План самообразования педагога-психолога Герасимовой Анны Владимировны

Герасимова Анна Владимировна
Структура плана Я работаю по теме самообразования: «Подготовка детей к школе через познавательные процессы». Цель: обучение приемам саморегуляции, развитие познавательных интересов. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением идеятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения. Психологическая готовность к школе понимается как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Именно новообразования задают для ребенка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным". Хотя психологическая готовность к школе включает в себя множество характеристик, основными из которых, являются интеллектуальная и личностная готовности. Но психологическую готовность к школьному обучению можно рассматривать только с точки зрения ее комплексности. К началу школьного обучения должен быть и достаточный уровень мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, ребенок должен быть готов в волевом и эмоциональном плане принять новую для него ситуацию, войти в новый коллектив. Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Использую психогимнастические игры, т. к. они основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако, для формирования психологического здоровья, изменения, предусматриваемые социально-психологическими тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения формирования самоприятия и принятия других людей, для структуирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, буду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 297 комбинированного вида с татарским языком воспитания

и обучения» Ново-Савиновского района г. Казани

Индивидуальный план

профессионального развития  педагога - психолога МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида

        Герасимовой Анны Владимировны

на 2023-2026 года

Методическая тема: «Психологическая готовность детей к обучению в школе через

 познавательные процессы»

                                                              ГОРОД  КАЗАНЬ

Структура плана

        Я работаю по  теме самообразования: «Подготовка детей к школе через познавательные процессы».

Цель: обучение приемам саморегуляции, развитие познавательных интересов.

        Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением идеятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.

        Психологическая готовность к школе понимается как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

        Именно новообразования задают для ребенка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным".

        Хотя психологическая готовность к школе включает в себя множество характеристик, основными из которых, являются интеллектуальная и личностная готовности. Но психологическую готовность к школьному обучению можно рассматривать только с точки зрения ее комплексности.

        К началу школьного обучения должен быть и достаточный уровень мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, ребенок должен быть готов в волевом и эмоциональном плане принять новую для него ситуацию, войти в новый коллектив.

        Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

        Использую психогимнастические игры, т. к. они основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако, для формирования психологического здоровья, изменения, предусматриваемые социально-психологическими тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения формирования самоприятия и принятия других людей, для структуирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее).
Говоря о психологическом здоровье личности дошкольника, можно выделить психологическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, т. е. удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им .
        Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением (родители, воспитатели). Но каждый из взрослых по-своему и реально строит взаимоотношения с ребенком. Очень важно понять, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психологическое здоровье детей. Взрослым необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с ними у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других, тем более, что он так же нуждается в признании окружающих людей. Поэтому особое значение имеет личность взрослого, находящегося рядом с ребенком.

        Актуальность: Подготовка ребенка к школе является основной проблемой, беспокоящей родителей детей старшего дошкольного возраста. Попадая в условия современной школы, многие дети уже с первых шагов демонстрируют свою не успешность в учебной деятельности, что может встать впоследствии почвой для развития синдрома «выученной беспомощности», при которой ребенок не берется за решение даже посильных ему задач, и как результат этого, получает стойкую репутацию «слабого» ученика. Т.о определение готовности  ребенка к школе позволяет предупредить некоторые трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе.

 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
  2. Психологическая диагностика - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была  бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.
  3. Применение исследуемых значений для составления коррекционных  занятий с детьми.
  4. Формирование познавательной активности и учебной мотивации у детей.
  5. Проводить динамику развития познавательных способностей, коммуникативной сферы и обобщать опыт работы.
  6. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей.
  7. Изучение и анализ психологической литературы по теме.

Разделы плана

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС ДО и ФОП ДО (темы опыта работы)

В этом разделе указывается следующее: по каким вопросам реализации ФГОС будет изучаться литература, работы каких авторов  будут прочитаны учителем  (называются основные труды).

Формой представления отчета могут быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.

Вопросы введения ФГОС

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение нормативного документа

Конституция РФ, ст.43 - Содержание и гарантии права на образование.

Знакомство с основополагающим документом

2023 - 2026

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)

Знакомство с основополагающим документом

2023 - 2026

Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении.

Изучение нормативного документа

Закон РФ «Об образовании».

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Семейный кодекс (от 29.12.1995 №223 -ФЗ).

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО

В течение года

Доклад  и обсуждение на педагогическом совете

Изучение нормативного документа

ФГОС ДО и ФОП ДО

Знакомство с основополагающим документом

2023 - 2026

Изучение нормативного документа

Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, федеральных государственных стандартов)

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной  программы

2023 - 2026

Изучение нормативного документа

Оценка достижений планируемых результатов в ДОУ

Изучить систему заданий по мониторингу для воспитанников от 3-х до 7 лет.

2023 - 2026

Круглый стол в рамках заседания педагогического совета. Участие в обсуждении

Изучение научно-методической литературы

Освоение методов, приемов, технологий проектной деятельности

Изучение совокупности требований

2023 - 2026

Обсуждение на заседаниях педагогических советов

                                                                                                           

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию введения ФГОС и ФОП ДО (темы опыта работы)

Здесь предполагается то, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения учебно-воспитательного процесса по новому ФГОС: разделы основной образовательной программы ДОУ, авторские (откорректированные) программы, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты проектов. Сюда могут войти  подборки упражнений, дидактического материала, тестовых заданий, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий.

 В качестве отчета могут быть  представлены сами разработанные материалы или рекомендации по их использованию для своих коллег.

 

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Методическая разработка «Использование метода мнемотехники в обучении пересказа детей подготовительной к школе группы»

2023-2024

Представление рабочей программы

Заседание педагогического   совета

Изменение календарно- тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы

Сентябрь-октябрь   2023-2026г.

Представление календарно- тематического планирования

Заседание педагогического   совета

Корректировка и уточнение рабочих программ по возрастам

2023-2024

Представление проекта

Заседание педагогического   совета

Методические рекомендации по содержанию и проведению мониторинга

2024-2025гг.

Представление проекта

Заседание педагогического   совета

Составление (выбор) комплексных, тематических, интегрированных занятий по образовательным областям ФГОС и ФОП ДО

2023-2026 гг.

Методические рекомендации для воспитателей по использованию конспектов занятий

Заседание педагогического   совета

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Третий раздел предлагает педагогу обобщить свой опыт введения ФГОС. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу  опыта, осуществлению дополнительных разработок. Возможна подготовка сообщений, передача обобщенного опыта своим коллегам в форме мастер-класса, открытых уроков, семинаров и др.

Обобщенный опыт также может быть  представлен в виде статьи, рекомендации, доклада либо методических разработок.

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Открытые занятия

2023-2024г.

2024-2025 гг.

2024-2025 гг

1. «Представление пакета диагностического материала для коррекции эмоционально волевой сферы дошкольника»

2. Открытый просмотр занятия по индивидуальной коррекционной работе с детьми, тема: «Застенчивый, замкнутый, ребенок. Работа педагога-психолога по коррекции трудностей в общении»

3.Разработка и осуществление проекта «Роль отца в формировании личности ребенка»

 Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

 Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

Участие в общественной жизни детского сада

2024

   

2024

 

 2024

2024

 

 2025

 2024

2026

Выступление на методическом объединении для воспитателей МАДОУ №297  на тему «Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка и проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ».

Выступление на методическом объединении для воспитателей МАДОУ №297  на тему «НЕсихологическая готовность родителей к обучению детей в школе ».

Выступление на методическом объединении для воспитателей МАДОУ №297  на тему «Профилактика нарушений поведения, развитие способностей и творческого потенциала детей. Снятие эмоциональной напряженности,снижение тревожности, агрессивности.»

 Выступление на родительском собрании в МАДОУ №297 на тему «В детский сад: Адаптация без слез.”».

Выступление на методическом объединении для воспитателей  МАДОУ №297 по теме «Современный подход при подготовке детей к школьному обучению по ФГОС  и  ФОП ДО».

Выступление на методическом объединении для воспитателей  МАДОУ №297 по теме «Простые правила, которые помогут быстрее справиться с трудной жизненной ситуацией, связанной с разводом.»

Выступление на родительском собрании в МАДОУ №297 на тему «Ребенок кусается: причины и советы по воспитанию.»

МО воспитателей ДОУ    

 МО воспитателей ДОУ  

 

       

 МО воспитателей ДОУ    

Родители ДОУ

     

МО воспитателей ДОУ    

МО воспитателей ДОУ    

Родители ДОУ

Выступление на семинарах разного уровня

   2023

   2024

   2025

- семинар- практикум на методическом объединении для воспитателей МАДОУ №297на тему «Устремим ум на радость творчества. Интеллектуальная игра КВН».

