Информация для родителей

Максимович Людмила Иванована

В данном разделе содержатся рекомендации для родителей, темы выступлений на родительских собраниях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: Адаптация пятиклассников.

 

Цель: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями учащихся при переходе в 5 класс.

Адаптация пятиклассников.

Начальная школа позади, впереди — новая ступень, пятый класс! Что принесет он? Каких изменений ожидать в поведении и учебе при переходе чада в среднюю школу? 

Психологи отмечают, что переход из начальных классов в средние — процесс непростой как с физиологической, так и с психологической точки зрения.

 

1.Происходят важные изменения с психикой ребенка: растет интерес к общению со сверстниками, появляется стремление утвердить в кругу друзей свою самостоятельность, независимость, личностную значимость. Все это способно «перевесить» интерес к учебе.

2. С одной стороны ребенок не первый год в школе. Он многому научился и мы предъявляем ему высокие требования, но с другой – ему приходиться учиться многому заново. Переход в среднее звено ученые сравнивают с переходом на новую работу.

3.Появилось много новых предметов, которые уже не столь «наглядны», как в начальных классах, и требуют развития абстрактного мышления. Сейчас важно с самого начала объявить «бой» даже незначительным «белым пятнам», пробелам в усвоенном. Всем известно, что недоученное подобно снежному кому, который, нарастая, приводит к полному непониманию предмета, появлению негативного отношения к нему.

4. За 4 года ребенок  во всем ориентируется на первого учителя, привыкает к определенному одному стилю общения, единым требованиям. В пятом классе ребенку придется ежедневно иметь дело с 4-5 разными педагогами, которые будут по-разному вести себя, оценивать, будут предъявлять другие требования. Как тут не растеряться, когда один учитель просит завести общую тетрадь, а другой — несколько тонких; один не придает большого значения аккуратности записей, а другой снижает балл за плохой почерк; один требует высказывать собственные мысли, а другой — заучивать материал строго по учебнику. Дети с крепкой нервной системой легко привыкают к такому «калейдоскопу». Медлительные, впечатлительные медленнее.

Они могут не воспринимать объяснения, которые подаются не в привычной для них манере, на незнакомые интонации и противоречивые требования реагировать либо заторможено, либо эмоционально «взрываться». Настроение ребенка может ухудшается.

     5. В этом возрасте достаточно сильно у пятиклассников желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, «не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала». Взрослые для них еще авторитет, для них важно наше мнение, мы можем во многом на них повлиять. Пользуйтесь этой силой своего авторитета.

Дети ждут перемен, ждут, что им станет в школе интересно.
     

    6.В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2—3 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны. Следите за настроением ребенка, интересуйтесь его делами в школе,  помогите ему справиться с трудностями.

Рекомендации психологов и педагогов «Попытка номер пять».

Нужна помощь взрослых.

1. Помочь понять, что нужно научиться строить отношения с совершенно разными людьми( и с друзьями и с теми кто не является ими).

2. Учите смотреть на переход в среднюю школу как шанс заново, «с чистого листа» начать школьную жизнь и наладить хорошие отношения с учителями.

3. Чтобы повысить мотивацию к учебе, объясните, что возможность обучаться у нескольких учителей-предметников с разными требованиями, разными характерами и разным стилем преподавания является внешним показателем их взросления.

3. Не требуйте стабильных, одинаковых результатов по всем предметам. Если раньше, в первые четыре школьных года, для этого достаточно было усидчивости, то теперь начинают проявляться врожденные способности. Нельзя быть одинаково успешным во всем, быть в хороших отношениях со всеми окружающими.

4. Объясните ребенку, что кабинетная система — это большое преимущество, поскольку в определенных классах сосредоточены тематические пособия, материалы и технические средства. Да, необходимость быстро собрать свои вещи, перейти в другой класс (часто в противоположном конце школы) и подготовиться к следующему уроку может вызывать у пятиклассников большие трудности. Все это требует от них организованности и… участия родителей.

5. Воля и дисциплинированность развиты недостаточно и, до вечера предоставленный сам себе, пятиклассник не в состоянии рационально спланировать время: подготовка домашних заданий зачастую откладывается к возвращению с работы родителей.

Лучше дать возможность своему пятикласснику «дозреть» до самостоятельности, а не нагружать преждевременной ответственностью во время, и без того для него непростое.

Вспомните те времена, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем. Подобное участие необходимо и пятикласснику. Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра». Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.

6. Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это — защитные реакции психики. Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. Ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам. Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

Помогите своим детям. Все в ваших руках,



Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: Портфолио ученика, как средство повышения мотивации в учении.

1. Что такое портфолио? Портфолио - индивидуальный "портфель" образовательных достижений. Это и оценка индивидуальных достижений школьника в определенный период.

