Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК»

Федюшина Екатерина Викторовна

Возникновение  данного   опыта   связано   с   тем,   что   дошкольники являются активными участниками дорожного движения, но в силу возраста и психофизиологических особенностей, у них слабо сформированы представления о правилах безопасного поведения на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА»

      Жил-был маленький Зайчонок. Его избушка стояла на полянке, посреди густого леса. Зайчонок был веселого нрава, целыми днями напролет прыгал через овраги и пенечки, щипал травку и кушал ягоды. А вдоль леса проходила оживленная трасса, которая вела в город.    

       Однажды  Зайка, заигравшись, выбежал на край леса и увидел городские разноцветные и многоэтажные дома. Ему так захотелось посмотреть на них поближе, что побежав вперед, он не заметил, как очутился посреди дороги, где туда-сюда сновали различные автомобили. Зайчонок ужасно испугался железных монстров, которые рычали, как львы и бежали быстрее любого зверя. Он метался по дороге, не зная, как увернуться от них. Но вдруг все резко стихло и остановилось. Зайчик тоже остановился и увидел перед собой трехглазое одноногое существо, у которого один глаз светился красным цветом и смотрел на железных монстров. В этот момент на дороге показались люди, зайка их знал, так как часто встречал в лесу, когда они собирали грибы и ягоды. Он заметил, что все переходят дорогу в том месте, где нарисованы белые полоски. Тут загорелся желтый глаз, железные монстры загудели, люди поторопились перейти дорогу. А когда сверкнул зеленый, железные монстры ринулись вперед, не замечая ничего на пути. Зайка подумал, зажмурив глаза: «Вот и настал мой конец!». Как вдруг почувствовал, что его кто-то спихнул с дороги на край обочины. Это был бродячий пес по кличке Мухтар.

   Зайка поблагодарил спасителя и познакомился с ним. Мухтар рассказал ему, что железные монстры - это машины, трехглазое одноногое существо - это светофор, а белые полоски на дороге - это пешеходный переход. Зайчонок слушал бродячего пса во все уши и смотрел во все глаза. Мухтар поведал Зайчонку, что живет в городе и знает кое-какие правила дорожного движения. Он предложил зайчику отправиться в город и научить его правилам дорожного движения.

  «А какие бывают правила дорожного движения?» - спросил Зайка. «Например, дорогу надо переходить по пешеходному переходу и зеленому сигналу светофора. В общем, пойдем, я все покажу», - ответил Мухтар. И новые друзья отправились в город.

     Мухтар решил провести экскурсию для Зайчонка по городу, где показал для него много нового и интересного: магазины, большие здания, множество дорог и машин, людей и пр.

     А что было дальше, мы узнаем в следующей истории…



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ»

Наш знакомый Зайчонок отправился со своим другом, псом Мухтаром, гулять по городу. Вскоре они увидели проезжающий мимо большой автобус, который двигался по дороге. Зайчонок сказал, что эта машина похожа на гигантскую гусеницу. Мухтар громко засмеялся и отметил богатую фантазию зайчика. Пес предложил прокатиться на автобусе до ближайшего городского парка и сказал, что им нужен 25 номер. Зайчонок ничего не понял, но смело пошел вслед за Мухтаром.

Вот наши друзья оказались на автобусной остановке. Мухтар показал зайчику табличку с изображением автобуса и пояснил, что если есть такая табличка, значит, это остановка.

Зайка увидел причудливую разметку на дороге  в виде ломаной линии желтого цвета. Выскочил на проезжую часть, чтобы поближе ее рассмотреть, и в этот момент раздался громкий гудок. Заяц сразу не понял, откуда исходит этот звук, испугался, прикрыл глаза длинными ушами и пригнулся. Мухтар снова поспешил на помощь и выхватил друга из-под колес автобуса, который подъезжал к остановке. Бродячий пес пояснил зайчику, что на проезжую часть, не посмотрев на движущийся транспорт, выходить опасно, а желтая ломаная линия - это специальная разметка, которая обозначает автобусную остановку. Знак на тротуаре для людей, а разметка на асфальте - для водителя автобуса. Зайчонку стало стыдно за свою неграмотность, и он попросил Мухтара рассказать все, что тот знает о правилах дорожного движения.

