Участие в конкурсах

На этой странице предлагаю познакомиться с моими конкурсными работами федерального, краевого и муниципального уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности, организующих педагогом-психологом

(участником Конкурса Росатом)

1. Информация о группе детского сада, в которой работает участник Конкурса

1.1. Возрастной диапазон группы детей: старшая группа.

1.2. Образовательные программы, на основании которых разработана основная образовательная программа дошкольного образования детского сада, в рамках которой работает педагог-психолог:

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010.

1.3. Количество детей в группе (по списочному составу): 21 ребенок.

2. Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.        

С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных направлений в работе ДОУ является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка, включенность в развивающую образовательную среду, представляющую собой систему условий социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста.
          Социализация в игровой деятельности имеет огромное значение для детей старшего дошкольного возраста. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, конструктивному взаимодействию с людьми, а также анализируют действия и средства достижения желаемого результата. В игре четко прослеживаются особенности мышления и воображения детей, их активность, эмоциональность, развивающаяся потребность в общении.
Играя, и примеряя на себя игровую роль, ребенок видит события с разных сторон, учитывает действия и интересы другого, соблюдает нормы и правила. Именно игровая деятельность позволяет сформировать первые этические установки и моральные ценности, когда ребенок начинает оценивать свои и чужие поступки.

Решать задачи развития позитивной социализации у дошкольников в моей практике с успехом позволяет использование игровых технологий. Интегрируя игры с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направляя их на формирование социальных навыков у детей, реализую коррекционно-развивающую программу для  старших дошкольников «Я» и мир вокруг». Данная программа поможет приобрести детям социальный опыт, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с другими,  понимать, любить и прощать их, контактировать, высказывать свое мнение, проявлять свою жизненную позицию, приходить  на помощь, иметь оптимистический настрой.

Цель программы: Создание условий для формирования социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

   Задачи программы:

1. Развитие социально направленных навыков детей старшего дошкольного возраста.

2. Обеспечение эмоционального комфорта.

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

4. Развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.

5. Повышение уровня самооценки ребенка.

6. Оказание психологической помощи педагогическим работникам в организации жизнедеятельности детей в возрастных группах.

7. Привлечение родителей к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ДОУ.

8. Разработка психолого-педагогических и методических материалов. 

Занятия проводятся с подгруппой детей (6-8 чел.) старшего возраста с низким уровнем социального развития,  один раз в неделю. Проходят в интересной и доступной для детей форме. В основе их проведения используются коммуникативные, ролевые, имитационные и подвижные игры, игры с песком, упражнения, рисунки, задачи, элементы групповой дискуссии, произведения художественной литературы, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения. Программа имеет практическое значение, поскольку информация, изложенная в ней, является полезной для практических психологов, педагогов, родителей.

        Также, в рамках инновационной деятельности, ввожу в практику технологию эффективной социализации дошкольников, предложенную Н.П. Гришаевой: «Волшебный телефон». Задачи технологии:

  1. Развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;
  2. Понять, что глубинно волнует ребенка в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребенком воспитателю, психологу или родителю;
  3. Определять степень эффективности усвоения ребенком другой технологии или программы.
  4. Возникает возможность от имени значимого для персонажа дать ему позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления;
  5. Своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.

«Волшебный телефон» вызывает огромный интерес у детей. И не смотря на первоначальные сомнения - «а правда ли все это», практически все хотят пообщаться с любимым персонажем. Особым достоинством данной технологии является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем .  испытывает чувство восторга, эмоциональной приподнятости.  При общении с детьми в группе, ребенок выражает желание стать лучше, работать над собой, чтобы сообщить о достигнутых результатах любимому герою на следующем сеансе.

В целом вышеописанные практики удается успешно реализовывать. Дети с удовольствием играют, беседуют, рисуют, играют в песок. Из методов детям больше всего нравятся психогимнастика и рисование. Итогом работы по внедрению коррекционно-развивающей программы «Я» и мир вокруг»  и  технологии «Волшебный телефон» могут являться следующие результаты: старшие дошкольники успешно овладевают речью, легко могут входить в контакт с людьми, умеют общаться различных ситуациях, всегда настроены на конструктивный диалог, умеют успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

3. Ссылка на видеоролик, общей продолжительностью не более 5 минут (размещенный на видеохостинге YouTube), демонстрирующий предметно пространственную развивающую среду группы, в которой работает заявитель, акцентируя внимание на ее элементы, которые способствуют (обеспечивают, провоцируют) развитие игровой деятельности дошкольников https://youtu.be/C0UxgS3uEXQ



Предварительный просмотр:

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

1. Информационный блок программы.