2.Для чего он нужен:

  1. поступление после окончания школы;
  2. главная цель – поддержать учебную мотивацию (интерес и желание учиться), учить ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, анализировать свою деятельность;
  3. помочь в выборе профессии;  
  4. главный мотив школьника – мотив достижения - стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанная со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач. Для детей это значимо, есть много учеников, для которых «портфолио работ» дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

3. Структура портфолио.

  • титульный лист (обложку);
  • содержание;
  • I раздел «Мой портрет»;
  • II раздел «Портфолио документов»;
  • III раздел «Портфолио работ»;
  • IV раздел «Портфолио отзывов»;
  • Далее возможны другие разделы на усмотрение ученика (отзывы, памятки, инструкции, полезная информация).

Раздел I. Информация о владельце портфолио.

Мой портрет - цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики. Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов года.

Мой портрет.

Самоанализ собственных планов и интересов

1.Дата работы

2. Фамилия, имя ______________________________

3.Самые значительные события, определяющие мое будущее

4. Мне нравиться заниматься (я увлекаюсь)

5.В будущем (через 5,10, 20 лет) я хотел бы добиться

6. Мне интересны учебные предметы _______________________

7.Чтобы добиваться положительных результатов по данному предмету, у меня есть следующие   способности и личные качества, знания, умения

8. Для более успешного обучения мне не хватает _____________________

9. Мои образовательные планы на год

Чего хочу добиться?

Что собираюсь для этого сделать?

В первой четверти

Во второй четверти

В третьей четверти

В четвертой четверти

К концу года

I раздел содержит материалы, позволяющие формировать личностные качества, умение «преподнести» себя как личность; также формируется культура оформления и предоставления документов.

Р а з д е л II. Официальные документы.

Портфолио документов. В этом разделе помещаются подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты. Документы представленные в данном разделе, фиксируются в таблице.

Перечень представленных в портфолио официальных документов

 на 20____ / 20___ учебный год.

Название официального документа

Время и место его получения

Результаты

Примечание. В этом разделе помещаются все документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности, разного уровня.

Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору.

Портфолио работ - комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника. Портфолио работ может включать в себя:

  • проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
  • исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература); .
  • техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
  • работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, театре, оркестре, хоре и т. п.);
  • различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
  • занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;

-участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

IV раздел «Портфолио отзывов».

Портфолио отзывов может включать в себя:

  • заключения о качестве выполненной работы;
  • рецензии;

•отзывы;

  • резюме с оценкой Собственных учебных достижений;
  • рекомендательные письма.

Самоанализ собственных планов и интересов

Самоанализ по итогам года

1.Итоги прошедшего учебного года для меня:

2. Из запланированного мне удалось выполнить___

3. Невыполненным оказалось, ________________________, потому что _________

4. В результате изучения предметов _________________ для меня стало важным ____

5.В это учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было  _____

6.Мои представления о себе за прошедший год изменились ________________________



Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: Особенности межличностных отношений в среднем школьном возрасте.

Цель: сформировать представления об особенностях отношений в среднем школьном возрасте

В 11-13 лет для детей главным в общении становиться общение со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, их эмоциональной поддержке настолько велика, что дети не всегда задумываются о их правильности. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки». При выборе партнера общения подростками учитываются такие качества: волевой, честный, смелый, хорошо играет в футбол, или на гитаре. Психологи установили, что пятиклассники хотели бы дружить с популярными одноклассниками. Для сравнения - в 8 классе по такому критерию выбирают в друзья только 20%. Взгляды на общение постепенно меняются. В 6 классе появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего общения (вместе мечтать, вместе строить разные планы. К 7 классу повышается устойчивость в выборе партнера общения.

И еще одна особенность подросткового возраста связи с группами, созданными стихийно. Идут они в неформальные группы, потому, что не удовлетворяют потребности в общении. Ученые выделяют такие факторы, привлекающие детей в неформальные уличные группы:

1) недостаток организации досуга

2)плохие взаимоотношения с родителями

3)в уличных группах привлекает отсутствие взрослых, их контроля, свобода действий.

4) в подростковом возрасте затрудняется общение взрослых и детей, ребенок убежден, что взрослые его не поймут.

У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает. В 7  и 9 классе возвращается потребность в доверительном общении со взрослыми(он нуждается в беседе о себе, своих проблемах, переживаниях. В 6 и 8 классе отмечается качество – закрытость(стремление оградить себя от внешнего давления) В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать неадекватную реакцию. Например на ?-обедал ли ты сегодня?, вдруг начинает кипятиться. «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое! Итак ребенок стремиться к общению со сверстниками, для него это очень важно, это его потребность. И если у него это не удается, он переживает. Он хочет иметь авторитет у сверстников.

Как ему этого добиться, как мы взрослые ему можем помочь?

