Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Вахрушева Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА: «Гипсопластика как одно из

направлений   художественного

воспитания  ребёнка  дошкольного

возраста»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.

Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и, в дальнейшем,  подготовке к школе.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это  целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий  требованиям  всестороннего  и гармонического развития ребенка.

У ребенка особая острота восприятия.  То, что эмоционально воспринято в  детстве, запоминается  на всю жизнь. Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству.

Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитию «ручной умелости» для поступления  ребенка в школу способствуют занятия по дополнительно-образовательной  деятельности «ГИПСОПЛАСТИКА».

В современных  условиях  в семье, образовательной  деятельности  ручным  трудом с  ребёнком, уделяется  недостаточное  время. Кроме  того, не  многие  родители  имеют  навыки  ручного  труда. А  ребёнку  необходимо  как  можно  больше  развивать  мелкую  моторику  рук  как  основу  умственного, речевого  развития и формирования  его  эстетического  мировозрения.У воспитателя  отсутствует  необходимая  учебно-материальная  база  и  методические  пособия  по  теме  проекта. На  основе  этой  проблемы  и  построена  моя  экспериментальная   программа  по  гипсопластике.

«Гипсопластика»- имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. «Гипсопластика»  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

«Гипсопластика»- как  деятельность по лепке, рисованию или  аппликации, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

Еще одной специфической чертой гипсопластики  является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к работе  с новым  материалом «гипсом», расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Гипс, пожалуй, один из самых  необычных материалов для детского творчества. Среди всего разнообразия красок. Карандашей, пластилина, готовых шаблонов и форм для рисования и лепки, гипсовый материал занимает особое место. Ведь из него можно создать настоящий шедевр, уникальную вещь. Для детей работа с гипсом - огромное поле для развития фантазии, творческого мышления и художественного вкуса.

Образовательная деятельность по гипсопластике тесно связаны с  деятельностями по ознакомлению с окружающим миром, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

В системе  эстетического воспитания детей гипсопластика  занимает  определенное место и имеет свою специфику.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

Скульптура  открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание  многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами, и самостоятельно располагать их на плоской  поверхности создавая  панно, и более усложнённый  вариант  для  детей 6-7 лет объёмные  фигуры.

Каждый  вид  изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

При оформлении  поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Специфику  гипсипластики  определяет материал.

Почему именно гипс? Гипс  – это такой материал, который   проходит  интересный  и  длительный  путь для  достижения  задуманного  образа, ведь  предварительная  деятельность состоит  на  основе  работы  с  пластилином, эта  работа  доставляет удовольствие  и  радость  детям.

Этому виду творчества придумали современное название - “ГИПСОПЛАСТИКА ”.

Проект  кружка «Улыбка» основан  на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной  деятельности; в основе  проекта  лежит ознакомление с классическим и народным искусством

Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию  творческого воображения положено  начало  именно  в  дошкольном возрасте. Главное, вовремя  увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное  отношение  к миропониманию.

Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение   ямок, штрихов и т. п.  Усиливая  художественную выразительность изделий,  техническая простота  этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении  детей с различными  материалами и разнообразными способами  их декорирования. Освоение  отдельных  технических  приемов  вполне  доступно  детям дошкольного возраста и может внести  определенную новизну в творчество детей, сделать его более  интересным и увлекательным

Важное  воспитательное  значение  народного искусства  неоднократно подчеркивала  в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование  народного искусства в детском саду никогда не было  только  случайным побуждением или  модой, а всегда  выступало в тесной связи  с педагогами и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом  способствовало  народное искусство.

ТЕМА: «Гипсопластика как одно из направлений художественного воспитания ребёнка дошкольного возраста»

Цели:

1)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Познакомить  детей  с  понятием «ГИПС» как  с  дополнительным  материалом  в  изодеятельности. Научить  пользоваться  гипсом  и  создавать  объёмные  формы  с  помощью  других  материалов(пластилин, крышки, пробки и  т.д.). Учить дополнять  поделки, используя  ракушки, скорлупу, нитки и т.д.

2) РАЗВИВАЮЩИЕ

Применяя  методику гипсопластики, развивать у детей моторно-сенсорную деятельность, основываясь на форме и цвете

Подготовить необходимую учебно-методическую  и  материальную  базу для  системных  занятий  гипсопластикой в  условиях дополнительного занятия  в  детском  саду.

развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

3) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество

информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию декоративно-прикладного искусства , к  малым скульптурным жанрам

регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми

коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению

культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

1) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

формирование представлений о новом виде  деятельности

ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина  контура  предмета, барельеф, скульптура

овладение основами, умениями  работы из  целого куска пластилина, из отдельных частей , создание образов

формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2)  РАЗВИВАЮЩИЕ

развивать у детей моторно-сенсорную деятельность, основываясь на форме и цвете;

активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями

формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения

развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций

развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

3) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам

соблюдение правил техники безопасности

активное участие в ярмарках-распродажах, выставках

стремление к  поиску, самостоятельности

понимание необходимости  качественного выполнения образа

конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера

приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды поделок,  требуемых по программе, а также скульптуре

самостоятельно приобретать знания по гипсопластике путём  создания  задуманного  образа через приёмы лепки и работы с гипсом.

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и  самостоятельность.

Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Принципы построения программы  проекта

РАБОТА  КРУЖКА  СОДЕРЖИТ  ТРИ  ОСНОВНЫХ  ЭТАПА

ПЕРВЫЙ  ЭТАП

1)Подготовка перспективного плана,  методических разработок, формирование материальной базы дополнительного образования по теме программы.

2)Подготовительная работа с детьми и их родителями по теме программы.

ВТОРОЙ ЭТАП

1)Работа с пластилином. Изготовление объёмных фигур: шар, раскатывание и сплющивание столбиков в дорожку, соединение и сглаживание: лепёшка-дорожка-тарелочка.

2)Работа с пластилином «объём».

3)Понятие  «ГИПС», наглядный показ поделок из гипса-рыбки, автомобиль, котёнок.

4)Пластилин. Углублённая форма из пластилина «вишенка»,заливка гипсом формы с использованием дополнительного природного материала (веточка), составление коллективной композиции «Корзина с вишнями».

5) Работа с гипсом, с использованием форм из пластилина изготовленных детьми, готовых форм.

6)Заливка форм из пластилина по замыслу.

7) Оформление работ из гипса с использованием  красок и дополнительного материала.

8)Практическая деятельность детей с использованием готовых и собственных форм.

9)Составление коллективных композиций по замыслу детей, в том числе с использованием дополнительного материала (ракушки, скорлупа орехов, крышечки, пробки, нитки, веточки и т.д.)

10)Накапливание опыта работы с гипсом, формирование интереса к оформлению созданных работ, нравственное воспитание: работа в коллективе, восприятие  прекрасного.

11)Закрепление навыков работы с гипсом, практические работы.

ТРЕТИЙ  ЭТАП

1)Оформление итоговой выставки, оформление учебно-методического пособия по гипсопластике.

2)Обобщение и распространение  педагогического опыта по теме экспериментальной работы.

В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3  раза в год.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.

Все это способствует успешной  работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует  овладению  навыками  учебной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.

Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной, коммуникативной  деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение образовательной программы.

Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом плане, как выделение соответствующего времени на включение специфического содержания образования, связанного со спецификой региона и  с тем, что МДОУ Центр развития ребенка – детский сад»Теремок» г. Северобайкальск  участвует в формировании концепции национально-регионального компонента  (НРК) образования  в Республике Бурятия.

Вариативный компонент позволяет реализовать на практике вариативное образование с учётом запросов родителей (налогоплательщиков) на образовательные услуги. Внутриучрежденческий  компонент предполагает выделение часов на занятия по выбору учреждения (согласно Плану работы МДОУ Центр развития ребенка – детский сад « Теремок»)  и занятия по выбору воспитанников, позволяющих  выстраивать  индивидуальные образовательные  траектории с разными интересами  и запросами в рамках одной учебной группы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ЧАСТЕЙ:

учебно-тематический план первого года обучения;

учебно-тематический план второго года обучения;

учебно-тематический план третьего года обучения.

Установленное количество учебных часов первого года обучения: 18 часов.

Установленное количество учебных часов второго года обучения: 24 часа.

Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 36 часов

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «гипс» как с дополнительным материалом в изодеятельности. Научить пользоваться гипсом и создавать объёмные  формы с помощью других материалов (пластилин, крышки, пробки.). Учить дополнять поделки, используя  ракушки, скорлупу ореха, нитки и др.. Развивать моторно-сенсорную деятельность, основываясь на цвете и форме. Развивать фантазию детей. Воспитывать интерес к получению задуманной композиции.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Пластилин,  клей, гипс,  стека,  ёмкость для раствора, кисти, краски, дополнительный  природный  материал, бесцветный  лак.