Мухтар так обрадовался, что может чему-то научить, что с большим удовольствием согласился выступить в роли учителя для зайчика. В этот момент автобус остановился и открыл двери. В него стали заходить дети в одинаковой форме, с рюкзаками за плечами. Мухтар позвал зайку, они незаметно шмыгнули в автобус и спрятались под сиденьями. Пес сказал, что парк отменяется, так как этот автобус едет в более интересное место.

       А что было дальше, мы узнаем в следующей истории…



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «В АВТОБУСЕ»

Вот автобус тронулся, загудел мотор, и колеса зашуршали по асфальту. Зайка сидел тихо и терпеливо ждал, когда заговорит Мухтар.

Мухтар осмотрелся и сказал зайке, что это не простой автобус, а школьный. Зайчонок поинтересовался, как он это определил. Пес рассказал, что школьный автобус желтого цвета, на стекле знак «Дети», и в салоне сидят школьники с рюкзаками. Зайка посмотрел вокруг, увидел все, о чем сказал Мухтар.

«Вот это да!» - сказал ушастый друг, посматривая на пса – «Сколько обозначений школьного автобуса, и ты все знаешь! Молодец!». Мухтар загордился своими знаниями и продолжил: «Посмотри, Зайчонок, ты видишь, что все дети пристегнуты ремнями безопасности! Ты знаешь, для чего они нужны?» Зайка отрицательно покачал головой, не понимая, вообще, о чем говорит Мухтар, и что это за «безопасные ремни». Бродячий пес разъяснил своему другу, что при езде в транспортном средстве необходимо пристегиваться ремнями безопасности, для того чтобы во время торможения автобуса ремень удержал человека в кресле и тот не ударился о сиденье впереди и ничего себе не сломал. Зайка захотел попробовать тоже пристегнуться ремнем безопасности и выпрыгнул из-под сиденья. Дети от неожиданности испугались и закричали. Водитель автобуса резко затормозил, Зайчонок с Мухтаром кубарем полетели по проходу, упали и сильно ударились. Зайка даже заплакал от  боли. Мухтар неодобрительно посмотрел на друга и сказал: «Теперь тебе понятно, как работает ремень безопасности! Посмотри на школьников – ребята сидели на своих местах, четко зафиксированные ремнями».

Зайчонок что-то хотел ответить, но не успел, так как вокруг них собрались школьники, которые стали жалеть наших друзей и гладить их по шерсти.

       А что было дальше, мы узнаем в следующей истории…



Предварительный просмотр:

НОВАЯ ЖИЗНЬ ЗАЙЧОНКА И МУХТАРА В ШКОЛЕ

                Наши друзья, бродячий пес Мухтар и Зайчонок, попадают в руки к школьникам, которые по доброте душевной привозят их в школу. Увидев животных, учительница Марья Ивановна  принимает решение оставить животных в школьном живом уголке. Ребята заботятся о новых питомцах: кормят, купают их и выгуливают. Во время прогулок дети заметили, что Мухтар движется по дороге и тротуару, соблюдая правила дорожного движения, а Зайчонок очень внимательно за ним наблюдает. Ребята догадались, что животные интересуются правилами дорожного движения и решили, что их новые питомцы могут вступить в ряды школьного клуба «Юный пешеход».

Мухтар: «Вот это поворот событий! Я был бездомным, бродячим псом, а теперь я, как его там, как бы, общественный!»

Зайчонок: «Не общественный, а домашний. И я тоже! Мне здесь нравится: много детей, весело, ходим на уроки, а самое главное, нас с тобой, Мухтар, назначили юными пешеходами!»

Мухтар: «Это значит, что мы будем ходить на уроки  по правилам дорожного движения и научимся всему, о чем ты, Зайчонок мечтал».

Школьники показали Зайчонку и Мухтару кабинеты  математики, русского языка, физкультурный зал и многое другое. И, главное, привели в школьный автогородок, где наши друзья увидели макеты домов, транспорта, светофора, дорожные знаки и разметку. Питомцы проявили большой интерес к автогородку: Мухтар все обнюхал, Зайчонок быстро обежал всю территорию. Зайка остановился у пешеходного перехода и сказал Мухтару: «А я помню, это светофор и пешеходный переход». Мухтар одобрительно гавкнул.