Психологи

1.Надо повысить успеваемость. Ведь успешные люди всегда пользовались успехом. Вам придется потрудиться со своим ребенком вместе. Домашние задания делайте вместе с ними (Они еще не самостоятельны, нам кажется)Вместе с ребенком расширяйте его кругозор.

2.Помогите ребенка обрести уверенность. Ее причина в низкой самооценке. В детском коллективе, всегда уверенные в себе добиваются большего. Хвалите ребенка, отмечайте то, с чем он справился хорошо.

3.Воспитывайте волевые качества: решительность, справедливость, честность. Эти качества повысят его авторитет среди сверстников.

4. Подскажите ребенку о том, чтобы он всегда делился лишней ручкой, тетрадкой.. Нежадных уважают в любом коллективе.

5.Односклассников не обсуждайте принем, старайтесь подметить в них хорошие поступки и черты, тогда ребенок не будет высокомерным и вольется в коллектив.

Если чувствуете, что у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, расскажите ему о нехитрых психологических приемах., чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии

Советы.

  1. Конфликты неизбежны, поэтому надо спокойно относиться к спорам, страраться прийти к консенсусу.
  2. Понравиться всем невозможно.
  3. Всегда защищаться. Объяснять, что агрессии нельзя уступать, если его обозвали, стукнули.
  4. Сохранять нейтралитет. Иметь со всеми ровные отношения. Не поддерживать бойкоты, не становиться на чью-то сторону, делать это демонстративно. Можно найти благовидный предлог(мне надо на занятия, я не вправе вмешиваться в дела других).

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития  и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить  о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из под контроля. Или обратиться к школьному психологу.



Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Цель: расширить представления родителей о семье  как величайшей общечеловеческой ценности; показать что любовь   и доброжелательные отношения в семье  -главное условие в развитии моральных качеств  ребенка; побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

      Человек всю жизнь проводит в семье. Сначала в родительской,  потом в своей собственной, затем, возможно, в семье детей. Со временем меняется состав семьи, меняются обязанности и заботы.

Но как бы ни менялся мир, жизнь начинается с мира семьи. Семья  - это школа любви  для взрослых и детей. Центр социологических исследований МО РФ провел анкетирование родителей и детей в 19 областных центрах по вопросам трудностей во взаимоотношениях. И  пришли к выводам: треть семей сталкивается с трудностями в воспитании детей.

  Родители называют 7 причин трудностей в воспитании  детей в следующем порядке:

Недостаток материальных средств        

Недостаток времени

Недостаток педагогического опыта

Плохие жилищные условия

Влияние неформальных групп

Отсутствие помощи со стороны школы

Неблагоприятная ситуация в семье.

Результаты опроса школьников – наиболее часто встречающиеся проблемы в отношениях с родителями:

Нет контакта с мамой

Родители часто кричат, ссорятся

Очень жесткий контроль

Постоянные ссоры с братом, сестрой

У родителей нет времени поговорить со мной

Нет понимания  со стороны родителей

Никогда не хвалят.

 

Мнения.  Представляете ли вы свою жизнь без семьи? Что дает человеку, по вашему мнению, семья?

Анализ анкеты детей «Мои проблемы»

вопрос

Поводы, приводящие к недомолвкам, к недовольству друг другом возникают в вашей семье

Часто

3

Иногда

23

Всегда

0

Ваши обязанности в семье

Постоянные

12

В зависимости от ситуации

14

Нет обязанностей

0

Доверяют ли вам родители

Да

20

Нет

1

Не знаю

5

Что бы вы хотели получить от семьи, в которой живете?

Хорошую организацию быта

4

Радость общения

13

Покой и защищенность

9

Хотите ли вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на вашу сегодняшнюю

Да

10

Нет

11

Не знаю

5

Что для вас вечер дома

Радость общения

15

Возможность быть самим собой

10

Мучение и пытка

1

       Что говорят психологи о воспитании  в семье.

   Мы  часто говорим: «Ради детей... Все терплю, всем жертвую - ради них» Ребенку  нужна семья. Что значит, ребенку нужна семья? Это дом - теплый, родной, уютный и ласковый, куда все приходят, чтобы отдохнуть душой, встретиться с дорогими людьми, поделиться радостями и огорчениями, попросить совета, будучи уверенным, что тебя поймут, поддержат, помогут, что тебя здесь любят. И если взрослые действительно хотят что-то сделать ради детей, их первейшая обязанность - создать этот семейный уют и душевный комфорт.

         Иначе никакие материальные блага: никакая высокая зарплата, квартира, шикарная обстановка и дорогие подарки не сделают дом родным, а присутствие родителей с их скандалами и взаимными оскорблениями не принесут ничего, кроме вреда.

