Экологический проект

Бронникова Татьяна Владимировна

На данной странице представлен проект по экологии, который был реализован с учащимися 1 класса, т.к. в настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivi_listok.docx28.86 КБ
PDF icon otchet_ekologicheskogo_proekta.pdf131 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АНГАРСК

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 9

Экологический проект

«Живи листок»

                                                        Выполнен учащимися 1 «В» класса

                                                                                      МБОУ СОШ № 9

                                            под руководством учителя начальных классов

                                                     Бронниковой Татьяной Владимировной

Ангарск, 2014-2015 уч. г.

               Экологический проект "Живи, листок"

Автор: Бронникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов 1

квалиф. категории,  Муниципальное  бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Ангарск

Всё хорошее в людях – из детства! 
Как истоки добра пробудить? 
Прикоснуться к природе всем сердцем: 
Удивиться, узнать, полюбить! 
Мы хотим, чтоб земля расцветала, 
И росли, как цветы, малыши, 
Чтоб для них экология стала 
Не наукой, а частью души! 

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. 

Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. 

Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Именно поэтому с первоклассниками выбрали экологический проект "Живи листок". В качестве объекта исследований детьми выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. 

Проблема: 

Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных. 
Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи

растений с окружающей средой и другими живыми организмами. 

Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. 
Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом. 

Цель проекта: выяснить представления детей о деревьях, заинтересовать проблемой, формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга. 

Задачи проекта: 


Обучающие: 

  • формировать у детей представление о деревьях;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие: 

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: 

  • воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
  • Универсальные учебные действия:

Регулятивные 

  • Определять цель выполнения работы под руководством воспитателя;
  • Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
  • Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные 

  • Уметь согласованно работать в группе;
  • Взаимодействие и сотрудничество;
  • Уметь подчиняться правилам;
  • Разрешать конфликты;
  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные 

  • Слушать и понимать речь других;
  • Отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
  • Уметь классифицировать, наблюдать.

Личностные 

  • Делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения
  • Работа с родителями
  • вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий. 

Участники проекта: учащиеся  1 «В» класса, родители. 

Сроки выполнения проекта: долгосрочный (2014-2015 учебный год) 

Перечень форм и методов реализации проекта: 

  • Классные часы, КВН, презентации
  • Досуги, развлечения
  • Дидактические, творческие, подвижные игры
  • Творческая деятельность: оформление «книжек-малышек» о деревьях, разработка экологических знаков
  • Занятия оригами
  • Природоохранные акции
  • Экскурсии в природу

Ожидаемые результаты: 

Для учащихся 

  • Расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы;
  • Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье);
  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей 

  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Активное участие в жизнедеятельности класса.

Для педагога 

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
  • Личностный и профессиональный рост;
  • Самореализация

Этапы реализации проекта: 
1 этап – подготовительный 
2 этап – основной (реализация) 
3 этап – заключительный (театрализованное представление, презентация проекта) 

Одним из способов привлечения детей к окружающей природе являются экскурсии. Проводила с детьми прогулки в парк, учила детей наблюдать за природой, пробуждая интерес к окружающему миру, обращая внимание детей на форму и окраску листьев, знакомила с различными породами деревьев. 

Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние («беспокоится», «радуется», «боится», «просит ласки»). Поэтому даю ребятам задания, связанные с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Темы таких заданий: «Распустила береза свои сережки…», «Выглянул из почки первый листочек, он подумал…». Ребятам очень нравятся задания такого характера. Они с удовольствием включаются в игру, используя при этом полученные ранее экологические знания. Использую словесные дидактические игры (игры «Что где растет?», « Узнай по описанию?»). Эти игры проводила во время прогулок для обобщения знаний о деревьях. Беседуя с детьми, спрашивала: «Почему нельзя шуметь в лесу?». Дети отвечают, что жители леса испугаются - убегут звери, улетят птицы,затаятся насекомые. Таким образом, дети сами приходят к выводу, что по лесу надо идти тихо и спокойно, только тогда в лесу можно увидеть много интересного. Так рождаются правила поведения в природе, экологические знаки «Правила поведения в лесу» в виде рисунков, коллажей. 
Занимательный материал – загадки, ребусы, пословицы, кроссворды, стихи о природе – помогает детям глубже проникнуть в тайны природы, развить мышление и воображение. 

Среди других форм экологического воспитания хочется отметить игру. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры: КВН, 
экологические викторины, игра-путешествие, игра-соревнование, составление кроссвордов, интерактивные игры

Ребятам нравятся дидактические игры "Чудо-дерево", "Волшебный круг", "Закончи предложение", "Не ошибись!", "Берёзка", "Кто, что, из чего и чем?", "Кто дружит с деревом?", "Какое время года?", "Пищевые цепочки", "Кто и что делает из дерева?", "Что вырастили люди?", "Природа и человек", "Путешествие в мир природы", "Угадай правило" и другие. 

