педагогическая копилка

Клюшникова Лариса Анатольевна

ТРИЗ-возможность воспитывать нестандартное мышление

Наступило время нового человека. Человека творческого, который сможет зажечь умы и сердца других новыми творческими идеями. Орудием воспитания творческих личностей, по нашему мнению, может выступать, не что иное, как Теория Изобретательских Задач. Автор этой идеи Г.С. Альтшулер утверждает, что творческое воображение возможно и нужно  развивать особенно у дошкольников. И чем меньше возраст, тем выше результат в будущем. Но мало сказать ребенку, «придумать что-то»- надо научить его  это делать. На   современном этапе мы говорим уже не об изучении теории, а об использовании  в педагогической практике технологии ТРИЗ. То есть нам необходимо изучать и внедрять приемы данной технологии, как наиболее продвинутые и инновационные. Ведь в каждый отдел ТРИЗ входят такие методы, как проективный, метод глубокого погружения в вопрос поисковый исследовательский, Элементы наглядно-логических задач. И вот, что для такой творческой мыслительной деятельности предлагает ТРИЗ.

Игры на сужение поля поиска

Чтобы развмвать творческое мышление детей , необходимо научить их выбирать из известно им ту информацию, которая нужна для решения конкретной задачи, т. Е. умению сужения поле поиска решения. Для этого нужно обучить умению задавать вопросы, связанные с выявлением признаков объектов, находить аналогии в собственном жизненном опыте.

Задачи на сужение поля поиска решаются при помощи ответов на которые можно ответить отрицательно или положительно. Это игры «Данетка» . Они разделяются на «Линейные», «Числовые» и на «Загаданное слово». Начинать обучению «Данетке» необходимо с линейной. На одну линию выставляются любые предметы . Начинать лучше с пяти предметов и доводить до любого количества-зависит от возраста. .Принцип игры , нужно зрительно найти середину ряда. Задавая вопрос : Это справа (слева) от….»-мы сужаем поле поле поиска. Тот же принцип сохраняется и в числовой «Данетке».Сначала нужно выставлять цифры на доске, а потом все операции поиска проводить в уме, на слух.  Игры «Данетка на загаданное слово» необходимо проводить с детьми старшего возраста. Предварительно необходимо ознакомить детей с предметами живой и неживой природы. Чтобы угадать загаданное слово, необходимо так же сузить поле поиска. Необходимо задать вопрос ,чтобы определить относиться ли объект например, к природному миру или это объект рукотворного мира. Если объект природного мира, то сужая поле поиска нужно выяснить живой или неживой природы объект .Если объект рукотворного мира, то необходимо использовать классификацию предметов рукотворного мира и для чего человек придумал этот предмет  .

Игры на сужение поля поиска  развивают у детей умение правильно задавать вопросы , развивает логическое мышление, память.                   

 

«Системный оператор-волшебный экран»

Систематизировать, углубить и закрепить представление детей об объектах окружающего мира помогает «Волшебный экран». Так при работе с дошкольниками называют один из самых известных приёмов ТРИЗ- «Системный оператор»-шести экранную схему талантливого мышления. Прослеживая развития объектов во времени есть не что иное, как маленькая исследовательская работа. Чтобы сформировать у детей полноценное системное мышление, их необходимо обучать умению на основании представлений об объектах и его истории определять линию его развития, делать прогнозы.

Противоречия

Развитию мышления способствует умение решать противоречия. Начинать необходимо с заданий . построенных на обсуждении реальных объектов. Так в игре «Хорошо-плохо» определять противоречия такого объекта, как солнце. Что хорошего и плохого в то , что оно есть .  Игра «Наоборот» дает возможность подбирать анатомические пары (черный- белый, мокрый-сухой)В старшем возрасте предполагается назвать и объяснить противоречие литературных персонажей (Великан- Лилипут. Мачеха-Золушка).

Волшебники времени

Очень интересным приемом типового фантазирования является прием преобразования признаков времени. Для более доступного понятия детям вводятся Волшебники времени, которые могут ускорять и замедлять процессы, менять  местами временные отрезки, заставлять время протекать в обратной последовательности, останавливать время для объекта, его частей или места.

С детьми младшего возраста проводятся игры по моделированию ситуации(из 3-5 этапов) «Оденем куклу на прогулку». Достаем вещи, раскладываем их по порядку и в правильном порядке одеваем каждую вещь. Такие игры называем- «Что сначала-что потом».

Выстраивается временная цепочка из растений, животных. человека. С детьми среднего возраста усложняются игры проводимые ранее и вводятся Волшебники Убыстрения и Замедления времени. Они помогут рассказать, как были младенцами, какие они сейчас. Какими будут в школе и . наконец , когда будут взрослыми.

В старшем возрасте дети уже сами могут моделировать различные ситуации, используя особенности разных Волшебников, составляя творческие рассказы и сказки.  Знакомство с Волшебником Перепутанного времени, Который нарушил временную последовательность, приводит к обсуждению возникших проблем.

Воспитатель  ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.