            Важно сохранять в семье покой и мир. Конфликт в семье отрицательно сказывается на ребенке.

          Как? Последствия конфликта

Любой конфликт приводит к возникновению чувства раздражительности, протеста, неудовольствия, враждебности и агрессивности. Причина здесь в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребенка как естественная модель поведения. Любые конфликты, которые возникают между членами семьи на глазах у ребенка, являются для него травмирующей ситуацией. Она может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, может привести к неврозам и даже психическим заболеваниям

           В условиях конфликтной семьи любой ребенок  приобретает отрицательный опыт общения. Он перестает верить в возможность существования дружеских, теплых и нежных взаимоотношений между людьми. Не приобретает положительного опыта сотрудничества, столь необходимого для дальнейшей жизни.

Конфликты между супругами играют огромную роль в развитии моральных качеств подростка. Он растет в условиях противоречивых, несогласованных требований родителей. Он вынужден решать, кто прав: папа или мама, становиться на чью-то сторону. Все это приводит к формированию лживости, двуличия в характере ребенка. При наличии конфликтов духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия, стабильности. Вырастить в таких условиях доброго и уравновешенного ребенка достаточно сложно. У подростка растет безнадзорность и бесконтрольность поведения, он не усваивает целого ряда нравственных общечеловеческих норм. Все эти трудности негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.

        Во многих сочинениях о неблагополучных семьях звучит вопрос: «А надо ли терпеть все унижения и оскорбления ради детей? Не лучше ли развестись?» Да, ссорясь и бранясь с супругом(супругой), живя постоянно в состоянии стресса от конфликтов и скандалов, женщины действительно полагают, что все это терпят ради детей, ради их счастья, более того - приносят себя в жертву. Но не лучше ли пожертвовать другим - некоторыми особенностями своего характера: неуступчивостью, неуживчивостью, сварливостью, раздражительностью, грубостью? Не следует ли и мужьям поступить таким же образом - опять-таки ради детей? Уметь вовремя удержаться от злых слов, погасить вспышку раздражения, разрядить шуткой начинающуюся ссору, улыбкой предотвратить конфликт, мягко и нежно проявить заботу. Важно совершив дурной поступок, устыдится и раскаяться. Не упрекайте и не оскорбляйте друг друга и не вовлекайте  в свои распри детей. Но и стараясь сохранить мир в семье, никто не должен поступаться принципами чести, добра и справедливости. Помните – для детей пример родителей - он самый главный.  

      Очень жаль, что из современной нашей лексики почти исчезли такие слова, как любимая,  чувство, неприличие, робость.
     Нет смысла обвинять в тлетворном влиянии Запад, телевидение. Семейной жизни может научить только собственная семья, родной дом, пример родителей. Если он отрицательный, вряд ли удастся внушить подростку, что счастливая семейная жизнь не только возможна, но и обязательна.

       Родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка: его взгляды, его отношение к людям - зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребёнок - это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя. Если семейная среда благополучна и отношения в семье  хорошие, то можно компенсировать даже некоторые наследственные факторы.   В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка дают весьма успешный лечебный эффект. Вот почему спокойная, дружелюбная атмосфера в семье - обязательное условие для нормального развития личности ребенка.

      К великому сожалению, многие молодые люди у нас не научены любить. Любить вообще - родителей,  стариков, детей, больных, увечных, слабых, природу, все живое. Вступая в брак вроде бы по любви, они не умеют ценить ее, не имеют понятия о самоотверженности, заботе, внимании к другому человеку. Выйдя из благополучных семей, они видят в своих избранниках таких же хороших и добрых людей, какими были их родители; и малейшее несоответствие созданному идеалу воспринимается как измена, вызывает гневное возражение, дает начало конфликтам. Тот же, кто сызмальства привык к семейным распрям, переносит прежние впечатления в новую, уже свою, семью. И в том, и в другом случае жизнь молодых не налаживается: они привыкли думать только о себе, игнорировать образ мыслей, привычки, вкусы, желания и настроения супруга или супруги.

А учить терпимости, заботе, ласке, выдержке, вниманию - иными словами, учить любви - необходимо с детства, в семье.

Думать обо всем этом родителям надо много раньше, прежде чем произнести при детях злое слово.

Психологическая разминка для родителей. Анализ ситуаций.

Ситуация 1. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.

  • Папа! Папа! Я сегодня по истории «5» получила!

Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:

  • Молодец.
  • Папа, ты слышал? Я же по истории «5» получила.
  • Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай.

Света бросается к матери.

  • Мам! А у меня сегодня пятерка!
  • Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибра-
    ла? Вечно лодыря гоняешь.

Света мрачно начала мыть посуду. И про школу больше не рас-
сказывала.

Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?

Ситуация 2. Вы приходите домой неожиданно для сына и застаете его курящим возле открытого окна. Увидев вас, он не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что он уже самостоятельный и что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.

Ваши действия?

Заключительное слово классного руководителя.

- Дорогие мамы и папы! Сегодня мы обсудили роль семьи в воспитании детей.  

В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятку
для родителей». Пусть она помогает вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Памятка для родителей.

  1. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом.
  2. Главный закон семьи - все заботятся о каждом, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всех. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
  3. Воспитание ребенка в семье - это непрерывное приобретение  им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность.
  4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.



Предварительный просмотр:

  Тема родительского собрания: Что делать родителям, чтобы поднять интерес к учебе своего ребенка.

Цель: сформировать представления о возможных причинах снижения успеваемости в среднем школьном возрасте, что предпринимать  родителям в данной ситуации

    Сейчас стало очень модно говорить: «Мне не интересно», «а мне это не надо», или «это невозможно». Подразумевается - Заинтересуй меня!». Но чтобы было интересно, нужно хотя бы начать слушать на уроке, воспринимать информацию, быть готовым к этому. И получается парадокс: ученика  должны заинтересовать, а интересоваться я не хочу. Учитель ставит планку, она государственная. Заняли удобную позицию для того, чтобы ничего не делать, они прикрываются этими словами, чтобы меньше делать. Мы  недавно с мальчиками говорили по этому поводу(где мне это пригодиться, зачем мне синусы и косинусы

Задала вопрос – мужчине надо быть сильным? Что для этого надо? Сколько раз ты можешь отжаться? А будешь ли ты что-то делать, чтобы улучшить свой результат? Представь что ты говоришь себе   мне неинтересно отжиматься! Сможешь защитить себя если не будешь развивать свою силу?        Они сами себя обманываю «Мне не нужно …., я обойдусь без …» - смотря какую сказку ты сам себе рассказываешь, чтобы только ничего не делать.

Если не будут ставить планку – хочу достичь в учебе … , то и результатов не будет. Отказываются от олимпиад, конкурсов, экскурсий. Им жалко времени, и при этом часами теряют время блуждая в интернете.

2.Нет внимания. Современные тесты на внимание, показывают, что – это проблема современных школьников? Они способные дети, при этом излишне самоуверенны. Что все поймут, зачем слушать, какие – то дела решают (Лера, Илья –обозревает весь класс), если письменная работа усиленно помогают ластик, карандаш, Артем постоянно решает какие –неотложные дела.

 Внимание, концентрация развиваются – это не врожденные навыки. Другой вопрос, хочешь ли ты что-то делать или ты уже изначально знаешь, что тебе ничего не надо. Кстати, после недели тренировок показатели по внимательности приближаются к идеальным.      
Психологи отмечают, что отсутствие внимания - серьезный звоночек

-  Если нет внимания – нет обучения. Ученый Уильям Аткинсон, который исследовал внимание показывает уровень умственного развития человека. У нас есть прямое и косвенное внимание. Если в класс во время урока зашел кот, все повернут голову - это косвенное внимание. Чтобы решить задачу по математике, надо начать ее решать, то есть ты должен сделать волевое усилие. И вот люди, которые чего-то добиваются в жизни, умеют делать это волевое усилие. А когда внимание падает – это очень серьезный «звоночек», при всех нарушениях прежде всего падает внимание – это вам скажет любой психолог. И, кстати, есть дети, которые очень быстро схватывают информацию, поэтому у них возниакает ощущение, что они могут не слушать учителя на уроке, так как все равно до них что-то дойдет. И они просто «выключают» свои уши, и в конце концов усваивают меньше чем могли бы или оказываются в списке отстающих. И это при том, что их способности изначально были выше среднего!
Что-то подобное происходит и с гиперактивными детьми. Они не могут долго концентрироваться на чем-то одном. Но если им давать информацию быстро – они будут понимать. А если медленно – это для них как пытка. Поэтому если у ребят есть хорошее внимание, надо им показывать, что в их жизни изменится, если они начнут им пользоваться.

Видение психологов о причинах низкой упеваемости современных детей.

1) Большинство действительно не понимают, зачем им учиться. Это особенность 12-14 летних детей. Может возникнуть вопрос – это Приговор: 12 лет

- И что делать учителям и родителям в этой ситуации?

- Здесь, конечно, очень большая роль отводится родителям. Знаете расхожий миф о том, что все троечники стали впоследствии бизнесменами? Так вот среди бизнеменов действительно очень много троечников, но среди троечников гораздо больше дальнобойщиков. Поэтому не надо говорить, что все троечники стали бизнесменами – не стали, очень много среди них неудачников. И если ты за 12 лет привыкаешь ничего не делать – это уже приговор. Человек сидит и скучает 12 лет. А что потом? Он встанет и научится что-то делать?