Дети дома, совместно с родителями, изготавливали кормушки для птиц, которые в дальнейшем развесили на территории школы и не забывали класть в них корм. 

Огромное значение в формировании у детей экологического воспитания и интереса к природе имеет кружковая работа. Мною был выбран кружок по оригами. Занятия по оригами способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. 

Итогом кропотливой работы стали 
выставки работ. Ребятами представлены различные поделки животных, насекомых, птиц, деревьев. 
Занятия с бумагой увлекают детей, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности. 

Классные часы
 "Превращение бумажного листка", "Береги природу!", "Что такое Красная книга?", "Защитники природы", "Превращение бумажного листка" и другие способствовали воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё. 

Экологический 
театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. 

Игра развивает эмоции и дает много нестандартных ситуаций для умственного развития. Участвуя в коллективной работе, ребенок увидит конечный её результат - спектакль, и почувствует важность своего вклада. Так на заключительном этапе проекта было организовано и проведено театрализованное представление «Путешествие колобка».

Основная идея спектакля сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам. 

Сказочный персонаж – колобок попадает в лес, и что он там видит: срубленные деревья, выжженные поляны, мусор, грязь. От такого положения в лесу страдают животные, птицы, насекомые. Герои сказки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, скоморохи призывают всех к бережному отношению к природе. Ребята видят мусор, сломанные ветки, делают вывод: природа красива, но требует заботы и бережного к ней отношения. Чрезвычайно важно научить детей самих видеть полезные дела. На театрализованное представление были приглашены дошкольники, а также ребята начальной школы. 

Проблема экологического 
образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания. 

Мы любим лес в любое время года, 
Мы слышим речек медленную речь… 
Все это называется природа, 
Давайте же всегда ее беречь! 
Летят, звеня, дождинки с небосвода, 
Клубится на заре тумана дым… 
Все это называется природа, 
Давайте же сердца ей отдадим! 

План мероприятий по реализации экологического проекта "Живи листок".

1 этап- подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Взаимодействие с семьей

Примечание

1.Беседа с детьми о деревьях (выявление уровня знаний детей о деревьях) 
2.Составление плана работы над проектом. 
3. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта. 
4. Разработка конспектов классных часов, презентаций по планируемым темам.

Рассматривание иллюстративного материала, чтение литературы по теме проекта.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.

2   этап - основной

1.Экскурсии в природу. 
2.Классные часы: "Защитники природы", "Берегите природу", "Превращение бумажного листка", "Птицы наши друзья", "Что такое Красная книга" 
3.Чудесные превращения листка:
 знакомство детей с техникой оригами, изготовление. 

4.Игра-путешествие  "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?", игра-соревнование "Волшебница осень". 
Презентация. 
5.Изготовление кормушек для птиц. 
6.Разработка детьми экологических знаков в виде рисунков, коллажей. 
7.Просмотр видео - ролика  "Как хорошо в лесу". 
8.КВН на тему "Земля наш общий дом". 
9.Дидактические, подвижные игры. 
10.Викторина "Времена года", презентация. 
11.Интерактивная игра "Детки с ветки" 
12.Просмотр видео - ролика "Откуда стол пришел" 
13.Составление презентации "Удивительные деревья" 
14.Составление презентации.

Помощь  детям в подготовке сообщений  "Откуда берется бумага" 
  
Работа над созданием "книжки-малышки о деревьях"

Изготовление кормушек для птиц

 

3 этап - заключительный

  
Оформление проекта и презентации

·    Театрализованное представление "Путешествие колобка" для дошкольников, учащихся начальной школы. 

  
Презентация проекта на родительском собрании 
  
 

На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации

 


 Бюджет проекта:

Для реализации данного проекта особых финансовых затрат не понадобилось. Для изготовления кормушек в основном использовался бросовый материал: коробки из-под новогодних подарков и прочих товаров. Для театрализованного представления ребята приносили уже имеющиеся (купленные ранее к новогодним праздникам) костюмы необходимых персонажей. Для изготовления книжек-малышек, экологических знаков понадобились картон, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши. Данные материалы так же были в наличии у каждого ребенка, купленные для уроков технологии и изобразительного искусства.

План дальнейшего развития проекта:

1.

Посещение контактного зоопарка в Доме творчества детей и молодежи

2.

Акции:

Птичья столовая.

Байкалу чистые берега.

Чистый двор - чистая планета.

3.

Конкурс рисунков «Природа глазами ребенка»

4.

Школьные праздники:

День Земли, День Воды, День Леса, День Байкала, День птиц, Посвящение в экологи.

5.

Экологические декады

6.

Исследовательская деятельность по  направлениям: экология, биология, краеведение.


Предварительный просмотр: