Конференции, вебинары, семинары

Рыбакова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Т.В.Рыбакова

учитель английского языка

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И Казакова, р .п .Бутурлино

Использование игровых технологий на уроках английского языка

В современной школе особое место среди форм обучения занимают игровые технологии. Использование игр на уроках иностранного языка стимулируют мотивацию учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

Многие выдающиеся педагоги давно оценили обучающие возможности игр и эффективно применяют   разнообразные игры в процессе обучения. Игра не только обеспечивает активное участие каждого учащегося на уроке, но и способствует проявлению способностей ребенка.

Игра представляет собой организованное занятия, которое требует напряжения не только умственных способностей, но и эмоций учащегося. В процессе игры все дети равны. Даже слабый ученик может принять в ней активное участие и проявить свои способности. Во время игры каждый ребенок испытывает чувство равенства, ощущение посильности заданий, чувство увлеченности. Все это дает возможность учащимся преодолеть неуверенность, стеснительность, скованность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка и активно участвовать в речевой деятельности.  С помощью использования игр на уроках иностранного языка усваивается не только языковой материал, но также у каждого ученика возникает чувство удовлетворения проделанной работы. Осознание того, что учащийся сделал сам и у него получилось не хуже других, удваивает это чувство.  Игру так же можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где каждый учащийся имеет возможность многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

 С помощью игр на уроках можно достичь многих образовательных целей. Учитель может закрепить или повторить пройденный материал, сменить деятельность, расслабить и снять скованность учащихся, а также повысить у них внимание и улучшить восприятие.

Применение игровых технологий активизирует мыслительную деятельность учащихся, делает учебный процесс привлекательным и интересным, а также оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. На уроках многие педагоги используют игру как способ мотивации к изучению иностранным языком, активизации деятельности учащихся.

Использование ролевых и языковых (речевых) игр предоставляет большие возможности для активного учебного процесса. И каждый учитель должен владеть большим багажом разнообразных средств, чтобы вызвать интерес у учащихся, повысить их мотивацию к изучению иностранного языка.

Конечно же, при использовании игр на уроках иностранного языка имеются и трудности. Например, при применении словесных игр основным препятствием для обучающихся являются языковые и речевые трудности. Поэтому преодоление этих трудностей во время игры не только доставляет учащимся удовольствие, но и в то же время превращает скучную деятельность в интересную. Что является не маловажным в процессе обучения. Сначала ученик заинтересовывается игрой, а затем и языком, без владения которым невозможно участвовать в ней.

Почувствовав интерес к изучению этого предмета, обучающийся продолжает с интересом заниматься им на последующих уроках и без использования игры. Однако необходимо поддерживать время от времени влечение ребенка, в противном случае, интерес к языку постепенно может погаснуть.

Но учитель должен понимать, что нельзя увлекаться на уроках игровыми технологиями. Необходимо чередовать их с самыми разнообразными формами работы и приемами.

Языковые игры способствуют активизации деятельности учащихся на уроках, развивает их речевую способность. Применение игровых форм работы позволяет повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке.

Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна.

Игра способствует созданию «языковой среды» на уроке и вне его. Она дает возможность учащимся увидеть их практическое использование знаний, умений и навыков. А энергичный темп игры приучает обучающихся быстро мыслить, упражняет готовность их языковой памяти, способствует развитию темпа речи. Однако все это реализуется лишь при правильном подборе и организации игры учителем.

Игры можно классифицировать на следующие виды:

1. Фонетические игры

2. Лексические игры

3. Грамматические игры

 4. Орфографические игры

5. Творческие игры

При использовании игровых технологий в обучении обязательно необходимо связать игры с жизнью и практикой, а также придать им проблемный и эмоциональный характер изложения, организовать поисковую и познавательную деятельность учащихся, которая даст им возможность получить удовлетворение от самостоятельных открытий. Все это ведет к   достижению успеха каждым ребенком. И наша задача, как педагогов, сделать процесс обучения интересным для учащихся, а в этом к нам помогут игровые технологии.

Подводя итог всему сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что использование игровых технологий на уроках иностранного языка является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.  Игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие, а также помогает ребенку быть более раскованным и напряженным.  

Список использованной литературы

1. Арзамасцева, Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие / Н.И. Арзамасцева, О.А., Игнатова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007.

3. Барашкова, Е.А. Не все дети талантливые, но все способные/ Е.А. Барашкова// English – 2005. - № 9

4. А.В. Илюшина Изучаем английский легко и весело. Санкт- Питербург. 2008

5. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка : пособие для учителя / И.Е. Колесникова. – Минск : Народная Асвета. – 1990. – 120 с

6. Стронин М.Ф. Обучение игре на английском языке. – М., 1984.

7.  . Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка / Ю.Я. Пучкова. – М. : АСТ, 2005.

8. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. - М.: Просвещение, 1976.



Предварительный просмотр:

Использование метода проектов как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Рыбакова Татьяна Викторовна, учитель английского языка МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, р.п. Бутурлино

Слово «проект» произошло от латинского “projectus”, что означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображая нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.»[1].

Проектный метод в образовании- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

В современных условиях образование реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Аргументируя актуальность данной темы необходимо заметить, что метод проектов приобретает все большую значимость в последнее время , а в ФГОС второго поколения говорится следующее: « На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обуславливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи)».Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиваться ли учебником по английскому языку, или прочитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

– через проживание ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и поныть другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к «самоизменению, личному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов, и закономерностей, отношений и др.)

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнения на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практические значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

В основе проекта лежит проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и овладение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, текстом (выделять главную идею, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы. Умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе не необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вести постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования   и разработке проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Существуют основные требования к использованию метода проектов:

1.наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы\ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

5 использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

-выдвижение гипотезы их решения;

-обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

-  сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Оно включает такие этапы, как:

1 этап – «Мотивация»

Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысление цели, создания ситуации общения с преподавателем.

2 этап – «Информационное обеспечение».

Задача этого этапа- собрать как можно больше информации по данному вопросу.

3 этап – «Первичная обработка информации учеником»

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющих знаний.

4 этап- «Обработка информации вместе с учителем»

Продолжается сбор информации. Учитель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли.

5 этап- «Дополнительный сбор информации»

В процессе работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой «нехватки» материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

6 этап- «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция»

Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становление личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.

7 этап (заключительный)- «Защита проекта»

Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод достаточно широко представлен на страницах учебника «Spotlight» (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко)

Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи- так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни». Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность. Как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха.

Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка

- понимают необходимость междисциплинарных связей

- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроке информатики

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционным методами обучения. Основными преимуществами являются:

-повышение мотивации учащихся при изучении английского языка

- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьным программы

- простор для творческой и созидательной деятельности

Из вышесказанного следует, что применение метода проектов во многом помогает решить такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, от отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.

Использование метода проектов методически целесообразно для формирования коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам и для формирования устойчивой мотивации, развитие познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического мышления, способностей само - и взаимооценки.

 Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать.

Список литературы:

  1. Новикова Т.Д. Проектное технология на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образования. - 2000. - №7. – с. 151-157.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. - № 2,3. –с. 37-45 .
  3. Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995 – С. 25
  4. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. //Иностранные языки в школе. -2000. - № 1,6.
  5. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf
  6. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //ИЯШ,2002. - № 3. – C.41-46.


[1]1 Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995 – С. 25


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: