Программа по развитию литературных способностей у обучающихся основной школы

Тимофеева Виктория Николаевна

Пояснительная записка

Программа по выявлению литературной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития литературной деятельности обучающихся, развитие креативного мышления, предметных умений творческой направленности, работа с одаренными детьми в данном направлении, проведение внеурочной деятельности данной направленности, участие обучающихся в различных конкурсах муниципального, регионального значений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyyavleniya_literaturnyh_sposobnostey.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Серго-Ивановская  основная школа»

Утверждаю:

Директор школы:___________/В.Н. Тимофеева/

Программа по развитию литературных

способностей у обучающихся основной школы

рабочую программу составила Тимофеева В.Н.

2019-2022 год

Пояснительная записка

Программа по выявлению литературной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития литературной деятельности обучающихся, развитие креативного мышления, предметных умений творческой направленности, работа с одаренными детьми в данном направлении, проведение внеурочной деятельности данной направленности, участие обучающихся в различных конкурсах муниципального, регионального значений.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе

Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки реализации: 2019-2022 учебный год

 Этапы работы:

  1. этап - аналитический – выявление одаренных детей в литературной области.

 Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися, имеющими литературные способности.

  1. этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

 Цель: апробация системы работы с литературно-одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мини-курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические

работы, зачеты, проектные задания и т.д.

  1. этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

 Цель программы : создание условий для поддержки и развития обучающихся с литературными способностями.

 Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях творчества;
  2. организация деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
  3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  4. расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах.
  5. развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

Основные направления реализации программы

- выявление одаренных обучающихся;

- создание банка данных «Одаренные дети»;

-  разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы с учетом литературных способностей;

- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах;

- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творчества обучающихся.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции; Формирование высокой речевой культуры

Основные мероприятия по реализации программы:

  1. Диагностика:
  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка данных талантливых, литературно-одаренных обучающихся.
  3. Анкетирование родителей с целью выявления литературно-одаренных детей.
  4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
  5. Изучение работы обучающихся на уроке и внеурочной деятельности путем посещения занятий учителем.
  6. Разработка программы работы с литературно-одаренными обучающимися.
  1. Развитие творческих и познавательных способностей:

  1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов.
  2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
  • творческие работы;
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • назначение ответственными за проведение предметных недель;
  • создание и защита собственных творческих мини-проектов по заданной  теме.
  1. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (награды, грамоты, дипломы, поощрение на линейках).
  2. Участие в школьных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах и олимпиадах по литературе

   Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах и олимпиадах.
  • общее развитие творческих способностей обучающихся;
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
  • издание творческих работ обучающихся на сайте школы, педагога, собственных страницах в социальных сетях;
  • расширение портфолио за счет полученных грамот и творческих работ  обучающихся.

Педагогические методики: 

Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;

Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;

Тесты Торренса;

Тесты Ровена и Венгера.

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Диагностики:

  1. Опросник  креативности  Джонсона.

Данный опросник позволяет  провести и самооценку креативности. Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Уровень креативности        

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-20

Низкий

19-15

Очень низкий

14-8

Опросник:

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

2. Методика «Карта одаренности» (А.И. САВЕНКОВ)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

 

Лист вопросов:

1.        Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.        Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.

3.        Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.        В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.        Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.        Любит сочинять рассказы или стихи.

7.        Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

8.        Интересуется механизмами и машинами.

9.        Инициативен в общении со сверстниками.

10.     Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.     Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.     Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.

13.     Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.

14.     Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.     Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.     Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.     Интересуется актерской игрой.

18.     Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

19.     Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.

20.     Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

21.     Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.     Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).

23.     Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.

24.     Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.     Хорошо поет.

26.     Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.     Меняет  тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.     Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29.     Легко общается с детьми и взрослыми.

30.     Часто выигрывает  в разных спортивных играх у сверстников.

31.     Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.     Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33.     Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.

34.     Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.

35.     В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.

36.     Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.     Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.     Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.     Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.     Бегает быстрее всех в классе.

41.     Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

42.     Способен по разному подойти к одной и  той же проблеме.

43.     Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.     Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.     Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.

46.     Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.

47.     Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.     Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.     Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.     Движется  легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.     Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.     Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и  чужие идеи.

53.     Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год  или два.

54.     Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

55.     Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.     Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.     Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда  о чем- то с увлечением рассказывает.

58.     Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59.     Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.     Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.     Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.     Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

63.     Умеет делать выводы и обобщения.

64.     Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.     В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.

66.     Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.     С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.

68.     Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)

69.     Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.     Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

71.     Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.     Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.

73.     В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)

74.     Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.     Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76.     Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77.     Любит игры- драматизации.

78.     Быстро и легко осваивает компьютер.

79.     Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.     Физически выносливее сверстников.

 Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

1. Интеллектуальная;

2. Творческая;

3. Академическая;

4.  Художественно-изобразительная;

5.  Музыкальная;

6.  Литературная;

7.  Артистическая;

8.  Техническая;

9.  Лидерская;

10. Спортивная.

При разработке программы использованы интернет- ресурсы:

Силяева Светлана Ивановна, «Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности», https://multiurok.ru/files/proghramma-vyiavlieniie-i- razvitiie-u-obuchaiushch.html