- региональный семинар- практикум педагогов- психологов ДОУ на тему: «Арт – Терапия: теория и практика.»

- семинар-практикум на методическом объединении для воспитателей МАДОУ №297 на тему «Диагностика агрессивности и гиперактивности  ребенка. Ознакомление с тестами и проективными методиками.»

МО воспитателей ДОУ    

Участие в методическом обьединении педагогов-психологов ДОУ

МО воспитателей ДОУ    

Публикация

   2024

Публикация в международной научно-практической конференции  «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт,проблемы, переспективы»Тема: «Индивидуальные особенности памяти.»

2024

2024

2025

Образовательный портал Prodlenka.org «Влияние родительских установок на развитие детей.»

Образовательный портал Prodlenka.org размещение из опыта работы «Ночные «Плавания».

Образовательный портал Prodlenka.org размещение из опыта работы «Домашняя игротека- развивающих игр с детьми».

4. Участие в системе  методической работы ДОУ

В данном разделе указываются  методические мероприятия ДОУ, осуществляемые в рамках введения ФГОС, в которых предполагает участвовать педагог, и выполняемые им задачи.

Мероприятие ДОУ

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Заседание педсоветов ДОУ

  По плану           работы ДОУ

методическая взаимопомощь,представление опыта работы

Выступление

Теоретический семинар

 В течение года

«Новые подходы к образовательному процессу в условиях введения ФГОС. Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ. »

    Анализ

Дошкольная методическая выставка

В течение 203-2026

Участие в выставке в качестве представляющего материал

Представление опыта

работы (статьи, разработки занятий)

 Педсовет

По плану работы ДОУ.

 Выступление на тему «Психодиагностическое обследование психического и эмоцианально- волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.»

 Презентация с использованием ИКТ.

 Посещение открытых мероприятий в ДОУ

В течение года

 Анализ открытого мероприятия

Анализ открытого мероприятия

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации

Пятый раздел предлагает темы курсов по вопросам, связанным с реализацией ФОП (программ, модулей), которые хотел бы окончить педагог.

Отчетом о прохождения курсов служат курсовые работы, рефераты, выполненные задания и др.

Темы курсов

Место  прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Вебинар «Методы промежуточного обследования речевого статуса детей с помощью интерактивных и предметных игр»

Мерсибо

Онлайн

февраль

Изучения уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности дошкольников в соответствии с новыми требованиями ФГОС  и  ФОП ДО к результатам образования

МАДОУ № 297

Очное

25марта

2023года

Курс повышения квалификации «Деятельность педагога-психолога в условиях перехода на ФГОС  и  ФОП ДО нового поколения»

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НОУ ДПО

Очное

Ноябрь 2023

удостоверение

6. Руководство повышением квалификации других педагогов

Данный раздел поможет в работе по подготовке  других педагогов к введению ФГОС, за которые отвечает конкретный педагог. Руководит ли стажировкой молодых специалистов, ведет ли мастер-класс по проблеме, связанной с введением ФГОС,  проводит ли консультации, работает ли с информационными ресурсами Интернета либо готовит подборки методической литературы.

Отчетом о работе служит число подготовленных педагогов и методические разработки проведенных с ними мероприятий.

Организационные формы работы  с педагогами ДОУ

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров

Сроки

Количество педагогов

Консультации, семинар- практикумы, изучение психолого- педагогической литературы.

 Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях введения ФГОС

2023 –2026г.г.

            21

Открытые мероприятия

Представление опыта  работы в соответствии с требованием ФГОС  и  ФОП ДО

2023 –2026г.г.

21

7. Работа в составе органов управления ДОУ и  рабочей группы проекта введения ФОП (темы опыта работы)

В разделе указываются органы управления ДОУ, в составе которых работает педагог, виды выполняемых им работ, сроки выполнения и результаты.

Отчетом служат продукты, выполненные в рамках проекта введения ФГОС: программы, рекомендации и др., обеспечивающие работу всей команды педагогов ДОУ

Органы разработки и реализации проекта

Виды выполняемых работ

Сроки исполнения работ

Результаты

Методическое

объединение «Предшкольное образование»

Организация предшкольной подготовки детей, в условиях  ФГОС  и  ФОП ДО

2023 –2026г.г

Высокий / хороший уровень подготовленности к школьному обучения

 

    Оценка результатов подготовленности педагога к реализации  ФОП (опыта работы)

_____ Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях ФГОС  и  ФОП ДО