СЕНТЯБРЬ

1 неделя- Работа с пластилином  «Объём»

2 неделя- Сплющивание объёмных форм

3 неделя- Раскатывание и сплющивание столбиков - дорожка

4 неделя – Соединение и сглаживание,  лепёшка + дорожка- итог- «тарелочка»

ОКТЯБРЬ

1 неделя- Работа с пластилином «Объём»

2 неделя- Раскатывание длинных  «колбасок» и их сплющивание с загибом краёв- «лодочка»

3 неделя- Раскатывание шара и его сплющивание с загибом краёв- «чашечка»

4 неделя- На что похоже?- перевёрнутые изделия- «лодочка» на листик, «чашечка» на половинку яблока.

НОЯБРЬ

1 неделя- Знакомство с материалом «ГИПС».

2 неделя- Наглядный показ изделий из гипса.

3 неделя- Наглядный показ в использовании гипса с помощью готовых форм «Рыбка», «Автомобиль»

4 неделя- Практическая  работа детей.

ДЕКАБРЬ

1 неделя- Пластилин. Лепим углублённую форму «вишенка» из пластилина. 2 неделя- Заливаем форму гипсом, используя дополнительный природный материал- веточки.

3 неделя- Оформление готовой работы «вишенка» -раскрашивание

4 неделя- Составление  коллективной  композиции  «Корзина с вишнями».

ЯНВАРЬ

1неделя- Пластилин. На основе готовых форм, обучение лепки контуров предметов. Тема «Птица»

2 неделя- Учимся готовить раствор из гипса, заливаем выполненные формы.

3 неделя – Обработка и оформление просушенных изделий из гипса, покрытие их бесцветным лаком. Коллективная работа « Летите голуби»

ФЕВРАЛЬ

Практические занятия с гипсом, оформление работ.

1 неделя- Используя готовые  формы  и формы из пластилина, ввести практические занятия и  самостоятельную работу.

2 неделя- Лепим формы из пластилина, по замыслу используя метод раскатывания, сплющивания, соединение деталей в задуманную форму.

3 неделя- Заливание  раствором гипса  вылепленных по замыслу  форм.

4 неделя- Оформление  работ с использованием красок и дополнительного материала.

МАРТ

1 неделя- Практическая деятельность детей, используя готовые и собственные формы. Тема: В мире животных

2 неделя- Оформление работ, раскрашивание, покрытие бесцветным лаком.

3 неделя- Составляем  коллективную композицию .

4 неделя- Оформление композиций, с использованием дополнительного материала.

АПРЕЛЬ

ЦЕЛЬ: Накапливание у детей опыта работы с гипсом. Формирование  интереса к оформлению  самостоятельно созданных работ. Способствовать нравственному воспитанию к работе в коллективе и восприятию прекрасного.

1 неделя- « В гостях у золотой рыбки»-знакомство с жителями моря.

2 неделя- Композиции по замыслу детей из готовых и собственных форм.

3 неделя- Тема: Мир морских животных (коллективная или индивидуальная деятельность, по желанию детей).

4 неделя-  Оформление работ конструктивным и комбинированным способом с использованием природного материала.

МАЙ

1 неделя- Закрепление опыта работы с  дополнительным  материалом  в изодеятельности – гипс.

2 неделя- Самостоятельная деятельность детей с формой.

3 неделя- Самостоятельное оформление работ.

4 неделя- Итоговый показ «Выставка».

ЛИТЕРАТУРА

«Полная энциклопедия рукоделий  и  поделок» авт. Пэйнтер Л.изд. 2010 г.

«Искусство лепки» авт. Коваленко Г.В. изд. 2009 г.

« Наши руки не для скуки» авт. Зябкина Е.П. изд. 2010 г.

« Самоделки» авт. Кравченко Л.А. изд. 2008г.




Предварительный просмотр:

ПЛАН КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ДОУ

«АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ»

воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АППЛИКАЦИЯ?

Аппликация - это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может приклеиваться или пришиваться – в зависимости от выбранного вами материала и возраста детей. Диапазон возможностей этой техники огромен – от детских открыток  до портретов, от скатертей и штор до декоративных сосудов. Наклеенный на ткань домик и объёмная многофактурная фигура – всё это искусство аппликации!

Многообразие тканей, расцветок, фактур, стилей помогают создавать интересные и необычные картины – панно. Их можно назвать живописью, где краски заменяются кусочками ситца, шёлка, бархата.

Каждый материал таит в себе целую историю, даёт толчок для творчества. Рисунок на ситце способен стать фрагментом архитектуры, блеск шёлка – отразит верхнюю гладь воды, а мягкие глухие тона бархата создавать хребты гор. Фантазия художника безгранична, а в соединении с оригинальной изобразительной техникой она приносит удивительные результаты!

Можно самостоятельно создавать оригинальные работы из ткани. От простых в исполнении к более сложным.

