год (в середине и в конце учебного года). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист  педагог-психолог.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы отследить  индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Данные о результатах педагогической диагностики заносятся в индивидуальные карты развития ребенка, на основе которых воспитатели и специалисты разрабатывают индивидуальные образовательные траектории, в которых отражаются условия развития ребенка (комплекс мероприятий по коррекции выявленных в процессе диагностики недостатков) в отдельных образовательных областях, где указывается дата, содержание индивидуальной работы, результат (оценка) проведенной деятельности.

II. Содержательный раздел

1. Задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

1.1 Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи

По формированию потребности в  двигательной активности и физическом совершенствовании:

- воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице

- создавать  условия, побуждающие детей к двигательной активности;

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

- осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);

- учить сохранению правильной осанки в различных положениях;

- воспитывать потребность в правильном выполнении движений, получать удовольствие, радость от двигательной активности;

По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; координации, ловкости, быстроты, гибкости;

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

- реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр

- согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность

- развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;

- учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног;

- приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога;

- учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить);

- учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;

- развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;

- способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

- оптимизировать факторы, способствующие адаптации ребёнка к ДОУ и минимизировать факторы, замедляющие её, мешающие адекватному приспособлению к новым условиям;

- осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

По формированию культурно-гигиенических навыков:

- совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;

- способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления;

- приучать есть разнообразную пищу, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию;

- развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;

- воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого.

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

- развивать умения и навыки называть свое имя; выражать свои потребности и интересы в речи;

- воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

1.2 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи

По развитию игровой деятельности:

- формировать начальные навыки ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре, самостоятельно воспроизводить разнообразные игровые  действия с игрушками;

- по показу воспитателя включаться со сверстниками в игру с общей игрушкой; стимулировать появление игровых сюжетов и использование предметов-заместителей; побуждать к игре рядом и вместе друг с другом спокойно играть;

По приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:

- способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

- воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым;  

-побуждать желание пожалеть другого человека, если он обижен, огорчен, расстроен.

По формированию  гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к  мировому сообществу:

- формировать представление о членах своей семьи, о сверстниках и взрослых, об особенностях их внешнего вида.

По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

- знакомить с помещениями группы детского сада, с правилами пользования предметами обихода во время бытовых и игровых процессов;

- продолжать учить детей элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья (например, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, при ходьбе и беге понеровной поверхности чаще  смотреть под ноги, не брать в руки острые предметы и т.д.).

По развитию  трудовой деятельности:

- продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя, учить узнавать и называть некоторые трудовые действия, привлекать к выполнению простейших трудовых действий формировать представления о способах обращения ко взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания,  умения выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности;

По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

- приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам;

- поддерживать желание помогать взрослым в хозяйственно-бытовом труде.

По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

- дать первоначальные представления о  хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, выделение его направленности на заботу о детях и близких им людях;

- воспитывать уважение к людям любой профессии, подчеркивать значимость результатов их труда.

1.3 Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи

Сенсорное развитие:

-  продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

-  побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

-  упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч);

-  формировать умение называть свойства предметов.

Формирование элементарных математических представлений:

 Количество

-  привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много).

 Величина

- привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)

Форма

- формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве:

-  продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты;

 -  расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении;

- проводить с детьми элементарное экспериментирование (тонет не тонет, тепло – холодно и т.д.).

Формирование целостной картины мира:

Предметное и социальное окружение

-  продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;

- учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.);

-  знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с природой

-  знакомить детей с доступными явлениями природы;

 - учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.): называть их;

-  наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц;

-  учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.);

-  помогать детям замечать красоту природы в разное время года;

-  воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

1.4  Образовательная область «Развитие речи»

Задачи

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Формирование словаря:

-  развивать понимание речи и активизировать словарь;

- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных;

- обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами:

- обозначающими трудовые действия,

- действия, противоположные по         значению,

- действия, характеризующие взаимоотношения людей  их эмоциональное состояние;

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов;

• наречиями.

- способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи;

Словарный запас к концу года должен иметь 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

- упражнять детей  в отчетливом произнесении  изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз;

- способствовать развитию артикуляционного дыхания, слухового внимания;

- формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса;

- совершенствовать грамматическую структуру речи;

Знакомство с детской литературой

-  регулярно читать детям художественные и познавательные книги;

- побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»;

- продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах;

- читать детям художественные произведения;

- продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать уме¬ние слушать художественное произведение без наглядного сопровождения;

- сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями;

- предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений;

-  поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого;

- помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

1.5  Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи

По развитию  продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):

  • - формировать понятие о том, что карандашами, красками, фломастерами рисуют; из глины, пластилина, пластической массы – лепят;
  • - развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно одной и другой рукой;
  • - учить рисовать разные линии, пересекать их, уподобляя предметам; подводить к рисованию предметов округлой формы;
  • - учить держать карандаш и кисть свободно; правильно и бережно относиться к материалу;
  • - знакомить с пластическими материалами; учить отламывать кусочек глины от целого куска, раскатывать его между ладонями прямыми и круговыми движениями, делать пальцами углубление, соединять две формы в один предмет;
  • - приучать к аккуратному пользованию с материалами, правильно их использовать;

По развитию детского творчества:

  • - подводить к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания и изображения побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовали сами.

По приобщению детей к изобразительному искусству:

  • - знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, имеющими региональную специфику и соответствующими возрасту детей обращать внимание детей на характер игрушек, их форму, цветовое оформление

Конструирование:

  •  - расширять знания о предметах и действиях с ними и их назначением.

Общие:

  • - развивать интерес к звуку, музыкальному звуку;
  • - развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки.

По развитию музыкально-художественной  деятельности:

-  развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт;

- развивать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр развивать элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому; учить петь без напряжения, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова; слушать вступление и заключение;

- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движение;

-  воспитывать интерес к музыке, желание ее слушать и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

 По приобщению детей к музыкальному искусству:

- развивать умение вслушиваться в музыку; стимулировать интерес к слушанию песен и отдельных пьес изобразительного характера; слушать произведения как созданные композиторами специально для малышей, так и классическую музыку;

- обогащать слуховой опыт детей в процессе слушания знакомых мелодии, звучащих на разных муз.инструментах.

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В раннем возрасте (1,5 года - 3 года):

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
  • двигательная активность.

Формы работы по  разным видам детской деятельности в 1 младшей группе.

 Образовательная область

Детская деятельность

Формы работы (ФГОС)

1

2

3

Физическое развитие

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Социально – коммуникативное развитие

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Ролевые  игры

Игры с правилами

Беседы

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

 Сюжетные игры

Игры с правилами

Совместные действия

Познавательное развитие

Познавательно - исследовательская

Речевая

Наблюдение

 Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

 Игры с правилами

Дидактические игры,  дидактические упражнения

изобразительная наглядность

рассматривание  игрушек и картин, рассказывание по игрушкам    и картинам

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие  

Музыкально – художественная

Продуктивная

Чтение художественной литературы и фольклора

        

Слушание

Исполнение

 Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально – дидактическая игра

  Рисование, лепка, аппликация

        

III. Организационный раздел

1. Организация режима пребывания детей

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Время

Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

6.00-7.50

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности

8.30-8.45

Регламентированная

образовательная деятельность

8.45-8.55

9.05-9.15

2-й завтрак

9.15-9.25

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.25-11.25

Возвращение с прогулки, игры, дежурство.

11.25-11.40

Подготовка к обеду, обед

11.40-12.15

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.15-14.45

Подъём, дыхательная гимнастика, игры.

14.45-15.05

Подготовка к полднику, полдник.

15.05-15.30

Игры и самостоятельная деятельность, кружковая работа.

15.30-16.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

16.00-18.00

Уход детей домой

18.00

Дома:

Прогулка

18.00-18.30

Возвращение с прогулки,

ужин.

18.30-19.00

Спокойные игры,

гигиенические процедуры.

19.00-20.30

Укладывание, ночной сон

20.30-6.00

2.  Примерное комплексно-тематическое планирование

 работы с детьми 1,5 –3 лет.

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых

мероприятий

Детский сад

(4-я неделя

августа —

1-я неделя

сентября)

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением (помещением и оборудованием группы:

личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

Осень

(2-я–4-я недели

сентября)

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей,

на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах,

ягодах, грибах. Собирать с детьми на прогулках разноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по

форме и величине. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Праздник «Осень».

Выставка детского

творчества.

Сбор осенних листьев

и создание коллектив-

ной работы — плаката

с самыми красивыми

из собранных

листьев.

Я в мире

человек

(1-я–2-я недели

октября)

Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть

воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни.

Совместное с родителями чаепитие.

Создание коллективного плаката с фото-

графиями детей.

Игра «Кто у нас

 хороший?».

Мой дом

(3-я неделя

октября —

2-я неделя

ноября)

Знакомить детей с родным городом (поселком): его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер).

Тематическое развлечение «Мои любимые

игрушки».

Выставка детского

творчества.

Новогодний

праздник

(3-я неделя

ноября —

4-я неделя

декабря)

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Новогодний праздник.

Зима (2-я–4-я недели января)

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Праздник «Зима». Выставка детского творчества.

Мамин день (1-я неделя февраля — 1-я неделя марта)

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Мамин праздник.

Народная игрушка (2-я–4-я недели марта)

Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Игры-забавы. Праздник народной игрушки.

Весна (1-я–4-я недели апреля)

Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

Праздник «Весна». Выставка детского творчества.

Лето (1-я–4-я недели мая)

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран.

Праздник «Лето».

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа).

3. Примерный перечень развлечений и праздников

Праздники. Новый год, «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник». Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки». Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т. Караманенко; инсценирование рус.нар. сказок: 274 «Веселые зайчата», Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева. Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус.нар. песня. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Вы-сотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд», муз. Э. Компанейца. Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые». Забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Лягушка», рус.нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.

4. Примерный список литературы для чтения детям

     Русский фольклор Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни. Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд.И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

       Произведения поэтов и писателей России Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Би-анки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

     Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

5. Литература и пособия по образовательным областям

«Социально-коммуникативное развитие»

Автор составитель

Наименование издания

Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н.,

 Павлова О.В.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа

Четвертаков К.В.

Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей.

Губанов а Н. Ф.

Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

«Познавательное развитие»

Автор составитель

Наименование издания

Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н.,

 Павлова О.В.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа

Филиппова Т.Г.

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке

Соломенникова О. А.

Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (2-3 года).

«Речевое развитие»

Автор составитель

Наименование издания

Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н.,

 Павлова О.В.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Младшая группа

(2-3 года).

«Художественно-эстетическое развитие»

Автор составитель

Наименование издания

Е.А.Янушко

Лепка с детьми раннего возраста, рисование с детьми раннего возраста

Литвинова О.Э.

Художественно- эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)

Костина Э.П.

«Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста (см. книга Э.П.Костина. – М. :Линка-Пресс, 2008. – 320с.).

Костина Э.П.

«Музыкально – дидактические игры»

Костина Э.П.

Хрестоматия к программе музыкального развития  и воспитания ребенка до трех лет «Камертон».

«Физическое развитие»

Автор составитель

Название

Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н.,

 Павлова О.В.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа

С.Ю.Федорова

Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3х лет

Автор-сост.

Э.Я. Степаненкова.

Сборник подвижных игр

План взаимодействия с родителями в группе № 1 на 2017 — 2018 учебный год.

Месяц

Содержание

Ответственные

Сентябрь

Оформление родительского уголка. Групповое родительское собрание «Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей с1,5 до 3 лет  на 2017-2018 учебный год». Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»

Воспитатели

Педагог-психолог

Октябрь

Совместное развлечение на прогулке  «Осень золотая» Консультация «Как приучить 2-3 летнего ребенка убирать за собой игрушки».

