Сообщение на тему: «Роль экологических знаний в воспитании детей старшего возраста».

Панченко Любовь Хамитовна

 

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания.

Человек - единственный биологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительного развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Недостаток экологической грамотности единственно возможно возместить образованием. Особое место в процессе развития личности принадлежит этапу дошкольного образования. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить на доступном ему уровне существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность. Достигнутый в дошкольном детстве уровень воспитанности - это тот фундамент, на котором осуществляется дальнейшее развитие сущностных сил ребенка, формирование его отношения к социоприродному окружению.

Термин экология происходит от греческих слов oikos (жилище, местопребывание, убежище) и logos (учение). Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают .Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношении к природе и людям.

Общее представление об экологических знаниях конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста .Чтобы научить ребенка дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, в первую очередь, сформировать у него определенные знания о живой и неживой природе.

Критериями  сформированности  экологических знаний старших дошкольников являются:

· знания о животных, птицах и насекомых;

· знания о растительном мире;

· знания о неживой природе;

· знания о временах года;

· отношение к миру природы.

 Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем .Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при совокупности благоприятных условий в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Именно поэтому правильно организованная работа по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии

.Экологическая работа осуществляется и у нас в группе.

. В групповой  комнате размещен  уголок природы, в котором собраны мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д. Минимальный состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт).

В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.

В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дети имеют возможность в течение всего года ухаживать за цветами, а весной вместе работать на огороде .. Во время  дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В работе используются  разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которой является наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности .Наблюдение может быть индивидуальным и групповым.

В процессе экологического воспитания организуются  разнообразные:

 --наблюдения.

-дидактические задания

-трудовые действия самих детей

-подвижные игры и игровые упражнения.

Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке . обращаем внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале весны обратили внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком)  за «Весёлыми ручейками» и т. д. Во время прогулки организовываются   подвижные игры в соответствии с сезоном года.

Так же особое значение на прогулке имеют трудовые поручения. Здесь используется индивидуальный подход к детям. Кому-то нравиться рыхлить, кому-то поливать, третьим нравиться посадка растений. детям предоставляется возможность выбора. Посильные трудовые поручения детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за живыми объектами окружающей среды и т. д.

Задачи по экологическому воспитанию

проводятся в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности, наблюдения и игры и т. д.

У нас на участке есть скворечник, который привлекает пернатых и позволяет вести  длительное наблюдение с детьми за птицами: Зимой –развешиваем кормушки в которые кладём корм. Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике дети приобщаются к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где я со своими детьми высаживаю различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Изо дня в день учимся видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества \В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают помещения детского сада.

Работая с детьми учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам».

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи.

Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды

 

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenieek.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: «Роль экологических знаний в воспитании детей старшего возраста»

Подготовила воспитатель:

Панченко Любовь Хамитовна

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания.

Человек - единственный биологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительного развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Недостаток экологической грамотности единственно возможно возместить образованием. Особое место в процессе развития личности принадлежит этапу дошкольного образования. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить на доступном ему уровне существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность. Достигнутый в дошкольном детстве уровень воспитанности - это тот фундамент, на котором осуществляется дальнейшее развитие сущностных сил ребенка, формирование его отношения к социоприродному окружению.

Термин экология происходит от греческих слов oikos (жилище, местопребывание, убежище) и logos (учение). Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают .Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношении к природе и людям.

Общее представление об экологических знаниях конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста .Чтобы научить ребенка дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, в первую очередь, сформировать у него определенные знания о живой и неживой природе.

Критериями  сформированности  экологических знаний старших дошкольников являются:

· знания о животных, птицах и насекомых;

· знания о растительном мире;

· знания о неживой природе;

· знания о временах года;

· отношение к миру природы.

 Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем .Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при совокупности благоприятных условий в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Именно поэтому правильно организованная работа по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии

.Экологическая работа осуществляется и у нас в группе.

. В групповой  комнате размещен  уголок природы, в котором собраны мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д. Минимальный состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт).

В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.

В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дети имеют возможность в течение всего года ухаживать за цветами, а весной вместе работать на огороде .. Во время  дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В работе используются  разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которой является наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности .Наблюдение может быть индивидуальным и групповым.

В процессе экологического воспитания организуются  разнообразные:

 --наблюдения.

-дидактические задания

-трудовые действия самих детей

-подвижные игры и игровые упражнения.

Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке . обращаем внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале весны обратили внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком)  за «Весёлыми ручейками» и т. д. Во время прогулки организовываются   подвижные игры в соответствии с сезоном года.

Так же особое значение на прогулке имеют трудовые поручения. Здесь используется индивидуальный подход к детям. Кому-то нравиться рыхлить, кому-то поливать, третьим нравиться посадка растений. детям предоставляется возможность выбора. Посильные трудовые поручения детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за живыми объектами окружающей среды и т. д.

Задачи по экологическому воспитанию

проводятся в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности, наблюдения и игры и т. д.

У нас на участке есть скворечник, который привлекает пернатых и позволяет вести  длительное наблюдение с детьми за птицами: Зимой –развешиваем кормушки в которые кладём корм. Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике дети приобщаются к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где я со своими детьми высаживаю различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Изо дня в день учимся видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества \В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают помещения детского сада.

Работая с детьми учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам».

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи.

Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!