Чтобы обогатить работу, наполнить её деталями, сделать насыщеннее мелкими «подробностями», пользуйтесь различными вариантами отделки.

В ход пойдут и традиционная тесьма, и кружево, и самые необычные аксессуары: игрушки из «киндер сюрприза», брошки и заколки, камушки и ракушки.

Аппликация всегда подразумевает некоторую степень условности изображения – натурализм ей противопоказан. Работа должна вызывать восхищение, радость, улыбку. Поэтому, делая подготовительный рисунок для аппликации, не бойтесь, что он окажется неточным или грубоватым. Нужно задумываться над общим стилем работы.

Одной из форм работы с детьми дошкольного возраста, является кружковая деятельность. Она помогает раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир.

Основная цель кружковой деятельности в группе – научить детей фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.

Кружковая деятельность проводится один раз в неделю во второй половине дня. Вся  работа строится от теоретического материала к продуктивной деятельности. Продолжительность деятельности зависит от детской заинтересованности и активности. Результатом деятельности становятся коллективные и индивидуальные работы. Все работы обязательно демонстрируются родителям.

Цель:  развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи кружковой деятельности:

Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Формировать положительное отношение к ручному труду;

Привлекать к участию в общем деле;

Совершенствовать обобщенные способы работы (воспроизведение образцов);

Развивать мелкую моторику;

Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.

ПРАВИЛА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) Рисунок переводить только на изнаночную сторону, чтобы лицевая оставалась всегда чистой;

2) Ножницы лучше применять с закруглёнными концами и разработанными рычагами; ножницы не должны быть слишком длинными.

3) При работе ножницами не размахивать, не играть ими, потому что это режущий предмет и обращаться с ними нужно осторожно.

4)Начиная наклеивать, нужно положить деталь на специальную клеёнку, изнаночной стороной вверх.

5) На кисть набирать небольшое количество клея, наносить клей  тонким слоем на всю деталь, обращая внимание на то, чтобы хорошо были смазаны края.

6) На отдельные детали, создающие полуобъём, клей наносить только на определённые части, чаще на края детали, оставшиеся части слегка  отгибать или приподнимать над поверхностью работы.

7) Смазанную клеем деталь прикладывать к намеченным заранее точкам, слегка разглаживать, затем покрывать деталь салфеткой и притирать к фону, плотно его придерживая.

8) Удобнее на большую деталь наклеивать меньшую, при этом следить за чистотой лицевой стороны.

9) После окончания работы плоскостную аппликацию лучше положить на ровную поверхность, закрыть чистой бумагой и прижать грузом. Через некоторое время груз снять. Просушить. Аппликация готова.

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

Ах, эти забавные квадратики и треугольники

Научить детей правильно работать с геометрическими фигурами и приклеивать их.

2 занятие

«Птички»- яркие ладошки

Научить детей правильно повторять силуэт птицы

3 занятие

« Утёнок»

Научить ребенка использовать в аппликации полиэтилен

4 занятие

«Мы вокруг березки встанем в хоровод»

Научить использовать конфетные бумажки при создании объемной аппликации

ОКТЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

«Наша скатерть самобранка»- коллективная работа.

учить правильно, приклеивать детали, работать вместе, сообща

2 занятие

«Красивая посуда»  (геометрический орнамент)

Развивать творческие способности детей, ассоциативное мышление, фантазию; умение располагать элементы композиции, учитывая соотношения их с изображением.

3 занятие

«Почему радуга мягкая? »

учить детей использовать шерстяные нити.

4 занятие

« Листопад»

Формировать навыки работы на плоскости; правильно размещать листья в пределах основы

НОЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

«Самолет»

учить детей складывать самолет, переносить выкройку и приклеивать ее

2 занятие

«Светофор»

учить детей овладевать последовательным процессом аппликации

3 занятие

. «Колокольчики»

поделка ко дню матери

4 занятие

«Рыбки в аквариуме»

продолжать учить детей работать с трафаретом

ДЕКАБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

«Елочка» - открытка граттаж

: учить детей фантазировать в плоскостном изображении

2 занятие

«Снежинка»

учить детей новому способу изготовления аппликации

3 занятие

Украшаем новогоднюю игрушку

учить украшать плоскостную игрушку, приклеивать нити и мишуру

4 занятие

«Веселый хоровод снеговиков»

ЯНВАРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

«Пингвины»

развивать у детей творческое воображение

2 занятие

«Почему у ежика мягкий животик? »

аппликация с использованием шерстяных ниток

3 занятие

«Наша скатерть самобранка»- коллективная работа.

Учить правильно, приклеивать детали, работать вместе, сообща.

