Игры по развитию толерантности

Игра «Турнир»

Цель – научиться контролировать и выводить свою агрессию через игру. Для проведения игры необходимо свободное пространство, поэтому ее можно проводить на уроках физкультуры.

Дети разбиваются на пары, становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимают руки на высоту плеч и соединяют ладони друг друга. По сигналу ведущего начинают толкать партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места.

Ведущий обращает особое внимание на то, что никто никому не должен причинить боль, толкать партнера к стене или как какую-либо мебель. Если игра надоест или партнеры устанут, они могут сказать «Стоп!»   и игра прекратится. Партнеры благодарят друг друга за честную борьбу.

После того, как дети потренируются, и в группе воцарится более открытая атмосфера, можно попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Время от времени можно вводить новые варианты игры. Дети могут толкаться спиной к спине, стоя на одной ноге или не переступая черты, проведенной ведущим. Можно кого-то из детей назначить судьей.

Это может быть и общая, групповая борьба, при которой не только осуществляется выход эмоций, но и сплачивается группа. 

 

Игра «Рубка дров»

Цель – переключение на активную деятельность, вывод накопившейся агрессии, обучение приемам расслабления. Особенно рекомендуется детям с истощением нервной системы, возбудимостью, страхами, истерическими реакциями. В отличие от предыдущей  для данной  игры не требуется много места.

Детям объясняется, что значит рубить дрова и показывается как это делается. Затем им предлагается стать так, чтобы вокруг было немного свободного места и представить, что им нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Учащиеся показывают, какой толщины бревно, ставят его на пень и поднимают топор высоко над головой. Всякий раз, когда дети опускают топор, они могут громко выкрикивать: «Ха». Через две минуты дети говорят, сколько чурок каждый из них нарубил.

Вместо рубки дров можно предложить детям поднимать «тяжелую штангу». Потом «бросить» ее и отдохнуть.

 

Игра «Датский бокс»

Цель – перевод агрессии в конструктивные формы, развитие способности отстаивать собственные интересы в споре, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером.

Дети разбиваются на пары и становятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий объясняет,  что в споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Учащиеся сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку своего партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, безымянный палец  к его безымянному пальцу, средний палей – к его среднего пальцу, указательный – к его указательному пальцу. Нужно стоять так, словно привязаны друг другу: восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из партнеров считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду.

После пяти раундов делается перерыв. Игра может продолжиться уже с другим партнером. Прощаясь с партнером, нужно поклониться ему в благодарность за честное ведение борьбы.

 

Игра «Да и нет»

Цель – снятие напряжения, апатии и усталости, пробуждение жизненных сил, вывод агрессии. Во время игры в классе может стоять  шум, поэтому лучше проводить игру во время перемены, сразу после окончания урока.

Дети разбиваются на пары и становятся друг перед другом и проводят воображаемый бой словами. Они договариваются, кто из них будет говорить «да», а кто  - «нет». Весь спор будет состоять только из этих двух слов. Можно начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из партнеров не решит, что громче уже некуда. По знаку ведущего дети делают несколько глубоких вдохов и начинается спор. После его окончания через две минуты ведущий обращает внимание детей на то, как приятно находиться в тишине после такого шума.

 

Игра «Агрессивное поведение»

 Цель – осознание признаков агрессивного поведения, исследование собственного и чужого агрессивного поведения.

Материал: бумага и карандаш (или ручка)

Каждый ребенок на листе бумаги пишет все, что делает тот человек, о котором можно сказать, что он агрессивный человек, т.е. пишет рецепт, по которому его можно создать. Например, громкий голос, сжатые кулаки и т.д. Ведущий просит нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.

Затем ведущий просит каждого ученика подумать о том, какие элементы агрессивного поведения есть в классе, когда  сам ученик проявляет агрессию, каким образом может вызвать агрессию к себе. Дети берут лист бумагу, делят его вертикальной линией посередине. Слева пишут, как одноклассники проявляют агрессию к нему, справа – как он сам проявляет агрессию по отношению к другим детям. Время проведения 10-15 минут. После этого можно попросить детей по желанию зачитать свои записи.

 

Игра «Безмолвный крик»

Цель – научиться контролировать себя и избавляться от напряжения и агрессии.

Желательно, чтобы игра выполнялась под руководством психолога, или после консультации с ним.

Ведущий дает следующую инструкцию детям: «Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомните о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал в классе. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь.

А теперь снова вспомни о человеке, который обижает тебя. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил» (1 минута).

Ребенок открывает глаза и рассказывает о том, что пережил.

 

Игра «Застенчивый мальчик»

Цель – снятие страхов в общение, избавление от застенчивости.

Ведущий рассказывает детям историю. Однажды в школу приехал писатель и рассказывал школьникам о своих книгах. Он обратил внимание на одного мальчика, который слушал его особенно внимательно. Когда писатель закончил свой рассказ дети поблагодарили его и разошлись, а этот мальчик остался. Мальчик стоял и пристально смотрел на писателя, не решаясь с ним заговорить. Писатель подошел к нему: «Ты хочешь о чем-нибудь спросить?» Мальчик опустил голову. «Что же ты… Спрашивай…» Он потупился еще больше. Потом неожиданно повернулся и медленно пошел прочь.

Дети вместе с ведущим в течение 5-10 минут делают предположения, что хотел, но не решился сказать писателю мальчик. Затем ведущий берет на себя роль писателя, а дети по очереди разыгрывают с ним ситуацию, изображая страх и застенчивость.

 

Игра «Кораблик»

Цель – избавление от страхов, повышение самооценки и уверенности  в себе. Особенно рекомендуется для неуверенных, застенчивых детей.

Материал: одеяло или плед

Двое взрослых раскачивают за углы одеяло (или плед) «гамаком», это – «кораблик». В кораблике лежит ребенок. Один из взрослых говорит: «Тихая спокойная погода, светит солнышко». Остальные дети изображают хорошую погоду. При словах «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребенок, находящийся в «Кораблике», должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!». Время проведения 1-2 минуты.

Игра может проводиться и без одеяла. В таком случае дети имитируют бурю, обступив «матроса» (машут руками, шумят). В таком варианте игра способствует не только избавлению от страхов, но и сплочению группы. Желательно, чтобы  в роли «матроса» побывали все дети.