2) Школьники сейчас очень плохо читают. Это не мешает учиться?

- Безусловно, мешает. Чтение художественной литературы развивают фантазию, любое чтение развивает образное мышление. Чтобы понять задачу по геометриии, надо представить, как из пункта А в пункт Б вышел поезд. Ты должен понимать, что происходит. Если человек мало читает, он не может удержать информцию в голове, и первое, что при плохом чтении «летит» - это математика. Задачи дети не понимают. Образное мышление нужно везде, фантазия может быть развита больше или меньше.

3)Ребенок не хочет делать домашнее задание, потому что у него не получается. Как поступить родителям в этой ситуации: вместе с ним сесть делать, за него решить или сказать: «Ну ладно, не делай»?

- Я делала так. Сын приезжал из школы, и мы договаривались: я быстренько делаю обед, а он быстренько делает уроки. И если я проверяю его домашнее задание, и все в порядке, мы чем-то занимаемся вместе. У него был стимул. Важно, чтобы семья все делала сообща, тогда ребенок готов много работать. Я не сидела никогда рядом, каждый занимался своими делами, но мы это делали вместе. Для ребенка очень важно внимание родителей, и если закрепить в его сознании, что если у тебя что-то не получается, а я сижу рядом, то это выливается в то, что в начальной школе дети делают уроки по шесть часов. И это делают сами родители вроде из лучших побуждений.

4) Сами школьники все чаще ссылаются на то, что они ничего не успели, потому что много задают, а еще надо было помочь маме по дому (сходить на тренировку, на музыку и т.д.). И вроде не поспоришь. Где выход?

- Опять же это манипуляции. Спросите: «Во сколько ты закончила помогать по дому? Что ты делала до того и потом?» Это как в бизнесе: делаем матрицы рабочего времени. Просто берем и все записываем по часам: компьютер включала? телевизор смотрела? музыку слушала? Не надо рассказывать, что ребенок до ночи помогает по дому. Предложите ученику подумать над тем, почему одни  успели сделать домашнее задание, а он не успел? Это о чем говорит, если кто-то в классе в состоянии решить эти задачи, а ты уже не в состоянии? Что с тобо не так?

5) Мобильный телефон и интернет – настоящий бич современной школы. Но каждый родитель хочет знать, где его ребенок и что с ним…

- И потом тот же родитель приходит в школу и говорит: «Почему мой ребенок ничего не знает по вашему предмету?» А что он может знать, если весь урок играл на телефоне?

6) Кстати, как вы относитесь к институту репетиторства? Сейчас репетиторы не только объясняют то, что было недопонято по теме, но и разбирают материал вперед (а ребенок потом скучает на уроке, потому что все уже знает), делают вместе домашние задания. Кроме того, это двойная нагрузка: сначала школа, потом занятия дома…

- Репетитор должен ставить мыслительный процесс, учить думать, а не решать задачи вперед по школьной программе или выполнять за тебя домашнюю работу. Кроме того, ребенок привыкает к такой вещи: «Я могу ходить на уроки и ничего там не слушать, потому что я потом приду домой, и репетитор мне все объяснит». А зачем ты тратишь тогда на это столько времени? Потратил в школе потратил у репетитора. Потом еще домашнюю работу делать.

6) Недопонимания между родителями и учителями вообще много проблем возникает в последние годы. Раньше мнение учителя воспринималось как аксиома, теперь же каждое его действие, каждое слово подвергается критике.

    Процесс обучения не двусторонний (ученик-учитель), а трехсторонний – в нем задействованы также и родители. И если , родитель, при ребенке, обсуждает и критикует учителя - какое настроение вы создаете ребенку? Он приходит затем в школу, и чтобы учитель ему не сказал – восприятие будет скептическое.

 Как преодолеть этот барьер, ведь он мешает, в первую очередь, самим детям? Или надежды на взаимопонимание нет?

Мне сразу вспоминается анекдот:

-Доктор, помогите, я ничего в этом не понимаю! Что мне надо сделать???
- Доктор выписывает рецепт.
- Нет. Мне это не подходит!

Давайте все таки работать в одном направлении, если ребенок не согласен с требованиями учителя, объясняет что не его вина в плохой оценке, задайте вопросы:

- Учитель был на месте? Был.

- Объяснял? Объяснял.

- Что ты делал в этот момент?

- Ты сделал все, что от тебя зависит, чтобы понять?

-Ты задавал вопросы, когда не понимал?

-Ты спрашивал, что тебе дополнительно почитать?

- Ты просился на консультацию? Нет, проще сказать, что учитель такой, сякой..

- Но если проблемы по нескольким или всем предметам, то стоит задуматься – что с тобой не так?



Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: Как научить ребенка планировать свои действия?

Цель: актуализировать проблему развития у подростков волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, организованности.