4 занятие

«Волшебная звездочка» - фигурная открытка.

Учить детей работать по шаблону

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

«Сердечко ко дню Валентина»

Продолжать учить детей работать с плоскостными фигурами, развивать навыки оформления поделки.

2 занятие

« Ракета» подарок для папы

3 занятие

« Платочек для мамы»

Учить ориентироваться на плоскости, соблюдать симметрию деталей

4 занятие

« Корзина ягод» коллективная работа

Учить правильно, приклеивать детали, работать вместе, сообща.

МАРТ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

«Мамин портрет»

отрабатывать навыки использования в аппликации пуговиц, ватных дисков

2 занятие

«Цветы» - панно

учить детей складывать из декоративного элемента разнообразные предметы

3 занятие

« Раз ромашка, два ромашка..»

учить детей пользоваться техникой аппликации гармошкой

4 занятие

«Цветик – семицветик»

учить детей выполнять законченный сюжет, сделанных разными приемами

АПРЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

«Цветочки в вазе»- яркие ладошки

Учить фантазировать самостоятельно, выискивая из предлагаемого сюжета новый «цветок»

2 занятие

« Божья коровка»

учить детей правильно передавать форму божьей коровки

3 занятие

«Лягушонок»

продолжать учить детей фантазировать, развивать творческие способности

4 занятие

« Коврик»

учить детей пользоваться техникой аппликации переплетением

МАЙ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 занятие

« Украшаем флажки к празднику»

развивать у детей патриотизм; способствовать развитию творческих навыков

2 занятие

«Осьминожки»

учить детей на цветной бумаге обводить ладошку, вырезать ее, а из нее делать осьминога.

3 занятие

« Ко не спрятался…»

Воспитывать интерес к образу зверей; вызвать желание создавать зверей из геометрических фигур; правильно подбирать расцветку ткани для раскрытия характера выбранного зверя

4 занятие

« Портрет весёлого клоуна»

Ознакомить с жанром портрета; формировать умения в передаче образа весёлого клоуна; развивать потребность в творчестве.



Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«АППЛИКАЦИЯ»

(НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА)

Возраст детей: 3- 4 года

воспитатель Вахрушева Оксана Сергеевна

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

развитие речевых навыков;

развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 8 месяцев

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Тематический план занятий кружка «Улыбка»

Октябрь

тема

цель

средства

"Осенние листочки"

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

"Дождик, дождик – кап, кап"

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки

"Яблоки в корзине"

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики.

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цвета, клей ПВА

"Ветка рябины"

(коллективная работа).

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

"Конфетки"

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.

"Мороженное в вафельном стаканчике"

Учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.

Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА

"Толстые животики"

Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.

Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши.

"Петушок-золотой гребешок"

(коллективная работа)

Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

Декабрь

"Сугробы, снег на деревьях"

(коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю),пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки

"Лепим мы снеговика" (коллективная работа)

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска

Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

"Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки"

Учить отрывать   от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти

"Новогодняя елочка"

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

Январь

"Зайка беленький сидит"

(коллективная работа)

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

"На полянку на лужок тихо падает снежок"

(коллективная работа)

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

"Покормим птичек синичек"

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

Март

"Букет в подарок маме"

(коллективная работа)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага,развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,

клей, кисти, салфетки.

"Смотрит солнышко в окошко"

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

"Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки"

(коллективная работа 2 занятия)

Закреплять умение аккуратно 
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в 
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

"Ромашка"

Аппликация  из ватных дисков и цветной бумаги. Создать красивый цветок , вызвать желание у детей сделать приятный сюрприз маме.

Ватные диски, цветная бумага, клёй

Апрель

"Облака – белогривые лошадки"

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща .

¼ тонированного листа ватмана с изображением реки,белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки

"Белые кораблики"

(коллективная работа)

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей,

Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

"Веселый клоун Гоша"

Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

"Колобок -румяный бок"

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА, салфетка.

Май

"Праздничный салют"

(коллективная работа)

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА

"Божья коровка"

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

Игрушка божья коровка,½ альбомного листа,красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

"Гусеница"

Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.

½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

"Одуванчики в траве"

(коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки

Литература

Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.

Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.

НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1

Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Очумелые ручки"

Срок реализации: 1 год.

Возрастная категория: 6-7 лет.

Руководитель кружка: Вахрушева Оксана Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к ослаблению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности дошкольников. В связи с этим возникает потребность в расширении художественно-творческого пространства, в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Комплексная программа “Очумелые ручки”, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладения воспитанниками основными приёмами обработки природных материалов, ткани, бумаги, бросового материала, гипса. Обучение дошкольников  по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного , развития познавательной активности и творческой самореализации детей. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, национально-культурными особенностями. Она   способствует адаптации воспитанников к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к школе, самостоятельной жизни в современном мире. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинированных материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению детьми разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.