1.1. ФИО разработчика:  Максимова Инна Валериевна, педагог-психолог I категории.

1.2. Название программы: «Формирование социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии».

1.3.        Цель программы: Создание условий для практико-ориентированной подготовки педагогов-психологов и воспитателей ДОУ к использованию игровых технологий для формирования социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста (авторская программа «Я» и мир вокруг», технология эффективной социализации «Волшебный телефон» Н.П. Гришаевой)

1.4.        Задачи программы: 

  • Создание инновационного образовательного пространства, способствующего повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования.
  • Создание условий для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по заданным модулям.
  • Обогащение опыта работы с понятиями по теме стажерской площадки.
  • Рассмотрение актуальных вопросов психологической и педагогической научной литературы в контексте специфики совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Формирование у участников стажерской площадки необходимой компетенции педагогов ДОУ, а именно умения использовать в совместной деятельности с детьми игровые технологии.
  • Создание совместно со стажерами электронного кейса игровых технологий, направленных на формирование социальных навыков у старших дошкольников для дальнейшей практической работы (в рамках авторской программы «Я» и мир вокруг», технологии эффективной социализации «Волшебный телефон»).

1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры:

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Обратившись к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей:

* Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

* Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

* Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

* Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

* Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко М.И., Смирновой Е.О., Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:

-умение ребенка войти в детское общество:

-умение ребенка действовать совместно с другими;

-умение следовать и уступать общественным нормам;

-умение ребенка контролировать свои желания и др.

Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

А) Использование игровых технологий в реализации коррекционно-развивающей программы для  старших дошкольников «Я» и мир вокруг».

Данная программа поможет приобрести детям социальный опыт, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с другими,  понимать, любить и прощать их, контактировать, высказывать свое мнение, проявлять свою жизненную позицию, приходить  на помощь, иметь оптимистический настрой.

Цель программы: Создание условий для формирования социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

   Задачи программы:

1. Развитие социально направленных навыков детей старшего дошкольного возраста.

2. Обеспечение эмоционального комфорта.

3.Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

4. Развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.

5. Повышение уровня самооценки ребенка.

6.Оказание психологической помощи педагогическим работникам в организации жизнедеятельности детей в возрастных группах.

7. Привлечение родителей к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ДОУ.

8. Разработка психолого-педагогических и методических материалов.

Занятия проходят в интересной и доступной для детей форме. В основе их проведения используются различные игровые технологии: коммуникативные, ролевые, имитационные и подвижные игры, игры с песком, упражнения, рисунки, задачи, элементы групповой дискуссии, произведения художественной литературы, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения. Программа имеет практическое значение, поскольку информация, изложенная в ней, является полезной для практических психологов, педагогов, родителей.

Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре:

1. Ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2.Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

3. Интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

Большую часть совместной деятельности с детьми воспитатель ДОУ планирует и проводит в форме игры или с использованием различных игровых приемов. Таким образом, любая технология, используемая педагогом при взаимодействии с ребенком-дошкольником, становится, в том числе, игровой технологией.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Современный педагог использует в своей деятельности разнообразные технологии, комбинирует их и расставляет приоритеты.

Б) Использование технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой: «Волшебный телефон».

В рамках инновационной деятельности, ввожу в практику технологию эффективной социализации дошкольников, предложенную Н.П. Гришаевой: «Волшебный телефон».

Задачи технологии:

  1. Развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;
  2. Понять, что глубинно волнует ребенка в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребенком воспитателю, психологу или родителю;
  3. Определять степень эффективности усвоения ребенком другой технологии или программы.
  4. Возникает возможность от имени значимого для персонажа дать ему позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления;
  5. Своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.

«Волшебный телефон» вызывает огромный интерес у детей. И не смотря на первоначальные сомнения - «а правда ли все это», практически все хотят пообщаться с любимым персонажем. Особым достоинством данной технологии является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем,  испытывает чувство восторга, эмоциональной приподнятости.  При общении с детьми в группе, ребенок выражает желание стать лучше, работать над собой, чтобы сообщить о достигнутых результатах любимому герою на следующем сеансе.