Воспитатели

Ноябрь

Совместное физкультурное развлечение в спортивном зале: «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!». Консультация для родителей «Дидактические игры для познавательного и речевого развития дошкольников».

Воспитатели

Декабрь

Мастер –класс для детей и родителей  «Изготовление новогодней игрушки своими руками». Консультация для родителей «Воспитание КГН самообслуживания у детей 2-3 лет». Совместная организация выставки рисунков и поделок  «К нам идет новый год!».

Воспитатели

Январь

  Трудимся вместе «Постройка снежного городка на участке для прогулок».

Воспитатели

Февраль

Оформление фотовыставки  «Наши замечательные папы». Информационный лист                                                                                                       «Профилактика простудных заболеваний».

Воспитатели

мед.сестра

Март

Чаепитие «Мамочку свою очень я люблю». Оформление фотовыставки «Мама, мамочка моя»

Воспитатели

Апрель

 Совместная организация театрализованного представления «Путешествие в страну сказок»

Воспитатели

Май

Групповое родительское собрание «Итоги организации образовательной деятельности за 2017-2018 учебный год». Папка -передвижка «Летний отдых с ребенком».

Воспитатели



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№ 13 «Вишенка»

План по саморазвитию на 2017-2018 учебный год

воспитателя Полкановой Галины Юрьевны

Тема: « Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

Выкса

Актуальность

         Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе работы ДОУ. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.         Ребенок  рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения ребенка. Сенсорное воспитание детей раннего возраста занимает важное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно в различных видах детской деятельности.

        Цель: повышение собственной компетентности по теме

« Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

        Задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт педагогов по теме.

2. Создать картотеку дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет.

3.  Формировать сенсорные процессы у детей  младшего возраста через практические действия в  дидактических играх.

        Планируемые результаты:

-создание картотеки игр по развитию дидактических способностей у детей 2-3 лет;

- сотрудничество с  родителями в вопросах формирования и развития сенсорных способностей детей;

- развить у детей сенсорные процессы, накопление  чувственного опыта.

План реализации программы:

Этапы

работы

Форма

работы

Сроки

Практические выходы

Теоретический

этап

Изучение методической литературы и опыта педагогов:

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»

 

  • Сост. Т.В. Галанова     «Развивающие игры с малышами до 3-х лет»
  • Павлова Л.Н. «Раннее детство». «Познавательное развитие»
  •  
  • Павлова Л.Н.»Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет».
  • «Развитие и обучение детей раннего возраста в Доу». Сост.Е.С. Демина

Изучение сайтов и публикаций в  журналах.

декабрь

январь

февраль

Подборка печатной информации для консультаций родителей в вопросах сенсорного развития детей 2-3 лет.

Подбор

 дидактических игр для картотеки .

Практический

этап

Подбор и изготовление дидактического материала для игр на   закрепление понятия формы, цвета.

март

«Найди предмет такой

же формы»

(ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Цветные шарики» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Использование дидактических игр в работе  детьми

март

Планирование и проведение игр с детьми

Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет через использование дидактических игр»

март

Печатная консультация

Подбор и изготовление дидактического материала для игр  на закрепление понятия величины.

апрель

«В какую коробку?» (распределение игрушек разных размеров по коробкам в зависимости от размера).

Использование дидактических игр в работе  детьми

апрель

Планирование и проведение игр с детьми

Итоговый этап

Представление картотеки дидактических игр

май

Отчет по теме на педагогическом совете

Представление опыта работы на странице сайта в сети интернет

май

Публикация  

Выводы:    

 1. Повышение качества проводимой с детьми работы;

 

 2. Разработка дидактических материалов, наглядности;

 

 3.Обобщение опыта работы по исследуемой теме.

Литература:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 2014.

2.  Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2014. - № 13.

3.  Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2015.

4.  Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

5. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2016.

.