Цель программы:

Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей; помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом; формировать умения использовать природный, бросовый и подручный материал для создания поделок и композиций по собственному замыслу.

Задачи программы:

1. Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

3. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
5. Приучить к терпению и упорству.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов дошкольного образования.

Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить интерес к творческой деятельности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим работы: занятия проводятся  2 раза в неделю по 30 минут.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: -  объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.

Календарно-тематический план  кружка

«Оч.умелые ручки»

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МВТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Лесные гномики»

Учить изготавливать простейшие игрушки из еловых и сосновых шишек, развивать воображение, пространственное мышление, воспитывать внимание и аккуратность.

Шишки, веточки деревьев, пластилин.

2 ЗАНЯТИЕ

«Наш веселый огород, что здесь только не растет…»

Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.

Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и вишневого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.

3 ЗАНЯТИЕ

«Высотный дом»

Закрепить умение самостоятельно изготавливать выкройку, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Бумага, ножницы, клей ПВА, цветная бумага для оформления.

4 ЗАНЯТИЕ

«Корзина с овощами»

Учить детей замешивать солёное тесто, развивать способность работать с ним. Воспитывать любовь к труду.

Мука, вода, соль, посуда для замешивания теста, фартуки.

ОКТЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Яблоневый сад»

Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закрепить технику работы с гофрокартоном. Развивать воображение, мелкую моторику.

Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и вишневого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.

2 ЗАНЯТИЕ

«Корзина грибов»

Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию.

Готовое изображение плетеной корзинки. Полоски гофрокартона длиной 20-30 см белого цвета для ножек грибов, полоски коричневого и оранжевого цветов длиной 10-15 см. Клей ПВА, кисти, клеенка.

3 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа.
 «Здравствуй осень золотая»

Продолжать учить детей использовать в работе гофрокартон. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Тонированный лист бумаги формата А3, полоски.

4 ЗАНЯТИЕ

«Лягушата из ракушек»

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним. Вызвать у детей желание создавать игрушки своими руками. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

Цветной картон, пластилин, ракушки разной величины.

5 ЗАНЯТИЕ

«Черепашка из ореховой скорлупы»

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним.  Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

Скорлупа грецкого ореха, пластилин.

6 ЗАНЯТИЕ

«Герои сказки «Три поросёнка» из яичной скорлупы»

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним.  Развивать фантазию, воображение.

Яичная скорлупа, бумажные салфетки, клей ПВА.

7 ЗАНЯТИЕ

Изготовление игрушек из бросового материала: «Чайный сервиз» из пластиковых бутылочек от йогурта

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним. Вызвать у детей желание создавать игрушки своими руками. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

Пластиковая бутылочка, клей ПВА, ножницы, бумага ,ракушки для оформления.

8 ЗАНЯТИЕ

Осьминог из пластикового стаканчика

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним.  Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

Пластиковый стакан, ножницы, декор.глаза.

НОЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа. 
 «Флаг России»

Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

2 ЗАНЯТИЕ

«Пассажирский транспорт»

Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения.

Цветная бумага, спичечные коробки по 3 штуки каждому ребенку, клей ПВА, кисточки, клеенка.

3 ЗАНЯТИЕ

«Весёлые человечки»

Учить правилам безопасной работы с желудями, спичками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику.

Желуди, пластилин, обрезанные спички.

4 ЗАНЯТИЕ

«Ветка сирени»

Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка.

5 ЗАНЯТИЕ

«Букет для Осени»

Формировать умение изготавливать поделки из листьев. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику.

Осенние листья разного цвета, нитки.

6 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа.
 «Лебеди в пруду»

Продолжать учить детей работать сообща. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Тонированный лист бумаги формата А3, Ватные диски, салфетки белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка.

7 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа. 
 «Березовая роща»

Формировать у детей умение работать с бумагой и клеем. Закрепить знания о России. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе.

Картон, клей ПВА, кисти, бумага белого, зеленого, черного цветов, клеенка.

8 ЗАНЯТИЕ

Аппликация из ткани: «Осеннее дерево»

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним.  Развивать фантазию, воображение.

Лоскуты ткани разного цвета, ножницы, клей ПВА.

ДЕКАБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Снежинки»

Продолжать учить детей складывать бумагу разной формы в разных направлениях. Использовать бумагу разной фактуры.

Белая и голубая бумага, ножницы.

