В помощь учителю

Голованова Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

Русская историческая библиотека. Рассказы по истории России для детей http://rushist.com/index.php/russia-children 

Презентации по истории https://pptcloud.ru/primary/history 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                Конспект урока по теме «Древний Восток»

                   (5 класс. Повторительно - обобщающий урок)

Оборудование:

  • Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. Москва. “Просвещение”. 2014 г., настенная карта «Страны Древнего Востока»
  • Компьютер, проектор

Цели урока: образовательная: повторить и обобщить знания, полученные учащимися в процессе изучения раздела Древний Восток;

развивающая: способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, умения сравнивать, сопоставлять исторические факты, выявлять причинно- следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться по карте, анализировать и делать выводы; развивать самоконтроль;

воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока, а также коллективизм, умение слушат

Задачи:

  1. Повторить основные исторические события и даты по разделу «Древний Восток»
  2. Раскрыть историческое значение достижений Древнего Востока для мировой культуры.
  3. Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

 - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

Регулятивные УУД:

–– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

 - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

 - Работа по карте, работа с тестовым материалом.

 - Иллюстративно - репродуктивный.

 - Частично поисковый метод и практическая работа учащихся.

 - Развитие исследовательских умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с источниками, работа по карточкам с основными понятиями.

 Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.

Планируемый результат:

Учащиеся должны

знать:

 - термины и понятия по разделу Древний Восток;

 - географические объекты и столицы стран Востока;

 - даты и события, культурные памятники Востока;

 уметь:

 - называть и показывать на карте географические и исторические объекты;

 - работать в группе;

 - производить самопроверку и взаимопроверку;

 - заполнять таблицы.

  1. Слайд №1. Здравствуйте, дорогие ребята. К вам обращается греческая муза истории -  Клио. Она призывает нас к путешествию в прошлое. Перед вами таинственный стол, давайте посмотрим, что на нем находится.

   Слайд №2 (изобретения). Метод «мозгового шторма»

   Вопросы – загадки:

  - Как называли игру для царей? (шахматы). Где они были изобретены?        (Индия)

- Какое изобретение указывало морякам путь домой? (компас). Где он был изобретен? (Китай)

- Как назывался материал для письма в Древнем Египте? (папирус)

- Как называлась краска, добываемая со дна моря? (пурпур). Где она была изобретена? (Финикия)

Слайд №3 (страны Древнего Востока)

- Каким понятием можно объединить все эти страны? (Восточные)

- Почему они назывались Восточными? (находились на востоке от Древней Греции)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Древний Восток). А какова цель нашего урока? (повторить и обобщить материал по странам Древнего Востока)

 Слайд №4 (название темы, запись в тетрадях)

- С чего мы начинаем знакомство с каждой страной?

- О чем мы еще узнаем?

На доске вывешивается план изучения темы:

  1. Географическое положение
  2. Правители
  3. События
  4. Учащиеся записывают план в тетрадь

Слайд №5 (коллаж карт)

Отправляемся в путешествие по странам. Я буду задавать вам вопросы-загадки, а вы должны  назвать страну, о которой идет речь. (1 из учащихся показывает страны на настенной карте).

Вопросы – загадки:

- Какую страну в древности жители Африки называли «черная земля»? (Египет)

- Название одной из рек этого государства носит грозное название животного (Вавилон)

- Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье (Финикия)

- Две реки этого государства берут начало в Гималайских горах (Индия)

- В какой стране Востока были возведены самые длинные стены? (Китай)

Слайд №6 (правители)

В каждой стране был свой царь или правитель. Вспомним их. Я приглашаю 5 человек желающих. Вам оказана честь выступить в роли правителей стран Древнего Востока. Ваша задача – вжиться в роль правителя и выступить от его имени. В этом вам помогут памятки – подсказки и элементы одежды. Все остальные должны назвать имя царя и подготовить вопросы любому из них от имени подданных, чужестранцев, путешественников и записать их в тетрадь.

Правители:

  1. Тутмос 3 (корона, папирус, карточка с текстом). «Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наследник Ра, сын Ра, повелеваю: мое победоносное войско, захватите Мегиддо и вернитесь в Египет с богатой добычей!»
  2. Хаммурапи (свиток, корона, карточка с текстом). «Я, царь великих двух рек, мое правление опиралось только на законы: если человек украдет имущество храма, он должен быть казнен, если раб оскорбит свободного человека, то ему отрезать ухо.»
  3. Ашшурбанапал (глиняная табличка, корона, карточка с текстом). «Я, великий царь Ассирии, хранитель истины, творящий добро. Моя библиотека считалась самой большой в мире. Собранные мной книги переживут столетия и тысячелетия.»
  4. Дарий 1 (шлем, меч, карточка с текстом). «Я – царь великий, царь царей. Мне достались 23 страны. Я разделил державу на 20 округов – сатрапий  обложил их податями.»
  5. Цынь Шихуан (корона, свиток, карточка с текстом). «Я – император единого Китая. Мои потомки будут править тысячи лет. Мои указы неизменны: кто нарушит мои законы, того казнят или обратят в раба, а также всех его родственников и 5 семей – соседей.»

Ребята, какие бы вопросы вы хотели задать и кому?

Вопросы учителя:

- Как египтяне поступали с пленными (Тутмос 3)

- Почему провинившемуся рабу отрезали ухо? (Хаммурапи)

- Кого называли «глаза и уши царя»? (Дарий 1)

- Почему при пожаре в Ниневии книги не сгорели? (Ашшурбанапал)

- Как император расправлялся с непокорными вельможами? (Цынь Шихуан)

Слайд №7 (таблица с датами и событиями, необходимо их соотнести)

Древних правителей мы вспомнили, а теперь давайте повторим, какими событиями были насыщены годы их правления. Перед вами даты и события, ваша задача – соотнести их.

1. 3000 г. до н. э.                                                      а) правление Хаммурапи

2. 1500 г. до н. э.                                                      б) объединение Египта

3. 612 г. до н. э.                                                        в) захват Ниневии

4. 1792 – 1750 гг. до н. э.                                        г) военный поход Тутмоса 3

5. 221 г. до н. э.                                                       д) объединение Китая

6. 538 г. до н. э.                                                       е) падение Вавилона

Слайд №8 (динамическая пауза. Звучит музыка)

А теперь представим, что мы стоим посредине пустыни. Светит яркое солнце, которое слепит нам глаза, прикроем их. Неожиданно на горизонте появилась пыльная буря, присядем, закроемся от нее. Буря стихла, отряхнемся от песка. Вот по пустыне идет караван верблюдов, положим руки на плечи друг другу и покачаемся. Где мы находимся? Правильно, в Египте. Что является символом Египта? (пирамида).

Слайд №9 («А знаете ли вы?»)

О, чудо! Ребята, мы оказались на съемках передачи «Очевидное – невероятное»,  и я в роли ведущей. Вот, какие новости мне приходят: оказывается, совсем недавно ученые установили, что древние египтяне не случайно выбирали местом захоронения пирамиды. Они просчитали точку преломления лучей, где биологическое вещество усыхает, а не гниет (показать опыт с пирамидами).

Слайд №10 (изобретения Древнего Китая)

А в Древнем Китае был изобретен чудесный таз. Он напоминает обычный таз для умывания. Но если потереть ушки – ручки этого таза, то создается эффект кипения воды, она бурлит, выпускает фонтанчики, но при этом остается холодной.

Слайд №11 (рефлексия)

Давайте подведем итоги нашего путешествия:

- В каких странах мы сегодня побывали?

- Что вы узнали нового?

- Что бы хотели узнать?

- Как вы считаете, достигли мы цели урока?

Слайд №12 (оценивание)

Вы сегодня хорошо поработали. Поднимите руку те, кто считает, что работал на «5». Поднимите рук те, кто считает, что работал на «4». Поднимите руку те, кто работал не в полную силу.

Кто был активным, творческим, любознательным, я вручаю оливковую ветвь – символ Древней Греции, к изучению которой вы приступите на следующем уроке.

Слайд №13 (домашнее задание)

Богиня Клио подготовила вам задание на свитках разного цвета:

  1. красный свиток – составить кроссворд с терминами по странам Древнего Востока;
  2. синий свиток – сочинить сказку «Живая Мумия»;
  3. желтый свиток – нарисовать символы стран Древнего Востока.

Покидая этот храм науки, не забудьте взять свиток на выбор. Спасибо всем за работу.