      Школьники научили Мухтара и Зайчонка соблюдать правила дорожного движения при переходе проезжей части, правила пассажира в автобусе или машине, а также питомцы выучили основные знаки и дорожную разметку.

Мухтар и Зайчонок составили для вас, ребята, правила и истории дорожного движения и поведения в виде маленькие и поучительных историй.

А какие это правила и истории, узнаем в следующий раз…



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ЗНАКОМСТВО ЗАЙКИ-ПОПРЫГАЙКИ СО СВЕТОФОРОМ И ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДОМ»

Жил – был Зайка-Попрыгайка. Он очень любил быстро бегать и высоко прыгать. Однажды утром, не подождав маму, он отправился в детский сад самостоятельно.

Зайка весело прыгал по тротуару, напевал любимую песенку, а мимо по дороге мчались легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы и троллейбусы.

И тут его внимание привлекло одноногое и трехглазое существо.

Зайка: «Эй, трехглазый, ты чего тут стоишь?»

Трехглазый: «Ай-ай-ай, невежда! Любому ребенку я знаком, а ты меня не знаешь! Я – Светофор, здешний постовой, стою для соблюдения правил движения машин и пешеходов! Мои сигналы  нужны и важны! Спроси любого малыша, и он ответит тебе, что означает красный, желтый и зеленый свет. А как ты оказался один на дороге?»

Зайка:  «Я спешу в детский сад и от мамы убежал. Сейчас перебегу через дорогу и буду там!»

Светофор: «От мамы ты зря убежал, она теперь волнуется и ищет тебя. А дорогу надо переходит правильно, на зеленый свет моего сигнала».

Зайке стало стыдно, он попросил помочь ему правильно перейти дорогу и пообещал, что больше от мамы убегать не будет.

Светофор рассказал зайчонку простые правила перехода дороги: красный – стой, желтый – приготовиться, зеленый – иди. А еще предупредил, что дорогу можно переходить только там, где есть пешеходный переход:

Шагай дорожкой пешеходной,

Она, как зебра, нам под ноги

Ложится поперек дороги.

Все правила зверушки знают,

Их никогда не нарушают!

Зайка: «Спасибо, дядя светофор!» Собрался уже переходить дорогу, как тут его за руку подхватила мама-зайчиха, обняла крепко-крепко и заплакала.

Зайка: «Прости меня, любимая мамочка! Я больше никогда не буду от тебя убегать! Давай пойдем в детский сад, и я тебе расскажу, как правильно переходить дорогу!»

Мама взяла Зайку-Попрыгайку за руку, они дождались зеленого сигнала светофора и пошли через дорогу по пешеходному переходу.

Светофор: «А вы, ребята, всегда правильно переходите дорогу?»



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Наш знакомый, дядя Светофор, рассказал случай про двух братьев – бельчат, которые решили отправиться из леса в город погостить у Мухтара и Зайчонка. Старшего брата звали Рыжик, младшего – Пушок.

Братья жили в лесу, где не нужны ни светофор, ни постовой, ни дорожные знаки, потому что в лесу нет дорог и пешеходных дорожек, а есть только тропки и густые заросли деревьев. Там даже машинам ездить запрещено, чтобы не загрязнять окружающую среду.

Вот пришли братья-бельчата в город, а как вести себя на улицах - не знают, потому что не учили правила дорожного движения. Выскочили они на дорогу, на светофор не посмотрели, а там для пешеходов красный свет горит.   Чуть их машиной не сбило, едва увернуться успели.

Идут они дальше по улице и зашли в тупик, потому что не знали, что там висел знак «Проезд закрыт». Пришлось им назад возвращаться.

Пошли они другой дорогой – не узнали знак «Дорожные работы», а там не пройти, не проехать, все перерыто и перекрыто. Опять пришлось искать дорогу и в обход идти.

Вскоре младший Пушок проголодался, а рядом висел знак «Пункт питания». Поскольку братья-бельчата знаков не знали, то и столовую найти не смогли.

Побродили, побродили по улицам города и никуда дойти не смогли. Так и пришлось вернуться в лес. К друзьям не  попали, а еще хотели в парк, и в театр, и в кино…

С тех пор они решили выучить сначала правила дорожного движения, а потом уже идти в город.

Ребята, а вы знаете дорожные знаки и правила перехода проезжей части?