2 ЗАНЯТИЕ

«Новогодняя гирлянда»

Продолжать учить детей пользоваться ножницами, срезать одинаковые полоски по ширине, чередовать кольца по цвету.

Цветная бумага, клей, ножницы.

3 ЗАНЯТИЕ

«Игрушки — забавы»

Использовать бумагу разной фактуры, пользоваться шаблонами, создавать игрушки-забавы. Учить детей создавать объёмные игрушки в технике оригами.

Бумага разной фактуры, ножницы, клей, шаблоны.

4 ЗАНЯТИЕ

«Снежинка»

Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

5 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа

«Елочка пожеланий»

Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Учить сгибать лист гармошкой, располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.

6 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа.
 «Птицы у кормушки»

Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, трафарет, клей ПВА, кисть, крупы, покрашенное пшено, клеенка

7 ЗАНЯТИЕ

«Морозные узоры»

Познакомить детей с приёмом- квиллинг, выполнять из бумаги накрутки. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Тонированный лист ватмана формата А3. Полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 и 0,7 см. Зубочистки (острые концы предварительно обрезаны). Клей ПВА, кисти, клеенка.

8 ЗАНЯТИЕ

«Зимний терем»

Совершенствовать умение выполнять из бросового материала (мед. палочки). Развивать  художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Мед. палочки, краски, вата, клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы.

ЯНВАРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Рождественский подарок. Ангелочек»

Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка.

2 ЗАНЯТИЕ

«Обезьянка Чита»

Учить правилам безопасной работы с клеем, ватой палочки. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, ватные палочки, ножницы.

3 ЗАНЯТИЕ

4 ЗАНЯТИЕ

«Домашнее животное»

(по инициативе детей)

Учить правилам безопасной работы с клеем, нитками, крупами. Развивать композиционные умения.

Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, нитки вязальные, крупы, ножницы.

5 ЗАНЯТИЕ

«Пушистый заяц Тишка»

Продолжать учить детей выполнять объёмные формы из бытового материала, дополнять поделку мелкими деталями.

Ватные диски, ножницы, клей.

6 ЗАНЯТИЕ

«Дедушка Мороз»

Формировать умение работать и выполнять поделку из нескольких материалов разной фактуры.

Ватные диски, материя разного цвета, ножницы, клей, манная крупа.

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Птичий двор»

Продолжать учить создавать коллективную композицию, полученные ранее умения и навыки в работе с разными видами бумаги. Развивать чувства формы и композиции. Воспитывать интерес к природе.

Тонированный лист бумаги  цвета формата А3. Полоски гофрокартона разных цветов, ватные диски. Цветная бумага. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы.

2 ЗАНЯТИЕ

«Самолет»

Совершенствовать навыки работы с различным материалом. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.

Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, трафарет, бутылочка из под йогурта.

3 ЗАНЯТИЕ

«Плот»

Совершенствовать навыки работы с различным материалом (пробкой, ткани, зубочисткой, резинки). Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.

Пластиковые пробки (или обычные- из пробкового дерева), резинки, деревянные зубочистки, кусочек полной ткани.

4 ЗАНЯТИЕ

«Фоторамка для папы»

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.

5 ЗАНЯТИЕ

«Наша армия»

Познакомить детей со свойствами круга, скручивании его в цилиндр; оформление и дополнение работы мелкими деталями. Воспитывать патриотизм к Советской армии.

Картон, цветная бумага, ножницы, клей- карандаш.

6 ЗАНЯТИЕ

7 ЗАНЯТИЕ

«Открытка с 23 февраля»

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним. Вызвать у детей желание создавать игрушки своими руками. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

Коктейльные палочки разного цвета, клей ПВА, ножницы, картон.

8 ЗАНЯТИЕ

«Снеговик»

Продолжать учить детей использовать в поделке ватные диски, правильно подбирая их по величине для создания «снеговика», дополнять изображение мелкими деталями создавая сюжет.

Ватные диски, вата, ножницы, клей ПВА, краски.

МАРТ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Веточка мимозы»

Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с гофрокартоном. Закрепить умение работать с салфеткой, скручивать шарики одного размера. Продолжать учить совместными усилиями создавать композицию.

Тонированный лист бумаги формата А3. Полоски гофрокартона зеленого цвета шириной 0,5 см, длиной 15 см и 3 см. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы, салфетка желтого цвета.

2 ЗАНЯТИЕ

«Цветок для мамы»

Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с бумагой, ножницами, крупами. Продолжать учить создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Стаканчик из под йогурта, кусок ткани, лента(тесьма), цветная бумага.