В целом данную практику удается успешно реализовывать. Дети с удовольствием играют, беседуют, рисуют, играют в песок. Из методов детям больше всего нравятся психогимнастика и рисование. Итогом работы по внедрению корреционно-развивающей программы «Я» и мир вокруг»  и  технологии «Волшебный телефон» могут являться следующие результаты: старшие дошкольники успешно овладевают речью, легко могут входить в контакт с людьми, умеют общаться различных ситуациях, всегда настроены на конструктивный диалог, умеют успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

На стажерской площадке педагог-психолог представит опыт использования игровых технологий.


2. Содержательный блок программы

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Теремок» расположено в центре города.

Аудиторные площади ДОУ: ресурсно-методический центр, центр коррекционно-психологической помощи (кабинет учителя-дефектолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога), музыкальный, физкультурный залы, музей «Русская изба», познавательно-развлекательный центр «Знайка», «Мягкая комната», 8 групповых помещений.

Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: проектор, переносной экран на штативе, 6 персональных компьютеров и 1 ноутбук, различная аудио, видео и фотоаппаратура и оргтехника, 1 комплект гарнитуры для компьютера, безлимитный интернет.

Непосредственно автор располагает следующим техническим оборудованием: ноутбук (2), аудио магнитофон, фотоаппарат. В кабинете создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО.

2.2. Программа стажировки (формулировки понятийных или практически решаемых задач, кол-во часов, содержание работы по теме)

Тема, содержание работы по теме, количество часов

1

 «Анализ проблем успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ДОО», 4 часа

Выявление недостатка теоретических знаний в понимании социализации детей дошкольного возраста и средств ее достижения. Анализ содержания программ успешной социализации детей дошкольного возраста.

2

Тема «Современные игровые технологии и их использование в работе педагога ДОУ», 5 часов.

Определить понятие игровые технологии. Определить наиболее позитивные стороны использования игровых технологий при организации взаимодействия с детьми. Определить возможности стажеров по теме модуля. Представить наиболее значимый опыт психолога-конкурсанта в использовании игровых технологий направленных на формирование социальных навыков.

3.

«Педагогические технологии успешной социализации дошкольников в образовательном учреждении в условиях  реализации ФГОС дошкольного образования». Особенности организации технологии Волшебный телефон» в ДОО. 4 часа

Повышение инновационного образовательного потенциала педагогов Первичное анкетирование стажеров для определения их ожиданий от

 стажировки. Провести анализ референтных текстов для определения понятия технология, определить виды педагогических технологий, выявить наиболее известные и практически используемые технологии в работе воспитателя ДОУ. Определить понятие и виды технологии Н.П.Гришаевой. Представить деятельность психолога-конкурсанта в использовании технологии эффективной социализации дошкольников при взаимодействии с воспитанниками.

4.

«Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках авторской коррекционно-развивающей программы «Я» и мир вокруг».»,6 часа

Провести анализ референтных текстов, отражающих взаимодействие педагогов ДОУ с дошкольниками с целью организации и проведения игровой деятельности. Представить значимый опыт деятельности психолога-конкурсанта при создании развивающей предметно-пространственной среды для реализации авторской программы .

5.

«Создание электронного кейса практических материалов игровых технологий», 4 часа

Обмен опытом, создание банка практических материалов (игры, пособия) с учетом возрастных особенностей детей.

Совместное создание электронного кейса практических материалов.

6.

Подведение итогов, 1 час. Проведение повторного анкетирования стажеров «Результаты стажировки». Обсуждение со стажерами результатов стажировки, эффективность использованных конкурсантом игровых технологий в рамках коррекционно-развивающей программы «Я» и мир вокруг», внедрения технологии «Волшебный телефон» в ДОУ.

2.3 Учебный план стажировки на 24 учебных часа.

Количество часов

Тема

Лекции

Семинар

Стажерская проба

Он-лайн занятие

I.

«Анализ проблем успешной социализации детей дошкольного возраста» 4 часа

 «Модели успешной социализации в ДОО: проблемы, пути решения проблем»

1

 «Выявление недостатков и внесение изменений в существующую систему социализации дошкольников»

1

Творческая работа в малых группах «Разработка традиционной модели социализации детей дошкольного возраста».