Задачи: показать роль воспитания у подростков самоконтроля и критического отношения к своим поступкам; проанализировать предпосылки и условия самовоспитания; определить роль родителей в воспитании воли у школьников.

Что говорят ученые о требованиях к развитию ученика пятого класса

1)В ситуации, когда учитель дает задание, ребенок должен самостоятельно построить свою деятельность по его выполнению –

  • Осознать цель задания
  • не отвлекается от процесса выполнения задания.
  • Произвести все необходимые действия,
  • Правильно сделать записи в тетради,
  • Если необходимо – воспользоваться учебниками или другой литературой;

2)Если при решении задач возникают трудности, ученик должен приложить  все усилия по их преодолению.

3) Управляет возникающими эмоциями.

4)Кроме того, к пятому классу должны быть развиты такие волевые качества:

  • Самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи)
  • Настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого дела до конца)
  • Инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь)
  • Организованность
  • Культурно-гигиенические привычки
  • Привычка трудиться.

Другой момент. Существуют особенности в формировании воли в данном возрасте.

1)Необходимо учитывать - волевые привычки формируются

  • достаточно медленно
  • в той среде, где есть наглядный пример со стороны всех членов семьи
  • где формирование волевых действий ребенка контролируется и поощряется
  • уровень и глубина волевых усилий должна соответствовать возрасту

2) По своему понимают что такое воля. Видят проявление воли преимущественно в героических поступках. Не видят и не замечают проявления воли в своей повседневной жизни и деятельности.

  • Даже при разъяснении не хотят признать, что в усидчивой учебе, в постоянном прилежании тоже проявляется.
  • Точно так же они не видят воли ни в поведении матери, несущей все трудности повседневной заботы о семье,
  • ни в окружающих людях, постоянно проявляющих волевые качества в своем профессиональном труде и при выполнении своих общественных обязанностей.
  • Поэтому, стремясь воспитать в себе «настоящую волю», подростки (особенно младшие) берут за образец героические поступки танкистов, летчиков, космонавтов, но крайне редко ориентируются на образцы, воплощением которых являются окружающие их люди.
  • Этим же объясняется и то, что воспитание воли в себе они понимают как упражнение в каких-то изолированных поступках, производимых в экстремальных условиях (например, один школьник, ученик 6-го класса, утверждал, что он систематически воспитывает в себе волю тем, что каждый день, несмотря на боль, сидит в крапиве «как в засаде»; другой говорил, что несколько раз ночью ходил на кладбище; третий - что воспитывал в себе терпение и выносливость тем, что спал на голых досках).
  • Важно направить их внимание не на специальные упражнения для воспитания воли, а на воспитание в себе достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей как в отношении всех видов деятельности, так и в своих отношениях с окружающими людьми.

 Причины несформированности волевых качеств.

Их можно разделить на 2 группы. Одни связаны с особенностями возраста, а другие – с поведением взрослых.  

Особенности возраста

1.Для данного возраста характерны расхождение, между требованиями жизни и его интересами ребенка.

У них возникает острая борьба мотивов (делать ли, что надо или что хочется).

2. Преобладают эмоции в принятии решений. Сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Например, когда школьнику надо сделать выбор между тем, сесть ли ему за уроки или продолжать увлекательное дело, он незаметно для себя начинает подбирать аргументы в пользу чтения («книгу надо отдать», «завтра могут не спросить» и т. д.).

3. Не умеет рассчитывать свои силы. Не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят от собственного психологического или даже физического состояния.

 Например,

А)откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты и пр.) и точно рассчитав, что по времени они это сделать успеют, они тем не менее не учитывают, что «потом» у них будет еще меньше желания работать, что они устанут, захотят спать, что у них к тому времени могут возник нуть еще большие соблазны.        

Б) Ставит перед собой задачу добиться хороших оценок по предмету, достаточно запущенному. А когда это не удается быстро сделать, его намерение ослабевает.

 Здесь взрослый может помочь подростку правильно рассчитать  и распределить свое время.

Причины со стороны взрослых

1.Вседозволенность, нарушение связи между поступком и его последствиями. Слишком часто бывает так, что трехлетний ребенок выкрикивает оскорбления в адрес своей матери, а мама стоит, потупив глаза в замешательстве. Ученик первого класса может оскорбить учительницу, а школа делает скидку на его юный возраст и не предпринимает никаких действий. Парня десяти лет могут поймать в магазине, где он попытался украсть коробочку со сладостями, но его немедленно отпускают под обещание родителей, что он больше так делать не будет. В пятнадцать лет он крадет ключи от семейного автомобиля, но его отец лишь платит штраф, когда его задерживает милиция. В семнадцать лет молодой человек носится как сумасшедший в своем «Шевроле», а родители оплачивают ремонт каждый раз, когда он врезается в телеграфный столб. Как вы понимаете, создается впечатление, что на протяжении всего детства любящие взрослые со всей решительностью старались «вбить клин» между поступком и его последствиями, разрушая связь между ними и не давая ребенку усвоить ценные истины, которые способствовали бы формированию чувства ответственности.