3 ЗАНЯТИЕ

« Букет цветов»

обучать приемам изготовления цветов из ватных дисков
 развивать мелкую моторику рук; побуждать желание ребенка делать приятное близким людям; совершенствовать трудовые навыки;
 воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Ватные диски и палочки, картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

4 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа

«Весёлые утята»

Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с ватными дисками, ватными палочками.

Ватные диски и палочки, картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

5 ЗАНЯТИЕ

«Курица с цыплятами»

Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с природным материалом, ватными шариками.

Хвоя лиственницы, ватные шарики, картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

6 ЗАНЯТИЕ

7 ЗАНЯТИЕ

«Подснежники»

Продолжать учить создавать объёмные детали для создания «живого цветка (бутона)»

Ватные диски, цветная бумага, проволока, стаканчики от йогурта, клей, ножницы, картон.

8 ЗАНЯТИЕ

«Солнечный зайчик»

Формировать навыки детей работы с ватными дисками, учить раскрашивать их красками гуашь, развивать чувство цвета передавая весеннее настроение.

Ватные диски и шарики, картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, краски гуашь, кисти, клеёнка.

АПРЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Подвесная клумба»

Познакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним. Вызвать у детей желание создавать игрушки своими руками. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

CD-диск, цветная бумага, пластиковые карандаши разного цвета, точилка, клей ПВА, большие бусины, тесьма.

2 ЗАНЯТИЕ

«Смешарик Нюша»

Продолжать знакомить с используемым материалом  и приёмами работы с ним. Закреплять навыки работы с ножницами. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

CD-диск, цветной картон, ножницы, клей ПВА.

3 ЗАНЯТИЕ

«Лягушонок»

Продолжать использовать диски в работе, включать в поделку доп. материал- тесьму. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

CD-диск, цветной картон, тесьма, шаблоны, ножницы, клей ПВА.

4 ЗАНЯТИЕ

5 ЗАНЯТИЕ

«Нюша и Крош»

Продолжать использовать диски в работе, включать в поделку доп. материал- фантики от конфет. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

CD-диск, цветной картон, ножницы, клей ПВА, шаблоны.

6 ЗАНЯТИЕ

«Золотая рыбка»

Продолжать использовать диски в работе, включать в поделку доп. материал- блёстки, стразы. Использовать игрушки-самоделки в играх. Развивать фантазию, воображение.

CD-диск, цветная бумага, блёстки, ножницы, клей ПВА, шнурок.

7 ЗАНЯТИЕ

«Солнышко»

Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

CD-диск, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш.

8 ЗАНЯТИЕ

«Панно с цветами»

Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

CD-диск, бусины разной величины, цветной картон, кружево, ножницы, клей ПВА.

МАЙ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛЫ

1 ЗАНЯТИЕ

«Открытка для ветеранов»

Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.

2 ЗАНЯТИЕ

«Жар- птица»

Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

3 ЗАНЯТИЕ

«Любимая игрушка»

(по инициативе детей)

Развивать фантазию, воображение. Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику.

Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, крупы, трафареты, вата, бумага, картон, соленое тесто.

4 ЗАНЯТИЕ

5 ЗАНЯТИЕ

«Древо семьи»

Формировать умение работать с бумагой, салфетками, ватными дисками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Картон формата А4, цветная бумага, салфетка зеленого цвета, ватные диски, клей ПВА, ножницы, кисти, салфетки.

6 ЗАНЯТИЕ

Коллективная работа.
Тема: «Зоопарк»

Формировать умение детей работать с разным материалом (крупами), планировать свою работу. Закрепить знания о диких животных и птицах. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Лист бумага формата А3, трафареты, крупы, клей ПВА, кисть, клеенка.

Используемая литература:

1. «Цветные ладошки» Е.Лыковой.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т.Дороновой.
4. «Ручной труд» под редакцией И.Климовой.
5. «От салфеток до квиллинга» И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
7. «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
8. «Смешные игрушки из пластмассы», Л.В. Куликова, О.А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез»
9. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О.В.Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
10. http://icqprosto.ru/
11. http://irina-vlas.my1.ru/index/kruzhok_quot_ochumelye_ruchki_quot/0-15
12. http://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/4853-plan-kruzhka-ochumelye-ruchki.html
13. http://stranamasterov.ru/
14. http://www.numama.ru/blogs/podelki-s-detmi
15. http://www.babylessons.ru/category/podelki-s-detmi/
16. http://allforchildren.ru/article/
17. http://www.millionpodarkov.ru/podelki/
18. http://www.alegri.ru/rukodelie/podelki-dlja-detei
19. http://yandex.ru/images/
20. http://icqprosto.ru/lektsii/uroki/kruzhok-ochumelye-ruchki/