2

II.

Тема «Современные игровые технологии и их использование в работе педагога ДОУ» 5 часов

1.

«Игровые технологии» - Понятие, позитивные стороны.

1

2.

Круглый стол «Организация игровой деятельности  современного ребенка»

2

3.

«Планирование игровых технологий при организации взаимодействия с детьми с учетом их индивидуальных особенностей».

2

III.

«Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников в образовательном учреждении в условиях  реализации ФГОС дошкольного образования». Особенности организации технологии  «Волшебный телефон» в ДОО. 4 часа

1.

«Использование эффективных педагогических технологий в работе современного педагога» понятие и виды технологии Н.П.Гришаевой. 

2

2.

Анкетирование стажеров. «Современный педагог ДОУ»

1

3.

«Особенности организации технологии  «Волшебный телефон» педагогом-психологом в ДОУ», рефлексия.

1

IV.

«Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках авторской коррекционно-развивающей программы «Я» и мир вокруг»,6 часов

1.

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для формирования социальных навыков у старших дошкольников. Презентация РППС кабинетов и групп».

2

2.

Дискуссия «Обогащение предметной среды, интересные предложения»

1

3.

Представление опыта деятельности психолога-конкурсанта по реализации авторской программы «Я» и мир вокруг». Мастер-класс

1

4.

Видеопоказ организации различных игр и упражнений, направленных на формирование социальных навыков старших дошукольников.

1

5.

Разработка и презентация в группах стажеров модели взаимосвязи игровой деятельности с другими видами деятельности в образовательном пространстве ДОУ.

1

V.

«Создание электронного кейса практических материалов игровых технологий», 4 часа

1.

Деловая игра. Стажеры в роли детей и педагогов, со сменой ролей.

1

2.

Обсуждение «Как педагог чувствуете себя на месте ребенка?»

1

3.

Создание банка практических материалов (игры, пособия) с учетом возрастных особенностей детей.

Игра «Педагогическая копилка методических идей» или «Беспроигрышная лотерея»

1

4.

Круглый стол «Роль педагога в организации игровых технологий»

1

VI.

Подведение итогов работы.1 час

1.

Круглый стол «Формирование готовности педагогов ДОУ к использованию игровых технологий для формирования социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

1

итого

4

7

12

1

3. Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажировки складывается из различных независимых источников.

Анкетирование участников: оценка результатов программы стажировки.

Стажеры и администрация ДОУ, работающие в смешанных группах вместе со стажерами.

R1max –

10 баллов

Отзывы о результатах программы стажировки.

Стажеры и администрация ДОУ, работающие в смешанных группах вместе со стажерами.

Качественная оценка

Интернет - голосование за проекты на сайте ДОУ.

Он-лайн участники.

R2 max –

5 баллов

Экспертная оценка стажерских проб.

Гузова Людмила Павловна – Отличник народного образования, кандидат педагогических наук, методист МКУ ЦОДОУ

R3 max –

10 баллов

        Результат работы стажера) признается успешным в том случае, если стажер получает положительную рецензию на созданные материалы (качественный критерий) и набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий) по формуле:  .

Результат работы стажерской площадки  )  признается успешным в том случае, если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки, не менее половины стажеров получают положительную рецензию на созданные материалы (качественные критерии) и среднее арифметическое значение результатов работы стажера не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий) по формуле:  .

  1. Самооценивание стажерами собственных результатов происходит в форме входного и выходного анкетирования. Реализация качества прохождения стажировки определятся динамикой оценки ключевых компетенций стажера.



Предварительный просмотр:

Участие в Конкурсе им. Л.С.Выготского (Рыбаков фонд).

Детско-родительский проект «Вместе весело шагать!».

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с разными образовательными потребностями (дети-норма, дети с ОВЗ) и их родители МБДОУ д/сад комбинированного вида №10, г.Зеленогорск.

Организаторы проекта:

-Максимова Инна Валериевна, педагог-психолог 1 категории,

-Воронина Людмила Николаевна, учитель-логопед высшей категории.

 

Миссия проекта: помочь родителям и детям с ОВЗ ТНР подготовиться к встрече с новой жизненной ситуацией- школьному обучению. Дети данной категории, как правило, имеют не только проблемы в речевом развитии, но и в психофизическом, нарушения в эмоционально-волевой сфере, социальной коммуникации и адаптации. Т.о., главной целью коррекционно-воспитательного процесса, которую ставим перед собой мы-специалисты ДОУ является обеспечение устойчивости хода развития детей с нарушениями речи, для успешной адаптации в общеобразовательную школу и общество сверстников. Для достижения коррекционного эффекта работа с родителями является одним из основных аспектов коррекционно-развивающего направления.

Цель  проекта: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам готовности детей к школе в условиях семейного воспитания.

Задачи: обогащать представления родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе: психологической, интеллектуальной, волевой и физической; создать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формировать мотивацию к поиску новых способов поведения; учить родителей конструктивно взаимодействовать с ребенком с учетом его психофизических возможностей, опираясь на сформированную игровую мотивацию.

 

Реализация проекта проходит в 3 этапа:

I. Аналитический: определение дефицитов родителей в вопросах готовности детей к школе, стиля родительского отношения; анализ уровня речевого и психического развития детей.

II. Основной: разработка и проведение комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта.  

В 1 части данного этапа родителей знакомим с психофизиологическими механизмами развития ребенка, помогаем освоить практические приемы развития детей игровыми средствами.

Вторая часть - непосредственное проведение детско-родительских занятий, которые традиционно начинаются с семейного развлечения "Вместе с мамой не страшны преграды!" При организации занятий опираемся на методологические подходы развивающего обучения. Каждая встреча-это сюжетно-познавательное путешествие, где дошколята показывают знания, смекалку, умение находить нестандартные решения, преодолевая все преграды вместе с родителями. 

Структура детско-родительских занятий:

1.Вводная часть занятия  состоит из   игр-приветствий  - «Здороваемся по сигналу», «Клубочек с именами», «Дружные ладошки». Они направлены на формирование чувства сплоченности и принятия детьми друг друга, а также их родителей. Проводится как педагогом-психологом, так и учителем-логопедом, в зависимости темы занятия.

2. В основной части логопед предлагает детям игровые упражнения на звуко-слоговой анализ слов, на формирование зрительного образа буквы, на развитие фонематического восприятия, обогащение словаря. Например: «Рассели по домикам», «Какие буквы спрятались», «Расшифруй слово по первым звукам», «Слова-друзья», «Кроссворд». А задания педагога-психолога направлены на развитие познавательных процессов и навыков общения: «Да» и «нет» не говори», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Скажи наоборот», «Живые звуки», «Дорисуй недостающий»,  Для поддержания мотивации, работоспособности, и профилактики психофизического утомления осуществляется  логическая смена деятельности: двигательные и речевые разминки, коммуникативные игры, танцевально-игровые упражнения: «Назови ласково», «Фантастический танец», «Замри», «Придумай слово», «Дотронься до…», «Поменяйтесь местами» и т.д. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и формированию графомоторных навыков: «Графический диктант», «Нарисуй по образцу», «Допиши букву» и т.д.

3. В заключительной части совместной деятельности обязательно проводится рефлексия с добрыми пожеланиями в общем кругу. 

III. Итоговый: рефлексия деятельности всех участников проекта. Включает проведение итогового праздника с детьми и родителями "Дорогой добра" и круглого стола "Уютная гостиная" с обменом мнений участников проекта.

В целевую группу набираются как нормально развивающиеся дети, так и дети с нарушением речи, т.е. с разными образовательными потребностями.    

Для включения в инклюзивную группу детей с ОВЗ нами создана вариативная развивающая среда, дидактические пособия.

Курс рассчитан на 2 года. Оптимальное количество участников 8-10 семейных пар.

Апробация проекта прошла в 2012- 2014 уч.г. успешно. С каждым новым запуском проект усовершенствуется  в связи с новыми требованиями ФГОС, а также с учетом психофизических особенностей вновь набранных детей.

Результаты деятельности.

По окончании проекта, итоговая диагностика и отзывы родителей показали положительную динамику в речевом и психофизическом развитии, а также в детско-родительских отношениях.  Мамы и папы открывали у своих детей новые качества, которые проявлялись в совместной деятельности со сверстниками и другими взрослыми. У большинства родителей стиль отношения к своему ребенку стал более демократичным,  благоприятным для  повышения навыков коммуникации и легкой социальной адаптации детей с ТНР к школьному обучению.

В ходе проекта родители приобрели новые знания в подборке игр и упражнений, необходимых для развития речи и интеллекта ребенка, обучились грамотно оказывать помощь ребенку, развивая в нем желание быть инициативным и самостоятельным. Стали проявлять большую заинтересованность в успехах ребенка, испытывать чувство гордости за него, что стимулировало к раскрытию его способностей.

У детей, посещавших занятия, появилась:

1.Значительная  самостоятельность,  инициативность, рассудительность, способность к более лёгкому и быстрому усвоению новых знаний, умение применить эти знания в нестандартной ситуации.

2.Способность управлять своим поведением и планировать свои действия; проявлять уверенность в общении со взрослыми и со сверстниками.

Все эти компоненты являются необходимыми ребенку для успешного обучения в школе.

Отмечаем некоторые трудности, возникшие в работе: это нестабильный состав детско-родительских пар. Некоторые родители приходили первый раз на 2-е, 3-е занятие цикла. Также возникали еще трудности: большое желание выполнять задания за ребенка, непонимание своей роли в ходе занятия самими родителями и т.д.

В ходе проведения каждого последующего проекта стараемся предупредить возможные риски: более индивидуально подходить к каждому случаю, гибко решать возникающую проблему, учитывать отзывы родителей.

Дальнейшее развитие проекта.

Работа проекта дает положительные результаты и отзывы  родителей, и педагогов. Планируем познакомить с этим опытом коллег на муниципальных методических объединениях и предложить внести в план городских мероприятий с дошкольниками проведение праздника, посвященного Дню матери "Вместе с мамой не страшны преграды!" с привлечением семей с детьми с ОВЗ из разных детских садов.

Также, в дальнейшей работе  проекта планируем расширить круг специалистов города Зеленогорска по работе с семьями (библиотека им. В.Маяковского, МБОУ "Перспектива", военно-патриотический центр "Витязь", ДЮСШОР) с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей.

С целью обобщения опыта планируем выпуск печатного методического пособия, с включением материалов лекционного блока и практического с разработанными конспектами психолого-логопедических занятий и развлечений.

Предлагаем видеоролик с рассказом о проекте 

Ссылка на видеоролик в youtube: https://youtu.be/qirtLaJPxug 



Предварительный просмотр:

Презентация системы деятельности педагога-психолога МБДОУ №10 Максимовой И.В. для участия в городском профессиональном конкурсе

«Педагог года» в номинации «От специальности к профессии»

Цель моей профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, создание благоприятных социально-педагогических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития ребёнка в рамках образовательной среды; оказание психолого-педагогической помощи детям,  испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы МБДОУ д/с № 10 и  адаптированных  программ для детей с ОВЗ.

Учитывая требования ФГОС ДО и специфику профессиональной деятельности, значительное место уделяю целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.

В коррекционно-развивающей деятельности разрабатываю и реализую интегрированные развивающие занятия по возрастным группам, с применением элементов различных современных технологий, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, преодоление проблем в общении и поведении с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Адаптирую и интегрирую элементы специальных образовательных программ и пособий по обучению и воспитанию дошкольников с ОВЗ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., «Программу  нейропсихологического развития и коррекции детей с СДВГ» А.Л.Сиротюк и т.д. По результатам мониторинга у 100 % детей отмечается положительная динамика и устойчивость результатов познавательного и эмоционально-личностного развития. Эти результаты достигнуты за счет системы планирования, в которую входит перспективное, тематическое планирование, выстраивание в сотрудничестве с педагогами индивидуального образовательного маршрута развития детей с ОВЗ и коррекции эмоционально-волевой и личностной сфер.

Для достижения положительных результатов в коррекции детско-родительских отношений организую работу семейного клуба «Мы вместе», цель которого оптимизация детско - родительских отношений через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи. В рамках клуба реализую следующие проекты: совместный с логопедом, дефектологом проект «Дорогой добра»,ориентированный на правовое просвещение родителей и расширение навыков нравственного поведения у детей «группы риска»; детско-родительский психолого-логопедический проект «Вместе весело шагать!»  по подготовке детей с разными образовательными потребностями и их родителей к школьному обучению; сопровождение проектной деятельности детей и родителей совместно с воспитателем в подготовительной группе комбинированной направленности для детей ТНР.

Систему взаимодействия специалистов и педагогов по использованию единых коррекционно-развивающих подходов к детям реализую посредством: семинаров-практикумов: «Психологические трудности работы с детьми с нарушениями речи», «Планирование индивидуальной работы в соответствии с ИОМ ребенка с ОВЗ», мастер – классов по написанию педагогической характеристики на ребенка – дошкольника на ТПМПК, «круглых столов», психолого-педагогических консилиумов.

        Для реализации целей и улучшения качества коррекционно-развивающей работы создаю в кабинете предметно-развивающую среду, отвечающую принципам построения РППС в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО: пространство делаю более открытым и доступным, оснащаю средствами для предметно-дидактической, изобразительной, двигательно-игровой и релаксационной деятельности.

В консультативной деятельности осуществляю индивидуальные и групповые  консультации обучающего и рекомендательного характера для всех участников образовательного процесса, обратившихся за помощью. Применяю эффективные психологические формы и методы работы, в результате которых у родителей и педагогов появляется представление о том, как можно решить заявленную проблему, происходит личностный рост. Одна из таких форм – персональный сайт, где размещаю консультации и рекомендации  для педагогов и родителей по актуальным темам воспитания и развития дошкольников, делюсь собственными достижениями.

С целью создания системы психолого - педагогического сопровождения родителей и установления сотрудничества с семьями воспитанников совместно с инструктором по физвоспитанию ежегодно реализую проект «В детский сад с радостью!» для успешной адаптации детей раннего возраста с помощью поддержки родителей. Основу занятий  составляют совместные развивающие, телесно-ориентированные, подвижные игры и упражнения. Также, результатом роста активности родителей явилась выстроенная система психолого-педагогического просвещения в ДОУ, использование нетрадиционных  форм работы: родительских клубов, «круглых столов», реализация детско-родительских проектов, что повлияло на переосмысление родителями неконструктивных способов поведения и общения с детьми.

        Организационно-педагогическую деятельность осуществляю с учетом разнообразных и активных форм работы. С целью психопрофилактики нарушений в развитии воспитанников провожу занятия по психогимнастике в центре релаксации и сенсорного развития с детьми дошкольных групп общеразвивающей и компенсирующей направленности. По результатам данной деятельности отмечаю положительную динамику в развитии эмоционально-волевой, поведенческой сферах, формирование навыков саморегуляции, улучшение эмоционального состояния у детей с ОВЗ и детей группы риска.

В рамках кружковой работы реализую программу по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет, в задачи которого входит: обучение детей основным логическим операциям; развитие умения рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; воспитание интереса к познавательной деятельности. Результатом работы кружка являются участие и победы детей во Всероссийских конкурсах и блиц-олимпиадах.

В психологической диагностике познавательных психических процессов детей дошкольного возраста использую методики диагностических комплектов С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, Л.А. Ясюковой, Е.М. Борисовой, Т.Д. Абдурасуловой, «Диагностический комплект М. М. Семаго». По результатам диагностического обследования составляю психолого-педагогические заключения с целью ориентации педагогов, администрации ДОУ и родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников, планирования дальнейшего психолого-педагогического сопровождения детей.

        В методической деятельности провожу образовательно – развивающие семинары – практикумы для педагогов «Формирование психологической базы речи у детей с нарушением речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС», деловые игры с педагогами ДОУ: «Стили общения с детьми», «Сплочение педагогического коллектива», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».В сотрудничестве с педагогами принимаю активное участие в разработке ООП, АОП и АООП, индивидуальных образовательных маршрутов.  Разрабатываю психологические рекомендации для педагогов и родителей по реализации индивидуальных образовательных маршрутов; являюсь ведущим специалистом в организации работы ППк и составлении коллегиального заключения. Оказываю  методическую помощь воспитателям в осуществлении образовательного процесса, направленного на развитие познавательных процессов, навыков коммуникации и социализации.

Имею эффективный социальный опыт: постоянный участник Краевой межведомственной акции «Остановим насилие против детей»; Краевых акций «Неделя добра», «Сбавь скорость и сохрани жизнь»; ежегодно провожу психологические акции в ДОУ «Детям о безопасности жизнедеятельности».