2. Чрезмерная забота родителей, у детей развивается устойчивая зависимость от родителей. Они недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения

Но не у всех детей этого возраста слабо развита воля. Почему? У таких детей правильно сложилось отношение к учению и школе:

Они понимают, что учение в школе для них сейчас основное содержание жизни

Учеба воспринимается как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду

Они понимают, какую роль играет школа для их будущей жизни

У них существуют широких познавательных интересов.

 

Важно, чтобы в подростковом возрасте перед школьниками уже возникало представление о своем будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому-нибудь виду деятельности.

 Именно те школьники, у которых такого рода устойчивые интересы сформировались и которые достаточно отчетливо представляют себе, к чему они будут стремиться по окончании школы, как правило, отличаются организованностью поведения, постоянно направленного на достижение поставленных целей

 Как помочь ребенку.

Тактика поведения взрослого.

  1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были.
  3. Не требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.
  4. Недовольство действиями ребенка не должно быть постоянным, иначе оно перестает восприниматься.
  5. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.
  6. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите ее.
  7. Если ребенок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  8. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за . личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.

  1. 0 своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нем и его поведении.

Итог. Воля - важное качество. Если воля некрепка, то никакие запасы знаний не будут иметь значения, потому что человек будет слабым, бездеятельным. Воля становится действительно ценным качеством, если она формируется в единстве с другими сторонами личности. Она должна направляться благородными, возвышенными идеалами.

 Общие выводы.

  • Не переживать
  • Слабость воли в этом возрасте возможна, на то существуют психологические причины
  • Причина слабости воли  не только в возрастных особенностях, но и в нашем стиле воспитания
  • Если такое наблюдается у детей, не надо их ругать и винить, надо помочь сформировать, создать условия
  • Если этим не заниматься в воспитании ребенка, он будет слабым, неуспешным

Иногда приходится слышать, что ребенку не интересно учиться, но учеба не всегда интерес. Интерес появляется тогда, когда ребенок преодолел трудность. Он понимает, что чему-то научился, у него появляется уверенность, сила. И думаю это главное –научиться принимать задачу, преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: Основы профессионального самоопределения.        

Цель: формирование представлений об особенностях психологического выбора профессии в подростковом возрасте.

 Подросток впервые сталкивается с необходимостью решать один из главных вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?». Задача для него сложная. Так как нет опыта, а надо учесть много фактов. В наше время насчитывается около 40 тыс. профессий. Около 500 исчезает ежегодно и столько же появляется новых. Среднее время существования профессии 8-10 лет. Некоторые профессии серьезно меняются по содержанию. В этом заключается сложность нашего времени.

Специалисты по профориентации дают следующие советы в выборе профессии.

1.Правильным может быть только осознанный выбор. Формула осознанного выбора:

ХОЧУ – это все, что мне нравиться, к чему лежит душа;

МОГУ – это все, что мне по силам, по способностям;

НАДО – это все, что нужно для общества, страны (насколько профессия востребована на рынке труда).

2.Осознанность в выборе профессии это и понимание, что сегодня на рынке труда может добиться успеха может тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку;

  • Владеет навыками общения;
  • Обладает способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям труда;
  • Выдерживать конкуренцию в условиях безработицы.

3.Задача взрослых помочь советом без упреков и натиска (учитывать желание и возможности). «Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь  недоступное тебе. Человек становиться выше ростом оттого, что тянется вверх», - писал М. Горький.

Дума о детях не должна превратиться в думание за детей.

4.Обратите внимание, какие требования к здоровью предъявляет та или иная профессия.

5. Познакомьтесь с кругом обязанностей по профессии, режимом работы, востребованностью. Как давно существует эта профессия.

6.После того как выбор сделан, посмотрите где можно обучиться профессии (в каких учреждениях).

7.Следующий шаг – узнайте на каких условиях ведется прием в данное образовательное учреждение (какие экзамены сдавать, учитывается ли балл аттестата, портфолио, др. испытания).

Успехов в выборе профессии!!!

 



Предварительный просмотр:

Советы родителям:
Как помочь детям подготовиться к экзаменам

© Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
©
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
©
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
©
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
©
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
©
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
© Обратите внимание на
питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
©
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
©
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
© Заранее во время тренировки по тестовым заданиям
приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
©
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
© Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы выпускникам:
Как подготовиться к сдаче экзаменов

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
  • Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Во время тестирования

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
  • Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
  • в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
  • в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
  • в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
  • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.